Способ вибрационных испытаний авиационных управляемых ракет в сборе на прочность при воздействии широкополосной случайной вибрации Российский патент 2020 года по МПК G01M7/00 

Описание патента на изобретение RU2731019C1

Изобретение относится к авиационно-ракетной испытательной технике, а именно к способу испытаний на прочность при воздействии вибрации авиационных управляемых ракет в сборе в лабораторно-стендовых условиях.

Требования к автономным испытаниям бортовой аппаратуры авиационных управляемых ракет установлены в ГОСТ РВ.20.39.304-98 (группа аппаратуры 4,1-4,3), а методы и нормы испытаний на воздействие механических факторов для этой группы в ГОСТ РВ.20.57.305-98.

Целью предполагаемого изобретения является максимально приблизить испытания аппаратуры на прочность по вибрационным нагрузкам при воздействии широкополосной случайной вибрации (ШСВ) авиационных управляемых ракет (далее изделий) в сборе, с соблюдением штатных условий подвески под самолетом-носителем.

При эксплуатации изделий пространственные и случайные вибрации передаются через передние и задние узлы подвески изделия от узлов захвата самолета-носителя.

В предлагаемом способе вибрационное нагружение передается также.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Сначала определяют значения вибронагружения в контрольных управляющих и измерительных точках (по ГОСТ 31419-2010) для аппаратуры в составе изделия в сборе по трем ортогональным направлениям на основании заданных режимов автономных испытаний аппаратуры.

Если автономные испытания аппаратуры проводятся с использованием данных измерений, проведенных в реальных условиях применения изделия, то принимают эти нагрузки для формирования режима испытаний аппаратуры в составе изделий в сборе на пространственную вибрацию.

Если испытания проводятся по ГОСТ РВ.20.57.305-98 для группы аппаратуры 4,1-4,3 то согласно ГОСТ РВ.20.57.305-98:

- среднеквадратическое значение суммарного ускорения при испытании в продольном направлении (ось X) устанавливают равным 0,7 от вертикального (ось Y) и поперечного (ось Z).

- общее заданное время испытания в вертикальном, поперечном и продольном направлениях распределяется в следующих пропорциях 0,5; 0,3 и 0,2.

Из приведенных данных следует, что при испытаниях на прочность по трем осям максимальные вибрационные нагрузки приходятся на ось Y, затем на ось Z и незначительные на ось X.

Для сравнения параметров вибрационных нагрузок, возникающих в ортогональных направлениях спектральной плотности ускорения (СПУ) в поддиапазонах частот, и среднего квадратическое значение суммарного ускорения W, взятые из ГОСТ РВ.20.57.305-98 пересчитываются в эквивалентные под время t полета изделия с самолетом-носителем для осей X, Y и Z исходя из формулы ускоренных испытаний приведенных в ГОСТ РВ.20.57.305-98:

tуск=(Wпрог/Wуск*tпрог;

tудл(Wпрог/Wудл)4*tпрог;

причем Wудл<Wпрог, Wуск>Wпрог,

где:

tуск - ускоренное время испытаний;

Wпрог - первоначальная СПУ, установленная в программе испытаний или в Т;

Wуск -СПУ, соответствующая ускоренному времени испытаний;

tпрог - время испытаний, установленная в программе испытаний или ТУ;

tудл - удлиненное время испытаний;

Wудл - СПУ, соответствующая удлиненному времени испытаний.

Для сравнения параметров вибрационных нагрузок, возникающих в ортогональных направлениях, значения СПУ в поддиапазонах частот и среднее квадратическое значение суммарного ускорения, взятые из ГОСТ РВ.20.57.305-98, пересчитываются в эквивалентные под время полета изделия с самолетом-носителем для осей X, Y и Z по вышеуказанным формулам.

Испытания проводят с помощью испытательного стенда, который максимально соответствует штатным условиям подвески изделий под носителем, при этом реализуется на изделии пространственная ШСВ.

На фиг. 1 изображен общий вид стенда для испытаний изделия по оси Y. B состав стенда входят:

- поворотный электродинамический возбудитель 1;

- безлюфтовый опорный шарнир 2;

- нижняя рама 3;

- верхняя рама 4;

- испытуемого изделия 5 с узлами подвески 6;

- узлы захвата 7 самолета-носителя;

- порталов 8 с резиновыми шнуровыми амортизаторами 9 для вывески изделия 5.

На фиг. 2 изображен общий вид стенда для изделия по оси Z (см. фиг. 2) Вибровозбудители 1 поворачиваются на 90 градусов в горизонтальное положение, в этом случае изделие удерживается в горизонтальном положении с помощью тросов 10, а вибрационные нагрузки от вибровозбудителей к изделию передаются через штанги 11.

Стенд является универсальным, на котором можно проводить все типы изделий за счет увеличенных внутренних размеров рам 3 и 4 крепежного приспособления и возможностью перемещения вибровозбудитей 1 с порталами 8 в направлении продольной оси X испытуемого изделия 5 под узлы захвата 7 самолета - носителя. Узлы захвата 7 съемные и меняются под размеры узлов подвески изделия 6.

При проведении испытаний по оси Y, для снятия статической нагрузки с вибровозбудителей 1, удержания изделия 5 в горизонтальном положении и исключения влияния амортизаторов 9 на испытательный режим, длина резиновых авиационных амортизаторах 9 для вывески изделия 5 по передним и задним узлам подвески 6 рассчитывается следующим образом.

Определяют статический прогиб подвеса (δ). В линейных системах с одной степенью свободы прогиб подвеса связан с частотой собственных колебаний (ƒо) следующей формулой:

δ=g/4π2ƒ02,

где: ускорение свободного падения g=9.81 м/с2;

отношение длины окружности к ее диаметру π=3.14.

Чтобы при вывеске изделия исключить влияние амортизаторов на заданный режим испытаний и передачу вибрации на портал применяются шнуровые резиновые авиационные амортизаторы, при этом растяжение должно составлять 30% от первоначальной длины (середина линейной зоны упругой деформации).

Собственная частота колебательной системы подвеса ƒо, образованная массой изделия с приспособлением и упругим элементом амортизаторами, должна быть меньше ƒн:

ƒоƒн,

где ƒн - наименьшая частота испытательного режима.

Допустим низшая частота режима испытаний ƒн=5 Гц, тогда собственная частота подвеса ƒо быть ниже ƒн.

Примем ƒо=1 Гц, тогда статический прогиб δ=9.8/4*3.142*12=0,25 м, принимаем за 30% от первоначальной длины.

Следовательно, длину амортизаторов необходимо взять 0.25 м*3,33=0.83 м и подобрать диаметр и количество амортизаторов, таким образом, чтобы они растянулись под весом изделия с приспособлением на 25 см.

Определяем диаметр и количество амортизаторов для вывески системы исходя из составляющих веса по переднему Gп и заднему Gз узлам подвески.

Gп=G(L-A)/ L; Gз=GA/L,

где G - вес изделия с приспособлением;

Gп - составляющая веса приходящая на передний узел подвески;

Gз - составляющая веса приходящая на задний узел подвески;

L - расстояние между передним и задним узлами подвески;

А - расстояние от передней подвеской до центра тяжести изделия с приспособлением.

По графику статических характеристик шнуровых резиновых авиационных амортизаторов, исходя из значений Gп и Gз при относительном удлинении на 30% подбираем их диаметр и количество.

После определения вибрационных нагрузок для испытаний изделия и расчета резиновых амортизаторов, изделие устанавливается на стенд по оси У, как показано на фиг. 1, препарируется трехкомпонентными акселерометрами в контрольных (управляющих) и измерительных точках по рамам изделия.

Проводится отработка режима испытаний на макете изделия или на штатном изделии на 50% уровня нагружения. Отработка с подбором режимов испытаний ведется с помощью двухканальной автоматизированной системы управления случайной вибрации.

При отработки режимов перед началом испытаний проводится сравнительная оценка параметров пространственной вибрации по значениям вибрационных нагрузок, возникающих в ортогональных направлениях, с параметрами вибрации, установленными для автономных испытаний аппаратуры, и окончательно формируется режим испытаний. Как показали испытания, при такой схеме возбуждения с помощью 2-х вибровозбудителей с соблюдением штатных условий подвески изделия с самолетом-носителем, однонаправленное вибронагружение преобразуется в пространственное приближающее к условиям натурного вибрационного нагружения изделия. При отработке режима испытаний по оси Y, оценивается вибронагружение по оси X и оси Z, определяется необходимость дополнительного вибронагружения по оси Z. Как позывает опыт испытаний, дополнительное вибронагружение по оси X не требуется.

Похожие патенты RU2731019C1

название год авторы номер документа
Способ испытания объекта широкополосной случайной вибрацией 2022
  • Козлов Алексей Александрович
  • Проскурин Анатолий Викторович
  • Лаптев Дмитрий Валерьевич
  • Крутиков Андрей Валентинович
RU2794419C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ ВИБРАЦИИ ПРИ ВИБРОИСПЫТАНИЯХ ОБЪЕКТОВ НА СООТВЕТСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ 2022
  • Байрак Виктор Владимирович
  • Шакиров Ринат Назифович
  • Шарков Максим Владимирович
  • Карлина Ольга Николаевна
  • Хамутов Андрей Леонидович
RU2788584C1
Универсальный стенд для испытаний авиационных управляемых ракет на динамические нагрузки 2019
  • Галкин Иван Андреевич
  • Трусов Владимир Николаевич
  • Шевченко Александр Федорович
  • Яковлев Виктор Николаевич
RU2736846C1
СПОСОБ ВИБРОИСПЫТАНИЙ ИЗДЕЛИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2020
  • Остроменский Пётр Иванович
  • Волошин Александр Васильевич
  • Эдвабник Валерий Григорьевич
RU2729980C1
ДИНАМИЧЕСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД 2014
  • Крылов Анатолий Иванович
  • Спирин Евгений Анатольевич
  • Смагарёв Сергей Григорьевич
  • Бурдин Борис Васильевич
  • Киршанов Владимир Николаевич
RU2554198C1
СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ПУСКОВОГО УСТРОЙСТВА АВИАЦИОННОЙ РАКЕТЫ 2008
  • Волков Владимир Николаевич
  • Гусев Александр Николаевич
  • Ищенко Владимир Владимирович
  • Лебедев Юрий Иванович
  • Матвейкин Владимир Иванович
  • Мурачев Александр Александрович
  • Руфов Василий Егорович
  • Сухов Николай Иванович
RU2365851C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВИБРОЗАЩИТЫ ОБОРУДОВАНИЯ 1989
  • Конычев В.И.
  • Ягодкин В.Н.
  • Рябушкин Ю.В.
RU2011173C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВИБРОНАГРУЗОК НА ДВИГАТЕЛЯХ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ САМОЛЕТА 1992
  • Конычев В.И.
  • Митенков В.Б.
  • Важнов Ю.Л.
RU2036450C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АМПЛИТУДНО-ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МНОГОМЕРНОЙ УПРУГОЙ СИСТЕМЫ С МНОГОКАНАЛЬНЫМ ВХОДОМ 1993
  • Конычев В.И.
  • Митенков В.Б.
RU2114408C1
Способ измерения удара на конструкции крепления бортового оборудования летательного аппарата при наличии в измеряемом процессе вибрационных и ударных нагрузок 2016
  • Митенков Виктор Борисович
  • Баранова Марина Сергеевна
  • Кудашин Владимир Сергеевич
  • Саркисян Анаида Фрунзевна
  • Митенков Кирилл Алексеевич
  • Гриб Любовь Ивановна
RU2644986C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 731 019 C1

Реферат патента 2020 года Способ вибрационных испытаний авиационных управляемых ракет в сборе на прочность при воздействии широкополосной случайной вибрации

Изобретение относится к авиационно-ракетной испытательной технике, а именно к способу испытаний на прочность при воздействии вибрации авиационных управляемых ракет в сборе в лабораторно-стендовых условиях. Испытания проводятся по трем взаимно-перпендикулярным осям. При испытаниях аппаратура жестко крепиться к столу вибровозбудителей с помощью приспособления, которое обеспечивает отсутствие резонансов в заданном диапазоне частот возбуждения. Уровни побочных боковых вибраций при испытаниях минимальны по отношению к заданной. Технический результат заключается в максимальном приближении автономных испытаний аппаратуры по вибрационным нагрузкам на стенде к штатным условиям подвески под самолетом-носителем. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 731 019 C1

1. Способ вибрационных испытаний авиационных управляемых ракет в сборе на прочность при воздействии широкополосной случайной вибрации, заключающийся в формировании и передаче широкополосной случайной вибрации и передаче ее к испытуемому изделию по вертикальной оси Y и в поперечной оси Z, с помощью двух однонаправленных поворотных вибровозбудителей, которые соединены через безлюфтовые шарнирные соединения с приспособлением, имеющим штатные узлы подвески изделия к самолету-носителю, характеризующийся тем, что при передаче вибрационной нагрузки по оси Y через узлы подвески изделия, реализуется пространственная широкополосная случайная вибрация с уровнями вибрационных нагрузок в ортогональных направлениях одного порядка с основным направлением.

2. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что для предварительного формирования режима испытаний аппаратуры в составе изделия на пространственную широкополосную случайную вибрацию определяют значения вибронагружения в контрольных и измерительных точках на рамах изделия, по трем ортогональным направлениям исходя из режимов автономных испытаний аппаратуры.

3. Способ по п. 2, характеризующийся тем, что при отсутствии измерений, проведенных в реальных условиях применения изделия, определяют вибронагрузки в контрольных и измерительных точках изделия по ГОСТ РВ.20.57.305-98:

- среднеквадратическое значение суммарного ускорения при испытании в продольном направлении (ось X) устанавливают равным 0,7 от вертикального (ось Y) и поперечного (ось Z);

- общее заданное время испытания в вертикальном, поперечном и продольном направлениях, которое распределяется в следующих пропорциях 0,5; 0,3 и 0,2.

4. Способ по пп. 2, 3, характеризующийся тем, что вибронагрузки в контрольных и измерительных точках, заданные среднеквадратическим значением суммарного ускорения и общим за время испытания в вертикальном, поперечном и продольном направлениях, приводят к времени совместного полета изделия с самолетом-носителем по формуле ускоренных испытаний для широкополосной случайной вибрации по ГОСТ РВ.20.57.305-98:

tycк=(Wпpoг/Wycк)4tпрог;

tудл=(Wпрог/Wудл)4tпрог,

где:

tуск - ускоренное время испытаний;

Wпрог - первоначальная спектральная плотность ускорения, установленная в программе испытаний или в ТУ;

Wуск - спектральная плотность ускорения, соответствующая ускоренному времени испытаний;

tпрог - время испытаний, установленное в программе испытаний или ТУ;

tудл - удлиненное время испытаний;

Wудл - спектральная плотность ускорения, соответствующая удлиненному времени испытаний.

5. Способ по пп. 2-4, характеризующийся тем, что контрольными точками для управления режимами испытаний являются точки, расположенные непосредственно на силовых рамах возле переднего и заднего ползунов подвески изделия, точки измерения располагаются по остальным рамам изделия при этом в контрольных и измерительных точках устанавливаются трехкомпонентные акселерометры.

6. Способ по любому из пп. 2-5, характеризующийся тем, что после определения вибронагрузок в контрольных и измерительных точках, приведенных к времени совместного полета по рамам изделия, по трем ортогональным направлениям эти вибронагрузки сравниваются с вибронагрузками, полученными в процессе отработки режима испытаний по оси Y на макете изделия или на штатном изделии с помощью автоматизированной системы управления на 50%-ном уровне нагружения с определением окончательного режима испытаний на пространственную вибрацию изделия в сборе с учетом нагрузок в ортогональных направлениях.

7. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что при проведении испытаний по оси Y для снятия статической нагрузки с вибровозбудителей удержания изделия в горизонтальном положении и исключения влияния амортизаторов на испытательный режим изделие с крепежным приспособлением вывешивается на авиационных резиновых амортизаторах таким образом, чтобы собственная частота колебательной системы подвеса ƒо, образованная массой изделия с приспособлением и упругим элементом амортизаторами, была значительно меньше нижней частоты испытательного режима ƒн:

ƒо<<ƒн.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2731019C1

Прибор для промывания газов 1922
  • Блаженнов И.В.
SU20A1
Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения
Методы испытаний на воздействие механических факторов, введен 1999-01-01 : изд-е, янв
Устройство для закрепления лыж на раме мотоциклов и велосипедов взамен переднего колеса 1924
  • Шапошников Н.П.
SU2015A1
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба 1920
  • Богач Б.И.
SU11A1
Колосоуборка 1923
  • Беляков И.Д.
SU2009A1
- Москва, Стандартинформ, 2015
СТЕНД ДЛЯ ВИБРАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛИНОМЕРНЫХ ИЗДЕЛИЙ 1987
  • Маслак Евгений Пантелеевич
  • Кузнецов Владимир Александрович
  • Жирков Сергей Сергеевич
  • Яскевич Сергей Иванович
  • Лепилов Владимир Валентинович
  • Олетин Геннадий Иванович
SU1840349A1
Вибростенд 1987
  • Кораблев Валерий Иванович
  • Шильцин Владимир Михайлович
  • Кораблев Анатолий Иванович
SU1499137A1
Стенд для испытания антивибрационных кабелей на виброустойчивость 1978
  • Синани Игорь Борисович
  • Ершов Анатолий Ефимович
  • Ирашин Борис Осипович
  • Бахтин Юрий Михайлович
SU728017A1

RU 2 731 019 C1

Авторы

Трусов Владимир Николаевич

Шевченко Александр Федорович

Даты

2020-08-28Публикация

2019-12-24Подача