СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН НА ОСНОВЕ УЧЕТА МАССЫ ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ПОЧВУ Российский патент 2021 года по МПК B60S5/00 

Описание патента на изобретение RU2761561C1

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин.

Известен способ определения экологической безопасности дизельных двигателей по дымности отработанных газов (Патент РФ №2492442, G01Μ 15/00 (2006.01), G01N 21/00 (2006.01), 21.02.2012) [1].

Основным недостатком известного устройства является то, что он пригоден для оценки экологической безопасности дизельных двигателей.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по параметрам его технологического процесса (Патент РФ №2732677, B60S 5/00 (2020.05), 20.02.2020) [2].

Недостатком указанного способа является то, что он может быть реализован при учете эталонной машины. Однако на практике найти эталонную машину, например, трактор довольно сложно.

Задачей изобретения является создание способа определения экологической безопасности технического обслуживания (ТО) машин.

Сущность изобретения заключается в следующем. Фиксируют топливно-смазочные материалы (ТСМ) на экран по видам обслуживания и маркам обслуживаемых машин в полевых условиях и по каждому виду обслуживания находят среднюю массу этих материалов на экране, размещенном под обслуживаемой машиной. Затем вычисляют коэффициент экологической безопасности ТО КЭБ по формуле

где , , - средняя масса ТСМ, поступающих в почву при выполнении ежесменного (ЕТО), первого (ТО-1) и второго (ТО-2) периодических ТО испытываемой машины; , , - средняя масса ТСМ, поступающих в почву при ЕТО, ТО-1 и ТО-2, вычисленная по нескольким маркам аналогичных машин; τΕΟ, τT1, τΤ2 - периодичность ЕТО, ТО-1 и ТО-2. По вычисленному значению коэффициента КЭБ определяют экологическую безопасность ТО испытываемой машины.

На чертеже показан способ определения экологической безопасности ТО машин на основе учета массы ТСМ, поступающих в почву (вид сверху на обслуживаемую машину 3, под которой на основании 1 размещен экран 2). Этот способ может быть осуществлен как в полевых, так и в гаражных условиях.

Способ определения экологической безопасности ТО машин на основе учета массы ТСМ, поступающих в почву, предложен на следующем основании.

Коэффициент экологической безопасности КЭБ [3, с. 840] -

или

где КЭО - коэффициент экологической опасности.

Коэффициент экологической опасности КЭБ [3, с. 865] -

где Ki - коэффициент весомости экологических показателей; LИi - фактически измеренная или экспертно оцененная величина экологического показателя; LHi - нормативное значение экологического показателя.

Принимая во внимание только один экологический показатель «попадание топливно-смазочных материалов в почву» (при Ki=1), уравнение (3) примет вид:

где LИ, LH - измеренное и нормативное значение экологического показателя.

С учетом (4) уравнение (2) примет вид:

Далее, положим, что

где , - удельная масса ТСМ, поступающих в почву при выполнении всех видов обслуживаний в поле, испытываемой и эталонной машины, кг/моточас. За эталонную принимают такую машину, которая представляет наименьшую опасность для окружающей среды по экологическому показателю «попадание топливно-смазочных материалов в почву».

При этом

где , ; , ; , - средняя масса ТСМ, поступающих в почву при ЕТО, ТО-1 и ТО-2 соответственно испытываемой и эталонной машины, кг; τЕО, τT1, τT2 - периодичность ЕТО, ТО-1 и ТО-2 по этим машинам, моточас.

Теперь подставим (8) и (9) в уравнение (5) и получим

Однако на практике найти эталонную машину, например, трактор довольно сложно. Поэтому за эталонные показатели примем :

где - средняя удельная масса топливно-смазочных материалов, поступающих в почву при выполнении всех видов обслуживаний в поле, вычисленная, например, по нескольким или всем имеющимся маркам аналогичных машин, кг/моточас. При этом по аналогии с (9) примет вид:

где , , - средняя масса ТСМ, поступающих в почву при ЕТО, ТО-1 и ТО-2, вычисленная по числу N марок машин (например, по нескольким или всем имеющимся маркам аналогичных машин), кг:

где mEOi, mT1i и mT2i - масса ТСМ, поступающих в почву при выполнении ЕТО, ТО-1 и ТО-2 в поле по i-той марке машины. Тогда с учетом (12) выражение (10) примет следующий окончательный вид:

В результате получена формула (16) для определения экологической безопасности ТО машин на основе учета массы ТСМ, поступающих в почву.

При определения экологической безопасности ТО машин на основе учета массы ТСМ, поступающих в почву, выполняют следующие работы. Фиксируют ТСМ на экран по видам обслуживания и маркам обслуживаемых машин, например, в полевых условиях и по каждому виду ТО находят среднюю массу этих материалов на экране, размещенном под обслуживаемой машиной. В результате получают: , , и , , . В руководствах по эксплуатации машин находят данные по τΕΟ, τT1, τΤ2. После чего вычисляют коэффициент экологической безопасности ТО КЭБ по формуле (16). По вычисленному значению КЭБ определяют экологическую безопасность технического обслуживания испытываемой машины.

Таким образом, предложен способ определения экологической безопасности ТО машин. Он позволяет учесть массу ТСМ, поступающих в почву при выполнении ЕТО, ТО-1 и ТО-2 по испытываемой машине и ее средние значения по этим же видам обслуживания аналогичных машин, а также периодичность их проведения.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Патент РФ №2492442, G01Μ 15/00 (2006.01), G01N 21/00 (2006.01), 21.02.2012.

2. Патент РФ №2732677, B60S 5/00 (2020.05), 20.02.2020 - прототип.

3. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учеб. пособие для вузов / В.И. Черноиванов [и др.]; под ред. В.И. Черноиванова. - М.: ГОСНИТИ; Челябинск: ЧГАУ, 2003. - 992 с. (С.840, 841, 865).

Похожие патенты RU2761561C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН ПО УДЕЛЬНОЙ СУММАРНОЙ МАССЕ ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ПОЧВУ 2021
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2760953C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИБОРОВ ДЛЯ СМАЗОЧНО-ЗАПРАВОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МОБИЛЬНЫХ МАШИН 2020
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Мирзоян Норайр Гришаевич
  • Кожевникова Наталья Ивановна
RU2732677C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН 2020
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Кожевникова Наталья Ивановна
RU2779203C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СМАЗОЧНО-ЗАПРАВОЧНЫХ ПРИБОРОВ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ 2019
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Горбунова Татьяна Леонидовна
  • Мирзоян Норайр Гришаевич
RU2723524C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН ПО ЧИСЛУ ОПЕРАЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2021
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2761560C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ 2020
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2741820C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИБОРОВ ДЛЯ СМАЗОЧНО-ЗАПРАВОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ 2020
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Кожевникова Наталья Ивановна
RU2731069C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СМАЗОЧНО-ЗАПРАВОЧНОЙ ОПЕРАЦИИ 2020
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Мирзоян Норайр Гришаевич
  • Кожевникова Наталья Ивановна
RU2741682C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН 2018
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Хабардина Анна Васильевна
RU2733567C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН НА ОСНОВЕ УЧЕТА ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2016
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Горбунова Татьяна Леонидовна
RU2655101C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 761 561 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН НА ОСНОВЕ УЧЕТА МАССЫ ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ПОЧВУ

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин. При определении экологической безопасности технического обслуживания машин учитывают массу топливно-смазочных материалов, поступающих в почву при выполнении ежесменного (ЕТО), первого (ТО-1) и второго (ТО-2) периодических технических обслуживаний по испытываемой машине и ее средние значения по этим же видам обслуживания аналогичных машин, а также периодичность их проведения. Массу материалов фиксируют посредством экрана, размещенного под обслуживаемой машиной. Периодичность названных обслуживаний находят в руководствах по эксплуатации машин. По полученным данным затем вычисляют коэффициент экологической безопасности технического обслуживания испытываемой машины. Достигается улучшение определения экологической безопасности технического обслуживания (ТО) машин. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 761 561 C1

Способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин на основе учета массы топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, при котором фиксируют топливно-смазочные материалы на экран по видам обслуживания и маркам обслуживаемых машин в полевых условиях и по каждому виду обслуживания находят среднюю массу этих материалов на экране, размещенном под обслуживаемой машиной, отличающийся тем, что вычисляют коэффициент экологической безопасности технического обслуживания по формуле

где , , - средняя масса материалов, поступающих в почву, при выполнении ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаниях испытываемой машины,

, , - средняя масса топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, при выполнении ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаниях испытываемой машины, вычисленная по нескольким маркам аналогичных машин,

τЕО, τТ1, τT2 - периодичность ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний,

по вычисленному значению коэффициента экологической безопасности технического обслуживания определяют экологическую безопасность технического обслуживания испытываемой машины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2761561C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН 2018
  • Чубарева Марина Владимировна
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Хабардина Анна Васильевна
RU2733567C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИБОРОВ ДЛЯ СМАЗОЧНО-ЗАПРАВОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МОБИЛЬНЫХ МАШИН 2020
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Мирзоян Норайр Гришаевич
  • Кожевникова Наталья Ивановна
RU2732677C1
US 20160124635 A1, 05.05.2016
СТРУЙНО-ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ (ПИД) РЕГУЛЯТОР 2021
  • Макаров Валерий Анатольевич
  • Королев Филипп Андреевич
  • Макаров Андрей Валерьевич
  • Тютяев Роман Евгеньевич
RU2768107C1

RU 2 761 561 C1

Авторы

Хабардина Анна Васильевна

Хабардин Василий Николаевич

Даты

2021-12-09Публикация

2021-04-01Подача