Изобретение относится к медицине, а именно к способам реабилитации при неврологических нарушениях, и может быть использовано для реабилитации детей нарушением функции мимических мышц вследствие поражения лицевого нерва.
Во всех случаях причиной расстройства мимических мышц является нарушение проводимости лицевого нерва, возникающее вследствие его заболеваний или повреждений. Это сопровождается периферическим параличом мимической мускулатуры, который выражается резкой асимметрией лица, маскообразным выражением его с широко раскрытой глазной щелью, наполненной слезой, и опущенным углом рта на стороне заболевания. Отмечается также нарушение речи. Парезы лицевого нерва могут быть инфекционного и травматического характера. Основные методы их лечения консервативные и оперативные. Консервативные методы в свою очередь подразделяются на медикаментозные, акупунктурные и физиотерапевтические.
Известен способ реабилитации пациентов, перенесших инсульт, с периферическим невритом лицевого нерва (Фукина Ю.К., Мусин Ш.Г. Ахунова Р.А., журнал «Энигма», «Разработка интеллектуальной системы для реабилитации пациентов, перенесших инсульт, периферический неврит лицевого нерва», 2020, с. 296-304). Способ основан на актуальности персонифицированного подхода к диагностике и лечению на основе индивидуальных особенностей пациентов. Система на основе машинного зрения выявляет ключевые точки мимики лица пациента и отслеживает правильность выполняемых реабилитационных упражнений. Подсказки системы пациенту отображаются сразу на экране монитора и накладываются на изображение лица пациента в режиме реального времени.
Известен способ лечения пареза лицевого нерва путем воздействия магнитным полем, согласно которому в качестве магнитного поля используют высокоинтенсивное импульсное магнитное поле с индукцией 1 2 Тл, частотой следования импульсов 0,4 0,5 имп/с, длительностью их 150 160 мкс, причем в первые два дня воздействия проводят на околокозелковую область лица, в последние дни - дополнительно на надбровную, подглазничную, нижнечелюстную области и 1, 2 точки наиболее пораженной ветви лицевого нерва индукцией 2 Тл и такое воздействие осуществляют ежедневно в точение 8 10 дней по 60 70 с на каждую точку, повторяя при необходимости воздействие в тех же режимах через 1,0 1,5 месяца (Патент РФ №2100037, Ланцов А.А., Петрова Г.М., Самойлова И.Г.). Этот способ выбран нами в качестве прототипа.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа восстановления функциональной работы мимической мускулатуры при различных фазах неврита лицевого нерва.
Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности реабилитации за счет стимуляции симметричной работы мышц.
Поставленная задача решается тем, что методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс из шести последовательных этапов с использованием различных массажных приемов, а после подготовки мышц, фасций и кожи, проводит комплекс пассивных и активных упражнений для восстановления работы мимической мускулатуры. Комплекс назван «Сочетанное применения массажа и гимнастики при парезе лицевого нерва» и предназначен для детей с перенесенным заболеванием неврита лицевого нерва и предполагает использование последовательности массажа и пассивную и активную гимнастику.
Сущность изобретения заключается в том, что в процессе занятия происходит постепенное восстановление функциональных взаимоотношений между миофасциальными структурами лица, улучшается лимфоотток, кровоснабжение, восстанавливается венозный отток. Применение более интенсивных приемов массажа на фоне появления положительной динамики работы мимической мускулатуры, а также чередование массажных приемов с гимнастикой способствует максимальному восстановлению симметричной работы мышц лица.
Способ осуществляют следующим образом.
Методист-реабилитолог проводит с ребенком с последствиями неврита лицевого нерва комплекс из шести последовательных этапов, состоящих из массажа и гимнастики в определенной последовательности.
Сначала проводят точечный массаж вне зоны области лица, который оказывает обезболивающий эффект, далее, лимфодренажный массаж, с целью улучшения оттока лимфы от лица и головы, далее проводится специальная гимнастика, направленная на максимальное расслабление мышц, после чего проводится точечный массаж лица, который позволяет более глубоко воздействовать на мимические мышцы, затем проводят корригирующий массаж лица: массаж лобной и височной мышцы, массаж круговой мышцы глаза, массаж области щеки, массаж носа, массаж круговой мышцы рта, массаж подбородка. Комплекс завершают корригирующей гимнастикой для лица, которая направлена на восстановление пораженного нервного ствола путем нормализации его кровоснабжения, наращивание мышечной силы, уменьшение пареза лицевой мускулатуры.
На первом этапе проводят точечное воздействие на три активные точки: точку, которая находится на лучевой стороне предплечья на 3-5 мм дистальнее шиловидного отростка, где пальпируется углубление; точку, которая находится на тыльной стороне обоих кистей между большим и указательным пальцем и точку, которая находится между костями основания черепа и первым позвонком. Воздействие осуществляют аккуратно круговыми движениями, с минимальным нажатием, 30 секунд по часовой стрелки и 30 секунд против часовой стрелки.
На втором этапе проводят лимфодренажный массаж шейно-воротниковой зоны, для чего осуществляют легкие, плавные поглаживающие движения ладонной поверхностью, вторым, третьим и четвертым пальцами от затылочной области по задней поверхности шеи к подмышечным лимфоузлам, постепенно усиливая давление, не отрывая рук от зоны массажа, постепенно переходя к боковым поверхностям шеи. Затем проводят осторожное поглаживание от околоушной области вдоль грудинно-ключично-сосцевидной мышцы к подключичным лимфоузлам и по передней поверхности шеи, по направлению от подбородка вдоль передней поверхности шеи к сторонам ключицы и подмышечным впадинам. Все движения выполняются в медленном темпе, сопоставляя движение рук с естественной скоростью лимфы.
На третьем этапе проводят упражнения для максимального расслабления мышц лица: нахмурить лоб в течение 4-6 секунд и медленно расслабить; поднять брови в течение 4-6 секунд и медленно опустить; медленно зажмурить глаза и медленно открыть; сморщить нос в течение 4-6 секунд и медленно расслабить; рот широко открыть и улыбнуться в течение 4-6 секунд и медленно расслабить; сжать челюсть 4-6 секунд и медленно расслабить; вытянуть губы трубочкой 4-6 секунд и медленно расслабить; наклонять голову вперед-назад, втянуть плечи, удерживая 4-6 секунд и медленно возвратиться в исходное положение. При этом если ребенок не в состоянии выполнить упражнения сам, массажист помогает ему и проделывает упражнения своими руками.
На четвертом этапе проводят точечный массаж для коррекции мимической мускулатуры, для чего воздействуют на следующие точки: область начала и окончания роста брови, точка 0,5 см от внешнего угла разреза глаз, точка 0,5 см от внутреннего угла разреза края глаза, точка в центре между краем бровной дуги и верхушкой ушной раковин у височной впадины, точка у основания крыльев носа, точка на нижнем краю скулы 1 см от основания носа, от угла рта 1 см в сторону нижнего края скуловой дуги, при этом, одновременно воздействуют на пораженную и здоровую сторону и оказывают тонизирующее воздействие, для чего, пальцем слегка надавливают на точку, массируют круговым движением по часовой стрелке 3-4 секунды, а затем резко отрывают палец, повторяют 4-8 раз;
На пятом этапе проводят массаж лица, для чего расслабляют здоровую сторону, используя приемы поглаживания, прерывистой вибрации, постепенно обхватывая область лба, щеки и подбородка. Движения осуществляют по ходу массажных линий лица от середины лба к вискам, легким разминанием на стороне поражения, стараясь приподнять бровь, а на здоровой - глубокое поглаживание, стараясь опустить бровь. Сначала проводят массаж круговой мышцы глаза, осуществляя движения от височной ямки по скуловой дуге к внутреннему углу глаза, затем по верхнему краю глаза к височной области; затем проводят массаж области щеки, для чего используют поверхностные поглаживания, растирания, разминания, направление движения от носа вверх по скуловой дуге к верхней мочке уха и к вискам, от уголков рта к нижней мочке уха; при массаже носа направление движения от кончика носа к переносице, используя попеременное поглаживание; носогубную складку массируют от угла рта к корню носа первым и вторым пальцами, как бы формируя носогубную складку на стороне поражения; массаж круговой мышцы рта осуществляют мягкими движениями от середины губ до углов верхней и нижней челюсти в направлении от середины верхней губы к уголкам рта и от середины нижней губы к уголкам рта; массаж подбородка осуществляют движениями от подчелюстной области подбородочной ямки к уголкам рта, используя приемы поглаживания, растирания и поглаживания. Все движения осуществляют симметрично, одновременно с правой и левой стороны, воздействуя на обе половины лица. При этом укрепляют мышцы на пораженной стороне и расслабляют на здоровой, используя легкое поглаживание и непрерывистую лабильную вибрацию на здоровой стороне и поглаживание, растирание разминание на пораженной.
На шестом этапе проводят активную корригирующую гимнастику для лица, для чего ребенка просят: поднять брови, наморщить лоб, закрыть глаза, зажмурить глаза, втянуть воздух носом, улыбнуться уголком рта, втянуть щеки в полость рта, надуть щеки, подвигать нижней челюсти в сторону, вытянуть губы вперед трубочкой, поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу. Время проведения комплекса не более 30 минут.
Для получения положительных результатов, необходимо соблюдать основные правила: оценивать функции мимических мышц перед каждой процедурой, для чего нужно стимулировать эмоции ребенка и оценивать симметричность работы мимической мускулатуры на лице; дифференцированно воздействовать на мышцы; регулировать силу, скорость, длительность массажных движений; контролировать симметричность движений.
Примеры конкретного осуществления способа.
Пример 1. Больной С., 3 месяца, диагноз: правосторонний парез лицевого нерва. Из осмотра: контакт рука-рука+, выраженная асимметрия мимической мускулатуры.
С целью восстановления работы мимической мускулатуры с ребенком было проведено 15 процедур комплекса «Сочетанное применения массажа и гимнастики при парезе лицевого нерва» с использованием различных массажных приемов, а после подготовки мышц, фасций и кожи, проводит комплекс пассивных и активных упражнений для восстановления работы мимической мускулатуры. На первом этапе проводят точечное воздействие на три активные точки: точку, которая находится на лучевой стороне предплечья на 3-5 мм дистальнее шиловидного отростка, где пальпируется углубление; точку, которая находится на тыльной стороне обоих кистей между большим и указательным пальцем и точку, которая находится между костями основания черепа и первым позвонком. Воздействие осуществляют аккуратно круговыми движениями, с минимальным нажатием, 30 сек по часовой стрелки и 30 сек против часовой стрелки. На втором этапе проводят лимфодренажный массаж шейно-воротниковой зоны, для чего осуществляют легкие, плавные поглаживающие движения ладонной поверхностью, вторым, третьим и четвертым пальцами от затылочной области по задней поверхности шеи к подмышечным лимфоузлам, постепенно усиливая давление, не отрывая рук от зоны массажа, постепенно переходя к боковым поверхностям шеи. Затем проводят осторожное поглаживание от околоушной области вдоль грудинно-ключично-сосцевидной мышцы к подключичным лимфоузлам и по передней поверхности шеи, по направлению от подбородка вдоль передней поверхности шеи к сторонам ключицы и подмышечным впадинам. Все движения выполняются в медленном темпе, сопоставляя движение рук с естественной скоростью лимфы. На третьем этапе проводят упражнения для максимального расслабления мышц лица: нахмурить лоб в течение 4-6 секунд и медленно расслабить; поднять брови в течение 4-6 секунд и медленно опустить; медленно зажмурить глаза и медленно открыть; сморщить нос в течение 4-6 секунд и медленно расслабить; рот широко открыть и улыбнуться в течение 4-6 секунд и медленно расслабить; сжать челюсть 4-6 секунд и медленно расслабить; вытянуть губы трубочкой 4-6 секунд и медленно расслабить; наклонять голову вперед-назад, втянуть плечи, удерживая 4-6 секунд и медленно возвратиться в исходное положение. При этом если ребенок не в состоянии выполнить упражнения сам, массажист помогает ему и проделывает упражнения своими руками. На четвертом этапе проводят точечный массаж для коррекции мимической мускулатуры, для чего воздействуют на следующие точки: область начала и окончания роста брови, точка 0,5 см от внешнего угла разреза глаз, точка 0,5 см от внутреннего угла разреза края глаза, точка в центре между краем бровной дуги и верхушкой ушной раковин у височной впадины, точка у основания крыльев носа, точка на нижнем краю скулы 1 см от основания носа, от угла рта 1 см в сторону нижнего края скуловой дуги, при этом, одновременно воздействуют на пораженную и здоровую сторону и оказывают тонизирующее воздействие, для чего, пальцем слегка надавливают на точку, массируют круговым движением по часовой стрелке 3-4 секунды, а затем резко отрывают палец, повторяют 4-8 раз. На пятом этапе проводят массаж лица, для чего расслабляют здоровую сторону, используя приемы поглаживания, прерывистой вибрации, постепенно обхватывая область лба, щеки и подбородка. Движения осуществляют по ходу массажных линий лица от середины лба к вискам, легким разминанием на стороне поражения, стараясь приподнять бровь, а на здоровой - глубокое поглаживание, стараясь опустить бровь. Сначала проводят массаж круговой мышцы глаза, осуществляя движения от височной ямки по скуловой дуге к внутреннему углу глаза, затем по верхнему краю глаза к височной области; затем проводят массаж области щеки, для чего используют поверхностные поглаживания, растирания, разминания, направление движения от носа вверх по скуловой дуге к верхней мочке уха и к вискам, от уголков рта к нижней мочке уха; при массаже носа направление движения от кончика носа к переносице, используя попеременное поглаживание; носогубную складку массируют от угла рта к корню носа первым и вторым пальцами, как бы формируя носогубную складку на стороне поражения; массаж круговой мышцы рта осуществляют мягкими движениями от середины губ до углов верхней и нижней челюсти в направлении от середины верхней губы к уголкам рта и от середины нижней губы к уголкам рта; массаж подбородка осуществляют движениями от подчелюстной области подбородочной ямки к уголкам рта, используя приемы поглаживания, растирания и поглаживания. Все движения осуществляют симметрично, одновременно с правой и левой стороны, воздействуя на обе половины лица. При этом укрепляют мышцы на пораженной стороне и расслабляют на здоровой, используя легкое поглаживание и непрерывистую лабильную вибрацию на здоровой стороне и поглаживание, растирание разминание на пораженной. На шестом этапе проводят активную корригирующую гимнастику для лица, для чего ребенка просят: поднять брови, наморщить лоб, закрыть глаза, зажмурить глаза, втянуть воздух носом, улыбнуться уголком рта, втянуть щеки в полость рта, надуть щеки, подвигать нижней челюсти в сторону, вытянуть губы вперед трубочкой, поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу. После проведенного курса клинически отмечено значительное улучшение в виде восстановления симметрии мимической мускулатуры.
Пример 2. Больной А., 4 года, диагноз: правосторонний парез лицевого нерва.
Из осмотра: выраженная асимметрия мимической мускулатуры справа, более выражено в нижней части лица. С целью восстановления работы мимической мускулатуры с ребенком было проведено 15 процедур комплекса «Сочетанное применения массажа и гимнастики при парезе лицевого нерва» с использованием различных массажных приемов, а после подготовки мышц, фасций и кожи, проводит комплекс пассивных и активных упражнений для восстановления работы мимической мускулатуры. Комплекс включает: 1. Точечное воздействие на три активные точки вне зоны лица для обезболивающего эффекта. 2. Лимфодренажный массаж шейно-воротниковой зоны для улучшения лимфоттока от лица и головы. 3. Специальные упражнения для расслабления мышц лица. 4. Точечный массаж для коррекции мимической мускулатуры. 5. Классический корригирующий массаж лица. 6. Корригирующая гимнастика для лиц (активная). После проведенного курса клинически отмечено значительное улучшение в виде восстановления симметрии мимической мускулатуры.
Изобретение является новым, так как оно неизвестно из уровня медицины для больных детей с последствиями пареза лицевого нерва.
Существенным отличием заявляемого способа от известных является целостный подход для восстановления взаимодействия моифасциальных структур лица и чередование массажа и гимнастики в процессе проведения процедуры.
Способ отличается дифференцированным воздействием в зависимости от клинических проявлений и стадии заболевания. Эти отличительные признаки в известных способах не обнаружены.
Способ позволяет в максимально короткие сроки восстановить активность движений с пораженной стороны, достичь значительного снижения асимметрии и восстановления проводимости лицевого нерва.
Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в реабилитационно-восстановительных учреждениях для восстановления проводимости и возбудимости лицевого нерва, устранения асимметрии и восстановления функции лицевого нерва.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ АКТИВНОСТИ И ПЛАСТИЧЕСКОЕ РЕКОНСТРУИРОВАНИЕ КОНТУРА ЛИЦА И ШЕИ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНАЖЕРОВ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2494717C1 |
СПОСОБ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ МЫШЦ СПИНЫ И ШЕЙНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ | 2019 |
|
RU2722702C1 |
Способ нейро-мышечной релаксации лицевых мышц | 2019 |
|
RU2705237C1 |
СПОСОБ ОМОЛОЖЕНИЯ ЛИЦА И ЧАСТЕЙ ТЕЛА | 2020 |
|
RU2743448C1 |
Структурно-восстановительная техника массажа лица Чинарихиной А.В. | 2022 |
|
RU2802146C1 |
СПОСОБ МАССАЖА | 2017 |
|
RU2686293C1 |
Способ комплексного безоперационного восстановления тонуса мышц лица | 2022 |
|
RU2806991C1 |
Способ массажа и набор устройств для его осуществления | 2016 |
|
RU2626111C1 |
СПОСОБ ОМОЛОЖЕНИЯ ЛИЦА | 2008 |
|
RU2369375C1 |
Способ омоложения лица человека | 2021 |
|
RU2757631C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к способам реабилитации при неврологических нарушениях, и может быть использовано для реабилитации детей с нарушением функции мимических мышц, вследствие поражения лицевого нерва. Проводят с ребенком комплекс из шести последовательных этапов, состоящих из массажа и гимнастики в определенной последовательности. На первом этапе проводят точечное воздействие на три активные точки вне зоны лица; на втором этапе проводят лимфодренажный массаж шейно-воротниковой зоны; на третьем этапе проводят упражнения для максимального расслабления мышц лица; на четвертом этапе проводят точечный массаж для коррекции мимической мускулатуры; на пятом этапе проводят массаж лица; на шестом этапе проводят активную корригирующую гимнастику для лица. Время проведения комплекса не более 30 минут. Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в реабилитационно-восстановительных учреждениях. Способ обеспечивает сокращение сроков восстановления активности движений лицевых мышц с пораженной стороны. 2 пр.
Способ реабилитации у детей с невритом лицевого нерва, заключающийся в том, что методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс из шести последовательных этапов, состоящих из массажа и гимнастики в определенной последовательности, при этом на первом этапе проводят точечное воздействие на три активные точки: точку на лучевой стороне предплечья на 3-5 мм дистальнее шиловидного отростка, где пальпируется углубление; точку на тыльной стороне обеих кистей между большим и указательным пальцем и точку между костями основания черепа и первым позвонком, воздействие осуществляют круговыми движениями, с нажатием, 30 секунд по часовой стрелке и 30 секунд против часовой стрелки; на втором этапе проводят лимфодренажный массаж шейно-воротниковой зоны, для чего осуществляют поглаживающие движения ладонной поверхностью, от затылочной области по задней поверхности шеи к подмышечным лимфоузлам, усиливая давление, не отрывная рук от зоны массажа, переходя к боковым поверхностям шеи, затем проводят поглаживание от околоушной области вдоль грудинно-ключично-сосцевидной мышцы к подключичным лимфоузлам и по передней поверхности шеи, по направлению от подбородка вдоль передней поверхности шеи к сторонам ключицы и подмышечным впадинам; на третьем этапе проводят упражнения для расслабления мышц лица: при этом ребенок хмурит лоб в течение 4-6 секунд и потом расслабляет; поднимает брови в течение 4-6 секунд и затем опускает; зажмуривает глаза и затем открывает; сморщивает нос в течение 4-6 секунд и затем расслабляет; открывает рот и улыбается в течение 4-6 секунд и затем расслабляет; сжимает челюсть в течение 4-6 секунд и затем расслабляет; вытягивает губы трубочкой 4-6 секунд и затем расслабляет; наклоняет голову вперед-назад, втягивает плечи, удерживая 4-6 секунд и возвратиться в исходное положение, если ребенок не в состоянии выполнить упражнения сам, методист-реабилитолог помогает ему и проделывает упражнения своими руками; на четвертом этапе проводят точечный массаж для коррекции мимической мускулатуры, для чего воздействуют на следующие точки: область начала и окончания роста брови, точка 0,5 см от внешнего угла разреза глаз, точка 0,5 см от внутреннего угла разреза края глаза, точка в центре между краем бровной дуги и верхушкой ушной раковин у височной впадины, точка у основания крыльев носа, точка на нижнем краю скулы 1 см от основания носа, от угла рта 1 см в сторону нижнего края скуловой дуги, при этом, одновременно воздействуют на пораженную и здоровую сторону и надавливают пальцем на точку, массируют круговым движением по часовой стрелке 3-4 секунды, а затем отрывают палец, повторяют 4-8 раз; на пятом этапе проводят массаж лица, для чего расслабляют здоровую сторону, при этом используют приемы поглаживания, прерывистой вибрации, обхватывая область лба, щеки и подбородка, движения осуществляют по ходу массажных линий лица от середины лба к вискам, разминанием на стороне поражения, при этом приподнимают бровь, а на здоровой - поглаживание, при этом опускают бровь, сначала проводят массаж круговой мышцы глаза, осуществляя движения от височной ямки по скуловой дуге к внутреннему углу глаза, затем по верхнему краю глаза к височной области; затем проводят массаж области щеки, для чего используют поверхностные поглаживания, растирания, разминания, направление движения от носа вверх по скуловой дуге к верхней мочке уха и к вискам, от уголков рта к нижней мочке уха; при массаже носа направление движения от кончика носа к переносице, носогубную складку массируют от угла рта к корню носа первым и вторым пальцами, формируя носогубную складку на стороне поражения; массаж круговой мышцы рта осуществляют мягкими движениями от середины губ до углов верхней и нижней челюсти в направлении от середины верхней губы к уголкам рта и от середины нижней губы к уголкам рта; массаж подбородка осуществляют движениями от подчелюстной области подбородочной ямки к уголкам рта, используя приемы поглаживания, растирания и поглаживания, все движения осуществляют симметрично, одновременно с правой и левой стороны, воздействуя на обе половины лица; на шестом этапе проводят корригирующую гимнастику для лица, для чего ребенок поднимает брови, морщит лоб, закрывает глаза, зажмуривает глаза, втягивает воздух носом, улыбается уголком рта, втягивает щеки в полость рта, надувает щеки, подвигает нижнюю челюсть в сторону, вытягивает губы вперед трубочкой, поднимает верхнюю губу, опускает нижнюю губу, при этом общее время проведения комплекса не более 30 минут.
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРИТА ЛИЦЕВОГО НЕРВА | 1996 |
|
RU2100037C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОПАТИИ ЛИЦЕВОГО НЕРВА | 2018 |
|
RU2713714C1 |
Способ лечения посттравматических парезов и невритов лицевого и тройничного нервов у онкологических больных опухолями головы и шеи в раннем послеоперационном периоде на этапах комбинированного лечения | 2021 |
|
RU2759471C1 |
Галлямова А.Ф | |||
и др | |||
Мануальная терапия и локальная инъекционная терапия в комплексном лечении неврита лицевого нерва //Здоровье семьи-XXI век | |||
Пломбировальные щипцы | 1923 |
|
SU2006A1 |
С | |||
Способ подготовки рафинадного сахара к высушиванию | 0 |
|
SU73A1 |
Авторы
Даты
2022-05-11—Публикация
2021-07-09—Подача