ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ Российский патент 2020 года по МПК F16D65/52 F16D65/38 F16D65/74 F16D65/54 F16D65/40 

Описание патента на изобретение RU2731851C1

Предполагаемое изобретение относится к области безрельсовых средств и может быть использовано в конструкциях колес автомобилей.

Известен тормозной механизм колеса (колодочный тормоз) автомобиля ГАЗ-51 описанный в книге А.В Карягин, Г.М. Соловьёв. Устройство, обслуживание и правила движения автомобилей. Учеб. пос. для подготовки водителей автомобилей. 4-е изд. перераб. Военное издательство министерства обороны СССР. - М: 1950. - 495 с., и показанный на рис. 209 и представленный на стр. 391-393. Особенностью устройства такого тормоза является то, что обе его тормозные колодки с накладками своими нижними концами шарнирно закреплены на опорном диске, а верхние их концы взаимосвязаны с поршнями гидроцилиндра гидравлической системы управления тормозами. Несмотря на эффективность использования такого тормозного механизма колеса последний обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что в процессе эксплуатации автомобиля, за счет повышенного износа накладок тормозных колодок, происходит увеличение зазора между ними и окружной поверхностью тормозного барабана, что приводит к росту их хода и нарушению работы как гидравлической системы управления тормозами, так и ручной при применении его стояночного тормоза.

Известен также тормозной механизм колеса автомобиля ГАЗ-53А описанный в книге Теория и конструкция автомобиля: Учебник для автотранспортных техникумов / В.А. Иларионов, М.М. Морин, Н.М. Сергеев и др. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Машиностроение. 1985. - 368 с., показанный на рис. 129 и описанный на стр. 256-257. В целом такая конструкция тормоза аналогична вышеописанной и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому, целью предполагаемого изобретения является применение в тормозном механизме колеса автомобиля устройства позволяющего в автоматическом режиме работы автомобиля обеспечивать постоянный зазор между наружными поверхностями накладок тормозных колодок и окружной поверхностью тормозного барабана.

Поставленная цель достигается тем, что на одной из колодок в верхней ее части шарнирно установлен, подпружиненный относительно последней плоской пружиной, подвижный в вертикальной плоскости опорного диска стержень снабженный на другом своем конце вилкой с зубом взаимодействующим с ответными зубьями расположенными на криволинейном участке уступа выполненного за одно целое с другой тормозной колодкой причем, упомянутый стержень изготовлен из упругого материала.

На чертежах фиг. 1 показан общий вид тормозного механизма колеса автомобиля, а на фиг. 2 часть узла сопряжения тормозной колодки с деталью ее управления.

Тормозной механизм колеса автомобиля состоит из передней тормозной колодки 1 с помощью шарнира 2 связанной с опорным диском 3 и задней тормозной колодки 4, которая также с помощью другого шарнира 5 присоединена к опорному диску 3. Тормозные колодки 1 и 4 снабжены накладками 6 и связаны между собой как винтовой пружиной растяжения 7, так и рабочим цилиндром 8. На передней тормозной колодке 1 с помощью шарнира 9 установлен стержень 10 подпружиненный плоской пружиной 11 и снабженный на своем конце вилкой 12 с зубом 13 взаимодействующим с зубьями 14 уступа 15 задней тормозной колодки 4. Накладки 6 контактируют с тормозным барабаном 16.

Работает тормозной механизм колеса автомобиля следующим образом. При движении автомобиля все детали тормозного устройства находятся в таком положении, как это показано на фиг. 1 и фиг. 2 при этом, между накладками 6 тормозных колодок 1 и 4 и тормозным барабаном 16 имеются радиальные зазоры δ. Предположим, что накладки 6 являются новыми и в работе механизма еще не участвовали. Понятно, что при движении автомобиля возникла ситуация когда водитель приводит в действие тормозную систему (конструкция и работа подобных приводов подробно описана в аналоге и прототипе) за счет подачи рабочей жидкости в рабочий цилиндр 8, и тогда последний воздействуя на тормозные колодки 1 и 4 перемещает их по стрелке А, что приводит в итоге к контакту последних к тормозному барабану 16 исключая тем самым зазоры δ. В этом случае винтовая пружина растяжения 7 упруго деформируется также по стрелке А, а стержень 10 перемещается совместно с передней тормозной колодкой 1 по стрелке В. Такое перемещение стержня 10 способствует движению в этом же направлении зуба 13, жестко связанного с стержнем 10, так как последний имеет определенную длину (см. фиг. 2), но выйти из зацепления с зубьями 14, имеющими такую же длину, он не может и в итоге продолжает располагается между ними. После выхода автомобиля из режима торможения, подача давления рабочей жидкости в рабочий цилиндр 8 прекращается и тогда под действием ранее растянутой винтовой пружины растяжения 7 тормозные колодки 1 и 4, а также стержень 10 перемещаются в направлении противоположном стрелке А и В занимая исходное положение показанное на фиг. 1 и фиг. 2. Следовательно, в этом случае возникают зазоры δ исключая тем самым контакт накладок 6 с тормозным барабаном 16. Предположим теперь, что в процессе эксплуатации автомобиля произошел некоторый износ накладок 6 и тогда при торможении колеса, как это было описано выше, стержень 10 так же получит линейное перемещение по стрелке В, но уже на большую величину такую, которая обеспечит рассоединение зуба 13 с одним из зубьев 14, с которым он был до этого связан, что позволит стержню 10 под действием плоской пружины 11 получить некоторый угловой поворот по стрелке С. Но так как зубья 14 расположены по кривой на криволинейном участке уступа 15 выполненного за одно целое с тормозной колодкой 4, то дальнейший угловой поворот стержня 10 по стрелке С будет исключен так как его зуб 13 встретит на своем пути другой последующий от первоначального из ряда зубьев 14. В итоге ранее возникший увеличенный, за счет износа накладок 6, радиальный зазор δ уменьшится до первоначального размера показанного на фиг. 1. В дальнейшем работа тормозного механизма колеса автомобиля, в условиях износа накладок 6, будет постоянно происходить за счет перемещения зуба 13 стержня 10 по зубьям 14 обеспечивая тем самым постоянную величину δ. В тех случаях когда возникает необходимость замены накладок 6 на новые, то после их закрепления на колодках 1 и 4, вручную, в направлении обратном стрелке С, переводят стержень 10 упруго деформируя плоскую пружину 11 в исходное положение такое, как это показано на фиг. 1. Для исключения аварийных ситуаций, связанных с угловым поворотом стержня 10, последний может быть выполнен из упругого материал, который обеспечит продольный изгиб его в вертикальной плоскости колеса. Далее описанные процессы могут повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными конструкциями тормозного механизма колеса автомобиля очевидно, так как оно позволяет эффективно, в автоматическом режиме, поддерживать рациональную величину радиальных зазоров размещенных между прокладками тормозных колодок и поверхностью тормозных барабанов.

Похожие патенты RU2731851C1

название год авторы номер документа
ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ 2015
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Радин Сергей Юрьевич
  • Трубицына Алена Евгеньевна
RU2606407C1
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО КОЛЕСА 2015
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Радин Сергей Юрьевич
  • Гридчин Илья Александрович
RU2615844C2
КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ 2017
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Радин Сергей Юрьевич
  • Бунеев Сергей Сергеевич
RU2694419C2
Барабанно-колодочный тормоз 1986
  • Зубарев Владимир Сергеевич
  • Гетерман Игорь Хаймович
  • Буликян Шота Романосович
  • Мордкович Валентин Юрьевич
SU1368535A1
Барабанный тормоз 1990
  • Лобах Василий Павлович
  • Мамити Герас Ильич
  • Кленикский Всеволод Всеволодович
  • Захарин Владимир Сергеевич
  • Забавский Владимир Иванович
SU1719739A2
Устройство для автоматической регулировки зазора между тормозной накладкой и тормозным барабаном 2021
  • Горшков Сергей Владимирович
RU2816432C2
ТОРМОЗНОЙ РЫЧАГ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ К ШЛИЦЕВОМУ ВАЛУ С S-ОБРАЗНЫМ РАЗЖИМНЫМ КУЛАЧКОМ АВТОМОБИЛЬНОГО БАРАБАННОГО ТОРМОЗА 1993
  • Оке Неландер[Se]
RU2095657C1
Барабанный тормоз с воздействием одной самоустанавливающейся колодки на другую 2020
  • Мамити Герас Ильич
  • Льянов Марат Савкузович
  • Сланов Сослан Аликович
  • Сланов Руслан Аликович
RU2742152C1
БАРАБАННЫЙ ТОРМОЗ С СЕРВОДЕЙСТВИЕМ 1991
  • Мамити Г.И.
  • Кленикский В.В.
  • Захарин В.С.
  • Забавский В.И.
  • Джикаева М.С.
RU2006713C1
БАРАБАННЫЙ КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ И ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА 2003
  • Винсен Дюпюи
RU2302565C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 731 851 C1

Реферат патента 2020 года ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ

Тормозной механизм колеса автомобиля состоит из опорного диска, подпружиненных пружиной растяжения друг относительно друга тормозных колодок, установленных шарнирно на нем, и гидроцилиндра управления последними гидравлической тормозной системой автомобиля. На одной из колодок в верхней ее части шарнирно установлен подпружиненный относительно последней плоской пружиной, подвижный в вертикальной плоскости опорного диска стержень, снабженный на другом своем конце вилкой с зубом, взаимодействующим с ответными зубьями, расположенными на криволинейном участке уступа, выполненного за одно целое с другой тормозной колодкой, причем упомянутый стержень изготовлен из упругого материала. Технический результат - обеспечение постоянного зазора между наружными поверхностями накладок тормозных колодок и окружной поверхностью тормозного барабана, что повысит надежность тормозных механизмов колес автомобилей. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 731 851 C1

Тормозной механизм колеса автомобиля, состоящий из опорного диска, подпружиненных пружиной растяжения друг относительно друга тормозных колодок, установленных шарнирно на нем, и гидроцилиндра управления последними гидравлической тормозной системой автомобиля, отличающийся тем, что на одной из колодок в верхней ее части шарнирно установлен подпружиненный относительно последней плоской пружиной, подвижный в вертикальной плоскости опорного диска стержень, снабженный на другом своем конце вилкой с зубом, взаимодействующим с ответными зубьями, расположенными на криволинейном участке уступа, выполненного за одно целое с другой тормозной колодкой, причем упомянутый стержень изготовлен из упругого материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2731851C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА 1993
  • Городецкий Ефим Маркович[Ua]
  • Приступа Николай Филиппович[Ua]
RU2091627C1
CN 206694478 U, 01.12.2017
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА 1992
  • Городецкий Ефим Маркович[Ua]
  • Гусев Александр Васильевич[Ua]
  • Корень Вилен Липович[Au]
  • Гусева Лидия Ивановна[Ua]
RU2039891C1

RU 2 731 851 C1

Авторы

Сливинский Евгений Васильевич

Радин Сергей Юрьевич

Даты

2020-09-08Публикация

2020-03-04Подача