НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2021 года по МПК G01C23/00 

Описание патента на изобретение RU2740335C1

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах позиционирования наземных транспортных средств (ТС), требующих длительного времени автономной работы.

Известная комплексная аппаратура счисления координат [Патент РФ №2545490, 2013, МПК G01C 23/00] представляет собой объединение аппаратуры счисления координат (АСК) и спутниковой навигационной аппаратуры (СНА), в котором СНА калибрует приращения текущих радиальных координат, вырабатываемых АСК, при наличии на выходе СНА сигнала о высоком качестве решения навигационной задачи, а при отсутствии такого сигнала координаты в комплексной аппаратуре счисления координат (КАСК) вырабатываются АСК на основе последних значений калибровочных коэффициентов до появления сигнала о низком качестве решения навигационной задачи. КАСК определяет калибровочные коэффициенты АСК по показаниям СНА на дискретных, расположенных друг за другом участках длиной до 2 км. В этом случае КАСК работает в режиме "Память". Из полученных таким образом приращений комплексных радиальных координат КАСК формирует приращения комплексных плановых (прямоугольных) координат, суммирует их с координатами начальной точки маршрута и получает откорректированные текущие прямоугольные координаты. Эта КАСК принимается за прототип заявляемой навигационной системы наземного транспортного средства.

Недостатком этой аппаратуры является низкая точность определения абсолютных плановых координат из-за определения качества навигационного решения СНА только по количеству видимых спутников, отсутствия возможности использования спутниковой навигационной аппаратуры в режиме Real Time Kinematic, а также из-за наличия постоянного дрейфа углов курсовой системы.

Задачей данного изобретения является устранение указанного недостатка.

Сущность изобретения заключается в том, что в навигационную систему наземного транспортного средства, содержащую путевую систему, курсовую систему, позиционную навигационную аппаратуру в виде СНА, устройство ввода/вывода, вводятся: блок определения навигационных параметров, дополнительная СНА, устройство приема дифференциальных поправок, блок определения угла поворота колес, два датчика расстояний до ступиц колес, расположенных на передней оси транспортного средства (ТС).

Две СНА, расположенные на продольной оси ТС, и устройство приема дифференциальных поправок, реализующее возможность работы СНА в режиме Real Time Kinematic (RTK), обеспечивают повышенную, сантиметровую точность определения координат, а также возможность определения курсового угла ТС.

Блок определения угла поворота колес по данным с двух датчиков расстояний (ДР), закрепленных на передней оси ТС, определяет углы поворота левого и правого колес ТС относительно вертикальной оси ТС, которые используются блоком определения навигационных параметров для коррекции данных получаемых с курсовой и путевой систем с целью уменьшения влияния дрейфа курсового угла ТС.

Все это позволяет повысить точность определения абсолютных плановых координат транспортного средства, при наличии на выходе СНА сигнала о высоком качестве решения навигационной задачи примерно в 10 раз и в противном случае примерно на 30% по сравнению с прототипом.

На фиг. 1 представлена схема навигационной системы наземного транспортного средства, реализующей предлагаемый способ.

На фиг. 2 - схема вычисления курсового угла ТС по углу поворота его колес.

На фиг. 3 - схема определения угла поворота колес.

Навигационная система наземного транспортного средства включает в свой состав путевую систему 1, курсовую систему 2, две спутниковые навигационные аппаратуры (СНА) 3 и 4, устройство ввода/вывода 5, блок определения навигационных параметров (БОНП) 6, устройство приема дифференциальных поправок 7, блок определения угла поворота колес (БОУПК) 8, два датчика расстояний 9 и 10, расположенных на передней оси транспортного средства (ТС), при этом выходы устройства приема дифференциальных поправок 7 соединены с соответствующими входами СНА 3 и 4, выходы датчиков расстояний 9 и 10 соединены со входами БОУПК 8, выходы путевой системы 1, курсовой системы 2, БОУПК 8, устройства ввода/вывода 5, СНА 3 и 4, соединены с соответствующими входами блока БОНП 6, выход БОНП 6 соединен со входом устройства ввода/вывода 5.

Работа системы осуществляется следующим образом. По показаниям СНА 3 и 4, курсовой 2 и путевой 1 систем, а также БОУПК 8 в БОНП 6 определяются координаты и ориентация ТС. Устройство ввода/вывода 5 служит для обеспечения возможности ввода значений начальных координат и ориентации ТС, а также для вывода информации из БОНП.

Начальные координаты и ориентация ТС определяют по показаниям приемников СНА 3 и 4 или указываются оператором при помощи устройства ввода/вывода 5. Дальнейшую навигацию осуществляют в двух режимах, переключающихся автоматически. Первый режим, в котором координаты и ориентацию ТС БОНП 6 определяет по показаниям приемников СНА 3 и 4, действует при наличии на выходе СНА сигнала о высоком качестве решения навигационной задачи, в противном случае действует второй режим работы, при котором координаты и ориентацию ТС БОНП 6 определяет по показаниям курсовой 2 и путевой 1 систем, а также БОУПК 8.

Курсовой угол (γ) в первом режиме определяют по формуле:

где xf, yf, xb, yb - прямоугольные координаты определенных передним и задним датчиком СНА соответственно.

Во втором режиме начальное значение курса ТС (γ0) определяют по последнему значению, полученному при работе в первом режиме. Дальнейшие значения курса получают путем добавления угла изменения курса dγ, который вычисляют путем комплексирования в БОНП 6 значений изменения курса, получаемых с курсовой системы 2 и БОУПК 8. Комплексирование осуществляют любым известным методом (например, фильтром Калмана). Остальные углы ориентации ТС получают с курсовой системы 2. Координаты ТС, в этом режиме, получают по известным формулам на основе скорости перемещения, получаемой с путевой системы 1 и углов ориентации.

Значение угла изменения курса с БОУПК получают по углу поворота колес (см. фиг. 2) по формуле:

где α - угол поворота колеса, dγ - угол поворота оси транспортного средства в точке определения его координат (изменение курса), величины a, b и L указаны на фигуре 2. Углы поворота α левого колеса и β правого колеса определяют при помощи датчиков расстояния 9 и 10 соответственно, закрепленных на оси ТС и измеряющих расстояние от места крепления до ступицы колеса по формулам:

где S - текущее расстояние от датчика до ступицы, S0 - расстояние от датчика до ступицы при отсутствии поворота колеса, R - расстояние от оси левого или правого колеса до точки на ступице, в которой осуществляется измерение.

Пример. Экспериментальная проверка системы была проведена на трассе длиной 5000 м. на автомобиле ГАЗ-3302. В автомобиле размещались два СНА, путевая и курсовая система, а также БОУПК и БОНП. БОУПК реализовывался следующим образом: на передней оси автомобиля были расположены ультразвуковые датчики, позволяющие измерять расстояние до ступицы левого и правого колеса. Эти расстояния передавались в БОНП, где и осуществлялся расчет курсового угла. Проверочная трасса организовывалась таким образом, что на ее отдельных участках отсутствовал сигнал со СНА, что позволило провести проверку системы во всех режимах.

Похожие патенты RU2740335C1

название год авторы номер документа
КОМПЛЕКСНАЯ АППАРАТУРА СЧИСЛЕНИЯ КООРДИНАТ 2001
  • Гужов В.Б.
  • Егоров В.Ю.
  • Кокошкин Н.Н.
  • Кретов Г.А.
  • Ситников Л.А.
RU2195632C2
КОМПЛЕКСНАЯ СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИОННАЯ АППАРАТУРА 2005
  • Кокошкин Николай Николаевич
  • Гужов Виталий Борисович
  • Егоров Виктор Юрьевич
  • Кретов Геннадий Андреевич
  • Ситников Леонид Александрович
RU2294527C1
Автоматизированная система навигации с контролем целостности навигационных данных спутниковых радионавигационных систем по информации бесплатформенной инерциальной навигационной системы 2016
  • Наркевич Александр Владимирович
  • Бойков Дмитрий Валерьевич
  • Иванов Александр Васильевич
RU2642151C2
Автоматизированная система навигации с контролем аномальных измерений координат от спутниковых радионавигационных систем 2022
  • Иванов Александр Васильевич
  • Москвитин Сергей Петрович
  • Лежнева Наталья Александровна
  • Иванов Андрей Александрович
RU2783480C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ С КОНТРОЛЕМ ЦЕЛОСТНОСТИ НАВИГАЦИОННЫХ ДАННЫХ СПУТНИКОВЫХ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ 2014
  • Иванов Александр Васильевич
  • Комраков Дмитрий Вячеславович
  • Подколзина Любовь Анатольевна
  • Сурков Владимир Олегович
RU2565834C1
КОМПЛЕКСНАЯ АППАРАТУРА СЧИСЛЕНИЯ КООРДИНАТ 2013
  • Гужов Виталий Борисович
  • Егоров Виктор Юрьевич
  • Кретов Геннадий Андреевич
  • Лопуховский Олег Николаевич
RU2545490C1
Автоматизированная система навигации с контролем целостности навигационных данных спутниковых радионавигационных систем по информации механического и доплеровского датчиков скорости 2016
  • Наркевич Александр Владимирович
  • Бойков Дмитрий Валерьевич
  • Иванов Александр Васильевич
RU2640312C2
Аппаратура наземной навигации 2018
  • Матахин Василий Васильевич
  • Богомолов Сергей Васильевич
  • Филиппов Сергей Иванович
  • Шитиков Дмитрий Викторович
RU2708550C1
СПОСОБ РАБОТЫ ТОПОПРИВЯЗЧИКА 2011
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Егоров Виктор Юрьевич
  • Липсман Давид Лазорович
  • Мосалёв Сергей Михайлович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Хитров Владимир Анатольевич
RU2481204C1
АППАРАТУРА СЧИСЛЕНИЯ КООРДИНАТ С НЕПРЕРЫВНОЙ КАЛИБРОВКОЙ 2009
  • Сдвижков Анатолий Иванович
  • Гужов Виталий Борисович
  • Егоров Виктор Юрьевич
  • Кретов Геннадий Андреевич
  • Лопуховский Олег Николаевич
RU2422773C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 740 335 C1

Реферат патента 2021 года НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах позиционирования наземных транспортных средств. Навигационная система наземного транспортного средства включает в свой состав путевую систему, курсовую систему, две спутниковые навигационные аппаратуры, устройство ввода/вывода, блок определения навигационных параметров, устройство приема дифференциальных поправок, блок определения угла поворота колес, два датчика расстояний, расположенных на передней оси транспортного средства. Выходы устройства приема дифференциальных поправок соединены с соответствующими входами спутниковых навигационных аппаратур, выходы датчиков расстояний соединены со входами блока определения угла поворота колес, выход путевой системы, курсовой системы, блока определения угла поворота колес, устройства ввода/вывода, спутниковых навигационных аппаратур соединены с соответствующими входами блока определения навигационных параметров, выход блока определения навигационных параметров соединен со входом устройства ввода/вывода. Техническим результатом изобретения является повышение точности вычисления абсолютных плановых координат наземного транспортного средства. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 740 335 C1

Навигационная система наземного транспортного средства, содержащая путевую систему, курсовую систему, позиционную навигационную аппаратуру в виде спутниковой навигационной аппаратуры, устройство ввода/вывода, отличающаяся тем, что в нее введены блок определения навигационных параметров, дополнительная спутниковая навигационная аппаратура, устройство приема дифференциальных поправок, блок определения угла поворота колес, два датчика расстояний до ступиц колес, расположенных на передней оси транспортного средства, при этом выходы устройства приема дифференциальных поправок соединены с соответствующими входами спутниковых навигационных аппаратур, выходы датчиков расстояний соединены со входами блока определения угла поворота колес, выходы путевой системы, курсовой системы, блока определения угла поворота колес, устройства ввода/вывода, спутниковых навигационных аппаратур соединены с соответствующими входами блока определения навигационных параметров, выход блока определения навигационных параметров соединен со входом устройства ввода/вывода.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2740335C1

КОМПЛЕКСНАЯ АППАРАТУРА СЧИСЛЕНИЯ КООРДИНАТ 2013
  • Гужов Виталий Борисович
  • Егоров Виктор Юрьевич
  • Кретов Геннадий Андреевич
  • Лопуховский Олег Николаевич
RU2545490C1
Машина для испытания рельсов и стыковых рельсовых накладок на износ и усталостную прочность 1952
  • Герасимов И.Г.
SU100232A1
АППАРАТУРА СЧИСЛЕНИЯ КООРДИНАТ ПО ДВУМ СОСТАВЛЯЮЩИМ СКОРОСТИ 2000
  • Кокошкин Н.Н.
  • Кретов Г.А.
  • Гужов В.Б.
  • Ситников Л.А.
RU2184348C2
US 9002565 B2, 07.04.2015.

RU 2 740 335 C1

Авторы

Карпенков Андрей Сергеевич

Мартынов Олег Владимирович

Солдатенков Алексей Анатольевич

Даты

2021-01-13Публикация

2019-12-27Подача