Изобретение относится к строительным материалам, а именно к составам асфальтобетонной смеси, состоящей из дорожного вязкого битума и минеральных материалов, и может быть использовано при устройстве и ремонте покрытий автомобильных дорог.
Известен состав асфальтобетонной смеси, состоящий из дроблённого доменного шлака фракции 0,14-25 мм, дробленного горного песка фракции 0,14-2,5 мм, содержащего 20-30% минералов гранатов взамен песка, нефтяного вязкого битума [Патент РФ № 2380331-Прототип].
Недостатком известной асфальтобетонной смеси является то, что в составе асфальтобетонной смеси используются в качестве вяжущего материала-нефтяной вязкий битум, который, согласно требованиям действующего ГОСТ 9128-2013 ("Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов"), рекомендуется применять в мягких климатических условиях, характеризуемых средними температурами самого холодного месяца года, выше минус 10°С, т.е. эксплуатация асфальтобетонного покрытия с использованием указанного выше вяжущего, возможна только в южных регионах Российской Федерации.
Так же недостатком является использование в составе асфальтобетонной смеси дроблённого доменного шлака, в процессе дробления которого на теле зёрен шлака образуется множество мелких трещин и микропор с нарушенной внутренней структурой. При постоянных нагрузках автотранспорта, происходит разрушение каркаса и целостности асфальтобетона, что сократит срок эксплуатации не только асфальтобетонного покрытия, но и всей конструкции дорожной одежды.
Технический результат – повышение прочности асфальтобетона из заявляемой асфальтобетонной смеси.
Техническая задача – повышение прочности асфальтобетона из заявляемой асфальтобетонной смеси за счет использования в составе асфальтобетона отхода медеплавильного производства и минеральных материалов с высокой прочностью и твердостью.
Решение технической задачи асфальтобетонная смесь для дорожного строительства, содержащая шлак доменный, песок и битум нефтяной дорожный дополнительно содержит в своём составе: отход медеплавильного производства-купершлак и минеральный порошок, содержащий от 60-100% минералов граната, при следующем соотношении компонентов мас. %: шлак доменный фракции 5-40 мм – 45,0, битум нефтяной дорожный – 5,5, купершлак - отход медеплавильного производства фракции 0,071-2,5 мм – 43,5, минеральный порошок, содержащий 60-100% минералов граната фракции 0,071-0,315 мм – 6.
Таким образом, предлагаемый состав асфальтобетонной смеси, по сравнению с составом по прототипу, за счет использования в нём отхода медеплавильного производства (купершлака) и минерального порошка содержащего от 60-100% минералов граната обеспечивает повышение прочности и водостойкости асфальтобетона, что и является новым техническим результатом заявляемого изобретения.
Сущность заявляемого изобретения состоит в том, что для повышения физико-механических показателей асфальтобетона в составе приготовляемой смеси используют: отход медеплавильного производства - купершлак и минеральный порошок состоящий из минералов граната.
Применяемый, в составе асфальтобетонной смеси купершлак изготавливается из отходов медеплавильного производства и является высокопрочным синтетическим абразивным минеральным материалом. Купершлак имеет плотность 1,5 г/см3, твердость не менее 6,0 ед. по шкале Моос, что позволяет обеспечить прочность асфальтобетона.
Применяемый минеральный порошок приготавливается из минералов гранатов. В эту группу минералов входят: пироп Mg3Al2[SiO4]3; гроссуляр Ca3Al2[SiO4]3, альмадин Fe3Al2[SiO4]3, спессартин Mn3Al2[SiO4]3, андрадин Ca3Fe2[SiO4]3, уваровит Ca3Сr2[SiO4]3. Гранаты имеют высокую плотность 4,0-4,3 г/см3, а также высокую твердость 7,1-8,0 ед. по шкале Моос. Кроме того, тонкий помол минерального порошка, содержащий 60-100% минералов граната, способствует заполнению микро- и макропор и капилляров доменного шлака и надежную их цементацию и тем самым повышает прочность асфальтобетонного покрытия.
Осуществление способа Для получения асфальтобетонной смеси использовали следующие соотношения компонентов, масс. %: в качестве наполнителя применялся доменный шлак фракционированный 5-40 мм (0-60%). В качестве заполнителя (песка или отсева дробления) применялся купершлак фракций 0,071-2,5 мм (30-80%), минеральный порошок фракция 0,071-0,315 мм, содержащий 60-100% минералов гранатов и в качестве вяжущего битум нефтяной дорожный.
Асфальтобетонную смесь получают следующим образом: в смеситель засыпают предварительно отдозированный песок и щебень, перемешивание осуществляют при температуре 180-200°С. В нагретую смесь песка и щебня засыпают холодный минеральный порошок, перемешивая, дозированно вводят нагретый жидкий битум. Продолжительность перемешивания в смесителе до получения готовой смеси составляет 60-90 сек. Приготовленную асфальтобетонную смесь нормировано по массе засыпают в цилиндрические формы и изготавливают из неё образцы. Испытания полученных образцов производят согласно требованиям действующих нормативных документов (ГОСТ 12801-93, ГОСТ 9123-2013).
Примеры конкретного исполнения
Для сравнения физико-механических свойств заявляемой асфальтобетонной смеси изготовили несколько составов, из которых наилучшие физико-механические свойства при испытаниях показали три состава асфальтобетонной смеси.
Кроме того, асфальтобетон, приготовленный по заявляемому составу асфальтобетонной смеси, был испытан согласно предъявляемым требованиям ГОСТ 9128-2013: пределы прочности при температурах +50°С, +20°С, 0°С, водонасыщение, сдвигоустойчивость коэффициента внутреннего трения, сдвигоустойчивость сцепления при сдвиге, трещиностойкость по пределу прочности на растяжение. При этом асфальтобетон приготовленный по заявляемому составу асфальтобетонной смеси соответствовал требованиям действующих нормативных документов ГОСТ 9128-2013.
Результаты испытаний приведены в таблицах 1 и 2. В таблице 1 приведены исследуемые составы асфальтобетонной смеси.
Таблица составов асфальтобетонных смесей.
Таблица 1
Асфальтобетона
Образец
горный
дроблёный
доменный
дорожный
порошок
из минералов
граната
прототипу
Сравнительные характеристики физико-механических свойств заявляемой асфальтобетонной смеси и смеси по прототипу приведены в таблице 2.
Физико-механические свойства: пределы прочности, водонасыщение, сдвигоустойчивость коэффициента внутреннего трения, сдвигоустойчивость сцепления при сдвиге, трещиностойкость по пределу прочности на растяжение образцов из заявляемой асфальтобетонной смеси определяли при различных температурах: +50°С, +20°С, и 0°С.
Таблица 2
9128-2013
прототипу
предлагаемой смеси
(22)
(25)
(26,5)
(28)
(36,7)
(37,5)
(40,8)
длительном водонасыщении
не регламенти
руются
не регламентируются
-коэффициент внутреннего трения, не менее
-сцепление при сдвиге при температуре 50°С, не менее
0,37
0,3
0,4
0,42
По полученным опытным путем результатам, видно, что из трех испытываемых составов асфальтобетонной смеси, второй состав (пример №2), по сравнению с составом по прототипу, превышает показатель прочности R20 на 71%, а показатель водостойкости на 5%.
Анализ показателей заявляемой асфальтобетонной смеси и показателей по прототипу сравнивали с данными по ГОСТу 9128-2013, по приведенным в таблице 2 экспериментальным данным, видно, что заявляемый состав асфальтобетонной смеси (пример №2) позволяет повысить прочность асфальтобетона на 71% и увеличить показатель водостойкости на 5%, тем самым увеличив срок эксплуатации дорожного покрытия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2008 |
|
RU2380331C1 |
Смесь для приготовления литого всфальтобетона | 1977 |
|
SU628155A1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2277519C2 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2005 |
|
RU2303576C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2023 |
|
RU2820194C1 |
ВИБРОУПЛОТНЯЕМАЯ ГОРЯЧАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2001 |
|
RU2196751C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОН И СПОСОБ ЕГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2151117C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОН | 2023 |
|
RU2799927C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 1991 |
|
RU2035430C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОН, СОДЕРЖАЩИЙ МЕХАНОАКТИВИРОВАННУЮ РЕЗИНОВУЮ КРОШКУ | 2008 |
|
RU2365553C1 |
Изобретение относится к строительным материалам, конкретно – к составам асфальтобетонной смеси и может быть использовано при устройстве и ремонте покрытий автомобильных дорог. Технический результат – повышение прочности асфальтобетона. Асфальтобетонная смесь для дорожного строительства, содержащая шлак доменный, песок и битум нефтяной дорожный, в качестве песка содержит отход медеплавильного производства - купершлак фракции 0,071-2,5 мм, минеральный порошок, содержащий от 60-100% минералов гранатов при следующем соотношении компонентов, мас.%: шлак доменный фракции 5-40 мм - 45,0, битум нефтяной дорожный - 5,5, купершлак - фракции 0,071-2,5 мм - 43,5, указанный минеральный порошок фракции 0,071-0,315 мм - 6. 2 табл.
Асфальтобетонная смесь для дорожного строительства, содержащая шлак доменный, песок и битум нефтяной дорожный, отличающаяся тем, что в качестве песка используют отход медеплавильного производства - купершлак фракции 0,071-2,5 мм, минеральный порошок, содержащий 60-100% минералов гранатов, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2008 |
|
RU2380331C1 |
Радиопоглощающая асфальтобетонная смесь и дорожное покрытие, выполненное из этой смеси | 2017 |
|
RU2637701C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2001 |
|
RU2203238C2 |
ЭЛЕКТРОЛИЗЕР | 2004 |
|
RU2264482C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2277519C2 |
US 8753035 В2, 17.06.2014. |
Авторы
Даты
2021-03-04—Публикация
2020-04-23—Подача