ТОПЛИВНЫЙ ШЛАНГ АГРЕГАТА ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ Российский патент 2021 года по МПК B64D39/00 

Описание патента на изобретение RU2749470C1

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройствам заправки топливом в полете.

Известен топливный шланг агрегата заправки по ОСТ 1 02736-93 «Система дозаправки самолета топливом в полете».

Топливный шланг состоит из двух муфт (присоединительной арматуры для присоединения шланга к узлам агрегата заправки) и, собственно, топливного рукава, являющегося гибким трубопроводом.

Топливный шланг, уложенный в несколько слоев, размещается на шланговом барабане агрегата заправки. Один конец шланга стыкуется с патрубком подачи топлива из барабана, другой - с конусом-датчиком. В походном положении шланг целиком размещен на барабане, а конус-датчик зафиксирован в приемнике конуса-датчика.

Перед дозаправкой топливом в полете шланг с конусом-датчиком принудительно выталкивается в поток и разматывается со шлангового барабана.

В процессе дозаправки, вследствие взаимного перемещения самолета-заправщика и заправляемого самолета, шланг наматывается и разматывается с барабана, меняя свою длину в зависимости от расстояния между самолетом-заправщиком и заправляемым самолетом. По завершении заправки топливный шланг наматывается на барабан, а конус-датчик фиксируется в приемнике конуса замковым устройством.

Известен топливный шланг системы заправки топливом в полете, содержащий круглотканый рукав, имеющий силовой наружный слой и внутренний герметизирующий слой. На каждом из концов рукава выполнен кольцевой бурт и установлена соединительная муфта. Муфта содержит ниппель, установленный между силовым и герметизирующим слоями. С внутренней стороны ниппеля установлена герметизирующая втулка. Кроме этого, муфта содержит цангу, имеющую наружную коническую поверхность с пилообразным профилем, и зажимную гайку, имеющую наружную резьбу и внутреннюю коническую резьбу пилообразного профиля.

Недостатком известной конструкции является сложность монтажа шланга на агрегат заправки и завышенные габариты муфты по сравнению с диаметром шланга.

Ресурс агрегата заправки топливом в полете в несколько раз превышает ресурс топливного шланга. При эксплуатации системы заправки периодически производят замену шланга, выработавшего ресурс. Топливные шланги должны поставляться в эксплуатирующие организации в состоянии, пригодном для установки на агрегат заправки без подгонки и сборочных операций соединительных муфт.

Упомянутый топливный шланг не отвечает этим требованиям.

Во-первых, после сборки соединительных муфт с обжатым силовым слоем и буртов положение ниппеля не определенно, т.к. ниппель выполнен подвижным в осевом направлении и удерживается в муфте только герметизирующим слоем, обжатым герметизирующей втулкой. В свободном состоянии первоначальное обжатие постепенно уменьшается и ниппель постепенно выходит из муфты, что приводит к фактически полуразобранному состоянию муфты. Чтобы установить муфты в патрубок барабана или конуса-датчика, необходимо дополнительно произвести сборку муфты, что снижает эксплуатационные свойства топливного шланга.

Во-вторых, габариты муфты увеличены за счет применения подвижного ниппеля в качестве поршня, обеспечивающего дополнительное обжатие силового слоя при гидроударе.

Применение ниппеля в качестве поршня приводит к необходимости иметь дополнительные промежуточные поверхности и уплотнения, что увеличивает поверхность муфты. Габариты соединительных муфт всегда предпочтительно иметь близкими к размерам рукава.

Задачей изобретения является улучшение эксплуатационных свойств топливного шланга и снижение габаритов соединительных муфт.

Поставленная задача решается за счет того, что зажимные гайки и ниппели жестко зафиксированы. На ниппелях выполнены кольцевые проточки с множеством глухих отверстий. На зажимных гайках выполнены кольцевые тонкостенные выступы. При этом фиксация осуществляется кернением кольцевых выступов гаек в отверстия кольцевых проточек ниппелей. Монтажная уплотняемая поверхность муфты выполнена на ниппеле.

Заявляемый топливный шланг агрегата заправки топливом в полете представлен фигурами 1-3.

Фиг. 1 представляет общий вид топливного шланга агрегата заправки топливом в полете.

Фиг. 2 представляет соединительную муфту и фрагмент рукава.

Фиг. 3 представляет вариант выполнения кернения кольцевого выступа зажимной гайки в глухие отверстия ниппеля.

Топливный шланг агрегата заправки топливом в полете содержит круглотканый рукав 1, имеющий силовой наружный слой 2 и внутренний герметизирующий слой 3, на двух концах рукава 1 установлены соединительные муфты 4 и 5, муфта 4 соединяется с патрубком барабана 6 агрегата заправки топливом в полете, муфта 5 - с хвостовиком конуса-датчика 7.

Силовой слой рукава 2 (фиг. 1 и 2) снабжен кольцевыми буртами 8 (фиг. 2), а соединительные муфты 4 и 5 имеют ниппель 9, установленный между силовым 2 и герметизирующим 3 слоями, цангу 13, имеющую наружную коническую поверхность с пилообразным профилем, зажимную гайку 14 с внутренней конической резьбой пилообразного профиля и тонкостенным выступом 15. С внутренней стороны герметизирующего слоя установлены герметизирующие втулки 10. На ниппелях 9 выполнены проточки 11 с множеством глухих отверстий 12. Фиксация ниппелей 9 и зажимных гаек 14 осуществляется кернением 16 тонкостенных выступов 15 в отверстия 12 проточек 11.

Сборка топливного шланга агрегата заправки топливом в полете происходит следующим образом.

На рукав 1 устанавливают цанги 13, зажимные гайки 14 и формируют бурты 8.

Разделяют силовой 2 и герметизирующий 3 слои на участке, приблизительно равном длине ниппеля 9.

Производят установку ниппелей 9 в места разделения силового 2 и герметизирующего 3 слоев.

Цанги 13 и зажимные гайки 14 надвигают на силовой слой 2 с буртами 8.

Последовательно наворачивают зажимные гайки 14 на цанги 13, обжимая силовой слой 2 и бурты 8 до перекрытия проточек 11 ниппелей 9 кольцевыми выступами 15 зажимных гаек 14.

Фиксируют ниппели 9 и зажимные гайки 14 кернением кольцевого выступа 15 в отверстия 12. На фиг. 3 показан один из возможных вариантов кернения с углом 120° и глубиной 1 мм с радиусом R1 мм.

Герметизируют втулками 10 герметизирующий слой 3 рукава 1 на ниппелях 9.

Таким образом, соединительные муфты 4 и 5 полностью готовы к монтажу на патрубок барабана 6 и хвостовик конуса-датчика 7. Герметизация стыков осуществляется по цилиндрической поверхности 17 ниппелей 9.

Такая конструкция, в сравнении с прототипом, обеспечивает повышенные эксплуатационные свойства топливного шланга и уменьшенные габариты соединительных муфт.

Похожие патенты RU2749470C1

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНЫЙ ШЛАНГ АГРЕГАТА ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ 2020
  • Степаненко Владимир Александрович
  • Шугаев Виталий Александрович
RU2748810C1
ПОДВЕСНОЙ АГРЕГАТ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ 2022
  • Зародов Владимир Алексеевич
  • Иванов Борис Алексеевич
  • Степаненко Владимир Александрович
RU2798950C1
ТРУБОПРОВОД ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2003
  • Матяш А.А.
RU2260735C2
КОНЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОГО ТРУБОПРОВОДА 2009
  • Завгороднев Алексей Васильевич
  • Варягов Сергей Анатольевич
  • Астанин Александр Юрьевич
  • Маширов Николай Иванович
  • Машков Виктор Алексеевич
  • Ерин Анатолий Ильич
  • Степкин Константин Борисович
  • Лебедев Михаил Сергеевич
RU2410594C1
СПОСОБ СБОРКИ НЕРАЗЪЕМНОГО СОЕДИНЕНИЯ РУКАВОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Ковалев А.Б.
  • Малявин А.Б.
  • Матульский М.И.
  • Меркурьев Д.И.
RU2153124C2
КОНЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ГИБКОГО ЭЛАСТИЧНОГО ТРУБОПРОВОДА 2012
  • Паросоченко Сергей Анатольевич
  • Сизова Юлианна Олеговна
  • Панкратов Роман Владимирович
RU2529287C2
Шланговое соединение и способ его сборки 1988
  • Здоровенко Дмитрий Тимофеевич
  • Пшеничный Михаил Евгеньевич
SU1539438A1
УСТРОЙСТВО КОНЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ ЭЛАСТИЧНОГО ТРУБОПРОВОДА 2010
  • Завгороднев Алексей Васильевич
  • Астанин Александр Юрьевич
  • Маширов Николай Иванович
  • Машков Виктор Алексеевич
  • Ерин Анатолий Ильич
  • Степкин Константин Борисович
RU2439418C1
НЕРАЗЪЕМНАЯ КОНЦЕВАЯ АРМАТУРА РУКАВА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 1995
  • Бронзман Константин Менделевич
  • Зильберберг Владимир Элюкимович
  • Кузнецов Михаил Михайлович
  • Мардер Эрнест Петрович
  • Самохвалов Евгений Дмитриевич
  • Федоровых Николай Иванович
  • Холоднюк Виктор Иванович
RU2098710C1
НЕРАЗЪЁМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ РУКАВОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2014
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Грачёв Павел Евгеньевич
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Емельянов Федор Владленович
  • Исаев Василий Петрович
  • Кудрявцев Сергей Борисович
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Фролов Юрий Сергеевич
RU2552015C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 749 470 C1

Реферат патента 2021 года ТОПЛИВНЫЙ ШЛАНГ АГРЕГАТА ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам заправки топливом в полете. Топливный шланг агрегата заправки топливом в полете содержит круглотканый рукав и соединительные муфты. Круглотканый рукав имеет силовой наружный слой и внутренний герметизирующий слой. На силовом наружном слое каждого из концов рукава выполнен кольцевой бурт. Соединительная муфта содержит ниппель (9), установленный между силовым и герметизирующим слоями, цангу с наружной конической поверхностью с пилообразным профилем и зажимную гайку с внутренней конической резьбой пилообразного профиля и наружной резьбой. На ниппеле (9) выполнена кольцевая проточка (11) с множеством глухих отверстий (12), а на зажимной гайке выполнен кольцевой тонкостенный выступ (15), при этом ниппель (9) и зажимная гайка жестко фиксированы кернением (16) кольцевого выступа (15) гайки в отверстия кольцевой проточки (11) ниппеля (9). Монтажная уплотняемая поверхность муфты выполнена на ниппеле (9). Достигается улучшение эксплуатационных свойств топливного шланга и снижение габаритов соединительных муфт. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 749 470 C1

Топливный шланг агрегата заправки топливом в полете, содержащий круглотканый рукав и соединительные муфты, при этом рукав имеет силовой наружный слой и внутренний герметизирующий слой, на силовом наружном слое каждого из концов рукава выполнен кольцевой бурт, а соединительная муфта содержит ниппель, установленный между силовым и герметизирующим слоями, цангу с наружной конической поверхностью с пилообразным профилем и зажимную гайку с внутренней конической резьбой пилообразного профиля и наружной резьбой, отличающийся тем, что на ниппеле выполнена кольцевая проточка с множеством глухих отверстий, а на зажимной гайке выполнен кольцевой тонкостенный выступ, при этом ниппель и зажимная гайка жестко фиксированы кернением кольцевого выступа гайки в отверстия кольцевой проточки ниппеля, монтажная уплотняемая поверхность муфты выполнена на ниппеле.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2749470C1

Электроприводящий неметаллический рукав 1977
  • Ценципер Захар Борисович
  • Кошелев Евгений Георгиевич
  • Сарычев Валерий Павлович
  • Гонсовский Александр Константинович
  • Кузнецов Валерий Петрович
  • Будницкий Геннадий Алфеевич
  • Никитин Александр Алексеевич
  • Покровская Нина Борисовна
  • Сухарев Александр Тимофеевич
  • Козлова Татьяна Александровна
  • Некрасова Александра Алексеевна
SU658350A1
СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ТОПЛИВА В ПОЛЕТЕ 1984
  • Кожевников Р.З.
SU1226780A1
WO 2006085923 A2, 17.08.2006
US 10267439 B2, 23.04.2019.

RU 2 749 470 C1

Авторы

Степаненко Владимир Александрович

Шугаев Виталий Александрович

Даты

2021-06-11Публикация

2020-12-04Подача