(54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО
I
Изобретение относится к транспортному машиностроению.
По основному авт. св. № 511236 известна коробка передач для транспортного средства, содержащая корпус, в котором размещены соосные входной и выходной валы, промежуточный вал, нереверсивный вал пониженных передач, шестерни постоянного зацепления, свободно установленные на валах, фрикционные муфты, установленные на входном валу, зубчатые муфты, одна из которых установлена на промежуточном валу, а другая - на нереверсивном валу, и управляющую гидросистему, включающую передний насос, приводимый от двигателя, и задний насос, связанный через щестерни постоянного зацепления промежуточного вала при помощи фрикционных муфт с входным валом, а через щестерни постоянного зацепления промежуточного вала и зубчатую муфту, размещенную на нем,- с выходным валом 1.
Однако вследствие того, что многодисковые гидроуправляемые фрикционные муфты, расположенные на входном валу, не обеспечивают необходимую чистоту выклю-. СРЕДСТВА
чения, т. е. не обеспечивают надежного рассоединения входного и последующих валов, переключение диапазонов зубчатыми муфтами происходит с повыщенным щумом вследствие разных относительных скоростей 5 соединяемых элементов. Ввиду того что не обеспечивается безударное включение, происходит повышенный износ зубчатых муфт, что снижает долговечность коробки передач.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности за счет обеспе чения безударного включения зубчатых муфт переключения диапазонов.
Поставленная цель достигается тем, что управляющая гидросистема снабжена управляемыми напорнйм клапаном, установ,5 ленным в участке нагнетательной магистрали, сообщенном с задним насосом, при этом орган управления напорным клапаном кинематически связан с рычагами управления коробки передачи.
На чертеже приведена схема коробки 20 передач.
Коробка передач для транспортного средства содержит входной , выходной 2 и промежуточный 3 валы, нереверсивный вал 4 пониженных передач, а также вал 5 привода заднего насоса. На входном валу 1 расположены многодисковые, гидравлически управляемые фрикционные муфты 6 и 7, предназначенные для переключения передач в движении, и свободно сидящие (иестерни 8, 9, 10 и 11, которые постоянно зацеплены с шестернями 12, 13, 14 и 15, жестко установленными на промежуточном валу 3. На нереверсивном валу 4 пониженных передач и промежуточном валу 3 установлены скользящие зубчатые муфты 16 и 17, предназначенные для включения диапазонов. Шестерня 18, жестко установленная на выходном в-алу 2, зацеплена одновременно г п естернями 19 и 20, свободное посаженными на промежуточном валу 3 и нереверсивном валу 4 пониженных передач, а шестерня 21, свободно сидящая на нереверсивном валу 4 пониженных передач, кинема-.тически связана с шестерней 22, жестко установленной на выходном валу 2,через щестерню 23. Нереверсивный вал 4 пониженных передач кинематически связан с промежуточным валом 3 через шестерни 24, 25, 26 и 27 постоянного зацепления, при этом шестерни 25 и 26 жестко посажены на вал 5 привода заднего насоса. Передний насос 28 через вал 29, шестерни 30, 31 и полый вал 32 кинематически связан с коленчатым валом двигателя 33. В нагнетательную магистраль заднего насоса 34 установлен управляемый напорный клапан 35, который связан с рычагом 36 управления. При движении с работающим двигателем (одна из фрикционных муфт коробки передач вклрочена) передний насос 28 изадний насос 34 приводятся во вращение от двигателя и подают масло в общую нагнетательную магистраль 37. При переключении диапазонов фрикционные муфты входного вала выключаются, но имеющееся «ведение дисками, связанными с барабанами муфт 6, 7, дисков, связанных с шестернями 8, 9, 10 и 11 из-за наличия между ними масляной пленки, вращает промежуточный вал 3 и вал 5 привода заднего насоса, который подает масло в нагнетательную магистраль. При помощи напорного клапана 35, управляемого рычагом 36, повышается давление в нагнетательной магистрали 37, При этом создается дополнительное сопротивление на проворачивание заднего насоса 34, что приводит к остановке вала 5 привода заднего насоса и связанных с ним шестерен, а следовательно, останавливается промежуточный вал 3 и нереверсивный вал 4 пониженных передач. Использование технического решения обеспечит безударное включение зубчатых муфт при переключении диапазонов передач, тем самым устраняется торцовой износ зубьев муфт и включаемых щестерен. Кроме того, данное техническое решение исключает щум при переключении диапазонов передач, улучшая условия труда. Формула изобретения Коробка передач для транспортного средства по авт. св. N° 511236, отличающаяся тем,-что, с целью повышения надежности и долговечности за счет обеспечения безударного включения губчатых муфт переключения диапазонов, управляющая гидросистема снабже 1а управляемым напорным клапаном, установленным в участке нагнетательной магистрали, сообщенном с задним насосом, при этом орган управления напорным клапаном кинематически связан с рычагом управления коробки передач. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 511236, кл. В 60 К 17/08, 1972.
JJ 32 3f f д 6 9 Ю 7 // 18 2 22
ШШМ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач для транспортного средства | 1972 |
|
SU511236A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1085862A1 |
Коробка передач для транспортного средства | 1984 |
|
SU1253848A1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ СКОРОСТЕЙ ТРАКТОРОВ | 2008 |
|
RU2381398C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ | 2020 |
|
RU2753023C1 |
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства | 1977 |
|
SU680923A1 |
СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2606652C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1599251A2 |
Коробка переключения передач | 2016 |
|
RU2643330C1 |
Сельскохозяйственный трактор | 1981 |
|
SU931506A1 |
/
J7
/7
«,4I Г-11ГТt - Чй:;
sixч/ / fO
Авторы
Даты
1980-12-07—Публикация
1978-12-07—Подача