Воздухо-воздушный теплообменник Российский патент 2021 года по МПК F28F9/12 F28F9/14 

Описание патента на изобретение RU2743508C1

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к системам охлаждения турбин газотурбинного двигателя.

Известен воздухо-воздушный теплообменник (далее теплообменник), содержащий несколько охлаждаемых секций, установленных в проточной части турбомашины и закрепленных на корпусе посредством болтовых соединений, с двумя фланцами, соединенными между собой сетью трубок и снабженными отверстиями под болтовое соединение и буртами, имеющими посадочную поверхность, образующую с соответствующей плоской площадкой корпуса зазор, выбирающийся при сборке (RU 2578940, МПК F28F9/013, F28F 9/26, 30.12.2014 г.).

Недостатками известного теплообменника является недостаточная эффективность отбора тепла от охлаждающего воздуха из вторичной области камеры сгорания, проходящего внутри трубок секций, и, как следствие недостаточная эффективность работы теплообменника в целом.

Техническим результатом, достигаемом при использовании заявленного изобретения, является устранение недостатка известного теплообменника при обеспечении герметичности соединения фланцев с площадками корпуса.

Указанный технический результат достигается тем, что согласно заявленному изобретению в воздухо-воздушном теплообменнике содержащем несколько охлаждаемых секций, установленных в проточной части турбомашины и закрепленных на корпусе посредством болтовых соединений, с двумя фланцами, соединенными между собой сетью трубок и снабженными отверстиями под болтовое соединение и буртами, имеющими посадочную поверхность, образующую с соответствующей плоской площадкой корпуса зазор, выбирающийся при сборке, согласно изобретению выбирающийся при сборке зазор образован посадочными поверхностями буртов каждого фланца лежащими в одной плоскости расположенной под углом к соответствующей плоской площадке корпуса, при этом по меньшей мере одно отверстие под болтовое соединение выполнено со стороны максимальной величины зазора до сборки. Кроме того, по меньшей мере одна охлаждаемая секция снабжена фланцами, содержащими по меньшей мере одно отверстие под болтовое соединение на каждом со стороны прилегания фланца к плоской площадке корпуса до сборки.

Выполнение выбирающегося при сборке зазора, образованного посадочными поверхностями буртов каждого фланца, лежащими в одной плоскости, расположенной под углом к соответствующей плоской площадке корпуса, позволяет обеспечить прижатие каждого фланца к последней, обеспечивая герметичность соединения, что снижает потери охлаждающего воздуха, возможные через разъемные соединения фланцев с корпусом, что повышает эффективность работы теплообменника.

Выполнение отверстия на фланце под болтовое соединение со стороны максимальной величины зазора до сборки позволяет использовать большее количество трубок в каждой секции и размещать каждую секцию максимально близко друг к другу без ущерба для сборки теплообменника (болт каждого фланца в соединениях располагается с внешней стороны и не перекрывается сетью трубок), что увеличивает эффективную площадь теплоотдачи и, как следствие, повышает эффективность работы теплообменника.

Снабжение по меньшей мере одной охлаждаемой секции фланцами, содержащими по меньшей мере одно отверстие под болтовое соединение на каждом со стороны прилегания фланца к плоской площадке корпуса до сборки, обеспечивает большую герметичность соединения, снижая утечки охлаждающего воздуха, что повышает эффективность работы теплообменника.

На фигуре 1 представлена принципиальная схема секции воздухо-воздушного теплообменника.

На фигуре 2 представлено увеличенное место соединения фланца с корпусом (место А на фиг.1).

На фигуре 3 представлено увеличенное соединение фланца с корпусом, содержащее болт со стороны прилегания фланца к плоской площадке корпуса до сборки.

Воздухо-воздушный теплообменник состоит из нескольких секций (фиг. 1), каждая из которых содержит по два фланца 1 (фиг. 2), устанавливаемые на плоские площадки корпуса 2, соединенные между собой сетью трубок 3 и снабженные отверстиями 4 под болты 5 и буртами 6 с посадочными поверхностями лежащими в одной плоскости расположенной под углом к соответствующей плоской площадке корпуса 2 и образующей с ним зазор 7, выбирающийся при сборке. Затяжка болтов 5 обеспечивает прижатие буртов 6 фланца 1 к плоским площадкам корпуса 2 и герметичности соединения. В частном случае реализации в соединение фланца 1 с корпусом 2 включают минимум один дополнительный болт 8, со стороны прилегания фланца 1 к плоской площадке корпуса 2 до сборки (под сетью трубок 3), что необходимо для большей силы прижатия буртов 6 к плоским площадкам корпуса 2 (фиг. 3), но при этом усложняется сборка теплообменника.

При установке секций воздухо-воздушного теплообменника на корпус 2 фланцы 1 притягивают болтами 5 с определенным усилием затяжки, при этом выбирается зазор 7 между корпусом 2 и буртами 6 фланцев 1. Посадочная поверхность буртов 6 начинает давить на соответствующую плоскую площадку корпуса 2, обеспечивая требуемую герметичность соединения в работе.

В частном случае реализации фланцев 1 теплообменника (фиг. 3) секции теплообменника устанавливают поочередно друг за другом в окружном направлении закручивая болты 5 и 8. При этом в одной или большем количестве секций отсутствуют дополнительные болты 8 (фиг. 2), так как секции устанавливаются плотно друг к другу и доступа к внутренней части (под сеть трубок 3) у последней секции не будет. Либо дополнительные болты 8 в последней секции сохраняются, но должен быть обеспечен достаточный зазор между секциями для доступа инструмента к дополнительным болтам 8 при сборке.

В процессе работы турбомашины для каждой секции воздухо-воздушного теплообменника, установленной в проточной части наружного контура, в полость (на входе в теплообменник), образованную между фланцем 1 и корпусом 2, подают горячий воздух из внутреннего контура. Проходя по трубкам 3, он охлаждается воздухом наружного контура. После чего охлажденный воздух отводится из аналогичной полости (на выходе из теплообменника) для нужд охлаждения турбины турбомашины. При этом соединение фланцев 1 с площадками корпуса 2 минимизируют потери охлаждающего воздуха за счет своей герметичности.

Размещение большего числа трубок 3 на каждой секции теплообменника, установленных в проточной части наружного контура, увеличивает эффективную поверхность теплообмена, что в процессе работы турбомашины повышает эффективность теплообменника.

Похожие патенты RU2743508C1

название год авторы номер документа
СЕКЦИОННЫЙ ВОЗДУХО-ВОЗДУШНЫЙ ТЕПЛООБМЕННИК СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБИНЫ ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Ефимов Андрей Сергеевич
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Кутуев Сергей Алексеевич
RU2578940C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторович
RU2602470C2
АППАРАТ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ГАЗА 2009
  • Пыхтеев Виктор Григорьевич
  • Федоренко Николай Дмитриевич
  • Оболенский Олег Константинович
  • Ткачуков Лев Владимирович
  • Сказыткин Константин Анатольевич
RU2415365C1
Стабилизатор поперечной устойчивости кузова железнодорожного вагона 2021
  • Белозерцев Евгений Олегович
  • Лозин Андрей Васильевич
  • Павлов Сергей Викторович
RU2770029C1
Установка для изучения горения 2018
  • Одинцов Егор Сергеевич
  • Мокрин Сергей Николаевич
  • Фурсенко Роман Викторович
  • Урюпин Георгий Владимирович
  • Минаев Сергей Сергеевич
RU2700844C1
Шаровой шарнир 2021
  • Белозерцев Евгений Олегович
  • Лозин Андрей Васильевич
  • Павлов Сергей Викторович
RU2763301C1
ПРОТОЧНЫЙ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР И ПОДВОДНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ НА СТАЦИОНАРНОЙ ПЛАТФОРМЕ 2012
  • Бельфор Виктор Михайлович
  • Гурвич Виктор Маркович
  • Каленик Сергей Тимофеевич
RU2499910C1
СПОСОБ СБОРКИ ТРУБЧАТОГО ТЕПЛООБМЕННИКА, ТРУБЧАТЫЙ ТЕПЛООБМЕННИК И СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТРУБЧАТОГО ТЕПЛООБМЕННИКА (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Аниканов Геннадий Викторович
  • Перфилов Александр Викторович
RU2347657C1
ЩЕТОЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2015
  • Эскин Изольд Давидович
  • Фалалеев Сергей Викторович
RU2583480C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ КОРПУСА ЛОПАТОЧНЫХ МАШИН ОТ ПРОБИВАЕМОСТИ ПРИ ОБРЫВЕ ЛОПАТКИ И ЗАЩИЩЕННЫЙ КОРПУС 2010
  • Бычков Николай Григорьевич
  • Першин Алексей Викторович
  • Хамидуллин Артем Шамилевич
RU2461719C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 743 508 C1

Реферат патента 2021 года Воздухо-воздушный теплообменник

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к системам охлаждения турбин газотурбинного двигателя. Воздухо-воздушный теплообменник содержит несколько охлаждаемых секций, установленных в проточной части турбомашины и закрепленных на корпусе посредством болтовых соединений, с двумя фланцами, соединенными между собой сетью трубок и снабженными отверстиями под болтовое соединение и буртами с посадочными поверхностями, лежащими в одной плоскости, расположенной под углом к соответствующей плоской площадке корпуса и образующей с ним зазор, выбирающийся при сборке. При этом по меньшей мере одно отверстие под болтовое соединение выполнено со стороны максимальной величины зазора до сборки. Технический результат - повышение эффективности работы теплообменника за счет обеспечения герметичности соединения фланцев с площадками корпуса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 743 508 C1

1. Воздухо-воздушный теплообменник, содержащий несколько охлаждаемых секций, установленных в проточной части турбомашины и закрепленных на корпусе посредством болтовых соединений, с двумя фланцами, соединенными между собой сетью трубок и снабженными отверстиями под болтовое соединение и буртами, имеющими посадочную поверхность, образующую с соответствующей плоской площадкой корпуса зазор, выбирающийся при сборке, отличающийся тем, что выбирающийся при сборке зазор образован посадочными поверхностями буртов каждого фланца, лежащими в одной плоскости, расположенной под углом к соответствующей плоской площадке корпуса, при этом по меньшей мере одно отверстие под болтовое соединение выполнено со стороны максимальной величины зазора до сборки.

2. Воздухо-воздушный теплообменник по п. 1, отличающийся тем, что по меньшей мере одна охлаждаемая секция снабжена фланцами, содержащими по меньшей мере одно отверстие под болтовое соединение на каждом со стороны прилегания фланца к плоской площадке корпуса до сборки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2743508C1

СЕКЦИОННЫЙ ВОЗДУХО-ВОЗДУШНЫЙ ТЕПЛООБМЕННИК СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБИНЫ ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Ефимов Андрей Сергеевич
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Кутуев Сергей Алексеевич
RU2578940C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ КОРПУСА ЛОПАТОЧНЫХ МАШИН ОТ ПРОБИВАЕМОСТИ ПРИ ОБРЫВЕ ЛОПАТКИ И ЗАЩИЩЕННЫЙ КОРПУС 2010
  • Бычков Николай Григорьевич
  • Першин Алексей Викторович
  • Хамидуллин Артем Шамилевич
RU2461719C2
Уплотнительное устройство многократного использования 1982
  • Николаев Вячеслав Александрович
  • Щасливый Владимир Арсеньевич
  • Половцев Валентин Андреевич
  • Ильин Николай Николаевич
  • Востриков Иван Максимович
SU1143913A1
US 3854761 A1, 17.12.1974
Фронтальный очистной агрегат 2002
  • Винников Е.И.
  • Габов В.В.
  • Загривный Э.А.
  • Иванов Н.М.
  • Тужиков В.Ф.
RU2224111C1

RU 2 743 508 C1

Авторы

Гусенко Сергей Михайлович

Кузнецов Андрей Викторович

Чернышев Алексей Викторович

Кутуев Сергей Алексеевич

Даты

2021-02-19Публикация

2019-11-28Подача