Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин и их средствам обслуживания, в частности, к способам определения экологической безопасности технического обслуживания машин, например автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин в полевых условиях.
Известен способ определения экологической безопасности выполнения смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин (Патент РФ №2545475, B60S 5/00, G01M 15/00, 23.12.2013) [1].
Недостатком этого способа является то, что он мало приспособлен для определения экологической безопасности технического обслуживания машин.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по экспериментальным данным (Решение о выдаче патента на изобретение по заявке РФ №2016134696/06, G01M 15/00 (2006.01), 24.08.2016) [2]. Названный способ позволяет определять экологическую безопасность в относительных единицах соответствующим коэффициентом, причем на основе сопоставления измеренных величин с нормативными. ри этом коэффициент экологической безопасности представлен как величина обратная коэффициенту экологической опасности (Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учеб. пособие для вузов / В.И. Черноиванов [и др.]; под ред. В.И. Черноиванова. - М.: ГОСНИТИ; Челябинск: ЧГАУ, 2003. - 992 с. (С. 840, 841, 865) [3, с. 840, 841, 865].
Недостатком этого способа является то, что для его реализации требуется проведение сложных экспериментальных исследований.
Задачей изобретения является создание доступного для практического применения способа определения экологической безопасности технического обслуживания машин в полевых условиях.
Сущность изобретения заключается в следующем. Проводят все смазочно-заправочные операции, предусмотренные при выполнении ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний, по группе, состоящей из нескольких марок аналогичных машин, и при этом фиксируют топливно-смазочные материалы на экране, который размещают под обслуживаемой машиной. После чего вычисляют среднюю по этой группе машин массу материалов на экране при проведении ежесменного, первого и второго периодических обслуживаний. Затем с заданной повторностью, с применение тех же технических средств и на том же рабочем месте выполняют смазочно-заправочные операции при ежесменном, первом и втором периодических обслуживаниях испытываемой машины и вычисляют среднюю массу материалов на экране при их проведении в процессе названных обслуживаний. В завершение вычисляют коэффициент экологической безопасности технического обслуживания испытываемой машины. При этом учитывают среднюю массу материалов на экране при ежесменном, первом и втором периодических обслуживаниях испытываемой машины; среднюю по группе различных марок аналогичных машин массу материалов на экране при ежесменном, первом и втором периодических обслуживаниях, а также периодичность проведения ежесменного, первого и второго периодических обслуживаний. По вычисленному значению коэффициента определяют экологическую безопасность технического обслуживания испытываемой машины.
На фигуре показан способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин (вид сверху на обслуживаемую машину 3, под которой на основании 1 размещен экран 2). Этот способ может быть осуществлен как в гаражных, так и полевых условиях.
Способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин предложен на следующем основании.
Коэффициент экологической безопасности КЭБ [3, с. 840] -
или
где КЭО - коэффициент экологической опасности.
Коэффициент экологической опасности КЭБ [3, с. 865] -
где Ki - коэффициент весомости экологических показателей; LИi - фактически измеренная или экспертно оцененная величина экологического показателя; LДi - допускаемое или нормативное значение экологического показателя (далее - допускаемое).
Принимая во внимание только один экологический показатель «попадание топливно-смазочных материалов (ТСМ) в почву» (при Ki=1), уравнение (3) примет вид:
где LИ, LД - измеренное и допускаемое значение экологического показателя.
С учетом (4) уравнение (2) примет вид:
Далее, положим, что
где LИk, LДk соответствуют LИ и LД для k-вида обслуживания; - средняя измеренная масса материалов на экране при обслуживании испытываемой машины в процессе выполнения k-вида обслуживания; - средняя по группе различных марок аналогичных машин N масса материалов на экране при проведении того же вида обслуживания. Теперь подставим (6) и (7) в (5) и получим
где - коэффициент экологической безопасности выполнении k-вида обслуживания.
Если учесть, что в соответствии с ГОСТ 20793-2009 на местах работы тракторов (в поле) проводят ежесменные (ЕТО), первые (ТО-1) и вторые (ТО-2) периодические обслуживания, то по аналогии с (8) можно записать:
где - коэффициенты экологической безопасности ЕТО, ТО-1 и ТО-2; - средняя масса материалов на экране при ЕТО, ТО-1 и ТО-2 испытываемой машины; - средняя по группе различных марок аналогичных машин масса материалов на экране при ЕТО, ТО-1 и ТО-2.
Тогда суммарный коэффициент экологической безопасности может быть представлен в виде средневзвешенной величины:
где nЕО, nT1, nT2 - число ЕТО, ТО-1 и ТО-2, проводимых в летний период полевых работ с выполнением смазочно-заправочных операций.
При этом
где τЛ - средняя наработка машин за летний период полевых работ, моточ; τЕО, τТ1, τТ2 - периодичность проведения ЕТО, ТО-1 и ТО-2, моточ.
В завершение подставим (9), (10) и (11), а также (13), (14) и (15) в уравнение (12) и после несложных упрощений получим, наконец, искомое выражение для определения экологической безопасности технического обслуживания испытываемой машины, которое имеет вид:
Следует иметь в виду, что формула (16) позволяет вычислить КЭБ при выполнении всех видов обслуживания в поле - при ЕТО, ТО-1 и ТО-2. Если смазочно-заправочные операции проводятся только при отдельных видах ТО, то правая часть формулы (16) должна содержать только те данные, которые относятся к соответствующим видам обслуживания. В частном случае, при проведении названных операций только при каком-либо одном ТО, выражение (16), например, при их выполнении только при ЕТО, после сокращений примет вид:
Пример. Для определения КЭБ, например, двух тракторов новой марки, сначала были проведены все смазочно-заправочные операции по нескольким маркам аналогичных тракторов и в результате получены следующие данные (в г): Затем по двум маркам этих машин были выполнены названные операции при применении одних и тех же приборов, причем на одном и том же месте. При этом получено (в г): по первой марке - по второй марке - Периодичность обслуживаний с проведением смазочно-заправочных операций, мото-ч: τЕО=10, τТ1=125 и τТ2=500. Определить КЭБ по каждой марке машин.
Решение. По формуле (16) вычисляют КЭБ:
по первой марке -
по второй марке -
В результате получается, что вторая модель трактора имеет меньшую экологическую опасность (КЭБ-2=2,0), чем первая модель (КЭБ-1=1,6). Следовательно, экологическую безопасность первой модели нужно улучшить.
Таким образом, предложен способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин (относительных коэффициентов экологической безопасности), учитывающий все виды обслуживаний, проводимые в полевых условиях.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Патент РФ №2545475, B60S 5/00, G01M 15/00, 23.12.2013.
2. Решение о выдаче патента на изобретение по заявке РФ №2016134696/06, G01M 15/00 (2006.01), 24.08.2016 - прототип.
3. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учеб. пособие для вузов / В.И. Черноиванов [и др.]; под ред. В.И. Черноиванова. - М.: ГОСНИТИ; Челябинск: ЧГАУ, 2003. - 992 с. (С. 840, 841, 865).
Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин и их средствам обслуживания. Способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин (3) заключается в том, что фиксируют топливно-смазочные материалы на экран (2) по видам обслуживания машины и находят среднюю массу этих материалов на экране. Экран (2) размещают под обслуживаемой машиной (3). В качестве основного экологического показателя принят показатель «попадание топливно-смазочных материалов в почву». Сначала проводят все смазочно-заправочные операции, предусмотренные при выполнении ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний, по группе, состоящей из нескольких марок аналогичных машин (3). После чего определяют среднюю по этой группе машин (3) массу материалов на экране при проведении ежесменного, первого и второго периодических обслуживаний. Затем с заданной повторностью с применением тех же технических средств и на том же рабочем месте выполняют смазочно-заправочные операции при ежесменном, первом и втором периодических обслуживаниях испытываемой машины (3). Определяют среднюю массу материалов на экране (2) при их проведении в процессе названных обслуживаний. В завершение вычисляют коэффициент экологической безопасности технического обслуживания испытываемой машины по математической формуле. Технический результат заключается в упрощении экспериментальных исследований для определения экологической безопасности технического обслуживания машин в полевых условиях. 1 ил.
Способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин, при котором фиксируют топливно-смазочные материалы на экран по видам обслуживания машины и находят среднюю массу этих материалов на экране, при этом экран размещают под обслуживаемой машиной, отличающийся тем, что сначала проводят все смазочно-заправочные операции, предусмотренные при выполнении ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний, по группе, состоящей из нескольких марок аналогичных машин, после чего вычисляют среднюю по этой группе машин массу материалов на экране при проведении ежесменного, первого и второго периодических обслуживаний, затем с заданной повторностью с применением тех же технических средств и на том же рабочем месте выполняют смазочно-заправочные операции при ежесменном, первом и втором периодических обслуживаниях испытываемой машины и вычисляют среднюю массу материалов на экране при их проведении в процессе названных обслуживаний, в завершение вычисляют коэффициент экологической безопасности технического обслуживания испытываемой машины по формуле
где - средняя масса материалов на экране при ежесменном, первом и втором периодических обслуживаниях испытываемой машины, - средняя по группе различных марок аналогичных машин масса материалов на экране при ежесменном, первом и втором периодических обслуживаниях, τЕО, τT1, τT2 - периодичность проведения ежесменного, первого и второго периодических обслуживаний.
RU 2016134650 A, 28.02.2018 | |||
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СМАЗОЧНО-ЗАПРАВОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН | 2013 |
|
RU2545475C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН НА ОСНОВЕ УЧЕТА ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2016 |
|
RU2655101C2 |
CN 206339341 U, 18.07.2017 | |||
CN 201037804 Y, 19.03.2008. |
Авторы
Даты
2022-09-05—Публикация
2020-04-03—Подача