СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ ТОЛЩИН НАРУЖНОЙ ОБШИВКИ КОРПУСА СУДНА Российский патент 2021 года по МПК B63B79/30 

Описание патента на изобретение RU2740415C1

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и может быть использовано при оценке технического состояния корпусов судов.

Известен способ ведения измерений в ходе контроля местных остаточных деформаций корпуса судна (Патент на изобретение №2689897, МПК В63В 9/00, опубл. 29.05.2019 г.), включающий определение параметров эксплуатационных дефектов, таких как стрелки прогиба вмятин, бухтин, гофрировки, и их сопоставление с нормативными значениями, при реализации которого предварительно выполняют очистку корпуса судна, после чего поверхность корпуса оптически сканируют, данные обрабатывают и создают трехмерную модель поверхности корпуса судна с эксплуатационными дефектами, которую сопоставляют с данными теоретического чертежа корпуса судна для районов корпуса, содержащих эксплуатационные дефекты, и данными конструктивных чертежей соответствующих районов, а фактическую стрелку прогиба определяют как расстояние между точками теоретического чертежа и соответствующими точками построенной трехмерной модели корпуса в районе эксплуатационного дефекта, кроме того, дополнительно определяют протяженность эксплуатационного дефекта путем нахождения его границы, за пределами которой расстояние между соответствующими точками теоретического чертежа и построенной трехмерной модели не превышает величины погрешности изготовления корпуса судна по отношению к его теоретическому чертежу.

Данный способ ведения измерений в ходе контроля местных остаточных деформаций корпуса судна обладает тем недостатком, что не позволяет определять параметры таких эксплуатационных дефектов корпусов судов, как износы наружной обшивки, так как при оптическом сканировании поверхности корпуса с одной стороны остаточные толщины обшивки не могут быть измерены.

Известен способ приближенного определения остаточных толщин (Патент на изобретение №2380272. МПК В63В 9/00, опубл. 27.01.2010 г.), который состоит в том, что определяют деформации элементов корпуса судна, например палубы и днища, с помощью обмера прогибомерами или посредством определения разницы между общими деформациями, а именно: между гибкими линиями корпуса судна при разных загрузках, например, в полном грузу и порожнем, для чего определяют в этих условиях осадки носом, кормой и на миделе, находят положение нейтральной оси эквивалентного бруса с помощью измерений тензометрами в крайних связях корпуса, определяют коэффициенты долевого влияния площадей поперечного сечения всех связей корпуса, кроме перекрытий палубы и днища, в долях от момента инерции всего эквивалентного бруса корпуса при его общих деформациях, в частности прогибе и перегибе, а после этого определяют приведенные площади сечений перекрытий палубы и/или днища и по ним находят остаточные толщины.

Недостатками данного способа являются невысокая точность, невозможность определения толщин при местном износе связей корпуса судна, а также отсутствие возможности определения остаточных толщин в районе переменной ватерлинии, где наблюдается интенсивный износ обшивки.

В качестве ближайшего аналога принят способ определения остаточных толщин элементов корпуса судна на основании замеров, осуществляемый с использованием приборов, использующих метод эхозондирования (Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации / Российский Морской Регистр Судоходства. - СПб.: РМРС, 2019. - С. 478-481).

Существенным недостатком данного способа является то, что вследствие ограниченности числа замеров могут быть выявлены не все участки корпуса с наибольшим износом, в результате чего не все недопустимые дефекты корпуса судна могут быть обнаружены, что негативно сказывается на безопасности эксплуатации судов. Кроме того, этому способу свойственна большая трудоемкость выполнения замеров с использованием указанных приборов.

Изобретение решает задачу повышения безопасности эксплуатации судов, позволяя с меньшей трудоемкостью и более эффективно обнаруживать недопустимые дефекты корпуса судна, за счет построения и использования для определения остаточных толщин наружной обшивки корпуса судна трехмерных моделей наружной и внутренней поверхностей наружной обшивки корпуса судна.

Для получения необходимого технического результата в способе определения остаточных толщин наружной обшивки корпуса судна, включающем проведение замеров наружной обшивки корпуса судна с использованием измерительных приборов, предлагается использовать электронно-оптические приборы для последовательного сканирования внешней и внутренней стороны наружной обшивки заданного участка корпуса судна с износами, после чего, предлагается построить трехмерные модели наружной и внутренней поверхностей обшивки, а остаточную толщину наружной обшивки определять как разность расстояний между моделями наружной и внутренней сторонами обшивки корпуса судна.

В предлагаемом способе посредством лазерного сканера или лазерного трекера строится трехмерная модель корпуса судна с эксплуатационными дефектами типа износов, и определяются параметры этих дефектов, такие, как остаточные толщины обшивки, место расположения и протяженность дефекта.

На прилагаемых графических материалах изображено: на фиг. 1 - блок-схема обработки результатов сканирования.

Способ определения остаточных толщин наружной обшивки корпуса судна осуществляется следующим образом. Судно, для которого требуется выполнение оценки технического состояния корпусных конструкций, помещается в док, где выполняется очистка корпуса от обрастания, поврежденных лакокрасочных покрытий и окалины. Для реализации предлагаемого способа определения остаточных толщин наружной обшивки корпуса судна могут быть использованы как наземные лазерные сканеры, так и системы «Абсолютный трекер + ручной лазерный сканер».

При работе с наземным лазерным сканером операторы, по прибытии, устанавливают прибор на штатив и производят подключение и ориентирование прибора в пространстве судна при помощи отражателей в форме сфер и программного обеспечения, имеющегося в комплекте с прибором. После проведения ориентирования прибора задается область сканирования и запускается сам процесс съемки. По результатам съемки оператор получает облако точек такой плотности, чтобы построить трехмерную модель обшивки заданного участка. Получив необходимые данные, операторы складывают прибор и переходят во внутренние помещения судна, где осуществляют съемку заданного участка с внутренней стороны корпуса. Съемку проводят по уже указанной выше схеме.

При использовании ручных лазерных сканеров для проведения замеров трекер предварительно настраивается на систему координат судна при помощи катафотных или призменных отражателей, установленных на связях корпуса судна. По завершении ориентирования трекера к нему подключается ручной сканер. При помощи отражателей, установленных на корпусе сканера, трекер в программном продукте (register 360) проводит ориентирование трекера в системе координат судна. После всех установок оператор проводит сканером по замеряемой поверхности и, отслеживая сигналы со сканера о правильности выполнения замеров, выполняет обмер наружной обшивки. Обмер наружной обшивки внутри корпуса в помещениях судна происходит аналогичным способом.

Результатом всех съемок станет комплект файлов с каждой отдельной съемкой. После окончания съемки выполняется их согласование между собой в системе координат судна. Полученные трехмерные модели внешней и внутренней поверхности обшивки корпуса судна позволяют определить ее толщину как расстояние между указанными поверхностями, что может быть выполнено в автоматическом режиме.

Таким образом, предлагаемый способ определения остаточных толщин наружной обшивки корпуса судна позволяет, в отличие от способа, описанного в ближайшем аналоге, в автоматическом режиме выполнить сканирование всех дефектов наружной обшивки корпуса судна, относящихся к классу износов. Способ существенно снижает трудоемкость и время, необходимое на оценку технического состояния корпуса судна, сокращает затраты на эту операцию, исключает возможность возникновения ошибок, связанных с человеческим фактором, что повышает безопасность эксплуатации судов.

Похожие патенты RU2740415C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ В ХОДЕ КОНТРОЛЯ МЕСТНЫХ ОСТАТОЧНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ КОРПУСА СУДНА 2017
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Бураковский Евгений Петрович
  • Мысник Артем Владимирович
RU2689897C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ НАРУЖНОЙ ОБШИВКИ КОРПУСА СУДНА 2019
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Бураковский Евгений Петрович
  • Мысник Артем Владимирович
RU2741671C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ В НАРУЖНОЙ ОБШИВКЕ КОРПУСА СУДНА 2018
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Бураковский Евгений Петрович
  • Мысник Артем Владимирович
RU2689048C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОБЩЕЙ ПРОЧНОСТИ КОРПУСА СУДНА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2021
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Бураковский Евгений Петрович
  • Юсып Вячеслав Михайлович
RU2781023C1
БОРТОВОЕ ПЕРЕКРЫТИЕ 2017
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Бураковский Евгений Петрович
  • Мысник Артем Владимирович
RU2672147C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ СКРЫТЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ КРУГОВОЙ ФОРМЫ СЕЧЕНИЙ КОРПУСОВ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ВСТАВОК СУДОВ ИЛИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 2014
  • Корнев Андрей Викторович
  • Синицкий Валентин Андреевич
RU2575593C2
СПОСОБ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ ПРОЦЕДУРЫ ОБМЕРОВ ОСТАТОЧНЫХ ТОЛЩИН 2006
  • Бимбереков Павел Александрович
RU2323409C1
СПОСОБ ГРАДУИРОВКИ РЕЗЕРВУАРА ВЕРТИКАЛЬНОГО ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВМЕСТИМОСТИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ВЫСОТЕ ЕГО НАПОЛНЕНИЯ 2013
  • Середович Владимир Адольфович
  • Середович Александр Владимирович
  • Иванов Андрей Викторович
RU2521212C1
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ КАРТЫ ЭКЗОГЕННЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МЕСТНОСТИ ВДОЛЬ ТРАССЫ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА 2015
  • Ревель-Муроз Павел Александрович
  • Чужинов Сергей Николаевич
  • Прохоров Александр Николаевич
  • Захаров Андрей Александрович
  • Ахметзянов Ренат Рустамович
  • Могильнер Леонид Юрьевич
  • Лободенко Иван Юрьевич
  • Шебунов Сергей Александрович
  • Сощенко Анатолий Евгеньевич
RU2591875C1
БОРТОВОЕ ПЕРЕКРЫТИЕ 2018
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Бураковский Евгений Петрович
  • Мысник Артем Владимирович
RU2690784C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 740 415 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ ТОЛЩИН НАРУЖНОЙ ОБШИВКИ КОРПУСА СУДНА

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и может быть использовано при оценке технического состояния корпусов судов. Предложен способ определения остаточных толщин наружной обшивки корпуса судна, состоящий в том, что с использованием электронно-оптических приборов последовательно сканируют внешнюю и внутреннюю стороны наружной обшивки заданного участка корпуса судна с износами. Строят трехмерные модели наружной и внутренней поверхностей обшивки, а остаточную толщину наружной обшивки определяют как разность расстояний между моделями наружной и внутренней сторон обшивки корпуса судна. Технический результат заключается в повышении безопасности эксплуатации судов и снижении трудоемкости определения остаточных толщин наружной обшивки корпуса судна. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 740 415 C1

Способ определения остаточных толщин наружной обшивки корпуса судна, включающий проведение замеров наружной обшивки корпуса судна с использованием измерительных приборов, отличающийся тем, что используют электронно-оптические приборы для последовательного сканирования внешней и внутренней сторон наружной обшивки заданного участка корпуса судна с износами, после чего строят трехмерные модели наружной и внутренней поверхностей обшивки, а остаточную толщину наружной обшивки определяют как разность расстояний между моделями наружной и внутренней сторон обшивки корпуса судна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2740415C1

СПОСОБ ПРИБЛИЖЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ ТОЛЩИН 2006
  • Бимбереков Павел Александрович
RU2380272C2
СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ В ХОДЕ КОНТРОЛЯ МЕСТНЫХ ОСТАТОЧНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ КОРПУСА СУДНА 2017
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Бураковский Евгений Петрович
  • Мысник Артем Владимирович
RU2689897C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КОРПУСА СУДНА 2009
  • Петрова Наталья Евгеньевна
  • Ефремов Леонид Владимирович
  • Баева Людмила Сандуовна
RU2406637C1
CN 110472370 A, 19.11.2019
CN 107301428 A, 27.10.2017
Рекомбинантный штамм дрожжей Ogataea haglerorum, продуцирующий бета-маннаназу Bacillus subtilis 2020
  • Тарутина Марина Геннадьевна
  • Лазарева Марина Николаевна
  • Лаптева Анастасия Романовна
  • Коробов Владимир Сергеевич
  • Федоров Александр Сергеевич
  • Синеокий Сергей Павлович
RU2747782C1

RU 2 740 415 C1

Авторы

Бураковский Павел Евгеньевич

Бураковский Евгений Петрович

Мысник Артем Владимирович

Даты

2021-01-14Публикация

2019-11-25Подача