Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания, тракторов, комбайнов и других самоходных машин.
Известен способ определения экологической безопасности технического обслуживания (ТО) автотранспортных машин, основанный на фиксации материалов на экран в виде пятен (Патент РФ № 2519287, B62D 1/00 (2006.01), B60S 5/00 (2006.01), 26.12.2012) [1].
Основным недостатком известного способа является то, что он не позволяет учесть виды ТО и их периодичность проведения, предусмотренные ГОСТ 20793-2009.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения экологической безопасности применения приборов для смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин. Он предусматривает фиксацию топливно-смазочных материалов (ТСМ) на экран по видам обслуживания машин в полевых условиях и определение средней массы этих материалов на экране, размещенном под обслуживаемой машиной (Патент РФ № 2732677, B60S 5/00 (2020.05), 20.02.2020) [2].
Недостатком указанного способа является то, что он основан на сопоставлении испытываемых средств (приборов) с эталонными, что усложняет его реализацию на практике применительно к мобильным машинам.
Задачей изобретения является создание способа определения экологической безопасности технического обслуживания машин.
Сущность изобретения заключается в том, что попадание топливно-смазочных материалов в почву по видам технических обслуживаний отдельной марки машины в полевых условиях учитывают по числу операций с применением топливно-смазочных материалов. При этом вычисляют плотность объема названных операций по формуле
где qni - удельная суммарная плотность объема операций технического обслуживания с применением топливно-смазочных материалов по i-той марке машин; nEOi, nT1i, nT2i - число операций технического обслуживания с применением топливно-смазочных материалов при ежесменном, первом и втором периодических технических обслуживаниях машин i-той марки; τEOi, τT1i, τT2i - периодичность ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний машин i-той марки. По вычисленному значению удельной суммарной плотности объема операций технического обслуживания с применением топливно-смазочных материалов определяют экологическую безопасность технического обслуживания машин i-той марки.
Способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по числу операций с применением топливно-смазочных материалов предложен на следующем основании.
В основу определения экологической безопасности ТО машин положим удельный суммарный показатель системы ТО и ремонта техники (ГОСТ 18322-2007). Таким показателем, например, может быть удельная суммарная продолжительность ТО - отношение средней суммарной продолжительности технических обслуживаний к заданной наработке. При определении показателя экологической безопасности ТО учтем, что в соответствии с ГОСТ 20793-2009 на местах работы тракторов (при выполнении полевых механизированных работ - в поле) допускается проведение ежесменных ТО (ЕТО), а также периодических первых и вторых обслуживаний - ТО-1 и ТО-2. Кроме того, примем, что попадание ТСМ в почву пропорционально числу операций ТО с применением этих материалов. С учетом этого и, исходя из определения удельного суммарного показателя, формула для определения экологической безопасности ТО i-той марки машин по числу операций с применением топливно-смазочных материалов будет иметь вид:
где qni - удельная суммарная плотность объема операций технического обслуживания с применением ТСМ по i-той марке машин, операция/моточ; neoi, nT1i, nT2i - число операций технического обслуживания с применением топливно-смазочных материалов при ежесменном, первом и втором периодических технических обслуживаниях машин i-той марки; τEOi, τT1i, τT2i - периодичность ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний машин i-той марки, моточ.
Пример. Из руководств по эксплуатации двух марок тракторов были получены следующие данные по числу операций ТО с применением ТСМ при ЕТО, ТО-1 и ТО-2: по первой марке - соответственно 4, 5 и 4; по второй марке - 3, 5 и 6. Периодичность обслуживаний этих марок тракторов также известна из их руководств по их эксплуатации, в моточ: τEO=10, τT1=125 и τТ2=500. По экологическому показателю «удельная суммарная плотность объема операций технического обслуживания с применением ТСМ» выбрать марку трактора, имеющую наименьшую экологическую безопасность.
Решение. По формуле (1) вычисляют qni по каждой марке трактора, операция/моточ:
по первой марке трактора -
по второй марке трактора -
Выполненные вычисления показывают, что наименьшее значение qni, равное 0,352, имеет вторая марка трактора. Ей и следует отдать предпочтение при выборе.
Таким образом, предложен способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по числу операций с применением топливно-смазочных материалов, учитывающий эти операции, а также все виды обслуживаний, проводимые в полевых условиях.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Патент РФ № 2519287, B62D 1/00 (2006.01), B60S 5/00 (2006.01), 26.12.2012.
2. Патент РФ № 2732677, B60S 5/00 (2020.05), 20.02.2020 - прототип.
Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин. При определении экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной плотности объема операций технического обслуживания с применением топливно-смазочных материалов попадание топливно-смазочных материалов в почву по видам технических обслуживаний отдельной марки машины в полевых условиях учитывают по числу операций с применением топливно-смазочных материалов. По вычисленному значению названного экологического показателя определяют экологическую безопасность технического обслуживания машин. Достигается улучшение выбора машин с учетом экологической безопасности их технического обслуживания в полевых условиях.
Способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по числу операций с применением топливно-смазочных материалов, при котором учитывают попадание топливно-смазочных материалов в почву по видам технических обслуживаний отдельной марки машины в полевых условиях, отличающийся тем, что попадание топливно-смазочных материалов в почву по видам технических обслуживаний отдельной марки машины в полевых условиях учитывают по числу операций с применением топливно-смазочных материалов, при этом вычисляют плотность объема названных операций по формуле
где qni - удельная суммарная плотность объема операций технического обслуживания с применением топливно-смазочных материалов по i-той марке машин,
neoi, nT1i, nT2i - число операций технического обслуживания с применением топливно-смазочных материалов при ежесменном, первом и втором периодических технических обслуживаниях машин i-той марки,
τEoi, τT1i, τT2i - периодичность ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний машин i-той марки,
по вычисленному значению удельной суммарной плотности объема операций технического обслуживания с применением топливно-смазочных материалов определяют экологическую безопасность технического обслуживания машин i-той марки.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН | 2018 |
|
RU2733567C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИБОРОВ ДЛЯ СМАЗОЧНО-ЗАПРАВОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МОБИЛЬНЫХ МАШИН | 2020 |
|
RU2732677C1 |
US 20160124635 A1, 05.05.2016 | |||
US 20150168248 A1, 18.06.2015. |
Авторы
Даты
2021-12-09—Публикация
2021-04-01—Подача