Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания, тракторов, комбайнов и других самоходных машин.
Известен способ определения экологической безопасности технического обслуживания (ТО) автотранспортных машин, основанный на фиксации материалов на экран в виде пятен (Патент РФ №2519287, B62D 1/00 (2006.01), B60S 5/00 (2006.01), 26.12.2012) [1].
Основным недостатком известного способа является то, что он не позволяет учесть виды ТО и их периодичность проведения, предусмотренные ГОСТ 20793-2009.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения экологической безопасности применения приборов для смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин. Он предусматривает фиксацию топливно-смазочных материалов (ТСМ) на экран по видам обслуживания машин в полевых условиях и определение средней массы этих материалов на экране, размещенном под обслуживаемой машиной. (Патент РФ №2732677, B60S 5/00 (2020.05), 20.02.2020) [2].
Недостатком указанного способа является то, что он основан на сопоставлении испытываемых средств (приборов) с эталонными, что усложняет его реализацию на практике.
Задачей изобретения является создание способа определения экологической безопасности технического обслуживания машин.
Сущность изобретения заключается в следующем. При проведении ежесменного технического обслуживания (ЕТО) машины, первого (ТО-1) и второго (ТО-2) ее периодических обслуживаний осуществляют фиксацию топливно-смазочных материалов на экран, который размещают под обслуживаемой машиной. По полученным данным вычисляют среднюю массу материалов на экране по каждому виду обслуживания. После чего вычисляют удельную суммарную массу топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, по формуле
где qmi - удельная суммарная масса топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, при обслуживании машин i-той марки; mEOi, mT1i, mT2i - средняя масса топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, при ежесменном (ЕТО), первом (ТО-1) и втором (ТО-2) периодических технических обслуживаниях машин i-той марки; τЕOi,, τT1i, τT2i - периодичность ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний машин i-той марки. По вычисленному значению удельной суммарной массы топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, определяют экологическую безопасность технического обслуживания машин i-той марки.
На фиг. показан способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов, поступающих в почву (вид сверху на обслуживаемую машину 3, под которой на основании 1 размещен экран 2). Этот способ может быть осуществлен, например, в гаражных условиях.
Способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, предложен на следующем основании.
В основу определения экологической безопасности ТО машин положим удельный суммарный показатель системы ТО и ремонта техники (ГОСТ 18322-2007). Таким показателем, например, может быть удельная суммарная продолжительность ТО - отношение средней суммарной продолжительности технических обслуживаний к заданной наработке. При определении показателя экологической безопасности ТО учтем, что в соответствии с ГОСТ 20793-2009 на местах работы тракторов (при выполнении полевых механизированных работ - в поле) допускается проведение ежесменных ТО (ЕТО), а также периодических первых и вторых обслуживаний - ТО-1 и ТО-2. С учетом этого и, исходя из определения удельного суммарного показателя, формула для определения экологической безопасности ТО i-той марки машин по удельной массе ТСМ, поступающих в почву, будет иметь вид:
где qmi - удельная суммарная масса ТСМ, поступающих в почву, при обслуживании тракторов i-той марки, кг/моточ; mEOi, mT1i, mT2i - средняя масса ТСМ, поступающих в почву, при ЕТО, ТО-1 и ТО-2 тракторов i-той марки, кг; τEOi, τT1i τT2i - периодичность ЕТО, ТО-1 и ТО-2 тракторов i-той марки, моточ.
Пример. Для определения qmi проводят испытания двух марок тракторов. При этом были получены следующие средние массы материалов на экране при ЕТО, ТО-1 и ТО-2: по первой марке - соответственно 4, 5 и 4 г; по второй марке - 3, 5 и 6 г. Периодичность обслуживаний этих марок тракторов известна из их руководств по их эксплуатации, в моточ: τЕО=10, τT1=125 и τT2=500. По экологическому показателю «удельная суммарная масса ТСМ, поступающих в почву» выбрать марку трактора, имеющую наименьшую экологическую безопасность.
Решение. По формуле (1) вычисляют qmi по каждой марке трактора, в г/моточ:
по первой марке трактора -
по второй марке трактора -
Выполненные вычисления показывают, что наименьшее значение qmi, равное 0,352, имеет вторая марка трактора. Ей и следует отдать предпочтение при выборе с учетом экологических показателей.
Таким образом, предложен способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, учитывающий эту массу материалов в виде средней величины, а также все виды обслуживаний, проводимые в полевых условиях.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Патент РФ №2519287, B62D 1/00 (2006.01), B60S 5/00 (2006.01), 26.12.2012.
2. Патент РФ №2732677, B60S 5/00 (2020.05), 20.02.2020 - прототип.
Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин. При определении экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов (ТСМ), поступающих в почву, фиксируют ТСМ на экран по видам обслуживания отдельной марки машины в полевых условиях и по каждому виду обслуживания находят среднюю массу этих материалов на экране, размещенном под обслуживаемой машиной. При вычислении удельной суммарной массы ТСМ учитывают периодичность ЕТО, ТО-1 и ТО-2 машин. По вычисленному значению удельной суммарной массы топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, определяют экологическую безопасность технического обслуживания машин i-той марки. Достигается улучшение выбора машин с учетом экологической безопасности их технического обслуживания в полевых условиях. 1 ил.
Способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, при котором фиксируют топливно-смазочные материалы на экран по видам обслуживания отдельной марки машины в полевых условиях и по каждому виду обслуживания находят среднюю массу этих материалов на экране, размещенном под обслуживаемой машиной, отличающийся тем, что вычисляют удельную суммарную массу топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, по формуле
где qmi - удельная суммарная масса топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, при обслуживании машин i-той марки,
mEOi, mT1i, mT2i - средняя масса топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, при ежесменном, первом и втором периодических технических обслуживаниях машин i-той марки,
τEOi, τT1i, τT2i - периодичность ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний машин i-той марки,
по вычисленному значению удельной суммарной массы топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, определяют экологическую безопасность технического обслуживания машин i-той марки.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ | 2020 |
|
RU2741820C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СМАЗОЧНО-ЗАПРАВОЧНОЙ ОПЕРАЦИИ | 2020 |
|
RU2741682C1 |
US 2016124635 A1, 05.05.2016 | |||
СТРУЙНО-ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ (ПИД) РЕГУЛЯТОР | 2021 |
|
RU2768107C1 |
Авторы
Даты
2021-12-01—Публикация
2021-04-01—Подача