Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА Советский патент 1981 года по МПК B60K17/10 B60K41/12 

Описание патента на изобретение SU797920A1

(54) КОРОВКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Похожие патенты SU797920A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1980
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Якименко Иван Александрович
SU1055662A1
Коробка передач транспортного средства 1980
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Якименко Иван Александрович
SU901089A1
Коробка передач транспортного средства 1980
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Якименко Иван Александрович
SU1008020A1
Система управления коробкой передач транспортного средства 1982
  • Чабан Владимир Федотович
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Бобровник Александр Иванович
SU1039750A1
Способ трогания и разгона самоходной машины на нескольких ступенях коробки передач и устройство для его осуществления 1986
  • Саенко Геннадий Викторович
SU1393666A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1990
  • Бобров Андрей Алексеевич
  • Лаврушкина Любовь Николаевна
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
SU1743933A1
Устройство для управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт ступенчатой коробки передач транспортной машины 1988
  • Красовских Виталий Степанович
SU1521619A1
Планетарная коробка передач транспортного средства 1976
  • Щельцын Николай Александрович
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Ромашат Владимир Алексеевич
  • Пантюхин Михаил Григорьевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Зубарев Николай Иванович
  • Гречушников Виталий Иванович
SU640875A1
Система управления коробкой передач транспортного средства 1987
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Антоневич Андрей Иванович
  • Таяновский Георгий Александрович
SU1458257A1
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства 1980
  • Лаврентьев Владимир Борисович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Шестопалов Владимир Васильевич
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU901090A1

Иллюстрации к изобретению SU 797 920 A1

Реферат патента 1981 года Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА

Формула изобретения SU 797 920 A1

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к коробкам передач транспортных средств.

Известны коробки передач, содержгидие валы с шестернями постоянного зацепления, одна из которых,выполненная косозубой, установлена на валу с возможностью осевого перемещения, фрикционные муфты соединения шестерен постоянного зацепления с валами, двухпозиционный золотниковый гидроаппарат, золотник которого одним концом кинематически связан с косозубой шестерней, гидрораспределитель переключения передач два выхода которого связаны с соответствуквдими гидроцилиндрами фрикционных муфт, а третий - со сливом для сообщения последнего с гидроцилиндрами, и управляемый гидроаппарат, вход которого связан с гидронасосом, первый выход - со сливом, а второй выход - с входом гидрораспределителя переключения передач ij

Недостаток известной коробки пе- редач состоит в том, что в ней не обеспечена возможность оптимизации времени ccJBмecтнoй работы фрикционных муфт разных передач в процессе

трогания и разгона транспортного средства. Этот недостаток обусловлен тем, что золотник двухпозиционного гидроаппарата не связан с органом управления коробкой передач, а вход и выход этого двухпозиционного гидроаппарата не связаны с соответствующими выходами гидрораспределителя переключения передач. Кроме

0 того, косозубая шестерня, имеющая возможность осевого перемещения, установлена в механизме реверса, а не в силовой цепи низшей передачи, т.е. через эту шестерню передается мощность как первой, так и второй ступени. Иэ-за этого одновременное включение двух передач (первой и второй) для разгона транспортного средства не вызывает

0 циркуляции мощности через косозубую шестерню и своевременного срабатывания двухпозиционного гидЕюаппарата. Этот недостаток приводит к излишнему буксованию фрикционных муфт, а,

5 следовательно, к их преждевременному износу.

Цель изобретения - повышение надежности коробки передач путем от и 0 мизации времени совместной работы

фрикционных муфт разных передач в процессе трогания и разгона транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что орган управления управляемого гидроаппарата кинематически связан с другим концом золотника двухпозиционного золотникового гидроаппарата, а вход и выход двухпозиционного золотникового гидроаппарата связаны с соответствующими выходами :гидрораспределителя переключения передач, при этом косозубая шестерня установлена в силовой цепи низшей передачи.

На чертеже представлена схема коробки передач и системы управле ния ею.

Коробка передач содержит ведущий вал 1, ведомый вал 2, а также пары шестерен постоянного зацепления 3 и 4 низшей передачи и 5 и б высшей передачи. Шестерня 3. и 5 установлены на ведущем валу 1 на подшипниках качения .7, а для включения зысшей и низшей передач используются гидроуправляемые фрикционные муфты 8 и 9.

Шестерни 3 и 4 низшей передачи выполнены косозубыми. Шестерня 4 установлена на ведомом валу 2 на шлицах с возможностью осевого перемщения между упорами 10 и 11 и имеет на ступице канавку, в которую входи поводок 12, Система управления коробкой содержит напорную магистраль 13, постоянно связанную с гидрав-лическим насосом (на схеме не показан), управляемый гидроаппарат 14, гидрораспределитель 15 переключения передач, гидравлические цилиндры 16 и 17 фрикционных муфт,маслопроводы 18 и 19 между гидрораспределителем 15 и гидроцилиндрами & и 17, двухпозиционный золотниковый гидроаппарат 20 с подвижным золотником 21, Гидрораспределитель 15 служит для переключения передач и имеет управляемый поворотный золотник 22, который попеременно сообщает маслопроводы .18 и 19 с промежуточным каналом 23 (включение гидроцилиндра) или со сливными каналами 24 (выключения гидроцилиндра). Управляемый гидроаппарат 14 служит для трогания с места и имеет поворотный золотник 25, сообщает промежуточный канал 23 с напорной магистралью 13 или со сливом 26, Золотник 25 связан с органом управления (педалью слива) 27 с помощью поводка 28 и тяги 29, Одновременно тяга 29 связана с рычагом 30 управления двухпозиционным золотниковым гидроаппаратом 20, Гидроаппарат 20 Посредством каналов 31 и 32 подключен к маслопроводам 18 и 19, При положении, показанном на чертеже,указанные каналы разобщены золотником 21,

а при переводе в правое положение золотник 21 сообщает эти каналы между собой. Для фиксации указанных положений золотника 21 имеется фиксатор 33,

с Со стороны, противоположной рычагу 30, установлен рычаг 34,предIназначенный для управления гидроаппаратом 20 иг связанный тягой 35 и рычагом 36 с поводком 12,

Коробка передач работает следующим

образом.

При установившемся движении на низшей передаче детали коробки передач и системы управления занимают положение, показанное, на чертеже,

5 Масло из напорной магистрали 13 через управляемый гидроаппарат 14 и промежуточный канал 23 поступает к гидрораспределителю 15, золотник которого сообщает с каналом 23 маслопровод 18 гидроцилиндра 16 низшей передачи. Маслопровод 19 сообщен в этот момент со сливом 24, Золотник 21 гидроаппарата 20 находится в крайнем левом положении каналы 31 и 32

5 разобщены. Фрикционная Муфта 9 включена, а муфта 8 выключена, Крутящий момент передается с ведущего вала 1 через муфту 9 и пару шестерен 3 и 4 на ведомый вал 2, Так как шестерни 3 и 4 выполнены косозубыми, на них воздействует осевое усилие, смещающее шестерню 4 влево до упора 10, При этом рычаг 34 находится в крайнем правом положении и не воздействует на золотник 21 гидроаппарата 20,

Рычаг 30 также не воздействует на золотник 21, так как он при отпущенной педали слива 27 отводится тягой 29 в левое положение.

Возможное изменение направления

0 крутящего момента, передаваемого шестернями 3 и 4, например пр торможении машины двигателем, приведет к перемещению шестерни 4 до упора 11 вправо, но не вызовет ника, ких изменений в работе системы упревления,

Перед троганием с места водитель выжимает педаль слива 27 в направлении, указанном на чертеже, при

л ЭТОМ ЗОЛОТНИК 25 гидроаппарата 14 поворачивается, отключает напорную магистраль 13 от промежуточного канала 23, сообщая канал 23 со сливом 26, В конце хода педали 27,рычаг 30 входит в контакт с золотником

21д переводит его в правое положение, сообщая каналы 31 и 32 между собой. При этом -золотник 21 подводится вплотную к рычагу 34,.

При указанном положении педали

0 27 фрикционные муфты выключены,так как гидроцилиндры 16 и 17 сообщены со сливом 26, а мощность через коробку передач не передается, ведущий вал 1 вращается, а ведомый

5 вал 2 остановлен.

Далее, осуществляя трогание с места, водитель устанавливает золотник 22 гидрораспределителя 15 на включение низшей передачи, отпускае педаль 27, при этом золотник 25 воэ вращается в первоначальное положение, показанное на чертеже, рычаг 30 (этводится от золотника 21, который остается в крайнем правом положении. Масло из напорной магистрали 13 поступает через гидроаппарат 14, гидрораспределитель 15 и канал 18 в гидроцилиндр 16 низшей переда чи, а также - через каналы 31 и 32, гидроаппарат 20, и маслопровод 1Г -. в гидроцилиндр 17 высшей передачи. Фрикционные муфты 8 и 9 включаются одновременно. Проходные сечения.слиных каналов 24 в гидрораспределителе 15 (или непосредственно в гидравлических цилиндрах) задросселированы и подобраны такими,чтобы исключить чрезмерное снижение давления при подаче масла в гидроцилиндр 17 высшей передачи.

Мощность от ведущего вала 1 к ведомому 2 начинает передаваться двумя потоками: один поток -- муфта и шестерни 3 и 4; другой поток муфта 8 и шестерни 5 и 6. Ведомый в 2 начинает разгоняться, т.е. частота его вращения возрастает, а относительная частота вращения ведущих и ведомых дисков муфт 9 и 8 уменьшается. Начиная с момента времени, когда самоходная мЕШИна разгонится до скорости, соответствукадей низшей передаче, ведомые диски муфты 9 стремятся вращаться быстрее ведущих, направление крутящего момента, передаваемого муфтой 9 и шестернями 3 и 4, изменяется на противопо., ложное.

} При этом изменяется направление осевого усилия, воздействующего на шестерню 4, поэтому указанная шестерня переместится вправо и через поводок 12, рычаг 36, тягу 35 и рычаг 34 передвинет золотник 21 в левое положение, что приведет к разобщению каналов 31 и 32. Гидроцилиндр 17 отключается от напорной магистрали и разряжается через сливное отверстие, а муфта В высшей передачи отключается. После этого направление крутящего момента, передаваемого низшей передачей, вновь изменяется и шестерня 4 смещается влево до упора 10, далее происходит установившееся движение на низшей передаче . Необходимо отметить, что предложенная коробка передач обеспечивает в процессе разгона отключение высшей передачи именно в тот момент когда отпадает необходимость в дальнейшей совместной работе муфт разных передач. Длительность совмесной работы двух муфт в данной коробке передач может изменяться в весьма широких пределах в зависимости от условий работы машины (сопротивления движению, момента инерции и других факторов).однако для каждого конкретного случая она будет оптимальной. Этим обеспечивается минимальная работа буксования фрикционных муфт, а -следовательно, снижение их износа, нагрева и повышение долговечности.

Переключение передач осуществля0ется посредством гидрораспределителя без использования педали 27 так же, как в большинстве известньлх коробок передач. Возможно использование механизма безразрывного пе5реключения передач.

Коробка может быть без принципиальных изменений выполнена и с большим числом фрикционных муфт, которые могут включаться одновременно в процессе разго за.Возможно также взамен применения косозубой пары зубчатых колес в цепи низшей передачи применить эквивалентное решение: установку шестерни 4 на спирашьных

5 шлицах.

Работа коробки передач не изменится и в том случае, если сливные каналы 24 будут выполнены не в распределителе а непосредственно в гидроцилиндрах 16 и 17.

0

Формула изобретения

Коробка передач транспортного

5 средства, содержащая валы с шестернями постоянного зацепления,одна из которых выполнена косозубой и установлена на валу с возможностью осевого перемещения, фрикционные

0 муфты соединения шестерен постоянного зацепления с валами, двухпозиционный золотниковый гидроаппарат, золотник которого одним концом кинематически связан с косозубой шестерней, гидрораспределитель

5 переключения передач, два выхода которого связаны с соответствующими гидроцилиндрами фрикционных муфт, а третий - со сливом для сообщения последнего с гидроцилиндрами, и

0 управляемый гидроаппарат, вход которого связан с гидронасосом, первый выход - со сливом, а второй выход - с входом гидрораспределителя переключения передач, о т л и ч а ю5щ а яс я тем, что, с целью повышения надежности коробки передач путем оптимизации времени совместной работы фрикционных муфт разных передач в процессе тро ания и разгона транспортного средства, орган управления управляемого гидроаппарата кинематически связан с другим концом золотника двухпозиционного золотникового гидроаппарата, а вход и выход двухпозиционного золотникового гид5

роаппарата связаны с соответствующими выходами гидрораспределителя переключения передач, при этом косозубая шестерня установлена в силовой цепи низшей передачи. 21

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 1997765/27-11, кл. В 60 К 17/10, 1974 (прототип). 20

SU 797 920 A1

Авторы

Львовский Кива Яковлевич

Щельцын Николай Александрович

Ромашат Владимир Алексеевич

Кащуба Борис Павлович

Якименко Иван Александрович

Зеликовский Леонид Михайлович

Пантюхин Михаил Григорьевич

Савин Александр Михайлович

Тепляков Анатолий Андреевич

Гречушников Виталий Иванович

Даты

1981-01-23Публикация

1976-05-20Подача