Коробка передач для транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU785070A2

(54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО

I

Изобретение относится к транспортному машиностроению.

По основному авт. св. № 511236 известна коробка передач для транспортного средства, содержащая корпус, в котором размещены соосные входной и выходной валы, промежуточный вал, нереверсивный вал пониженных передач, шестерни постоянного зацепления, свободно установленные на валах, фрикционные муфты, установленные на входном валу, зубчатые муфты, одна из которых установлена на промежуточном валу, а другая - на нереверсивном валу, и управляющую гидросистему, включающую передний насос, приводимый от двигателя, и задний насос, связанный через щестерни постоянного зацепления промежуточного вала при помощи фрикционных муфт с входным валом, а через щестерни постоянного зацепления промежуточного вала и зубчатую муфту, размещенную на нем,- с выходным валом 1.

Однако вследствие того, что многодисковые гидроуправляемые фрикционные муфты, расположенные на входном валу, не обеспечивают необходимую чистоту выклю-. СРЕДСТВА

чения, т. е. не обеспечивают надежного рассоединения входного и последующих валов, переключение диапазонов зубчатыми муфтами происходит с повыщенным щумом вследствие разных относительных скоростей 5 соединяемых элементов. Ввиду того что не обеспечивается безударное включение, происходит повышенный износ зубчатых муфт, что снижает долговечность коробки передач.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности за счет обеспе чения безударного включения зубчатых муфт переключения диапазонов.

Поставленная цель достигается тем, что управляющая гидросистема снабжена управляемыми напорнйм клапаном, установ,5 ленным в участке нагнетательной магистрали, сообщенном с задним насосом, при этом орган управления напорным клапаном кинематически связан с рычагами управления коробки передачи.

На чертеже приведена схема коробки 20 передач.

Коробка передач для транспортного средства содержит входной , выходной 2 и промежуточный 3 валы, нереверсивный вал 4 пониженных передач, а также вал 5 привода заднего насоса. На входном валу 1 расположены многодисковые, гидравлически управляемые фрикционные муфты 6 и 7, предназначенные для переключения передач в движении, и свободно сидящие (иестерни 8, 9, 10 и 11, которые постоянно зацеплены с шестернями 12, 13, 14 и 15, жестко установленными на промежуточном валу 3. На нереверсивном валу 4 пониженных передач и промежуточном валу 3 установлены скользящие зубчатые муфты 16 и 17, предназначенные для включения диапазонов. Шестерня 18, жестко установленная на выходном в-алу 2, зацеплена одновременно г п естернями 19 и 20, свободное посаженными на промежуточном валу 3 и нереверсивном валу 4 пониженных передач, а шестерня 21, свободно сидящая на нереверсивном валу 4 пониженных передач, кинема-.тически связана с шестерней 22, жестко установленной на выходном валу 2,через щестерню 23. Нереверсивный вал 4 пониженных передач кинематически связан с промежуточным валом 3 через шестерни 24, 25, 26 и 27 постоянного зацепления, при этом шестерни 25 и 26 жестко посажены на вал 5 привода заднего насоса. Передний насос 28 через вал 29, шестерни 30, 31 и полый вал 32 кинематически связан с коленчатым валом двигателя 33. В нагнетательную магистраль заднего насоса 34 установлен управляемый напорный клапан 35, который связан с рычагом 36 управления. При движении с работающим двигателем (одна из фрикционных муфт коробки передач вклрочена) передний насос 28 изадний насос 34 приводятся во вращение от двигателя и подают масло в общую нагнетательную магистраль 37. При переключении диапазонов фрикционные муфты входного вала выключаются, но имеющееся «ведение дисками, связанными с барабанами муфт 6, 7, дисков, связанных с шестернями 8, 9, 10 и 11 из-за наличия между ними масляной пленки, вращает промежуточный вал 3 и вал 5 привода заднего насоса, который подает масло в нагнетательную магистраль. При помощи напорного клапана 35, управляемого рычагом 36, повышается давление в нагнетательной магистрали 37, При этом создается дополнительное сопротивление на проворачивание заднего насоса 34, что приводит к остановке вала 5 привода заднего насоса и связанных с ним шестерен, а следовательно, останавливается промежуточный вал 3 и нереверсивный вал 4 пониженных передач. Использование технического решения обеспечит безударное включение зубчатых муфт при переключении диапазонов передач, тем самым устраняется торцовой износ зубьев муфт и включаемых щестерен. Кроме того, данное техническое решение исключает щум при переключении диапазонов передач, улучшая условия труда. Формула изобретения Коробка передач для транспортного средства по авт. св. N° 511236, отличающаяся тем,-что, с целью повышения надежности и долговечности за счет обеспечения безударного включения губчатых муфт переключения диапазонов, управляющая гидросистема снабже 1а управляемым напорным клапаном, установленным в участке нагнетательной магистрали, сообщенном с задним насосом, при этом орган управления напорным клапаном кинематически связан с рычагом управления коробки передач. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 511236, кл. В 60 К 17/08, 1972.

JJ 32 3f f д 6 9 Ю 7 // 18 2 22

ШШМ

Похожие патенты SU785070A2

название год авторы номер документа
Коробка передач для транспортного средства 1972
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Козлов Евгений Николаевич
  • Солонский Александр Степанович
  • Малинский Исаак Моисеевич
  • Болвако Иван Иванович
SU511236A1
Коробка передач транспортного средства 1982
  • Козлов Евгений Николаевич
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Шимко Александр Николаевич
  • Бравин Сергей Анатольевич
SU1085862A1
Коробка передач для транспортного средства 1984
  • Бравин Сергей Анатольевич
  • Шкатуло Александр Степанович
SU1253848A1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ СКОРОСТЕЙ ТРАКТОРОВ 2008
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Титов Александр Иванович
RU2381398C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ 2020
  • Серебряков Сергей Александрович
  • Антипов Александр Юрьевич
  • Дмитриев Михаил Игоревич
  • Бурдук Денис Валентинович
  • Ефимов Эдуард Иванович
RU2753023C1
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU680923A1
СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Круташов Александр Васильевич
  • Серебряков Владимир Витальевич
  • Баулина Елена Евгеньевна
RU2606652C1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1988
  • Родштейн Гирш Рафаилович
SU1599251A2
Коробка переключения передач 2016
RU2643330C1
Сельскохозяйственный трактор 1981
  • Шкрабак Владимир Степанович
  • Вьюгин Александр Михайлович
  • Калюжный Илья Григорьевич
  • Ли Геннадий Васильевич
SU931506A1

Иллюстрации к изобретению SU 785 070 A2

Реферат патента 1980 года Коробка передач для транспортного средства

Формула изобретения SU 785 070 A2

/

J7

/7

«,4I Г-11ГТt - Чй:;

sixч/ / fO

SU 785 070 A2

Авторы

Козлов Евгений Николаевич

Солонский Александр Степанович

Мелешко Михаил Григорьевич

Болвако Иван Иванович

Семенов Владимир Мефодьевич

Дудовцов Виктор Петрович

Шимко Александр Николаевич

Даты

1980-12-07Публикация

1978-12-07Подача