Изобретение относится к машиностроению, может найти применение для осуществления торможения мобильных машин, преимущественно может быть использовано в автомобилестроении, мотоциклостроении, тракторостроении и др. машинах, где требуется высокая эффективность тормоза при небольших приводных усилиях.
Известна схема барабанного тормоза с самоустанавливающимися колодками, в котором с целью выравнивания износа по длине накладок опорная пластина выполнена с определенными углами наклона рабочих поверхностей, взаимодействующих с опорными поверхностями колодок (авт. св. N 1355798, кл. F 16 D 65/02, 1981).
Известна также схема барабанного двухколодочного тормоза с серводействием, в котором одна колодка приводит в действие другую. Тормоз содержит барабан, две самоустанавливающиеся колодки с фрикционными накладками и со стяжными пружинами на концах, а также закрепленные на тормозном щите со стороны нажимного конца первичной колодки разжимной механизм и со стороны опорного конца вторичной колодки - опору, причем колодки взаимодействуют между собой посредством подвижно смонтированного на щите промежуточного элемента [1] .
Недостатком известного тормоза является сложность конструкции промежуточного элемента.
Целью изобретения является упрощение конструкции.
Это достигается тем, что в известном барабанном тормозе, содержащем тормозной барабан, концентрично установленные с зазором внутри барабана две колодки с фрикционными накладками с воздействием одной колодки на другую, со стяжными пружинами на концах, закрепленные на тормозном щите разжимной механизм и опору, согласно изобретению колодки являются самоустанавливающимися, причем первая колодка воздействует на вторую колодку через размещенный в направляющей, закрепленной на тормозном щите, подвижный стержень, к рабочим поверхностям которого первая и вторая колодки прижаты стяжной пружиной.
Отличием является также то, что рабочие поверхности стержня и опоры, взаимодействующие с концами колодок, параллельны оси симметрии тормоза для обеспечения прилегания накладок колодок к барабану при торможении.
Рабочие поверхности стержня со стороны первой колодки и опоры второй колодки выполнены с наклоном к оси симметрии тормоза для обеспечения симметричного износа по длине накладок первой и второй колодок.
Стержень на концах выполнен с прорезями (щеками) или, наоборот, с выступами для удержания концов колодок на рабочих поверхностях.
Рабочий поверхности разжимного устройства и опоры, взаимодействующие с концами колодок, выполнены с прорезями (щеками), или наоборот, с выступами, для удержания концов колодок на рабочих поверхностях.
Стержень и направляющая выполнены цилиндрическими для обеспечения технологичности их изготовления.
Кроме того, отличием является то, что стержень выполнен регулируемым по длине, для обеспечения требуемого зазора между накладками колодок и барабаном.
Стержень (или направляющий цилиндр) выполнен с канавками для смазки с целью уменьшения потерь на трение в сопряжении стержня с цилиндром.
Колодки своими ребрами поджаты пружинами к укрепленным на тормозном щите с возможностью поворота пальцам с эксцентриками, для возврата колодок после торможения в исходное положение и регулирования зазоров между барабаном и колодками.
Пальцы с эксцентриками смещены от оси симметрии тормоза, каждый в сторону от опорного конца своей колодки и располагается, к примеру, на радиусе, составляющем прямой угол к линии, соединяющей центр поворота колодки с центром вращения барабана, для обеспечения постоянного контакта между концами колодок и рабочими поверхностями стержня и опоры вследствие разницы плеч приложения усилий пружин относительно эксцентриков.
Нажимная поверхность колодки, взаимодействующая с разжимным кулаком или стержнем, находится в плоскости, проходящей через центр поворота колодки, для обеспечения максимального плеча приложения разжимающей силы. Ось стержня перпендикулярна плоскости, проходящей через нажимную поверхность второй колодки и ее центр поворота, для увеличения приводной силы на вторую колодку и обеспечения максимального плеча ее приложения.
Такое выполнение тормоза позволяет повысить его долговечность в 3. . . 4 раза за счет выравнивания удельных нагрузок как по длине каждой накладки, так и между накладками обоих колодок обеспечивая при этом стабильность торможения, которая достигается благодаря размещению стержня в направляющей, закрепленной на тормозном щите.
На фиг. 1 изображен предлагаемый барабан; на фиг. 2 - варианты исполнения концов стержня с прорезями (а) и выступами (б).
Внутри барабана 1 концентрично с зазором относительно него размещены самоустанавливающиеся колодки 2 и 3 с фрикционными накладками 4 и 5. Нажимной конец первой колодки 2 контактирует с рабочей поверхностью 6 разжимного механизма 7, выполненного, например в виде кулака с рабочим профилем, очерченным по эвольвенте окружности или спирали Архимеда. Опорный конец колодки 2 взаимодействует с рабочей поверхностью 8 стержня 9, заключенного в направляющую 10, закрепленную на тормозном щите 11. Другая рабочая поверхность 12 стержня 9 взаимодействует с нажимным концом второй колодки 3, которая другим концом взаимодействует с рабочей поверхностью 13 опоры 14. Колодки 2 и 3 прижаты к рабочим поверхностям 6, 8, 12, 13 пружинами 15 и 16, которые одновременно поджимают ребра колодок к эксцентрикам 17 и 18.
Тормоз работает следующим образом.
При повороте разжимного кулака 7 (по стрелке) колодка 2 с усилием прижимается своей накладкой 4 к тормозному барабану, возникающие при этом силы взаимодействия накладки 4 и барабана прижимают колодку 2 к рабочей поверхности 8 стержня 9, который, перемещаясь в направляющей 10, в свою очередь рабочей поверхностью 12 воздействует на вторую колодку 3 и прижимает накладкой 5 к тормозному барабану 1. Другой конец колодки 3 взаимодействует с рабочей поверхностью 13 опоры 14. Возникающие в результате прижатия накладок 4 и 5 к барабану 1 силы трения образуют тормозной момент, останавливающий мобильную машину. Требуемые зазоры между накладками 4 и 5 колодок 2 и 3 и барабаном 1 обеспечиваются соответствующими положениями пальцев с эксцентриками 17 и 18, к которым прижаты ребра колодок 2 и 3 пружинами 15 и 16 (фиг. 1).
Благодаря тому, что усилие от колодки 2 к колодке 3 в предлагаемой конструкции тормоза передается с большими потерями, вызванными необходимостью преодоления сопротивления при перемещении в процессе работы колодки 2 по поверхности 8 стержня 9 и перемещении последнего в направляющей 10, о чем свидетельствуют результаты испытаний, его величина может уменьшиться в 3-4 раза и более, в зависимости от конструктивного исполнения сопряжения стержня 9 и направляющей 10 и таким образом обеспечить равные условия работы первой и второй колодок.
В случае выполнения поверхностей 8 и 13 с наклоном будет обеспечивается симметричный износ по длине накладок и, кроме того, пружины 15 и 16 будут способствовать растормаживанию колодок, стремясь переместить концы колодок по наклонным поверхностям 8 и 13.
Расположение пальцев эксцентриками 17 и 18 обеспечивает постоянный контакт между концами колодок и рабочими поверхностями 8, 12 и 13 стержня 9 и опоры 14 и тем самым стабильность работы тормоза благодаря разнице плеч приложения усилий пружин относительно эксцентриков. (56) Авторское свидетельство ССР N 1610120, кл. F 16 D 65/02, 1990.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Барабанный тормоз с воздействием одной самоустанавливающейся колодки на другую | 2020 |
|
RU2742152C1 |
Барабанный тормоз | 1988 |
|
SU1610120A1 |
Барабанный тормоз | 1988 |
|
SU1693296A1 |
Барабанный тормоз с самоустанавливающимися колодками | 1987 |
|
SU1434188A1 |
Барабанный тормоз Мамити | 1981 |
|
SU1355798A1 |
Барабанный тормоз с самоустанавливающимися колодками транспортного средства | 1984 |
|
SU1170207A1 |
Барабанный тормоз | 1990 |
|
SU1719739A2 |
Барабанный тормоз | 1991 |
|
SU1812362A1 |
СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МЕХАНИЗМА С СЕРВОДЕЙСТВИЕМ И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2221944C1 |
Барабанный тормоз | 1989 |
|
SU1686237A2 |
Использование: в барабанных тормозах с серводействием. Сущность: тормоз содержит две самоустанавливающиеся на эксцентричных регулируемых пальцах первичную и вторичную колодки, между смежными концами которых с одной стороны расположены разжимной механизм и опора, а с другой стороны - установленный на щите в направляющей подвижный вдоль своей оси регулируемый по длине стержень с параллельными торцовыми поверхностями или с одной наклонной торцовой поверхностью и другой - криволинейной. 11 з. п. ф-лы, 2 ил.
Авторы
Даты
1994-01-30—Публикация
1991-01-03—Подача