СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Российский патент 2021 года по МПК A61N5/06 

Описание патента на изобретение RU2759869C1

Изобретение относится к области медицины, а именно педиатрии, неврологии, психиатрии, физиотерапии и может использоваться в комплексной терапии детей с различными проявлениями задержки речевого развития (ЗРР).

Под формулировкой задержка речевого развития чаще всего подразумевают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей до 3-4-х лет.

Одним из показателей жизненной компетентности ребенка дошкольного возраста является его речевая активность в различных сферах жизнедеятельности, связанная с умением устанавливать речевое взаимодействие с окружающими людьми, использовать коммуникацию для удовлетворения собственных потребностей, грамотно строить и выражать свои мысли. За последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Согласно данным отечественных источников, нарушения речевого развития встречаются до 25% среди детей школьного возраста [1]. В зарубежных источниках литературы этот показатель варьирует - от 3,8 до 15,6% [2].

Задержка речевого развития при отсутствии своевременной комплексной помощи у большинства детей вызывает патохарактерологическое развитие личности (агрессивность, дефицит внимания, памяти, работоспособности), что приводит к социальной дезадаптации и снижение качества жизни пациентов [3].

По этой причине внедрение новых, эффективных и безопасных методик, особенно на ранней стадии заболевания является актуальной задачей.

Основными направлениями коррекции при нарушениях формирования речи у детей сегодня являются: логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение, в виде повторных курсов препаратов, преимущественно, ноотропного ряда.

Основной целью терапии заболевания является достижение стойкой клинической ремиссии и предупреждение развития отсроченных последствий недоразвития речи. Лечение детей с задержкой речевого развития является комплексным, включающее патогенетическую и симптоматическую терапию инаправлено на нормализацию речевой функции у ребенка.

С целью коррекции дефектов речевого аппарата в настоящее время на амбулаторном этапе активно используются две основные стратегии: лекарственная терапия и физиотерапевтические методы лечения.

Несмотря на большое разнообразие групп препаратов, использующихся для коррекции речевых нарушений, эффективность ни одного из применяющихся препаратов не является достаточной, так как, препаратов, предназначенных для лечения, непосредственно, ЗРР не существует, поэтому назначают симптоматические лекарственные средства, которые чаще всего применяются в комплексе. Кроме того, необходим длительный курсовой прием данных препаратов для развития видимого эффекта, а наличие побочных эффектов в ряде случаев ограничивает их применение.

Вторым направлением коррекции речевых нарушений являются физиотерапевтические методы лечения. С этой целью у детей применяются: лекарственный электрофорез сосудистых препаратов, синусоидально-модулированные токи, индуктотермия [3].

Однако применение данных методик также имеет свои недостатки, особенно, учитывая их применение у детей дошкольного возраста. Так, при использовании лекарственного электрофореза существуют следующие противопоказания: индивидуальная непереносимость гальванического тока, расстройства кожной чувствительности, нарушение целостности кожных покровов в местах наложения электродов, острые гнойные воспалительные процессы, экзема, новообразования или подозрения на них, системные заболевания крови, резко выраженный атеросклероз, декомпенсация сердечной деятельности, лихорадка, кахексия. Существует вероятность появления аллергических реакций на используемые во время процедуры лекарственные вещества. Также чрезмерное или длительное воздействие электрического тока на тело пациента может вызвать покраснение и раздражение кожи в месте наложения прокладки. Процедура проводится в строго лежачем положении, что тоже вызывает определенные технические трудности, учитывая детский дошкольный возраст пациентов.

При применении синусоидально-модулированных токов (СМТ) длительность процедуры составляет 15-20 минут, пациент должен лежать строго в фиксированном положении, учитывая проведение процедуры у пациентов детского возраста, это дополнительно вызывает технические сложности. Пациент во время процедуры испытывает ощущение ритмичного сокращения мышц, обусловленной стимуляцией мышечных волокон в зоне воздействия СМТ. Поэтому во время проведения процедуры и после нее необходимо постоянно контактировать с ребенком и узнавать у него об испытуемых ощущениях и дискомфорте, чтобы не допустить развитие побочных эффектов. Терапия СМТ имеет довольно-таки длинный перечень противопоказаний.

При использовании индуктотермии, действующим фактором которого является высокочастотное переменное электромагнитное поле, энергия поля проникает на глубину 6-8 см. При этом энергия высокочастотного магнитного поля поглощается в основном в мышцах или в тканях (кровь, лимфа). В результате образуется внутритканевое тепло, которое приводит к повышению температуры кожных покровов на 1-6°С, а глубоких тканей - на 2-4°С. При воздействии на большие объемы тканей с обширной сосудистой сетью возможны и общие реакции организма. Очень важно тщательно дозировать данный физический фактор, так как при высокой его интенсивности возможно развитие коллаптоидной реакции. Данный метод имеет также ряд противопоказаний: гнойные процессы, наклонность к кровотечению, нарушение термической чувствительности.

В качестве прототипа по наиболее близкой технической сущности нами выбран способ лечения детей с ЗРР путем физиотерапевтического воздействия, заключающегося в низкоинтенсивном лазерном излучении (НИЛИ) на аппарате «УЗОР-А-2К». Облучение проводилось в сидячем положении пациентаназоны скальпа (моторную, торможения хореи и тремора, психомоторную, речевые), а через 2 часа на точки акупунктуры (общего воздействия, используемые при расстройстве речи, нарушении иннервации и контрактурах мышц артикуляционного аппарата, гиперсаливации). Для этого использовали длину волны 0,89 мкм, мощность излучения на выходе 2,7 Вт, частоту следования импульса 5-1500 Гц, время воздействия на зону 1,5 мин., на точку акупунктуры 5-30 сек. На зоны применялся контактно-зеркальный способ воздействия с частотой следования импульса 80 Гц. После проведения процедуры осуществляют логопедическую коррекцию по общепринятой методике, включающей общеразвивающие и логопедические упражнения, Курс процедур состоял из 10 процедур, проводившихся ежедневно[4].

• К недостаткам способа, выбранного нами в качестве прототипа, можно отнести:

• Недостаточную эффективность лечения, характеризуемую:

- недостаточно высоким качеством звукопроизношения, а также

- недостаточной экспрессивностью речи;

- недостаточным приростом по выполнению тестов, характеризующих подвижность органов артикуляционного аппарата, (имели прирост 4 теста из 9);

• необходимость строгой фиксации ребенка во время проведения процедуры, так как методика является точечной, что усложняет проведение способа;

• длительность применения способа, составляющую более 2 часов;

• использование высоких доз облучения вызывает развитие осложнений: обострение болезни, появление головокружения, головной боли, сонливости, психологического дискомфорта, снижение артериального давления, что связывают с истощением антиоксидантной защиты организма;

• противопоказания к применению способа, которыми являются:

- сердечно-сосудистые заболевания в фазе декомпенсации;

- нарушение мозгового кровообращения II степени;

- легочная и легочно-сердечная недостаточность в фазе декомпенсации;

- злокачественные новообразования;

- доброкачественные образования со склонностью к прогрессированию;

- заболевания нервной системы с резко повышенной возбудимостью;

- лихорадки невыясненной этиологии;

- заболевания кроветворной системы;

- печеночная и почечная недостаточность в стадии декомпенсации;

- сахарный диабет в стадии декомпенсации;

- гипертиреоз;

- беременность во всех сроках;

- психические заболевания в стадии обострения;

- повышенная чувствительность к лазерному излучению (фотодерматит и фотодерматоз, порфириновая болезнь, дискоидная и системная красная волчанка).

Техническим результатом изобретения является:

• повышение эффективности лечения путем:

- улучшения подвижности органов артикуляционного аппарата, увеличения объема движений, тем самым, устраняя блоки для развития речи;

- улучшения развития речевых способностей ребенка, оцениваемых по качеству звукопроизношения, а также по экспрессивности речи;

• сокращение времени проведения процедуры;

• исключение развития осложнений, свойственных способу прототипу;

• расширение контингента пациентов за счет пациентов, имеющих противопоказания к проведению способа прототипа;

• исключение строгой фиксации ребенка во время проведения процедуры, что значительно упростит проведение способа.

Технический результат изобретения достигается тем, что способ лечения детей с задержкой речевого развития заключается в физиотерапевтическом воздействии, проводимом на фоне медикаментозной терапии, включающей седативные, ноотропные, метаболические препараты. В качестве физиотерапевтического воздействия проводят фотохромотерапию путем воздействия красным узкополосным оптическим светодиодным излучением с длиной волны 650 нм на околоушно-жевательные области и на подчелюстную область при сомкнутых челюстях, при мощности излучения 50 мВт, плотности мощности излучения - 10 мВт/см2, общей дозе облучения -18 Дж, в непрерывном режиме, продолжительностью 6 минут, на одно поле по 2 минуты. Общая площадь облучения кожи составляет 54 см2, по контактной стабильной методике Курс лечения состоит из 10-12 процедур, проводимых по 1 процедуре ежедневно на аппарате Спектр ЛЦ. Логопедическая коррекция включает общеразвивающие и логопедические упражнения. Повторные курсы проводят через 3-4 месяца до получения соответствия речи возрастному уровню.

Способ осуществляется следующим образом: Больной может получать процедуру в положении сидя на стуле или стоя. Воздействуют физическим фактором на фоне медикаментозной терапии, включающей, седативные, ноотропные, метаболические препараты. В качестве физического фактора проводят фотохромотерапию путем воздействия узкополосным оптическим светодиодным излучением с длиной волны 650 нм на околоушно-жевательные области и на подчелюстную область при сомкнутых челюстях, при мощности излучения 50 мВт, плотности мощности излучения - 10 мВт/см2, общей дозе облучения - 18 Дж за одну процедуру, в непрерывном режиме, продолжительностью 6 минут, на одно поле по 2 минуты, общая площадь облучения кожи за одну процедуру составляет 54 см2. Если площадь одного поля 18 см2, то на одно поле 0,33 Дж/см2, по контактной стабильной методике, 10-12 процедур, проводимых по одной процедуре ежедневно на аппарате Спектр ЛЦ. После процедуры физиотерапии проводят логопедическую коррекцию, включающую общеразвивающие и логопедические упражнения. Повторные курсы проводят через 3-4 месяца до получения соответствия речи возрастному уровню.

Медикаментозная терапия, включающая седативные, ноотропные, сосудистые, метаболические препараты детям с задержкой развития речи, как правило, требуется, в связи с наличием у них большого количества сопутствующих неврологических и поведенческих особенностей [5].

Воздействие красным узкополосным оптическим излучением длиной волны 650 нм используется при лечении различных патологических процессов:

- при травмах периферических нервов (6);

- в реабилитации онкологических больных (7);

- при дистрофическом дегенеративном заболевании позвоночника (8) при острых респираторных заболеваниях (9);

- при лечении инфицированных ран, трофических язв, остеомиелите (10).

До настоящего времени в комплексной терапии детей с задержкой речевого развития воздействие на околоушно-жевательные области и на подчелюстную область при сомкнутых челюстях, узкополосным оптическим излучением длиной волны 650 нм не было известно.

Красный цвет проникает в биологические ткани на глубину 25 мм, поглощаясь в эпидермисе и собственно коже (дерме). Около 25% падающей энергии доходит до подкожной жировой клетчатки. Красный цвет (620-760 нм) поглощается преимущественно ферментами (каталаза, церулоплазмин), а также хроматоформными группами белковых молекул и, частично, кислородом [6]. При локальном воздействии на поверхность кожи красный цвет изменяет местную температуру в облученных тканях, вызывает расширение сосудов, увеличение скорости кровотока, что проявляется легкой гиперемией. Красное излучение улучшает функциональное состояние мышц. Оказывает трофикостимулирующее действие за счет увеличения кровенаполнения и ускорения кровотока, улучшения метаболических процессов в патологических очагах. Он повышает тонус поперечнополосатой и гладкой мускулатуры, стимулирует созревание коллагеновых структур. Отмечается выраженная стимуляция работы иммунной системы и эритропоэза. Красный цвет активно воздействует на психо - эмоциональный статус человека, а именно, возбуждает корковую деятельность.

Кроме того, красный цвет активизирует функции вентиляции легких, это проявляется в углубленном и учащенном дыхании. Активизирует также репаративную регенерацию поврежденных тканей, что приводит к ускорению заживления раневых и язвенных дефектов кожных покровов и слизистых оболочек.

Воздействие осуществляют на периферический речевой аппарат, а именно, на области мышц, участвующих в речеобразовании, а именно, на околоушно-жевательные области и на подчелюстную область.

Мощность излучения, плотность мощности излучения, общая доза облучения, непрерывный режим, продолжительность воздействия на одно поле, общая площадь облучения кожи за одну процедуру вид методики (контактная стабильная), а также общее количество процедур подобрано в процессе исследования.

Повторный курс проводят через 3-4 месяца, что объясняется временем последействия данным физическим фактором. В связи с тем, что не все звуки, слоги и слова сразу появляются в речи ребенка, требуется повторный курс лечения до получения максимального соответствия речи возрастному уровню.

Совокупность отличительных существенных признаков заявляемого способа лечения детей с ЗРР является новой и позволяет достичь технический результат изобретения.

Приводим примеры из клинической практики:

Пример 1. Пациент Г., 4 года.

Поступил на амбулаторное лечение 3 марта 2020 года с диагнозом: Задержка развития экспрессивной речи. Группа риска синдрома нарушения внимания.

Жалобы на задержку речевого развития в речи около 5 слов, слоги, в декабре 2018 прошел курс лечения препаратом пантогам, в речи появилось больше слов, но непонятных.

Объективно: Со стороны лорорганов слух в норме. Травм, судорог обмороков не было. Наследственность не отягощена. Черепно-мозговые нервы: симметричные, язык: по средней линии, мышечный тонус: физиологический, проприоцептивные рефлексы: D = S, менингиальные симптомы отрицательные.

До года наблюдался у невролога с диагнозом: Перинатальная энцефалопатия центральной нервной системы. За последние 4 месяца динамики в речи нет.

Получал медикаментозное лечение в соответствии с клиническими рекомендациями:

03.03.2020 г пантокальцин 0.25 мг по 1 таблетке 3 раза в день в течении 3-х месяцев, рыбий жир в возрастной дозе в течение 1 месяца. 29.05.2020 г церебролизин 1.4 мл в\м №10 через день первый укол 0.5 мл, второй 1 мл в\м с 3 укола 1.4 мл (масса тела 14 кг), тенотен детский 1 т 2 раза вдень в течении 1 месяца.

Эффективность проводимой терапии по клиническим признакам до назначения лечения и после курса лечения проводили с помощью:

• исследования динамической координации артикуляционных движений;

• оценки звукопроизношения, то есть произношения гласных и согласных звуков. Оценка звукопроизношения перед курсом лечения составила 3 балла;

• оценки экспрессивность речи;

Оценку динамической координации артикуляционных движений проводили с помощью следующих тестов:

№1 - «Улыбка-трубочка» (чередование движений); №2 - «Вкусное варенье» (положить кончик на верхнюю губу, переместить его внутрь ротовой полости за верхние резцы); №3 - «Щетка-сметка» (движения языком вправо, влево); №4 - «Колесо» (круговые движения языком по верхней и нижней губе); №5 - «Качели» (движения языком вверх и вниз); №6 - «Лошадка» (цоканье языком); №7 - «Маляр» (движения широким кончиком языка по небу); №8 - «Змейка» (движения узким языком вперед и назад); №9 - «Имитация кашля». Чем хуже ребенок выполнял тест, тем больше оценочный балл. Данный тест позволяет оценить:

- последовательность выполнения движений;

- возможность переключения с одного движения на другое;

- инертность движения, персеверации;

- темп движений;

- амплитуду движений (объем движений достаточный, ограниченный);

- точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

- наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Исследование динамической координации артикуляционных движений до начала лечения показало трудности в выполнении данных тестов.

Также проводилась оценка звукопроизношения, то есть произношения гласных и согласных звуков. Оценка звукопроизношения перед курсом лечения составила 3 балла.

Оценка экспрессивной речи проводилась наблюдением за тем, как ребенок общается при выполнении заданий. Оценка экспрессивной речи перед курсом лечения была равна 2 баллам.

На фоне медикаментозной терапии, с ноотропным, нейропротекторным, антиоксидантным и тканеспецифическим действием - кортексин по 5 мг в\м №10 первый укол 1 мг затем 5 мг; затем с нейрометаболическим, нейропротекторным и нейротрофическим действием - пантокальцин 0.25 мг по 1 таблетке 2 раза в день в течение 2 месяцев и логопедической коррекции по общепринятой методике, включающей общеразвивающие и логопедические упражнения, воздействовали физическим фактором по заявляемому способу. Провели 10 процедур, по одной процедуре ежедневно. Логопедическую коррекцию по общепринятой методике, включающей общеразвивающие и логопедические упражнения, проводили после каждой процедуры физиотерапии, 10 занятий.

После курса лечения по результатам динамической координации артикуляционных движений выполненных тестов заметно улучшились (Таблица 1).

Эффективность проводимой терапии по клиническим признакам у пациента Г, 4-х лет после первого курса лечения:

• показатели динамической координации артикуляционных движений при выполнении тестов №№ 1, 4, 5, 6, 8, 9 уменьшились на 1 балл, что свидетельствует о положительной динамике.

• оценка экспрессивной речи - 2 балла,

• оценка звукопроизношения снизилась и составила 2 балла.

Таким образом, артикуляционная моторика ребенка, а соответственно и его речевые способности (звукопроизношение, экспрессивная речь) за период комплексной терапии улучшились, но не было достигнуто соответствие речи возрастному уровню, и поэтому потребовалось проведение повторного курса лечения через 4 месяца.

Эффективность проводимой терапии по клиническим признакам у пациента Г, 4-х лет после повторного курса лечения через 4 месяца:

• снизились показатели динамической координации артикуляционных движений по тестам №№ 1, 8, 9 до 1 балла, то есть задания были выполнены правильно, и по тестам № 2, 3 отмечалось снижение на 1 балл после первого курса лечения, результаты тестов №№ 2, 3 составляли ранее по 2 балла;

• оценка звукопроизношения равна 1 баллу, а после первого курса равнялась 2-м баллам:

• оценка экспрессивной речи равна 1 баллу, а после первого курса равнялась 2-м баллам:

У пациента Г., 4-х лет после проведения через 4 месяца повторного курса лечения было достигнуто соответствие речи возрастному уровню.

Пример 2. Пациент А., 5 лет.

Поступил на амбулаторное лечение 25.12.2018 года с диагнозом: Задержка речевого развития.

Объективно: в марте 2020 года закончили прием энцефабола, сохраняется нечеткость речи, много упрощенных слов, в речи простые предложения, вопросы появились, трудности в пересказе. Со стороны лорорганов слух в норме. Травм, судорог обмороков не было. Наследственность не отягощена. Черепно-мозговые нервы: симметричные, язык: по средней линии, мышечный тонус: физиологический, проприоцептивные рефлексы: D = S, менингиальные симптомы отрицательные.

Медикаментозное лечение: пантокальцин 0.25 мг по 1 таблетке 2 раза в день в течение 2 месяцев.

Было проведено исследование динамической координации артикуляционных движений.

Оценка звукопроизношения перед курсом лечения составила 3 балла.

Оценка экспрессивной речи перед курсом лечения была равна 3 баллам.

Получал медикаментозное лечение в соответствии с клиническими рекомендациями.

В комплексной терапии на фоне медикаментозной терапии, с нейрометаболическим, нейропротекторным и нейротрофическим действием - пантокальцин 0.25 мг по 1 таблетке 2 раза в день в течение 2 месяцев, также логопедической коррекции по общепринятой методике, включающей общеразвивающие и логопедические упражнения, применяли терапию красным узкополосным оптическим излучением по заявляемому способу лечения. Провели 11 процедур, по одной процедуре ежедневно. Логопедическую коррекцию по общепринятой методике, включающей общеразвивающие и логопедические упражнения, проводили после каждой процедуры физиотерапии, 11 занятий.

Эффективность проводимой терапии по клиническим признакам у пациента А., 5 лет после курса лечения:

• по результатам динамической координации артикуляционных движений показатели улучшились (Таблица 2)по результатам выполненных тестов № 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9 отмечалось снижение на 1 балл.

• оценка звукопроизношения снизилась и составила 2 балла,

• оценка экспрессивной речи лечения стала равна 2 баллам, Таким образом, артикуляционная моторика ребенка, а соответственно и его речевые способности (звукопроизношение, экспрессивная речь) за период комплексной терапии улучшились, но не было достигнуто соответствие речи возрастному уровню, и поэтому потребовалось проведение повторного курса лечения.

Эффективность проводимой терапии по клиническим признакам у пациента А., 5-ти лет после повторного курса лечения через 3,5 месяца:

• показатели динамической координации артикуляционных движений улучшились (Таблица 2). По результатам выполненных тестов №№ 3, 4, 6, 8, 9 отмечалось снижение показателей на 1 балл. В результате было выполнено правильно 4 теста (№ 1, 6, 8, 9).

• оценка звукопроизношения равна 1 баллу, а после первого курса равнялась 2-м баллам:

• оценка экспрессивной речи равна 2 баллам и после первого курса равнялась 2-м баллам, то есть осталась без изменений;

После проведения через 3 месяца повторного курса лечения у пациента А., 5-ти лет было достигнуто соответствие речи возрастному уровню.

Пример 3. Пациент Д., 4 года. Поступил на амбулаторное лечение 27.03.2020 года с диагнозом: Задержка речевого развития. Группа риска СДВГ.

Объективно: Фразовой речи нет, навыки самообслуживание по возрасту.

в 18.02.2019 г принимал курсом пантокальцин без положительного эффекта.

Семья двуязычная.

Со стороны лорорганов слух в норме. Травм, судорог обмороков не было. Наследственность: у двоюродного брата до 5 лет диагноз: моторная алалия. Черепно-мозговые нервы: симметричные, язык: по средней линии, дистоничен, мышечный тонус: физиологический, проприоцептивные рефлексы: D = S, менингиальные симптомы отрицательные. Было проведено исследование динамической координации артикуляционных движений.

Оценка звукопроизношения перед курсом лечения составила 4 балла.

Оценка экспрессивной речи перед курсом лечения была равна 3 баллам.

Получал медикаментозное лечение в соответствии с клиническими рекомендациями.

В комплексной терапии на фоне медикаментозной терапии, с нейрометаболическим, нейропротекторным и нейротрофическим действием - пантокальцин 0.25 мг по 1 таблетке 3 раза в день в течение 2 месяцев, а также логопедической коррекции по общепринятой методике, включающей общеразвивающие и логопедические упражнения, применяли терапию красным узкополосным оптическим излучением. Провели 12 процедур, по одной процедуре ежедневно. Логопедическую коррекцию по общепринятой методике, включающей общеразвивающие и логопедические упражнения, проводили после каждой процедуры физиотерапии, 12 занятий.

Эффективность проводимой терапии по клиническим признакам у пациента Д., 4-х лет после курса лечения:

• показатели динамической координации артикуляционных движений улучшились (Таблица 3)

После первого курса лечения по результатам выполненных тестов № 3,4,5,7,9 отмечалось снижение на 1 балл.

• оценка звукопроизношения снизилась и составила 3 балла,

• оценка экспрессивной речи стала равна 2 баллам,

При оценке эффективности комплексной терапии отмечалась положительная динамика, в виде улучшения подвижности органов артикуляционного аппарата, и увеличением объема движений, тем самым, устраняя блоки для развития речи, согласно показателям динамической координации артикуляционных движений (Таблица 3). Также улучшилось звукопроизношение и экспрессивная речь ребенка, но не было достигнуто соответствие речи возрастному уровню, и поэтому потребовалось проведение повторного курса лечения.

Эффективность проводимой терапии по клиническим признакам у пациента Д., 4-х лет после повторного курса лечения через 3 месяца:

• показатели динамической координации артикуляционных движений улучшились, по результатам выполнения тестов № 1, 2, 3, 6, 8, отмечалось снижение показателей на 1 балл. В результате, учитывая первоначальные трудности в выполнении большинства заданий, по итоговому тестированию было выполнено правильно 2 теста (№1, 3).

• оценка звукопроизношения равна 3 баллам, а после первого курса равнялась 2-м баллам:

• оценка экспрессивной речи равна 2 баллам и после первого курса равнялась 2-м баллам, то есть осталась без изменений;

После проведения через 3 месяца повторного курса лечения отмечалась положительная динамика, выражающаяся в улучшении подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношения и экспрессивной речи у пациента А., 4-х лет не было достигнуто соответствие речи возрастному уровню, поэтому через 3 месяца был проведен второй повторный курс, после проведения которого были достигнуто соответствие речи возрастному уровню. С целью доказательства более высокой эффективности воздействия красного узкополосного оптического светодиодного излучения в лечении больных с задержкой речевого развития приводим результаты лечения по заявляемому способу, а также по способу прототипу.

Нами было проведено сравнение заявляемого способа (16 пациентов - опытная группа) и способа прототипа (20 пациентов - контрольная группа).

Всего обследовано 36 детей 4-5 летнего возраста.

С целью оценки возможностей органов артикуляционного аппарата до и после курса лечения проводили тесты:

№1 - «Улыбка-трубочка» (чередование движений); №2 - «Вкусное варенье» (положить кончик на верхнюю губу, переместить его внутрь ротовой полости за верхние резцы); №3 - «Щетка-сметка» (движения языком вправо, влево); №4 - «Колесо» (круговые движения языком по верхней и нижней губе); №5 - «Качели» (движения языком вверх и вниз); №6 - «Лошадка»(цоканье языком); №7 - «Маляр» (движения широким кончиком языка по небу); №8 - «Змейка» (движения узким языком вперед и назад);№9 - «Имитация кашля». Оценивали тесты по балльной системе.

Все пациенты находились под наблюдением логопеда.

По результатам проведенных расчетов было установлено, что оба способа обеспечили к окончанию курса достоверное улучшение состояния артикуляционной моторики по всем оцениваемым тестам (р<0,05).

Следующим этапом исследования стало сравнение эффективности заявляемого способа и способа прототипа между собой. Результаты сравнения приведены в таблице 4.

Из таблицы 4 следует, что в опытной группе прирост отмечается в тестах №1, 5, 6, 8, 9 (29% от исходного уровня), тогда как в контрольной группе прирост отмечается в тестах №2, 3, 4, 7. В опытной группе наблюдался больший прирост по выполнению теста №9 - 35, 56% от исходного уровня, а в контрольной группе прирост составил всего 22,73% от исходного уровня. Все указанные отличия имели достоверный уровень значимости различий (р<0,05).

Согласно проведенным оценкам звукопроизношения и экспрессивной речи отмечается больший прирост в группе заявляемого способа (оценка звукопроизношения 31,25%, а оценка экспрессивной речи 38%) в сравнении с прототипом (оценка звукопроизношения 33,1%, а оценка экспрессивной речи 34%).

Таким образом, заявляемый способ, по сравнению со способом прототипом, достоверно улучшал показатели:

• подвижности органов артикуляционного аппарата, тем самым, устраняя блоки для развития речи;

• речевой функции (улучшение звукопроизношения, экспрессивной речи (оценка по логопедическим заключениям).

Таким образом, заявляемый способ позволяет, по сравнению с прототипом:

• повысить эффективность лечения путем улучшения подвижности органов артикуляционного аппарата, тем самым, устраняя блоки для развития речи, улучшить звукопроизношение, экспрессивную речь;

• сократить длительность проведения процедуры (способ прототип -более 2-х часов, заявляемый способ - 6 минут);

• исключить развитие возможных осложнений, свойственных способу прототипу;

• расширить контингент пациентов за счет пациентов, имеющих противопоказания к проведению способа прототипа;

• исключить строгую фиксацию ребенка во время проведения процедуры, что значительно упрощает проведение способа.

Список литературы:

1. Степаненко Д.Г., Сагутдинова Э.Ш. О классификациях нарушения речи в детском возрасте // Клиническая медицина. 2010. №2. С.32-43.

2. Speech and Language Disorders in Children. Implications for the Social Security. Administration's Supplemental Security Income Program / Edited by Sara Rosenbaum and Patti Simon. Washington, DC 20001, 2016. 231 pp.

3. Поваляева M.A. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - С. 83.

4. Брук Т.М., Добрынина Ю.А., Кислякова Е.А. влияние низкоинтенсивного лазерного излучения и фармакопунктуры на подвижность органов артикуляционного аппарата детей с дизартрией 4-5 лет/ «Вестник Смоленской государственной медицинской академии» №4 2011 - С. 32-35.

5. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе:взаимодействие специалистовв решении проблем ребенка. М.: Генезис, 2012. С. 256.

6. Гузалов, П. И. «Алгоритм фотохромотерапии в лечении и реабилитации пациентов с травмами переферической нервной системы»/ П. И. Гузалов // Актуальные вопросы фототерапии в лечении и реабилитации: тез. докл. - СПб, 2014 - С. 11.

7. Машковская, Я. Н. «Возможные подходы в реабилитации в послеоперационном периоде у онкологических больных» / Я.Н. Машковская, Ф.М. Соколова, В.Н. Боровикова//Актуальные вопросы фототерапии в лечении и реабилитации: тез. докл. - СПб, 2014. - С. 41-42.

8. Василькин, А. К. «Лечение больных остеохондрозом позвоночника с применением фототерапии»/ А. К. Василькин, В. А. Жирнов // Травматология и ортопедия России - 2009. - №3. - С. 28-29.

9. Зродников, В. С.«Способ лечения ОРЗ синим светом»/В.С.Зродников, Е.С.Клещан, В.И. Карандашов// Патент RU (11) 2260459 (13) - С 1.

10. Гейц, А.В. Внутривенное лазерное облучение крови / А. В. Гейц, С. В. Москвин, А.А. Ачилов. М.Тверь: ООО Издательство «Триада», 2012. - С. 336.

Похожие патенты RU2759869C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1997
  • Григорьева И.Ф.
  • Шабут И.Г.
  • Герасимова А.С.
  • Гарбарук В.И.
  • Жукова О.С.
RU2125864C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ, СВЯЗАННЫХ С НАТАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ТРАВМОЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ 2006
  • Егорова Ирина Анатольевна
  • Кузнецова Евгения Львовна
RU2310373C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 2019
  • Сахаровская Ольга Павловна
RU2723221C1
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 2008
  • Добрынина Юлия Анатольевна
  • Кислякова Екатерина Александровна
  • Брук Татьяна Михайловна
RU2369376C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И НАБОР ЗОНДОВ ДЛЯ МАССАЖА МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА 1998
  • Новикова Е.В.
RU2143256C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЯЖЕСТИ ТЕЧЕНИЯ ЮВЕНИЛЬНОЙ МИОКЛОНИЧЕСКОЙ ЭПИЛЕПСИИ У ДЕТЕЙ 2006
  • Зайцев Дмитрий Евгеньевич
  • Плешкова Елена Вячеславовна
  • Хоршев Сергей Кузьмич
  • Корсакова Екатерина Анатольевна
  • Алексеева Наталия Юрьевна
RU2310377C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2016
  • Галашева Лялия Сабировна
RU2640392C1
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений 2021
  • Андреев Дмитрий Олегович
  • Григорьев Игорь Ильич
RU2788132C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ МЕДИКАМЕНТОЗНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПСИХОРЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ ПРИ ЮВЕНИЛЬНОЙ МИОКЛОНИЧЕСКОЙ ЭПИЛЕПСИИ У ДЕТЕЙ 2006
  • Зайцев Дмитрий Евгеньевич
  • Хоршев Сергей Кузьмич
  • Корсакова Екатерина Анатольевна
  • Алексеева Наталия Юрьевна
RU2314021C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, неврологии, психиатрии, физиотерапии, и может быть использовано для лечения детей с задержкой речевого развития. Проводят физиотерапевтическое воздействие на фоне медикаментозной терапии, включающей препараты, выбранные из группы: седативные, ноотропные, метаболические препараты. В качестве физиотерапевтического воздействия проводят фотохромотерапию путем воздействия красным узкополосным оптическим светодиодным излучением с длиной волны 650 нм на околоушно-жевательные области и на подчелюстную область при сомкнутых челюстях при мощности излучения 50 мВт, плотности мощности излучения - 10 мВт/см2, общей дозе облучения - 18 Дж, в непрерывном режиме, продолжительностью 6 минут, по 2 минуты на одно поле, общая площадь облучения кожи - 54 см2, по контактной стабильной методике. Курс лечения состоит из 10-12 процедур, проводимых по 1 процедуре ежедневно на аппарате Спектр ЛЦ. Логопедическая коррекция включает общеразвивающие и логопедические упражнения. Повторные курсы проводят через 3-4 месяца до получения соответствия речи возрастному уровню. Способ обеспечивает улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата, увеличение объема движений, развитие речевых способностей ребенка, исключение фиксации ребенка во время процедуры за счет совместного проведения фотохромотерапии, общеразвивающих и логопедических упражнений на фоне медикаментозной терапии. 6 табл., 3 пр.

Формула изобретения RU 2 759 869 C1

Способ лечения детей с задержкой речевого развития, заключающийся в физиотерапевтическом воздействии и логопедической коррекции, отличающийся тем, что физиотерапевтическое воздействие проводят на фоне медикаментозной терапии, включающей препараты, выбранные из группы: седативные, ноотропные, метаболические препараты; в качестве физиотерапевтического воздействия проводят фотохромотерапию путем воздействия красным узкополосным оптическим светодиодным излучением с длиной волны 650 нм на околоушно-жевательные области и на подчелюстную область при сомкнутых челюстях при мощности излучения 50 мВт, плотности мощности излучения - 10 мВт/см2, общей дозе облучения - 18 Дж, в непрерывном режиме, продолжительностью 6 минут, по 2 минуты на одно поле, общая площадь облучения кожи - 54 см2, по контактной стабильной методике, курс лечения состоит из 10-12 процедур, проводимых по 1 процедуре ежедневно на аппарате Спектр ЛЦ; логопедическая коррекция включает общеразвивающие и логопедические упражнения; повторные курсы проводят через 3-4 месяца до получения соответствия речи возрастному уровню.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2759869C1

Брук Т.М., Добрынина Ю.А., Кислякова Е.А
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
- С
Способ образования коричневых окрасок на волокне из кашу кубической и подобных производных кашевого ряда 1922
  • Вознесенский Н.Н.
SU32A1
Способ лечения задержки речевого развития у детей с использованием транскраниальной магнитной стимуляции 2018
  • Фетисова Татьяна Вячеславовна
RU2675737C1
КОМПЛЕКСНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЧИ, КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖАННОГО РЕЧЕВОГО, ПСИХИЧЕСКОГО, ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 2019
  • Медведева Юлия Михайловна
RU2744332C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С СОСУДИСТЫМИ КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ВСЛЕДСТВИЕ ИШЕМИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА В РАННЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ 2018
  • Кирьянова Вера Васильевна
  • Терешин Алексей Евгеньевич
  • Решетник Дмитрий Александрович
RU2682873C1

RU 2 759 869 C1

Авторы

Кирьянова Вера Васильевна

Капасакалиди Диана Фердинандовна

Ким Андрей Вячеславович

Рослова Зинаида Аркадьевна

Даты

2021-11-18Публикация

2020-10-16Подача