Область техники
Техническое решение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях трансмиссий сельскохозяйственных и строительно-транспортных машин, в частности тракторов, грейдеров, колесных бульдозеров и тягачей.
Уровень техники
Известна трансмиссия трактора Т-150К, содержащая входной первичный, ведомый вторичный валы коробки передач, ведомый первичный и выходные валы раздаточной коробки, расположенные параллельно друг другу в корпусе на подшипниках, и установленные на валах зубчатые колеса с возможностью выборочного их включения в работу посредством дисковых фрикционных элементов управления и зубчатых муфт. Передача мощности от двигателя к коробке передач осуществляется через муфту сцепления, управляемую с помощью педали, системы рычагов и сервомеханизма. Управление переключением передач и диапазонов - механическое, с помощью системы рычагов, тяг и кулисы. [В.А. Бугара, Н.Н. Ватуля, Л.А. Вайнштейн и др. Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К. - Харьков: Издательство «Прапор», 1975, - С. 169-191] [А.И. Иголкин, Б.И. Кальченко, Г.Е. Огий, Г.И. Брезииский и др. Трактор Т-150К: Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - Харьков: Издательство «Прапор», 1983, - С. 58-59, рис. 54]
Недостатками известной конструкции является:
- невозможность повышения пылезащищенности и шумоизоляции кабины из-за необходимости пазов и отверстий в полу кабины для размещения рычагов управления коробкой передач и раздаточной коробкой, педали управления муфтой сцепления;
- повышенные усилия на органах управления коробкой передач и раздаточной коробкой, что приводит к быстрой утомляемости оператора;
- во время эксплуатации приводы управления требуют регулировок для снижения люфтов из-за износа шарниров на тягах и рычагах;
- повышенные требования к квалификации оператора, управляющего машиной, из-за большого количества органов управления (для управления трансмиссией используется четыре рычага);
- невозможность применения трансмиссии на других самоходных машинах без серьезного изменения конструкции привода управления из-за стационарного расположения рычагов.
Известна многовальная коробка передач 700А.17.00.000, содержащая входной ведущий, ведомые, в том числе промежуточные, и выходной валы, расположенные преимущественно параллельно друг другу в картере на подшипниках, и установленные на валах зубчатые колеса с возможностью выборочного их включения в работу посредством дисковых фрикционных элементов управления и зубчатых муфт. Управление переключением передач и режимов коробки передач - механическое, с помощью системы тяг, валиков и рычагов, и размещенной сверху коробки кулисы. [Безверхний Л.И., Островский А.И. Тракторы «Кировец». - М.: Агропромиздат, 1986. - 334 с., ил. - С. 117-168, рис. 53, 57, 59, 60]. Указанная коробка взята за прототип.
Недостатками известной конструкции является:
- невозможность повышения пылезащищенности и шумоизоляции кабины из-за необходимости пазов и отверстий в полу кабины для размещения рычагов управления коробкой передач.
- повышенные усилия на органах управления коробкой передач, к быстрой утомляемости оператора;
- во время эксплуатации приводы управления коробкой передач требуют регулировок для снижения люфтов из-за износа шарниров на тягах и рычагах.
- повышенные требования к квалификации оператора, управляющего машиной, из-за большого количества органов управления (для управления коробкой передач используется четыре рычага).
- невозможность применения коробки передач на других самоходных машинах без серьезного изменения конструкции привода из-за стационарного расположения рычагов.
- невозможность автоматизации переключения передач и режимов из-за полностью механического управления.
Задачей заявляемого технического решения является устранение вышеуказанных недостатков, за счет повышения комфорта и эргономики управления коробкой передач самоходной машины.
Раскрытие сущности технического решения
Технический результат вышеприведенной задачи достигается за счет того, что коробка передач самоходной машины, содержащая входной ведущий, промежуточный, диапазонный, и выходной валы, расположенные параллельно друг другу в корпусе на подшипниках, при этом на промежуточном валу шестерни жестко закреплены, а на входном и режимном валах комплекты шестерен установлены на подшипниках с возможностью управления с помощью фрикционных многодисковых и зубчатых муфт, и выходной вал с возможностью отключения привода на задние колеса при помощи зубчатой муфты с установленными на подшипниках шестернями, управляемыми зубчатыми муфтами, при этом управление зубчатыми муфтами режимного и выходного валов осуществляется с помощью электроуправляемых пневматических клапанов с пневмоцилиндрами, а управление фрикционными многодисковыми муфтами осуществляется с помощью гидравлического распределителя. Указанное техническое решение обеспечивает простоту и удобство управления коробкой передач за счет уменьшения числа органов управления (для управления коробкой передач прототипа используется четыре рычага) и снижения усилия на органах управления из-за введенного электропневматического управления переключением режимов (у прототипа было механическое управление).
Возможен вариант технического решения, где управление фрикционными многодисковыми муфтами осуществляется с помощью гидравлического распределителя с электроуправляемым пневматическим приводом или с тросовым приводом. Указанное техническое решение обеспечивает удобство управления коробкой передач, за счет упрощения конструкции.
Возможен вариант технического решения, где управление фрикционными многодисковыми муфтами осуществляется при помощи гидравлического распределителя с электрогидравлическими пропорциональными клапанами. Указанное техническое решение обеспечивает удобство управления коробкой передач за счет возможности автоматизации переключения передач.
Краткий перечень чертежей
Сама коробка передач самоходной машины показана как пример и не ограничивает патентные притязания.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема коробки передач самоходной машины.
На фиг. 2 изображена схема включения муфт коробки передач самоходной машины для получения шестнадцати передач переднего хода и восьми передач заднего хода, базовая кинематическая схема.
На фиг. 3 изображена схема включения муфт коробки передач самоходной машины для получения шестнадцати передач переднего хода и восьми передач заднего хода при использовании фрикционных многодисковых муфт на грузовом валу вместо зубчатой муфты (кинематическая схема по варианту А).
На фиг. 4 изображена схема управления зубчатыми муфтами коробки передач самоходной машины с помощью электроуправляемых пневматических клапанов с пневмоцилиндрами и фрикционными многодисковыми муфтами с помощью гидравлического распределителя с тросовым приводом.
На фиг. 5 изображена схема управления зубчатыми муфтами коробки передач самоходной машины с помощью электроуправляемых пневматических клапанов с пневмоцилиндрами и фрикционными многодисковыми муфтами с помощью гидравлического распределителя с электроуправляемым пневматическим приводом.
На фиг. 6 изображена схема управления зубчатыми муфтами коробки передач самоходной машины с помощью электроуправляемых пневматических клапанов с пневмоцилиндрами и фрикционными многодисковыми муфтами с помощью гидравлического распределителя с электрогидравлическими пропорциональными клапанами.
Поз. 1 - входной ведущий вал, установленный на подшипниковых опорах, предназначен для передачи мощности от входа в коробку передач самоходной машины на шестерню 10 постоянно, а на шестерни 2, 3, 4, 5 через фрикционные многодисковые муфты 6, 7, 8, 9;
Поз. 2 - шестерня, установленная через подшипниковую опору на валу 1, предназначена для передачи мощности на промежуточный вал 13 при включенной фрикционной многодисковой муфте 6, находится в постоянном зацеплении с шестерней 14;
Поз. 3 - шестерня, установленная через подшипниковую опору на валу 1, предназначена для передачи мощности на промежуточный вал 13 при включенной фрикционной многодисковой муфте 7, находится в постоянном зацеплении с шестерней 15;
Поз. 4 - шестерня, установленная через подшипниковую опору на валу 1, предназначена для передачи мощности на промежуточный вал 13 при включенной фрикционной многодисковой муфте 8, находится в постоянном зацеплении с шестерней 16;
Поз. 5 - шестерня, установленная через подшипниковую опору на валу 1, предназначена для передачи мощности на промежуточный вал 13 при включенной фрикционной многодисковой муфте 9, находится в постоянном зацеплении с шестерней 17;
Поз. 6 - фрикционная многодисковая муфта, установленная неподвижно на валу 1, предназначена для передачи мощности с вала 1 на шестерню 2 при ее включении;
Поз. 7 - фрикционная многодисковая муфта, установленная неподвижно на валу 1, предназначена для передачи мощности с вала 1 на шестерню 3 при ее включении;
Поз. 8 - фрикционная многодисковая муфта, установленная неподвижно на валу 1, предназначена для передачи мощности с вала 1 на шестерню 4 при ее включении;
Поз. 9 - фрикционная многодисковая муфта, установленная неподвижно на валу 1, предназначена для передачи мощности с вала 1 на шестерню 5 при ее включении;
Поз. 10 - шестерня, установленная на входном ведущем валу 1, предназначена для постоянной передачи мощности на вал привода насосов 11, находится в постоянном зацеплении с шестерней 12;
Поз. 11 - вал привода насосов, установленный на подшипниковых опорах, предназначен для передачи мощности для привода гидравлических насосов самоходной машины;
Поз. 12 - шестерня, установленная на валу приводов насосов 11, предназначена для постоянной передачи мощности с вала 1 на вал привода насосов 11, находится в постоянном зацеплении с шестерней 10;
Поз. 13 - промежуточный вал, установленный на подшипниковых опорах, предназначен для передачи мощности от шестерен 14, 15, 16, 17 на шестерни 18, 19, 20;
Поз. 14 - шестерня, установленная неподвижно на промежуточном валу 13, предназначена для передачи мощности с шестерни 2 на вал 13, находится в постоянном зацеплении с шестерней 2;
Поз. 15 - шестерня, установленная неподвижно на промежуточном валу 13, предназначена для передачи мощности с шестерни 3 на вал 13, находится в постоянном зацеплении с шестерней 3;
Поз. 16 - шестерня, установленная неподвижно на промежуточном валу 13, предназначена для передачи мощности с шестерни 4 на вал 13, находится в постоянном зацеплении с шестерней 4;
Поз. 17 - шестерня, установленная неподвижно на промежуточном валу 13, предназначена для передачи мощности с шестерни 5 на вал 13, находится в постоянном зацеплении с шестерней 5;
Поз. 18 - шестерня, установленная неподвижно на промежуточном валу 13, предназначена для передачи мощности на вал 21 при включенной муфте 28 в положение «влево», находится в постоянном зацеплении с шестерней 25;
Поз. 19 - шестерня, установленная неподвижно на промежуточном валу 13, предназначена для передачи мощности на вал 21 при включенной муфте 28 в положение «вправо», находится в постоянном зацеплении с шестерней 24;
Поз. 20 - шестерня, установленная неподвижно на промежуточном валу 13, предназначена для передачи мощности на вал 21 при включенной муфте 29, находится в постоянном зацеплении с шестерней 27;
Поз. 21 - диапазонный вал, установленный на подшипниковых опорах, предназначен для передачи мощности от установленных на подшипниковых опорах шестерен 24, 25, 26 на шестерни 22 и 23 в зависимости от положения муфт 28 и 29;
Поз. 22 - шестерня, установленная неподвижно на диапазонном валу 21, предназначена для передачи мощности на вал 30 при включенной муфте 33 в положение «вправо», находится в постоянном зацеплении с шестерней 31;
Поз. 23 - шестерня, установленная неподвижно на диапазонном валу 21, предназначена для передачи мощности на вал 30 при включенной муфте 33 в положение «влево», находится в постоянном зацеплении с шестерней 32;
Поз. 24 - шестерня, установленная через подшипниковую опору на валу 21, предназначена для передачи мощности на вал 21 при включенной муфте 28 в положение «вправо», находится в постоянном зацеплении с шестерней 19;
Поз. 25 - шестерня, установленная через подшипниковую опору на валу 21, предназначена для передачи мощности на вал 21 при включенной муфте 28 в положение «влево», находится в постоянном зацеплении с шестерней 18;
Поз. 26 - шестерня, установленная через подшипниковую опору на валу 21, предназначена для передачи мощности на вал 21 при включенной муфте 29, находится в постоянном зацеплении с шестерней 27;
Поз. 27 - паразитная шестерня, установленная на подшипниковой опоре, предназначена для передачи мощности с вала 13 на вал 21 при включенной муфте 29, находится в постоянном зацеплении с шестернями 20 и 26.
Поз. 28 - зубчатая муфта, установленная на валу 21 с возможностью перемещения в осевом направлении, предназначена для передачи мощности с шестерни 24 на вал 21 при нахождении в положении «вправо» или с шестерни 25 на вал 21 при нахождении в положении «влево», при нахождении в среднем положении обеспечивает режим нейтрали.
Поз. 29 - зубчатая муфта, установленная на валу 21 с возможностью перемещения в осевом направлении, предназначена для передачи мощности с шестерни 26 на вал 21 при нахождении во включенном состоянии при движении «назад», при движении «вперед» и в режиме нейтрали муфта находится в выключенном состоянии;
Поз. 30 - выходной вал, установленный на подшипниковых опорах, предназначен для передачи мощности от диапазонного вала 21 на выход коробки передач посредством шестерен 22 и 23 на шестерни 31 и 32 на шестерни 22 и 23 в зависимости от положения муфт 28 и 29;
Поз. 31 - шестерня, установленная через подшипниковую опору на валу 30, предназначена для передачи мощности на вал 30 при включенной муфте 33 в положение «вправо», находится в постоянном зацеплении с шестерней 22;
Поз. 32 - шестерня, установленная через подшипниковую опору на валу 30, предназначена для передачи мощности на вал 30 при включенной муфте 33 в положение «влево», находится в постоянном зацеплении с шестерней 23;
Поз. 33 - зубчатая муфта, установленная на валу 30 с возможностью перемещения в осевом направлении, предназначена для передачи мощности с шестерни 31 на вал 30 при нахождении в положении «вправо» или с шестерни 23 на вал 30 при нахождении в положении «влево»;
Поз. 34 - вал, установленный на подшипниковых опорах, предназначен для передачи мощности на выход коробки передач для привода заднего моста самоходной машины при включенной муфте 35;
Поз. 35 - зубчатая муфта, установленная на валу 34 с возможностью перемещения в осевом направлении, предназначена для передачи мощности с вала 30 на вал 34;
Поз. 36 - привод управления зубчатыми муфтами, установлен в корпусе коробки передач, предназначен для управления зубчатыми муфтами 28 и 29 путем передачи возвратно-поступательного движения штока пневмоцилиндров 39 и 40, соединенный с пневмоцилиндрами 39 и 40 через рычаги 37 и 38;
Поз. 37 - рычаг, установленный на приводе управления зубчатыми муфтами 36, предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения штока пневмоцилиндра 39 во вращательное движение вала привода управления зубчатыми муфтами 36;
Поз. 38 - рычаг, установленный на приводе управления зубчатыми муфтами 36, предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения штока пневмоцилиндра 40 во вращательное движение вала привода управления зубчатыми муфтами 36;
Поз. 39 - пневмоцилиндр, установленный на корпусе коробки передач, предназначен для управления положениями зубчатой муфты 28, является источником возвратно-поступательного движения, шток пневмоцилиндра постоянно соединен с рычагом 38;
Поз. 40 - пневмоцилиндр, установленный на корпусе коробки передач, предназначен для включения зубчатой муфты 29, является источником возвратно-поступательного движения, шток пневмоцилиндра постоянно соединен с рычагом 38;
Поз. 41 - привод, установленный на корпусе коробки передач, предназначен для управления зубчатой муфтой 33 путем передачи возвратно-поступательного движения штока пневмоцилиндра 43, соединенный с пневмоцилиндром 43 через рычаг 42;
Поз. 42 - рычаг, установленный на приводе 41, предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения штока пневмоцилиндра 43 во вращательное движение вала привода 41;
Поз. 43 - пневмоцилиндр, установленный на корпусе коробки передач, предназначен для управления положениями зубчатой муфты 33, является источником возвратно-поступательного движения, шток пневмоцилиндра постоянно соединен с рычагом 42;
Поз. 44 - привод, установленный на корпусе коробки передач, предназначен для управления зубчатой муфтой 35 путем передачи возвратно-поступательного движения штока пневмоцилиндра 46, соединенный с пневмоцилиндром 46 через рычаг 45;
Поз. 45 - рычаг, установленный на приводе 44, предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения штока пневмоцилиндра 46 во вращательное движение вала привода 44;
Поз. 46 - пневмоцилиндр, установленный на корпусе коробки передач, предназначен для включения зубчатой муфты 35, является источником возвратно-поступательного движения, шток пневмоцилиндра постоянно соединен с рычагом 45;
Поз. 47 - гидравлический распределитель с тросовым приводом, установленный сверху на корпусе коробки передач, предназначенный для управления включением фрикционных многодисковых муфт 6, 7, 8, 9 путем распределения гидравлического масла и обеспечение предустановленного алгоритма наполнения маслом включаемой муфты и слива масла с выключаемой муфты за счет системы перекидных золотников и поворотного золотника, управляемого тросовым приводом;
Поз. 48 - гидравлический распределитель с электроуправляемым пневматическим приводом, установленный сверху на корпусе коробки передач, предназначенный для управления включением фрикционных многодисковых муфт 6, 7, 8, 9 путем распределения гидравлического масла и обеспечение предустановленного алгоритма наполнения маслом включаемой муфты и слива масла с выключаемой муфты за счет системы перекидных золотников и поворотного золотника, управляемого пневмоцилиндром с электропневматическим приводом;
Поз. 49 - гидравлический распределитель с электрогидравлическими пропорциональными клапанами, установленный сверху на корпусе коробки передач, предназначенный для управления включением фрикционных многодисковых муфт 6, 7, 8, 9 или муфтами 6, 7, 8, 9, 50, 51 путем распределения гидравлического масла и обеспечение алгоритма наполнения маслом включаемых муфт и слива масла с выключаемых муфт за счет пропорциональных электрогидравлических клапанов, управляемых с помощью электронного блока управления;
Поз. 50 - фрикционная многодисковая муфта, установленная неподвижно на валу 21, предназначена для передачи мощности с шестерни 24 на вал 21 при ее включении;
Поз. 51 - фрикционная многодисковая муфта, установленная неподвижно на валу 21, предназначена для передачи мощности с шестерни 24 на вал 21 при ее включении;
Поз. 52 - блок электромагнитных клапанов, установленный на корпусе коробки передач, предназначен для подачи и распределения воздуха во внутренние полости пневмоцилиндров 39, 40, 43, 46, а также пневмоцилиндра гидравлического распределителя 48.
Осуществление технического решения
Заявляемое техническое решение поясняется на фиг. 1-6
Привод управление зубчатыми муфтами 36 - представляет собой устройство, состоящее из двух соосных валов, один из которых полый. На наружном валу установлен рычаг, а на внутреннем валу смонтирован зубчатый сектор. Рычаг и зубчатый сектор соединены с двумя валиками, на которых установлены две вилки, управляющие положением зубчатых муфт 28 и 29. Сверху привода управления зубчатыми муфтами установлены рычаги 37 и 38, соединяющие привод управления зубчатыми муфтами с пневмоцилиндрами 39 и 40. Таким образом, приведенный конструктив показывает упрощение конструкции коробки передач по сравнению с прототипом.
Пневмоцилиндры 39, 40, 43, 46 - представляет собой устройство, состоящее из наружного корпуса, штока и соединенного с ним поршня. Наружный корпус пневмоцилиндра соединен с корпусом коробки передач, а шток соединен с рычагами 37, 38, 42, 45. Применение пневмоцилиндров 39, 40, 43, 46 обеспечивает снижение усилия на органах управления при переключении режимов коробки передач.
Привод 41 - представляет собой устройство, состоящее из вала и соединенной с ним вилки, которая управляет положением муфты 33. С другой стороны вала установлен рычаг 42, соединяющий привод с пневмоцилиндром 43.
Привод 44 - представляет собой устройство, состоящее из вала и соединенного с ним рычага, который управляет положением муфты 35 при помощи вилки. С другой стороны вала установлен рычаг 45, соединяющий привод с пневмоцилиндром 46
Гидравлический распределитель с тросовым приводом 47 - представляет собой устройство, состоящее из корпуса, гильзы, главного золотника с зубчатым венцом, зубчатой рейки, перекидных золотников и золотника слива масла. Зубчатая рейка находится в постоянном зацеплении с главным золотником. При перемещении рейки за счет тросового привода происходит поворот главного золотника, что приводит к распределению гидравлического масла и включению фрикционных многодисковых муфт 6, 7, 8 и 9. Поворот золотника слива масла, который осуществляется при помощи тросового привода 47, опустошает гидравлическую магистраль подвода масла к главному золотнику, что позволяет обеспечить плавное трогание самоходной машины с места.
Гидравлический распределитель с электроуправляемым пневматическим приводом 48 - представляет собой устройство, состоящее из состоящее из корпуса, гильзы, главного золотника, перекидных золотников, золотника слива масла и пневматического электроуправляемого привода. Поворот главного золотника осуществляется с помощью пневматического привода, управляемого при помощи электромагнитных пневматических клапанов 52, что приводит к распределению гидравлического масла и включению фрикционных многодисковых муфт 6, 7, 8 и 9. Поворот золотника слива масла, который осуществляется при помощи тросового привода, опустошает гидравлическую магистраль подвода масла к главному золотнику, что позволяет обеспечить плавное трогание самоходной машины с места.
Гидравлический распределитель с электрогидравлическими
пропорциональными клапанами 49 - представляет собой устройство, состоящее из корпуса, пропорциональных электрогидравлических клапанов и датчиков давления. Открытие пропорциональных электрогидравлических клапанов осуществляется с помощью сигнала от электронного блока управления, что приводит к распределению гидравлического масла и управлению давлением гидравлического масла во фрикционных многодисковых муфтах 6, 7, 8, 9, 50, 51. Сигнал с датчиков давления обеспечивает обратную связь при управлении пропорциональными электрогидравлическими клапанами, что обеспечивает возможность точного управления наполнением гидравлическим маслом фрикционных многодисковых муфт для гарантии плавности при переключении передач.
Коробка передач самоходной машины содержит входной ведущий вал 1 с четырьмя шестернями 2, 3, 4, 5, установленные на подшипниковых опорах. Шестерни 2, 3, 4, 5 имеют возможность соединятся с входным ведущим валом 1 с помощью фрикционных многодисковых муфт 6, 7, 8, 9. Шестерня 10 неподвижно установлена на валу 1 и предназначена для передачи мощности на вал привода насосов 11, на котором неподвижно установлена шестерня 12, которая обеспечивает постоянную передачу мощности для привода гидравлических насосов самоходной машины и гидравлического насоса системы управления и смазки коробки передач.
На промежуточном валу 13 неподвижно установлены семь шестерен 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. На диапазонном валу 21 неподвижно закреплены шестерни 22 и 23, а шестерни 24, 25, 26 установлены на подшипниковых опорах. Для получения передач заднего хода предусмотрена паразитная шестерня 27. Шестерни 24, 25, 26 имеют возможность соединятся с валом 21 с помощью зубчатых муфт 28 и 29. На выходном валу 30 установлены на подшипниках шестерни 31 и 32, которые имеют возможность соединятся с валом 30 с помощью зубчатой муфты 33. Для обеспечения возможности отключения передачи мощности на задние колеса, выходной вал 30 соединяется с валом 34 с помощью зубчатой муфты 35, что гарантирует отсутствие паразитной циркуляции мощности при движении самоходной машины по твердому основанию.
Шестерни 2, 3, 4, 5 входного вала 1 находятся в зацеплении с шестернями 14, 15, 16, 17 промежуточного вала 13 соответственно, и в зависимости от включенных фрикционных многодисковых муфт 6, 7, 8, 9 обеспечивают передачу мощности с входного вала 1 на промежуточный вал 13. Шестерни 18 и 19 промежуточного вала 13 находятся в зацеплении с шестернями 24 и 25 диапазонного вала 21, а шестерня 20 находится в зацеплении с паразитной шестерней 27, которая в свою очередь находится в зацеплении с шестерней 26 диапазонного вала 21, и в зависимости от включенных муфт 28 и 29 обеспечивают передачу мощности от промежуточного вала 13 на диапазонный вал 21. Шестерни 22 и 23 диапазонного вала 21 находятся в зацеплении с шестернями 31 и 32 выходного вала 30, и в зависимости от положения муфты 33 обеспечивают передачу мощности с диапазонного вала 21 на выходной вал 30.
Включение зубчатых муфт 28 и 29 осуществляется с помощью привода управления 36, рычагов 37 и 38 и соединенными с ними пневмоцилиндрами 39 и 40. Включение зубчатой муфты 33 обеспечивается с помощью привода 41, рычага 42 и соединенного с ним пневмоцилиндра 43. Включение зубчатой муфты 35 обеспечивается с помощью привода 44, рычага 45 и соединенного с ним пневмоцилиндра 46. Подача воздуха во внутренние полости пневмоцилиндров 39, 40, 43, 46 приводит к перемещению штоков и соединенных с ними рычагов 37, 38, 42, 45, обеспечивая перемещение зубчатых муфт 28, 29, 33, 35 в фиксированные положения. Подача и распределение воздуха обеспечивается за счет блока электромагнитных клапанов 52, который обеспечивает возможность управления зубчатыми муфтами за счет подачи электрического сигнала с органа управления.
Включение фрикционных многодисковых муфт 6, 7, 8, 9 осуществляется при помощи масла, подачу которого обеспечивает гидравлический распределитель 47 с тросовым приводом или гидравлический распределитель 48 с электроуправляемым пневматическим приводом или распределитель 49 с электрогидравлическими пропорциональными клапанами.
Комбинация положений зубчатых муфт 28, 29, 33 и включенных фрикционных многодисковых муфт 6, 7, 8, 9 обеспечивает реализацию шестнадцати передач переднего хода и восьми передач заднего хода: по четыре передачи в четырех режимах переднего хода и по четыре передачи в двух режимах заднего хода.
Вместо зубчатой муфты 28 на диапазонный вал 21 могут устанавливаться две фрикционные многодисковые муфты 50 и 51, включение которых будет обеспечивать соединение шестерен 24 и 25 с валом 21. Включение фрикционных многодисковых муфт 6, 7, 8, 9, 50, 51 в данном случае осуществляется только с использованием распределителя с электрогидравлическими пропорциональными клапанами 49.
Заявленное техническое решение, а именно коробка передач самоходной машины, повышает комфорт и эргономику управления, за счет счет уменьшения числа органов управления и снижения усилия на органах управления из-за электропневматического управления переключением режимов и электропневматического или электрогидравлического управления переключением передач.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1599251A2 |
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА | 1976 |
|
SU797920A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, МЕХАНИЗМ РЕВЕРСИРОВАНИЯ, МОДУЛЬ ВАРЬИРОВАНИЯ И УПРАВЛЯЕМЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ | 2006 |
|
RU2300032C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ПУТЕВОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2500939C1 |
УСТАНОВКА ПОДЪЕМНАЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ И РЕМОНТА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН УПА 60А | 2007 |
|
RU2362867C2 |
КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ | 1967 |
|
SU192029A1 |
Коробка передач для транспортного средства | 1978 |
|
SU785070A2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1593991A2 |
Коробка переключения передач | 2016 |
|
RU2643330C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
Изобретение относится к управлению коробкой передач самоходных машин. Коробка передач содержит входной ведущий, промежуточный, диапазонный и выходной валы, расположенные параллельно друг другу в корпусе на подшипниках. На промежуточном валу шестерни жестко закреплены. На входном и диапазонном валах комплекты шестерен установлены на подшипниках с возможностью управления с помощью фрикционных многодисковых и зубчатых муфт. Выходной вал выполнен с возможностью отключения привода на задние колеса при помощи зубчатой муфты с установленными на подшипниках шестернями, управляемыми зубчатыми муфтами. Управление зубчатыми муфтами диапазонного и выходного валов осуществляется с помощью электроуправляемых пневматических клапанов с пневмоцилиндрами. Управление фрикционными многодисковыми муфтами осуществляется с помощью гидравлического распределителя. Достигается упрощение конструкции устройства. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Коробка передач, содержащая входной ведущий, промежуточный, диапазонный и выходной валы, расположенные параллельно друг другу в корпусе на подшипниках, при этом на промежуточном валу шестерни жестко закреплены, а на входном ведущем и диапазонном валах комплекты шестерен установлены на подшипниках с возможностью управления с помощью фрикционных многодисковых и зубчатых муфт, выходной вал выполнен с возможностью отключения привода на задние колеса при помощи зубчатой муфты с установленными на подшипниках шестернями, управляемыми зубчатыми муфтами, отличающаяся тем, что управление зубчатыми муфтами диапазонного и выходного валов осуществляется с помощью электроуправляемых пневматических клапанов с пневмоцилиндрами, а управление фрикционными многодисковыми муфтами осуществляется с помощью гидравлического распределителя.
2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что управление фрикционными многодисковыми муфтами осуществляется с помощью гидравлического распределителя с электроуправляемым пневматическим приводом или с тросовым приводом.
3. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что управление фрикционными многодисковыми муфтами осуществляется при помощи гидравлического распределителя с электрогидравлическими пропорциональными клапанами.
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ СКОРОСТЕЙ ТРАКТОРОВ | 2008 |
|
RU2381398C1 |
0 |
|
SU158329A1 | |
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065258A1 |
CN 205244309 U, 18.05.2016. |
Авторы
Даты
2021-08-11—Публикация
2020-12-29—Подача