Система защиты от нападения пиратов Российский патент 2021 года по МПК B63G13/00 

Описание патента на изобретение RU2745838C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности к морским системам безопасности.

Известна инженерно-защитная система «антипират» для защиты морских судов, состоящая как минимум из одной секции с защитным элементом, выполненным в виде скрученной по спирали колючей ленты с вертикальными узлами поддержки, установленными с определенным интервалом друг от друга, при этом витки спирали прикреплены к узлам поддержки, что позволяет создать стойкий барьер, причем каждый узел поддержки выполнен в виде преимущественно вертикальной стойки, состоящей из нижней неподвижной части, закрепляемой па палубе судна, и верхней подвижной части с фиксатором ее перемещения, на которой сверху смонтировано устройство развертывания-свертывания витков колючей ленты, выполненное преимущественно в виде лебедки преимущественно с ручным приводом, при этом лебедка имеет несколько намоточных барабанов со стопорными механизмами (Патент РФ на изобретение № 2431582, МПК B 63 G 13/00, опубл. 20.10.2011).

Недостатком данной инженерно-защитной системы является то, что в процессе возведения барьера безопасности экипаж находится у борта судна и является уязвимым для пиратов, обладающих, как правило, огнестрельным оружием. Это обстоятельство не позволяет возвести защитный барьер без угрозы для жизни и здоровья членов экипажа судна.

Известна морская система безопасности, которая имеет выполненные с возможностью закрепления на корпусе судна сливы для жидкой или газообразной субстанции, подаваемой посредством, по меньшей мере, одного насоса по трубопроводам к сливам с возможностью ее истечения снаружи по корпусу судна для защиты от пиратской атаки, и по меньшей мере два различных контрольных элемента и соединенную с ними управляющую систему, которая в зависимости от показаний различных контрольных элементов инициирует сигнал тревоги и/или активирует сигнальные устройства, имеющая по меньшей мере две отдельные трубопроводные системы и соответственно подсоединенные к ним сливы, причем сливы отдельных трубопроводных систем расположены на различных участках корпуса судна, по меньшей мере для двух отдельных трубопроводных систем предусмотрены раздельно управляемые клапаны, которые в трубопроводных системах и/или в присоединенных к ним сливах обуславливают различные подачи различных субстанций, а в корпусе судна предусмотрено, по меньшей мере, два соединенных с клапанами и/или насосами бака, которые содержат различные субстанции или их концентрации (Патент РФ на изобретение № 2514955, МПК B 63 G 13/00, F 41 H 9/04, опубл. 10.05.2014).

Недостатком данной морской системы безопасности является то, что для эффективной защиты сливы для жидкой или газообразной среды должны устанавливаться по всему периметру судна. Это сопряжено со значительными затратами на установку оборудования (насосов, баков, трубопроводов, клапанов) и большим объемом работ по модернизации судна, если система устанавливается на уже построенное судно. Ситуация усугубляется еще и тем, что данная морская система безопасности содержит по меньшей мере две отдельные трубопроводные системы, что увеличивает затраты на ее реализацию.

Установка подобной системы может оказаться оправданной лишь в том случае, если судно постоянно эксплуатируется в районах Мирового океана, где активно действуют пираты. В противном случае она будет лишь приводить к потере полезного объема трюмов и уменьшению грузоподъемности судна.

Также при реализации данной системы предполагается использование персоналом судна связанных с морской системой безопасности водяных пушек и шлангов. Однако в этом случае персонал судна оказывается в зоне досягаемости средств поражения пиратов, агрессивность которых существенно возрастает под воздействием раздражающих веществ, применяемых против них. Учитывая, что в большинстве случаев пираты располагают огнестрельным оружием, жизнь и здоровье операторов водяных пушек и шлангов подвергается серьезной опасности.

Кроме того, бортовые перекрытия судна являются одними из наиболее повреждаемых в процессе эксплуатации конструкций, т.к. подвержены воздействию ледовых нагрузок, усилий от кранцев при швартовке и т.д. Это приведет к повреждению сливов и трубопроводов, установленных на бортах судна, и, в лучшем случае, сделает систему неработоспособной. При более неблагоприятном сценарии раздражающие вещества попадут внутрь корпуса и будут оказывать воздействие не на пиратов, а на членов судовой команды.

В качестве ближайшего аналога принят способ противодействия нападению пиратов, заключающийся в использовании против них пожарных рукавов, вода из которых задерживает и отбрасывает нападающих, а также может отбросить плавсредство и повредить на нем двигатели и электрические системы; при этом для защиты оператора могут устанавливаться пульты управления стволами (MSC.1/Circ.1334 (от 5 июня 2009 г.) Руководство судовладельцам, компаниям, операторам судов, капитанам и экипажам судов по предотвращению и подавлению актов пиратства и вооруженных ограблений судов).

Существенным недостатком данного способа является то, что при его реализации члены экипажа судна являются уязвимыми для пиратов, особенно если последние обладают огнестрельным оружием, при этом пульты управления стволами не могут являться эффективной защитой. В том случае, когда включение воды осуществляется удаленно (например, за счет пуска насосов или открытия вентилей, находящихся вне зоны досягаемости пиратов), а пожарные рукава заранее закреплены вдоль борта судна, эффективность данного способа невысока, т.к. струи воды не меняют своего положения и пираты могут подойти к борту судна в том месте, где струи воды им не препятствуют.

Изобретение решает задачу повышения безопасности мореплавания, уменьшая вероятность захвата судна пиратами, за счет создания водяного барьера с использованием штатных систем судна с возможностью удаленного управления направлением водяных струй.

Для получения необходимого технического результата пожарные рукава, соединенные с насосами, предлагается подключить к установленным вдоль бортов судна дистанционно управляемым водяным пушкам, оснащенным видеокамерами и управляемым членами экипажа удаленно при помощи пульта дистанционного управления.

В предлагаемом техническом решении в случае опасности нападения пиратов вода подается под давлением по пожарным рукавам к дистанционно управляемым водяным пушкам, члены экипажа управляют ими из укрытия с помощью пультов дистанционного управления, контролируя положение струи воды с использованием видеокамеры, и направляют струи воды как на пиратов, пытающихся взобраться на борт судна, так и на их лодки, препятствуя подходу последних к борту судна, вследствие чего существенно затрудняется доступ на судно посторонних лиц и уменьшается вероятность захвата судна пиратами.

На прилагаемых графических материалах изображено:

на фиг. 1 – вариант исполнения дистанционно управляемой водяной пушки;

на фиг. 2 – схема установки на судне системы защиты от нападения пиратов.

На графических материалах приняты следующие обозначения:

1 − дистанционно управляемая водяная пушка;

2 − палуба;

3 − надстройка;

4 − фальшборт;

5 −ведомое зубчатое колесо;

6 − ведущее зубчатое колесо;

7 − ось;

8 − двигатель;

9 − вал;

10 − первая наклонная секция;

11 − вторая наклонная секция;

12 − вертикальная секция;

13 − гибкий шланг;

14 − опора шарнирная с уплотнителем;

15 − разъем для подключения пожарного рукава;

16 − основание;

17 − видеокамера;

18 − сопло;

19 − пульт дистанционного управления.

Конструкция системы защиты от нападения пиратов состоит из пульта дистанционного управления 19 и дистанционно управляемых водяных пушек 1, установленных палубе 2 судна, а также на надстройке 3 и фальшборте 4 путем крепления основания 16 к указанным элементам. На основании 16, содержащем разъем для подключения пожарного рукава 15, посредством опоры шарнирной с уплотнителем 14 установлена вертикальная секция 12, оснащенная в нижней части ведомым зубчатым колесом 5. Также на основании 16 установлен двигатель 8, с которым посредством вала 9 соединено ведущее зубчатое колесо 6. В верхней части вертикальной секции 12 и первой наклонной секции 10 установлены двигатели 8, с которыми посредством валов 9 соединены ведущие зубчатые колеса 6, находящиеся в зацеплении с ведомыми зубчатыми колесами 5, установленными в нижних частях первой наклонной секции 10 и второй наклонной секции 11, закрепленных на осях 7. Вертикальная секция 12 и первая наклонная секция 10, а также первая наклонная секция 10 и вторая наклонная секция 11 соединены между собой при помощи гибкого шланга 13. На конце второй наклонной секции 11 установлено сопло 18 и видеокамера 17.

Система защиты от нападения пиратов работает следующим образом. При приближении судна к пиратоопасному району судовая команда осуществляет подключение дистанционно управляемых водяных пушек 1 к судовой магистрали посредством присоединения пожарных рукавов к разъемам для подключения пожарных рукавов 15. При этом должно быть вооружено значительное количество подсоединенных к судовой магистрали дистанционно управляемых водяных пушек 1, чтобы в них можно было подать воду сразу после обнаружения нападения пиратов для эффективного противодействия последним. При этом для дальнейшего использования дистанционно управляемых водяных пушек 1 не будет необходимости приближения к бортам судна членов судовой команды, где они находились бы в зоне досягаемости для средств поражения пиратов.

При приближении к судну пиратов команда направляется в безопасное место на судне, где располагается пульт дистанционного управления 19 дистанционно управляемыми водяными пушками 1. В качестве такого места целесообразно использовать цитадель, если она оборудована на судне. Из безопасного места члены судовой команды осуществляют управление дистанционно управляемыми водяными пушками 1, атакуя лодки пиратов и препятствуя их приближению к борту. Использование струй воды под значительным давлением позволяет повредить плавсредства пиратов, вплоть до полного их затопления. Также дистанционно управляемые водяные пушки 1 являются эффективным средством для предупреждения проникновения посторонних лиц на борт судна при помощи лестниц или абордажных крюков, т.к. мощная струя воды будет препятствовать указанным действиям.

Дистанционно управляемые водяные пушки 1 должны располагаться таким образом, чтобы перекрыть все возможные места доступа пиратов на судно. Их установка осуществляется путем закрепления оснований 16 к элементам судовых корпусных конструкций, таких, как палуба 2, надстройка 3 или фальшборт 4. Для изменения направления струй воды, создаваемых дистанционно управляемыми водяными пушками 1, их вертикальные секции 12 устанавливаются на основаниях 16 на опорах шарнирных с уплотнителем 14 с возможностью поворота относительно вертикальной оси. Для осуществления поворота нижняя часть вертикальной секции 12 жестко соединена с ведомым зубчатым колесом 5, находящимся в зацеплении с ведущим зубчатым колесом 6, соединенным посредством вала 9 с двигателем 8, установленным на основании 16. Для изменения положения первой наклонной секции 10 и второй наклонной секции 11 их нижние части жестко соединены с ведомыми зубчатыми колесами 5, находящимися в зацеплении с ведущими зубчатыми колесами 6, закрепленными на валах 9, соединенных с двигателями 8, установленными в верхней части вертикальной секции 12 и верхней части первой наклонной секции 10 соответственно. Первая наклонная секция 10 закреплена на вертикальной секции 12, а вторая наклонная секция 11 закреплена на первой наклонной секции 10 посредством осей 7 с возможностью вращения относительно них. Для осуществления подачи воды вертикальная секция 12, первая наклонная секция 10 и вторая наклонная секция 11 выполнены полыми, а их полости соединены при помощи гибких шлангов 13. Для осуществления формирования струи воды требуемой конфигурации на конце второй наклонной секции 11 установлено сопло 18, положение водяной струи контролируется оператором с использованием видеокамеры 17.

Существенным преимуществом предлагаемой системы защиты от нападения пиратов по сравнению с рядом известных морских систем безопасности является то, что для ее реализации используются штатные системы судна, в частности, противопожарная система. Поэтому затраты на установку предлагаемой системы сравнительно невелики: требуется лишь смонтировать дистанционно управляемые водяные пушки 1 и разместить пульт дистанционного управления 19 в безопасном месте на судне. Поэтому если дальнейшая эксплуатация судна с установленной системой защиты от нападения пиратов предлагаемой конструкции планируется в безопасных в отношении пиратства районах Мирового океана, то при необходимости данная система может быть демонтирована и установлена на ином судне.

Следует отметить, что в отличие от ближайшего аналога и ряда других известных конструкций, в предлагаемом техническом решении при управлении струями воды для наиболее эффективного предотвращения доступа на судно посторонних лиц не требуется нахождение членов экипажа у края палубы, что существенно повышает их безопасность, делая недоступными для действия различных средств поражения со стороны пиратов.

Таким образом, предлагаемая система защиты от нападения пиратов позволяет снизить вероятность проникновения на судно посторонних лиц, в том числе пиратов, тем самым повышается безопасность мореплавания в тех районах мирового океана, где активно действуют пираты.

Похожие патенты RU2745838C1

название год авторы номер документа
Леерное ограждение 2018
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Тимофеев Владимир Константинович
  • Хирамагомедов Магомед Магомедович
RU2688496C1
МОРСКАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ 2009
  • Свен Фюрус
  • Ян-Хендрик Штрёхер
RU2514955C2
Морская система безопасности 2019
  • Тимофеев Владимир Константинович
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Сергиенко Илья Михайлович
  • Сухорук Александр Иванович
RU2732233C2
Фальшборт 2017
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Тимофеев Владимир Константинович
  • Хирамагомедов Магомед Магомедович
RU2678145C1
ИНЖЕНЕРНО-ЗАЩИТНАЯ СИСТЕМА "АНТИПИРАТ" ДЛЯ ЗАЩИТЫ МОРСКИХ СУДОВ 2010
  • Ткаченко Юрий Владимирович
RU2431582C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ОТ НАПАДЕНИЯ И ЗАХВАТА ПИРАТАМИ 2010
  • Данилин Юрий Георгиевич
RU2432544C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИСТОВ НА ВОДНЫХ БАССЕЙНАХ 2014
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2551604C1
ОПТОЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ ОБСТАНОВКИ НА ОСНОВЕ МАШИННОГО ЗРЕНИЯ 2019
  • Ануфриев Игорь Евгеньевич
  • Бондаренко Владимир Александрович
  • Бутин Борис Сергеевич
  • Королёв Александр Константинович
  • Тупиков Владимир Алексеевич
  • Фролов Владимир Николаевич
RU2735559C1
Крышка судового сходного люка 2020
  • Тимофеев Владимир Константинович
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Гуральник Борис Самуилович
RU2755410C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ОТ ТЕРРОРИСТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Верескун Алексей Викторович
  • Прищепов Дмитрий Захарович
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Тараканов Андрей Юрьевич
RU2526326C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 745 838 C1

Реферат патента 2021 года Система защиты от нападения пиратов

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским системам безопасности. Система защиты от нападения пиратов содержит для предупреждения проникновения на борт судна посторонних лиц штатные системы судна, в частности противопожарную систему. Также содержит оснащенные видеокамерами дистанционно управляемые водяные пушки, вода к которым подается от противопожарной системы, а также пульт дистанционного управления, установленный в безопасном месте судна. Достигается повышение безопасности мореплавания. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 745 838 C1

Система защиты от нападения пиратов, использующая для предупреждения проникновения на борт судна посторонних лиц штатные системы судна, в частности противопожарную систему, отличающаяся тем, что содержит оснащенные видеокамерами дистанционно управляемые водяные пушки, вода к которым подается от противопожарной системы, а также пульт дистанционного управления, установленный в безопасном месте судна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2745838C1

МОРСКАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ 2009
  • Свен Фюрус
  • Ян-Хендрик Штрёхер
RU2514955C2
US 5471213 A1, 28.11.1995
US 6249241 B1, 19.06.2001
СПОСОБ ЗАЩИТЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ОТ НАПАДЕНИЯ И ЗАХВАТА ПИРАТАМИ 2010
  • Данилин Юрий Георгиевич
RU2432544C1

RU 2 745 838 C1

Авторы

Бураковский Павел Евгеньевич

Бураковская Марина Васильевна

Тимофеев Владимир Константинович

Даты

2021-04-01Публикация

2020-02-18Подача