Изобретение относится к области судостроения, в частности к леерным ограждениям, и может быть использовано при постройке и модернизации корпусов судов.
Известен защитный фальшборт (Патент ЕР 3168129, кл. B63G 13/00, В63В 17/04,. 2017), устанавливаемый на леерное ограждение палубы судна для предотвращения несанкционированного доступа людей на судно.
Недостатками данного защитного фальшборта являются:
- низкая эффективность защиты от нападения пиратов, т.к. при помощи абордажного крюка можно зацепиться за верхний край защитного фальшборта и подняться на борт судна;
- невозможность выполнения судном швартовых и ряда производственных операций в случае установки защитного фальшборта;
- большие затраты времени на установку секций фальшборта, что не позволит обеспечить безопасность судна при внезапном нападении пиратов;
- громоздкость, приводящая к потере полезного объема грузовых помещений судна при хранении секций защитного фальшборта.
Известно леерное ограждение (Авторское свидетельство СССР №1796538, кл. В63В 17/04, 1993), содержащее шарнирно закрепленные вдоль борта стойки, гибкие леера, тяговый гравитационный привод заваливания стоек с тяговым леером и фиксатор стоек в рабочем положении.
Данная конструкция обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что даже после завала стоек на палубу судна сохраняется возможность зацепиться за них при помощи абордажных крюков. Указанное обстоятельство существенно снижает безопасность судна и экипажа в тех районах Мирового океана, где активно действуют пираты.
В качестве ближайшего аналога принято леерное ограждение, состоящее из установленных на палубе леерных стоек и жестких лееров (Правила классификации и постройки морских судов. - Часть III. Устройства, оборудование и снабжение. - СПб.: РМРС, 2018. - С. 96-97).
Существенным недостатком данной конструкции является то, что она не позволяет предотвратить несанкционированный доступ людей на судно, в результате чего при эксплуатации судна в определенных районах Мирового океана возникает опасность его захвата пиратами.
Изобретение решает задачу повышения безопасности мореплавания в части предотвращения захвата судна пиратами за счет затруднения доступа на судно посторонних лиц.
Для решения поставленной задачи известное леерное ограждение, состоящее из леерных стоек и жестких лееров, предлагается выполнить из отдельных частей, скрепленных между собой и закрепленных на палубе судна при помощи быстроразъемных соединений с возможностью дистанционного разъединения.
В предлагаемом техническом решении при зацеплении абордажного крюка за определенный участок леерного ограждения и попытке несанкционированно подняться на борт судна происходит разъединение быстроразъемных соединений, отделение соответствующего фрагмента леерного ограждения от корпуса судна вместе с абордажным крюком и падение в воду посторонних лиц, пытающихся проникнуть на судно.
На прилагаемых графических материалах изображено:
на фиг. 1 - вариант реализации леерного ограждения.
На графических материалах приняты следующие обозначения:
1 - палуба судна;
2 - леерная стойка;
3 - жесткий леер;
4 - быстроразъемное соединение (пироболт).
Конструкция леерного ограждения состоит из леерных стоек 2, закрепленных на палубе судна 1 при помощи быстроразъемных соединений 4, и жестких лееров 3, прикрепленных к леерным стойкам 2 при помощи быстроразъемных соединений 4.
Леерное ограждение работает следующим образом. В режиме нормальной эксплуатации судна, когда нет опасности нападения на него пиратов, леерное ограждение выполняет свои функции по предотвращению падения за борт членов судовой команды. В этом случае быстроразъемные соединения 4 не разъединяются, поэтому леерные стойки 2 и жесткие леера 3 остаются на своих местах при любых воздействиях на леерное ограждение, допускаемых по условиям эксплуатации.
При обнаружении вблизи судна пиратов члены команды направляются в «цитадель» или другое закрытое помещение, а леерное ограждение начинает выполнять функцию предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц на судно. Для проникновения на судно пиратами, как правило, используется абордажный крюк, поэтому при его зацеплении за определенный участок леерного ограждения (за леерную стойку 2 или жесткий леер 3) и попытке подняться на борт судна в предлагаемой конструкции происходит разъединение быстроразъемных соединений 4, отделение соответствующего фрагмента леерного ограждения от корпуса судна вместе с абордажным крюком и падение в воду постороннего лица, пытающегося проникнуть на судно. В качестве быстроразъемных соединений могут использоваться пироболты либо фиксаторы, управляемые дистанционно.
Своевременное отсоединение участка леерного ограждения, за который зацеплен абордажный крюк, может осуществляться дистанционно членами судовой команды, либо в автоматическом режиме. В первом случае судно должно быть оснащено камерами, обеспечивающими обзор всего периметра судна, и пунктом управления, установленным в безопасном для экипажа месте. Для установки пункта управления наиболее целесообразно использовать «цитадель», предназначенную для защиты членов судовой команды от пиратов. Во втором случае весь периметр палубы должен быть оснащен датчиками движения, позволяющими локализовать место проникновения посторонних лиц на судно и контролировать их перемещение по высоте борта судна.
Следует заметить, что отсоединение леерных стоек 2 и жестких лееров 3, за которые зацеплен абордажный крюк, наиболее целесообразно производить в тот момент, когда постороннее лицо, пытающееся проникнуть на судно, находится на некоторой высоте над водой, а не в лодке или другом плавательном средстве, которое доставило его к борту судна. В этом случае при падении в воду с высоты велика вероятность потери абордажных крюков, что предотвратит дальнейшие попытки захвата судна. Кроме того, это будет способствовать снижению мотивации указанных лиц по проникновению на судно. Этим обеспечивается эффективность предлагаемой конструкции по сравнению с известными техническими решениями.
Таким образом, предлагаемая конструкция позволяет предотвратить доступ на судно посторонних лиц, что повышает безопасность мореплавания при эксплуатации судна в районах Мирового океана с высокой активностью пиратов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фальшборт | 2017 |
|
RU2678145C1 |
Система защиты от нападения пиратов | 2020 |
|
RU2745838C1 |
МОРСКАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ | 2009 |
|
RU2514955C2 |
Морская система безопасности | 2019 |
|
RU2732233C2 |
Крышка судового сходного люка | 2020 |
|
RU2755410C1 |
Судно для перевозки лесоматериалов и контейнеров | 1978 |
|
SU738937A1 |
Трап-сходня | 1984 |
|
SU1172822A1 |
Кормовая оконечность судна технического флота | 1979 |
|
SU783114A1 |
ЛЕЕР-ТРАП ДЛЯ МАЛОМЕРНОГО СУДНА | 2008 |
|
RU2373102C1 |
Леерное ограждение | 1978 |
|
SU772913A1 |
Изобретение относится к области судостроения, в частности к леерным ограждениям, и может быть использовано при постройке и модернизации корпусов судов. Предложено леерное ограждение, состоящее из леерных стоек и жестких лееров, выполненных из отдельных частей, длина которых не превышает расстояния между леерными стойками. Леерные стойки соединены с палубой судна и жесткими леерами при помощи быстроразъемных соединений с возможностью дистанционного разъединения. Затрудняется доступ на борт судна посторонних лиц, снижается вероятность захвата судна пиратами, что повышает безопасность мореплавания. 1 ил.
Леерное ограждение, состоящее из установленных на палубе леерных стоек и жестких лееров, отличающееся тем, что жесткие леера состоят из отдельных частей, длина которых не превышает расстояния между леерными стойками, а леерные стойки соединены с палубой судна и жесткими леерами при помощи быстроразъемных соединений с возможностью дистанционного разъединения.
KR 20170064708 A, 12.06.2017 | |||
KR 20160001193 A, 06.01.2016 | |||
Леерное ограждение | 1990 |
|
SU1796538A1 |
ТЕПЛОВОЙ ЛИТИЕВЫЙ ИСТОЧНИК ТОКА | 2011 |
|
RU2475898C1 |
Леерное ограждение | 1983 |
|
SU1168465A1 |
EP 3168129 A1, 17.05.2017 | |||
UA 96848 C2, 12.12.2011. |
Авторы
Даты
2019-05-21—Публикация
2018-06-25—Подача