Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции фальшбортов судов.
Известен фальшборт судна, содержащий наружную стенку с планширем, установленную с контрфорсами на палубном стрингере настила верхней палубы судна (В.А. Лесюков. «Теория и устройство судов внутреннего плавания», М.: «Транспорт», 1982 г., с. 160, рис. 66).
Недостатком данного фальшборта судна является то, что он не защищает судно от несанкционированного проникновения на него людей, что может привести к захвату судна пиратами.
Известна инженерно-защитная система «антипират» для защиты морских судов, состоящая как минимум из одной секции с защитным элементом, выполненным в виде скрученной по спирали колючей ленты с вертикальными узлами поддержки, установленными с определенным интервалом друг от друга, при этом витки спирали прикреплены к узлам поддержки, что позволяет создать стойкий барьер, причем каждый узел поддержки выполнен в виде преимущественно вертикальной стойки, состоящей из нижней неподвижной части, закрепляемой па палубе судна, и верхней подвижной части с фиксатором ее перемещения, на которой сверху смонтировано устройство развертывания-свертывания витков колючей ленты, выполненное преимущественно в виде лебедки преимущественно с ручным приводом, при этом лебедка имеет несколько намоточных барабанов со стопорными механизмами (Патент РФ на изобретение №2431582, МПК B63G 13/00, опубл. 20.10.2011).
Недостатком данной инженерно-защитной системы является то, что в процессе возведения барьера безопасности экипаж находится у борта судна и является уязвимым для пиратов, обладающих, как правило, огнестрельным оружием. Это обстоятельство не позволяет возвести защитный барьер без угрозы для жизни и здоровья членов экипажа судна.
В качестве ближайшего аналога принят фальшборт, установленный на корпусе судна с возможностью поворота в сторону борта судна и фиксации в заданном положении, выполненный из отдельных секций, включающих наружную стенку и шарнирно закрепленные на палубе контрфорсы, причем каждый контрфорс жестко соединен с ведомым зубчатым колесом, механически связанным с установленным под палубой двигателем для поворота и фиксации контрфорса в вертикальном положении за бортом судна (Патент РФ на изобретение №2595094, МПК В63В 17/00, В63В 17/04, опубл. 20.08.2016).
Существенным недостатком данной конструкции является то, что при повороте секций фальшборта от палубы к борту создаются лишь незначительные препятствия проникновению на судно посторонних лиц, что делает невозможной безопасную эксплуатацию судна в районах мирового океана, где действуют пираты.
Изобретение решает задачу повышения безопасности мореплавания, уменьшая вероятность захвата судна пиратами, за счет создания заградительного барьера, препятствующего проникновению на судно посторонних лиц.
Для получения необходимого технического результата фальшборт, установленный на корпусе судна с возможностью поворота в сторону борта судна и фиксации в заданном положении, выполненный из отдельных секций, включающих наружную стенку и шарнирно закрепленные на палубе контрфорсы, предлагается оснастить защитными секциями, шарнирно закрепленными на палубе судна с возможностью вращения в направлении от палубы к борту.
В предлагаемом техническом решении в случае опасности нападения пиратов производится поворот секций фальшборта в направлении от палубы к борту, при этом защитные секции совершают поворот в том же направлении и устанавливаются под наклоном к вертикали, опираясь на секции фальшборта, вследствие чего существенно затрудняется доступ на судно посторонних лиц и уменьшается вероятность захвата судна пиратами.
На прилагаемых чертежах изображено: на фиг. 1 - вид сверху на фальшборт в режиме нормальной эксплуатации судна;
на фиг. 2 - вид сбоку на секцию фальшборта в режиме нормальной эксплуатации судна;
на фиг. 3 - вид сбоку на секцию фальшборта в режиме ограничения доступа на судно посторонних лиц.
На чертежах приняты следующие обозначения:
1 - палуба;
2 - секция фальшборта с планширем;
3 - контрфорс;
4 - наружная стенка секции фальшборта;
5 - шарнирная опора контрфорса;
6 - двигатель;
7 - вал;
8 - сальник;
9 - ведущее зубчатое колесо;
10 - ведомое зубчатое колесо;
11 - защитная секция;
12 - шарнирная опора защитной секции;
13 - облицовка;
14 - кница;
15 - колючая лента;
16 - стойка защитной секции;
17 - трос.
Конструкция фальшборта состоит из секций фальшборта с планширем 2, содержащих наружную стенку секции фальшборта 4 и контрфорсы 3, шарнирно закрепленные на палубе 1 при помощи шарнирных опор контрфорса 5. В районе шарнирного закрепления к палубе контрфорс 3 жестко соединен с ведомым зубчатым колесом 10, которое входит в зацепление с вращаемым двигателем 6 ведущим зубчатым колесом 9. Крутящий момент от двигателя 6 передается посредством вала 7, на котором установлен сальник 8. С внутренней стороны установлена облицовка 13, присоединенная при помощи книц 14 к палубе 1. Между облицовкой 13 и наружными стенками секций фальшборта 4 установлены защитные секции 11, состоящие из стоек защитной секции 16 и колючей ленты 15. Стойки защитной секции 16 закреплены на палубе 1 посредством шарнирных опор защитной секции 12 и соединены тросами 17 с контрфорсами 3.
Фальшборт работает следующим образом. В режиме нормальной эксплуатации судна секции фальшборта с планширем 2 находятся в исходно положении, представленном на фиг. 1 и фиг. 2. При этом защитные секции 11 заключены между наружными стенками секций фальшборта 4 и облицовкой 13, закрепленной на палубе 1 при помощи книц 14. В таком положении экипаж защищен от воздействий со стороны колючей ленты 15, которой оснащены защитные секции 11 и на палубе судна 1 могут без ограничений выполняться все необходимые производственные операции. Если появляется опасность нападения на судно пиратов, то по команде судоводителя происходит поворот секций фальшборта с планширем 2 в направлении от палубы к борту до достижения верхними частями секций фальшборта с планширем 2 нижнего положения, что представлено на фиг.3. Секции фальшборта с планширем 2 вращаются относительно шарнирных опор контрфорсов 5, при этом оси вращения проходят через центр ведомых зубчатых колес 10. Вслед за секциями фальшборта с планширем 2 в том же направлении поворачиваются защитные секции 11, состоящие из стоек защитных секций 16 и колючей ленты 15 и закрепленные на палубе 1 при помощи шарнирных опор защитной секции 12. При этом длина троса 17 и точки его закрепления на стойках защитных секций 16 и контрфорсах 3 выбираются таким образом, чтобы при нахождении секций фальшборта с планширем 2 в нижнем положении трос 17 не позволял защитной секции 11 возвращаться в исходное положение даже под действием внешних усилий, приложенных в направлении от борта к палубе. В противном случае при попытке проникновения на судно посторонних лиц защитная секция 11 могла бы быть повернута ими в направлении от борта к палубе с преодолением силы тяжести, действующей на защитную секцию 11, что облегчило бы несанкционированный доступ на судно.
Поворот секции фальшборта с планширем 2 осуществляется с помощью двигателя 6, установленного под палубой 1. Двигатель вращает вал 7, на котором установлено ведущее зубчатое колесо 9, в результате чего секция фальшборта 2 поворачивается и принимает вертикальное положение. В этом положении вал 7 фиксируются, предотвращая дальнейшее перемещение секции фальшборта 2. При этом защитные секции 11 опираются на секции фальшборта с планширем 2, находясь при этом в положении, отклоненном от вертикали в сторону воды, что существенно затрудняет доступ на судно посторонних лиц. Для этого защитные секции 11 оснащены колючей лентой 15, которая для повышения эффективности защиты может быть также намотана на стойки защитной секции 16. При этом колючая лента 15 может быть установлена на защитных секциях как прямолинейно в одном или нескольких направлениях, так и в виде витков. Наряду с колючей лентой 15 в защитных секциях 11 может также применяться колючая проволока различной конфигурации, затрудняющая доступ на судно посторонних лиц.
Следует отметить, что в отличие от известных конструкций в предлагаемом техническом решении при переводе защитных секций 11 в положение ограничения доступа на судно посторонних лиц не требуется нахождение членов экипажа у края палубы 1, что существенно повышает их безопасность, делая недоступными для действия различных средств поражения со стороны пиратов.
Таким образом, предлагаемая конструкция позволяет снизить вероятность проникновения на судно посторонних лиц, в том числе пиратов, тем самым повышается безопасность мореплавания в тех районах мирового океана, где активно действуют пираты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система защиты от нападения пиратов | 2020 |
|
RU2745838C1 |
ФАЛЬШБОРТ | 2015 |
|
RU2595094C1 |
Леерное ограждение | 2018 |
|
RU2688496C1 |
ФАЛЬШБОРТ СУДНА | 1994 |
|
RU2078710C1 |
НАДПАЛУБНАЯ СУДОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2000 |
|
RU2180302C2 |
ИНЖЕНЕРНО-ЗАЩИТНАЯ СИСТЕМА "АНТИПИРАТ" ДЛЯ ЗАЩИТЫ МОРСКИХ СУДОВ | 2010 |
|
RU2431582C1 |
Заваливающийся стензель для крепления лесного груза на верхней палубе судна | 1977 |
|
SU639753A1 |
Каботажное пассажирское судно | 2016 |
|
RU2653906C1 |
Фальшборт корпус судна | 1973 |
|
SU477035A1 |
Морская система безопасности | 2019 |
|
RU2732233C2 |
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при постройке и модернизации корпусов судов. Предложен фальшборт, состоящий из отдельных секций, шарнирно закрепленных на корпусе судна, снабженный защитными секциями с колючей лентой. Секции фальшборта имеют возможность поворота относительно оси шарнира с помощью двигателей и системы зубчатых колес в направлении от палубы к борту и фиксации в таком положении. Защитные секции, оснащенные колючей лентой, также имеют возможность поворота в направлении от палубы к борту при перемещении секций фальшборта и фиксируются в отклоненном от вертикали в сторону воды положении. За счет ограничения доступа на судно посторонних лиц снижается вероятность захвата судна пиратами, что повышает безопасность мореплавания. 3 ил.
Фальшборт, установленный на корпусе судна с возможностью поворота в сторону борта судна и фиксации в заданном положении, выполненный из отдельных секций, включающих наружную стенку и шарнирно закрепленные на палубе контрфорсы, причем каждый контрфорс жестко соединен с ведомым зубчатым колесом, механически связанным с установленным под палубой двигателем для поворота и фиксации контрфорса в положении за бортом судна, отличающийся тем, что оснащен защитными секциями с колючей лентой, шарнирно закрепленными на палубе с возможностью поворота от палубы к борту, установленными между наружными стенками секций фальшборта и облицовкой, прикрепленной к палубе.
ФАЛЬШБОРТ | 2015 |
|
RU2595094C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СФЕРИЧЕСКОГО ПОРОХА ДЛЯ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ | 2012 |
|
RU2496757C1 |
JP 2002037179 A, 06.02.2002 | |||
CN 201472648 U, 19.05.2010 | |||
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УГЛОВЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ЛОПАТОК И СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ УПОМЯНУТОГО УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2531488C2 |
US 2012060744 A1, 15.03.2012. |
Авторы
Даты
2019-01-23—Публикация
2017-11-21—Подача