Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано после завершения строительно-монтажных работ при строительстве трубопровода до ввода его в эксплуатацию.
Внутритрубная послестроительная диагностика обеспечивает обнаружение дефектов на участке трубопровода, уложенного в траншею и засыпанного грунтом.
Известно, что движение внутритрубных инспекционных приборов (ВИЛ) в полости трубопровода достигается сжатым воздухом (Основы технической диагностики трубопроводных систем нефти и газа: учебник для вузов / A.M. Шаммазов, Б.Н. Мастобаев, А.Е. Сощенко, Г.Е. Коробков, В.М. Писаревский. - СПб.: Недра, 2009. - С. 388-398).
Наиболее близким к заявленному устройству по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является устройство, представляющее собой внутритрубный инспекционный прибор (ВИЛ) (Основы технической диагностики трубопроводных систем нефти и газа: учебник для вузов / A.M. Шаммазов, Б.Н. Мастобаев, А.Е. Сощенко, Г.Е. Коробков, В.М. Писаревский. - СПб.: Недра, 2009. - С. 389-390).
Недостатком данного устройства является возгорание его элементов в среде сжатого воздуха в процессе проведения внутритрубной диагностики. В процессе движения ВИП в полости трубопровода вследствие трения его о внутреннюю поверхность трубы происходит повышенный нагрев ВИП, а иногда возгорание элементов ВИП в среде сжатого воздуха. В результате чего ВИП теряет работоспособность.
Задачей изобретения является разработка нового способа послестроительной диагностики трубопровода и устройства для его осуществления с достижением следующего технического результата - исключение возгорания ВИП в процессе послестроительной диагностики трубопровода.
Поставленная задача решается тем, что в способе внутритрубной послестроительной диагностики трубопровода, включающем применение внутритрубного инспекционного прибора и обеспечение его движения в полости трубопровода под действием сжатого воздуха, согласно изобретению обеспечивают движение внутритрубного инспекционного прибора в среде инертного газа образованием полостей, ограниченных поршнями, устанавливаемыми с обеих сторон внутритрубного инспекционного прибора и фиксируемыми с помощью соединительных элементов на расчетном расстоянии причем значения давлений в этих полостях р1.1 и p2.1 превышают значения давлений прилегающих участков р1 и р2. Расстояние между внутритрубным инспекционным прибором и поршнями принимают из условия обеспечения зазора между соединительным элементом и внутренней поверхностью трубопровода на криволинейных его участках. В устройстве для внутритрубной послестроительной диагностики трубопровода, содержащем внутритрубный инспекционный прибор, согласно изобретению, внутритрубный инспекционный прибор оснащен встроенным баллоном со сжатым инертным газом и соединен с поршнями с помощью соединительных элементов. Поршни, образующие полости со сжатым инертным газом, выполнены секционными и соединены между собой короткими соединительными элементами длиной в пределах 0,5-1,0 м. Причем внутритрубный инспекционный прибор с поршнями и секции в поршнях соединены между собой через шаровой шарнир.
Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами.
На фиг. 1 представлено устройство внутритрубной послестроительной диагностики трубопровода; на фиг. 2 - осуществление способа внутритрубной послестроительной диагностики на прямолинейном участке трубопровода; на фиг. 3 - осуществление способа внутритрубной послестроительной диагностики на углах поворота трубопровода; на фиг. 4 - устройство внутритрубной послестроительной диагностики трубопровода с секционным выполнением поршней.
Устройство внутритрубной послестроительной диагностики трубопровода содержит внутритрубный инспекционный прибор 1 (ВИП), встроенный баллон 2 со сжатым инертными газом, поршни 3, соединительные элементы 4, шаровой шарнир 5, а также короткие соединительные элементы 6 (в пределах 0,5-1,0 м из технических соображений) для варианта секционного выполнения поршней 3.
Полость трубопровода 7 спереди и сзади движущегося ВИП 1 на определенном участке полости заполняется инертным газом. Этот участок полости ограничен поршнями 3, которые механически соединены с ВИП 1 без возможности изменения расстояния между ними. С целью обеспечения относительных угловых перемещений поршней 3 и ВИП 1 на участках изгиба трубопровода их соединения выполнены через шаровой шарнир 5. Таким образом, ВИП 1 в процессе движения находится в среде инертного газа, что исключает возгорание.
Длина соединительного элемента 4 определяется так, чтобы на углах поворота трубопровода 7 оставался зазор между жестким соединительным элементом 4 и внутренней поверхностью трубопровода 7, что позволит беспрепятственное движение устройства в полости трубопровода на участках изгиба трубопровода. Следовательно, расстояние между внутритрубным инспекционным прибором 1 и поршнями 3 также принимают из условия обеспечения зазора между соединительным элементом 4 и внутренней поверхностью трубопровода 7 на криволинейных его участках (из технических соображений):
где D - внутренний диаметр трубопровода (м), R - радиус кривизны продольной оси трубопровода (м).
Условие обеспечения движения системы с точки зрения соотношения давлений имеет вид:
где р1 - значение давления сжатого воздуха в прилегающем участке трубопровода до устройства, р2 - значение атмосферного давления в прилегающем участке трубопровода после устройства.
Условия исключения попадания воздуха из прилегающих участков в полости с ВИП имеют вид:
где p1.1 и р2.1 - значения давлений в полостях с ВИП, ограниченных поршнями.
Условие (2) можно записать в виде:
где N1=0,25πD2p1 - усилие, действующие на поршень 3, от давления сжатого воздуха;
N2=0,25πD2p2 - усилие, действующее на поршень 3, от атмосферного давления в противоположном направлении движения устройства;
T=Т1+Тп1+Тп2 - усилие сопротивления движению устройства.
Здесь Т1, Тп1, Тп2 - усилия сопротивления движению, соответственно, ВИП 1 и поршней 3 по ходу движения.
До пропуска ВИП 1 производится предпусковая подготовка полости трубопровода 7 с целью обеспечения целостности ВИП 1 и других приборов, пропускаемых по трубопроводу 7. Несмотря на это возможен износ поршней 3 и повышенная утечка инертного газа в соседние полости. С целью обеспечения условий (3) в течение всего процесса диагностирования ВИП 1 оснащено баллоном 2, наполненным сжатым инертным газом. По ходу движения ВИП 1 инертный газ выпускается из баллона 2 в полость трубопровода, ограниченную поршнями 3. Кроме того, с целью достижения поставленной задачи поршни 3 могут быть изготовлены из нескольких секций.
Устройство работает следующим образом. При внутритрубной послестроительной диагностике ВИП 1 с поршнями 3 приводится в движение в полости трубопровода 7 под действием сжатого до давления р1 воздуха. Полости трубопровода между ВИП 1 и поршнями 3 заполняются под давлением инертным газом с соблюдением условий (2) и (3). С целью обеспечения условий (2) и (3) в процессе диагностики всего участка трубопровода 7 поршни 3 могут быть выполнены секционными, а также ВИП 1 может быть оснащен баллоном 2 со сжатым инертным газом. Секции в поршнях соединяются между собой короткими соединительными элементами 6 через шаровой шарнир 5. Секционное выполнение поршней 3 существенно снижает утечку инертного газа из полостей между ВИП 1 и поршнями 3. Сжатый инертный газ из баллона 2 по ходу движения приборов при необходимости поступает в полости трубопровода 7 между ВИП 1 и поршнями 3, тем самым обеспечивает соблюдение условий (2) и (3).
По ходу движения ВИП нагревается. Так как ВИП находится в среде инертного газа, возгорание его из-за повышенного нагрева не происходит.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ проведения внутритрубной диагностики в подвижной жидкостной пробке | 2017 |
|
RU2650621C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ВНУТРИТРУБНОГО ИНСПЕКЦИОННОГО ПРИБОРА НА КОЛЬЦЕВОМ ТРУБОПРОВОДНОМ ПОЛИГОНЕ | 2012 |
|
RU2526579C2 |
Способ определения точного объема вынесенного металла коррозионных дефектов по ультразвуковым данным ВТД | 2015 |
|
RU2607359C1 |
Способ обработки результатов внутритрубных диагностических обследований магистральных трубопроводов, выполненных комбинированными методами неразрушающего контроля с учетом конструктивных характеристик внутритрубного инспекционного прибора (ВИП), скорости движения и изменения углового положения ВИП | 2015 |
|
RU2639466C2 |
Метрологический полигон | 2016 |
|
RU2641618C1 |
Способ выявления растущих дефектов магистральных трубопроводов | 2020 |
|
RU2753108C2 |
Способ преобразования диагностических данных внутритрубных обследований магистральных трубопроводов, работающих в реверсном режиме в вид, позволяющий проводить интерпретацию с использованием данных предыдущих инспекций, проведенных при работе нефтепровода в прямом режиме | 2015 |
|
RU2617612C1 |
ТРУБОПРОВОДНЫЙ СКРЕБОК РАССЕИВАНИЯ ИНГИБИТОРОВ С ВИХРЕВЫМ ЭФФЕКТОМ | 2009 |
|
RU2509613C2 |
Способ изготовления фланцевой вставки для проверки работоспособности внутритрубных инспекционных приборов на испытательном трубопроводном полигоне | 2016 |
|
RU2625985C1 |
СПОСОБ ВНУТРИТРУБНОЙ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРУБОПРОВОДА | 2018 |
|
RU2697008C1 |
Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано после завершения строительно-монтажных работ при строительстве трубопровода до ввода его в эксплуатацию. Способ внутритрубной послестроительной диагностики трубопровода, включающий применение внутритрубного инспекционного прибора и обеспечение его движения в полости трубопровода под действием сжатого воздуха, обеспечивают движение внутритрубного инспекционного прибора в среде инертного газа образованием полостей, ограниченных поршнями, устанавливаемыми с обеих сторон внутритрубного инспекционного прибора и фиксируемыми с помощью соединительных элементов на расчетном расстоянии l, причем значения давлений в этих полостях p1.1 и р2.1 превышают значения давлений прилегающих участков p1 и р2. Расстояние между внутритрубным инспекционным прибором и поршнями принимают из условия обеспечения зазора между соединительным элементом и внутренней поверхностью трубопровода на криволинейных его участках. В устройстве для внутритрубной послестроительной диагностики трубопровода, содержащем внутритрубный инспекционный прибор, внутритрубный инспекционный прибор оснащен встроенным баллоном со сжатым инертным газом и соединен с поршнями с помощью соединительных элементов. Поршни, образующие полости со сжатым инертным газом, выполнены секционными и соединены между собой короткими соединительными элементами длиной в пределах 0,5-1,0 м. Причем внутритрубный инспекционный прибор с поршнями и секции в поршнях соединены между собой через шаровой шарнир. Изобретение обеспечивает исключение возгорания в процессе послестроительной диагностирования трубопровода. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Способ внутритрубной послестроительной диагностики трубопровода, включающий применение внутритрубного инспекционного прибора и обеспечение его движения в полости трубопровода под действием сжатого воздуха, отличающийся тем, что обеспечивают движение внутритрубного инспекционного прибора в среде инертного газа образованием полостей, ограниченных поршнями, устанавливаемыми с обеих сторон внутритрубного инспекционного прибора и фиксируемыми с помощью соединительных элементов на расчетном расстоянии причем значения давлений в этих полостях p1.1 и p2.1 превышают значения давлений прилегающих участков р1 и p2.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что расстояние между внутритрубным инспекционным прибором и поршнями принимают из условия обеспечения зазора между соединительным элементом и внутренней поверхностью трубопровода на криволинейных его участках:
где D - внутренний диаметр трубопровода, м,
R - радиус кривизны продольной оси трубопровода, м.
3. Устройство для внутритрубной послестроительной диагностики трубопровода, содержащее внутритрубный инспекционный прибор, отличающееся тем, что внутритрубный инспекционный прибор оснащен встроенным баллоном со сжатым инертным газом и соединен с поршнями с помощью соединительных элементов.
4. Устройство по п. 3, отличающееся тем, что поршни, образующие полости со сжатым инертным газом, выполнены секционными и соединены между собой короткими соединительными элементами длиной в пределах 0,5-1,0 м.
5. Устройство по п. 3, отличающееся тем, что внутритрубный инспекционный прибор с поршнями и секции в поршнях соединены между собой через шаровой шарнир.
Шаммазов А.М | |||
и др | |||
Основы технической диагностики трубопроводных систем нефти и газа: учебник для ВУЗов, СПб, Недра, 2000, с.389-390 | |||
Способ внутритрубной диагностики трубопроводов с использованием метода "сухой протяжки" | 2017 |
|
RU2658122C1 |
Способ проведения внутритрубной диагностики в подвижной жидкостной пробке | 2017 |
|
RU2650621C1 |
US 3047895 A, 07.08.1962 | |||
WO 9965620 A1, 23.12.1999. |
Авторы
Даты
2020-07-23—Публикация
2019-12-04—Подача