Изобретение относится к созданию композиции высокотемпературного синтетического масла для малогабаритных теплонапряженных газотурбинных двигателей, в том числе - с замкнутой системой смазки, работоспособного в широком диапазоне рабочих температур от минус 70°С до 300°С.
Известна смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации (RU 2476587 С2, 2010), содержащая, масс. %:
Недостатком данной композиции является низкая термоокислительная стабильность при температурах выше 250°С, обусловливающая резкий рост кислотного числа и кинематической вязкости.
Известна композиция смазочного масла для газовых турбин (RU 2598031 С2, 2013), содержащая, масс. %:
Недостатками данного состава являются низкая температура вспышки и термоокислительная стабильность, ограничивающие верхний температурный предел эксплуатации не выше 200°С.
Известна основа смазочного масла (RU 2704978 С1, 2018), содержащая, масс. %:
продукты этерификации пентаэритрита
Недостатками указанного изобретения являются высокая температура застывания (выше минус 60°С), а также низкая гидролитическая стабильность эфирной основы.
Близкой к предложенной является композиция высокотемпературного масла на основе фторсилоксановой жидкости (RU 2452765 С1, 2010), содержащая, масс. %:
Фторсилоксановая жидкость содержит γ-трифторпропильный радикал, марки 161-44М, с вязкостью при 100°С не менее 9,0 мм2, плотностью 1,090-1,200 г/см3 и температурой вспышки не ниже 280°С. Биметальная кремнийорганическая присадка Иноксил ФК, полученная взаимодействием фторсилоксановой жидкости 161-44М с органическими соединениями металлов - капронатом железа и ацетилацетонатом меди, взятыми в виде их ксилольных растворов. Техническим результатом является получение высокотемпературного кремнийорганического масла, пригодного для применения в изделиях аэрокосмической техники и имеющего повышенную термоокислительную стабильность при температурах до 280°С. Недостатками данного состава являются высокая стоимость сырьевых компонентов, обусловленная отсутствием их промышленного производства, а также неудовлетворительные низкотемпературные свойства.
Наиболее близкой к предложенной является композиция синтетического масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей (RU 2569895 С1, 2015), содержащая фторсилоксановую жидкость с трифторпропильным радикалом и кремнийорганическую присадку, отличающаяся тем, что представляет собой раствор капроната железа в олигодиметил-(метил-трифторпропил)-силоксановой жидкости с содержанием капроната железа 0,35-0,6% масс., с содержанием в композиции в целом собственно железа 0,01-0,06% масс.
Недостатком заявленной композиции является пожароопасность и склонность к образованию паровых пробок в масляной системе при температурах выше 265°С за счет протекания реакции комплексообразования между капронатом железа и олигодиметил-(метил-трифторпропил)-силоксановой жидкостью в ходе окисления последней, в результате чего происходит выделение паров капроновой кислоты, имеющей температуру кипения в пределах 202-203°С и температуру вспышки 102°С. Данный недостаток препятствует использованию указанного состава в малогабаритных теплонапряженных двигателях с замкнутой системой смазки. Также недостатком композиции является ухудшение низкотемпературных свойств масла, вызванное наличием раствора капроната железа в его составе.
Задачей настоящего изобретения является получение композиции высокотемпературного синтетического масла, работоспособного в широком диапазоне температур от минус 70°С до 300°С, в том числе - в малогабаритных теплонапряженных двигателях с замкнутой системой смазки.
Техническим результатом изобретения является улучшение низкотемпературных свойств, повышение термоокислительной стабильности, а также снижение пожароопасности и устранение склонности к образованию паровых пробок в масляной системе при температурах до 300°С.
Указанная проблема решается композицией синтетического масла на основе олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановой жидкости, содержащей в качестве высокотемпературной антиокислительной присадки комплексное соединение железа (III) и олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксана с массовой долей железа не менее 0,35% и кинематической вязкостью при 50°С не более 100 мм2/с. Данная присадка обладает неограниченной растворимостью в олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановой жидкости, оказывает эффективное антиокислительное действие при температурах до 300°С и не содержит в составе капроната железа.
Композиция высокотемпературного синтетического масла представлена следующим соотношением компонентов, масс. %:
Отличительной особенностью заявленной композиции является использование в качестве высокотемпературной антиокислительной присадки в составе синтетического масла на основе олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановой жидкости комплексного соединения железа (III) и олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксана с массовой долей железа не менее 0,35%, кинематической вязкостью при 50°С не более 100 мм2/с и не содержащего капроната железа, что позволило получить масло, работоспособное в диапазоне температур от минус 70°С до 300°С, в том числе - в малогабаритных теплонапряженных двигателях с замкнутой системой смазки.
Описываемое синтетическое масло готовят следующим образом: в аппарат с перемешивающим устройством, оборудованный системой обогрева, загружают расчетные количества олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановой жидкости и ее комплексного соединения железа (III) в качестве высокотемпературной антиокислительной присадки. Затем включают перемешивающее устройство, смесь нагревают до температуры 50-80°С и перемешивают в течение 0,5-2,0 часа. После перемешивания масло охлаждают до температуры не выше 40°С и фильтруют на вакуумном фильтре. По вышеприведенной технологи были приготовлены:
- 7 образцов масла, охватывающих весь спектр заявляемых концентраций;
- прототип, приготовленный по технологии RU 2569895 С1, 2015.
Составы приготовленных образцов синтетических масел представлены в таблице 1, а свойства этих образцов - в таблице 2.
Из приведенных данных следует, что заявленная композиция является более однородной, обладает лучшими низкотемпературными свойствами, более высокой температурой вспышки и улучшенной термоокислительной стабильностью под воздействием кислорода и каталитически активных металлов, при высоких температурах и давлении.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПОЗИЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО МАСЛА ДЛЯ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2015 |
|
RU2569895C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО МАСЛА НА ОСНОВЕ ФТОРСИЛОКСАНОВОЙ ЖИДКОСТИ | 2010 |
|
RU2452765C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО МАСЛА ДЛЯ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ АВИАЦИИ | 2010 |
|
RU2476587C2 |
МОТОРНО-РЕДУКТОРНОЕ МАСЛО | 2010 |
|
RU2441058C2 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2000 |
|
RU2185423C2 |
МОТОРНО-РЕДУКТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2005 |
|
RU2283341C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО МАСЛА С ПОВЫШЕННОЙ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2010 |
|
RU2452768C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 1996 |
|
RU2086609C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО ТУРБИННОГО МАСЛА ДЛЯ ПАРОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК | 2013 |
|
RU2550137C2 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО МАСЛА, РАБОТОСПОСОБНОГО В ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЯХ И РЕДУКТОРАХ ВЕРТОЛЕТОВ, А ТАКЖЕ ТУРБОВИНТОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ И ТУРБОВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ САМОЛЕТОВ | 2010 |
|
RU2452767C1 |
Изобретение относится к созданию композиции высокотемпературного синтетического масла для малогабаритных теплонапряженных газотурбинных двигателей, в том числе - с замкнутой системой смазки, работоспособного в широком диапазоне температур от минус 70°С до 300°С. Сущность: синтетическое масло содержит, мас.%: олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановая жидкость - 91,0-98,0; высокотемпературная комплексная антиокислительная присадка - 2,0-9,0. Технический результат достигается за счет применения в качестве высокотемпературной антиокислительной присадки в составе синтетического масла на основе олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановой жидкости и комплексного соединения железа (III) и олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксана с массовой долей железа не менее 0,35% и не содержащего капроната железа, что позволяет получить масло, работоспособное в диапазоне температур от минус 70°С до 300°С, в том числе - в малогабаритных теплонапряженных двигателях с замкнутой системой смазки. 2 табл.
Высокотемпературное синтетическое масло для малогабаритных теплонапряженных газотурбинных двигателей, состоящее из олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановой жидкости и высокотемпературной комплексной антиокислительной присадки со следующим соотношением компонентов, мас.%:
отличающееся тем, что в качестве высокотемпературной антиокислительной присадки используется комплексное соединение железа (III) и олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксана с массовой долей железа не менее 0,35%, не содержащее в составе капроната железа.
КОМПОЗИЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО МАСЛА ДЛЯ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2015 |
|
RU2569895C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО МАСЛА НА ОСНОВЕ ФТОРСИЛОКСАНОВОЙ ЖИДКОСТИ | 2010 |
|
RU2452765C1 |
Основа смазочного масла | 2018 |
|
RU2704978C1 |
КОМПОЗИЦИЯ СМАЗОЧНОГО МАСЛА ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2013 |
|
RU2598031C2 |
WO 2012064234 A2, 18.05.2012 | |||
JP 7228882 A, 29.08.1995 | |||
CN 104726180 A, 24.06.2015. |
Авторы
Даты
2021-10-01—Публикация
2021-03-30—Подача