Токоприемник для электропоезда Российский патент 2022 года по МПК B60L5/24 B60L5/30 

Описание патента на изобретение RU2778163C1

Предлагаемое изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава.

Удовлетворительное качество токосъема может быть обеспечено прежде всего при том условии, что величина контактного нажатия в процессе движения токоприемника будет стабильной и вместе с тем не настолько большой, чтобы вызывать усиление механического износа контактных элементов полоза и контактного провода, и не настолько малой, чтобы вызывать увеличение электрического износа контактной пары и уровня радиопомех.

Наилучшие условия съема тока с контактного провода достигаются в том случае, если давление в контакте между проводом и полозом остается во все время движения неизменным. Это может быть в том случае, если контактная подвеска обладает на всем ее протяжении равномерной эластичностью и если контактные провода расположены строго на одной высоте над головкой рельса. В действительных условиях выдержать эти требования не удается.

Высота контактных проводов подвергается значительным изменениям под влиянием температуры. Также неизбежны снижения контактных проводов в отдельных пунктах участка при проходе их в искусственных сооружениях.

Эластичность контактной подвески при существующих ее конструкциях изменяется нередко в значительных пределах в различных точках пролета.

Таким образом, во всех случаях работа токоприемника протекает при постоянных изменениях его высоты.

Известен Асимметричный токоприемник (патент № 2188136, РФ, МПК B60L 5/26, Бюл. № 24, 2002), имеющий токосъемный узел, установленный на полупантографе, содержащем сочлененные нижнюю и верхнюю подвижные рамы, шарнирно связанные с изолированным основанием и с системой подрессоривания в виде нескольких торсионов, соединенных одними концами через кинематическую передачу с нижней подвижной рамой полупантографа, а другими – основанием, кроме одного торсиона, конец которого связан с электромеханическим приводом.

Недостатком данного токоприемника является сложность кинематической передачи от торсионов к нижней подвижной раме, двух одинаковых механизмов для регулировки усилия контактного нажатия, что приводит к усложнению всей конструкции.

Известен Токоприемник транспортного средства (патент № 124478, РФ МПК В60L 5/00, Бюл. № 3, 2013), принятый за прототип, включающий полоз, систему подвижных рам, механизм нажатия, пневморедуктор, в цепь тягового тока полоз-электродвигатель транспортного средства включают датчик тока, который выходом подключен к входу устройства управления механизмом нажатия, к другому входу устройства управления механизмом нажатия подсоединен выход датчика скорости транспортного средства, а устройство управления механизмом нажатия своим выходом подключено к пневморедуктору, который соединен с механизмом нажатия.

Недостатком данного изобретения является сложная конструкции, требующая. для регулирования нажатия дополнительно использовать систему регулирования.

Недостаточное нажатие приводит к нарушению контакта и образованию электрической дуги при токосъеме, влекущей за собой недопустимый нагрев, оплавление и разрушение контактных частей. С другой стороны, чрезмерное нажатие вызывает повышенный износ полоза и контактного провода, а также может привести к поломке деталей токоприемника. Все это приводит к снижению срока службы токоприемника.

Для обеспечения надежного безыскрового токосъема контактное нажатие должно находиться в определенных пределах и по возможности быть постоянным независимо от скорости движения вагона и атмосферных условий.

Задачей (техническим результатом) заявляемого устройства является увеличение срока службы токоприемника и улучшение статических и динамических характеристик.

Поставленная задача достигается тем, что в токоприемнике электропоезда, содержащем держатель, полоз, находящимся в постоянном контакте снизу с контактным проводом, вертикальную цилиндрическую пружину сжатия, соединяющую держатель полоза с корпусом, введены два ползуна, имеющих возможность перемещаться по прямой, присоединенные к ним пружины сжатия, и два стержня, соединяющие шарнирно ползуны с держателем полоза.

На Фиг. 1 приведена принципиальная схема предлагаемого устройства.

На Фиг. 2 приведена схема сил, действующих на ползуны, и на держатель с полозом.

Токоприемник электропоезда монтируется на крыше вагона электровоза.

Предлагаемое устройство (ФИГ. 1) содержит полоз 1, который находится в постоянном контакте снизу с контактным проводом 2, держатель полоза 3, два ползуна 4, имеющие возможность скользить вдоль горизонтальных направляющих, две горизонтальные пружины 5, соединенные с ползунами и корпусом (корпус на Фиг. 1 не показан), два стержня 6, соединяющие шарнирно ползуны с держателем полоза, вертикальную пружину 7, соединяющую держатель полоза с корпусом.

Устройство работает следующим образом.

При опущенном токоприемники стержни 6 занимают горизонтальное положение, отмеченное пунктиром. В этом положении пружина 7 сжата и сила натяжения ее равна . Пружины 5 сжаты и силы натяжения равны . С помощью привода полоз подводится под контактный провод. Токоприемник примет положение как на Фиг.1. Пружина 7 действует на держатель с полозом силой равной . В этом положении пружина 7 не полностью растянута, имеет некоторую деформацию. При стирании провода или полоза или колебания токоприемника сила контакта провода с полозом будет оставаться постоянной и равной .

Покажем при каком соотношении жесткостей пружин сила давления со стороны полоза на провод будет оставаться постоянной и равной .

Рассмотрим отдельно ползун 4 (Фиг. 2a) и запишем условие равновесия его в проекции на ось оY:

где

,

– жесткость пружины 5,

– длина стержня 6,

– реакция стержня 6,

α – угол наклона стержня 6 к оси оY

Запишем условие равновесия держателя 3 с полозом 1 (Фиг. 2б) в проекции на ось оX:

где

,

– жесткость пружины 7,

– сила, с которой провод давит на полоз.

Выражая из (1) реакцию стержня , учитывая, что

,

и подставляя в (2), получим:

Из выражения (3) видно, что при и сила давления провода на полоз будет постоянной, за время уменьшения толщины полоза или колебания токоприемника, и равна .

Таким образом, для того, чтобы давление полоза на контактный провод было постоянным и равным за время уменьшения толщины полоза или колебания токоприемника, необходимо выполнение двух условий

Обеспечение постоянного усилия между полозом и контактным проводом, или постоянного контакта, предотвращает образования электрической дуги, недопустимый нагрев, оплавление и разрушение контактных частей. Тем самым увеличивается срок службы провода и полоза, а значит и всего токоприемника, улучшаются статические и динамические характеристики.

Похожие патенты RU2778163C1

название год авторы номер документа
ТОКОПРИЕМНИК НИЖНЕГО ТОКОСЪЕМА 2020
  • Рыков Анатолий Аркадьевич
  • Рыков Сергей Анатольевич
  • Сопов Валентин Иванович
RU2747344C1
Токоприемник нижнего токосъема 2023
  • Рыков Анатолий Аркадьевич
  • Рыков Сергей Анатольевич
RU2806924C1
ТОКОПРИЁМНИК ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2023
  • Маслов Алексей Викторович
  • Авербух Максим Евгеньевич
  • Клименко Оксана Валерьевна
  • Куликова Юлия Вадимовна
RU2800163C1
АСИММЕТРИЧНЫЙ ТОКОПРИЕМНИК ДЛЯ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ 2004
  • Авотин Евгений Викторович
  • Астафуров Петр Михайлович
  • Мазаев Юрий Гельевич
  • Миронос Николай Васильевич
  • Плохута Иван Николаевич
  • Тюрнин Павел Георгиевич
RU2272720C1
ТОКОПРИЕМНИК ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2008
  • Миронос Николай Васильевич
  • Тюрнин Павел Георгиевич
  • Тибилов Александр Таймуразович
RU2368513C1
ТОКОПРИЕМНИК НИЖНЕГО ТОКОСЪЕМА 2018
  • Рыков Анатолий Аркадьевич
  • Рыков Сергей Анатольевич
  • Сопов Валентин Иванович
RU2705391C1
ТОКОПРИЕМНИК С АКТИВНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ПОДВИЖНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗОВ 2001
  • Моисеев В.И.
  • Плакс А.В.
  • Комарова О.А.
  • Флоринский В.Ю.
RU2201355C1
ТОКОПРИЕМНИК РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Плохута И.Н.
  • Мазаев Ю.Г.
  • Авотин Е.В.
  • Тыжгеева Е.С.
  • Арсеньев С.И.
  • Астафуров П.М.
  • Еремин В.И.
  • Зайцев А.В.
RU2188136C2
ТОКОПРИЕМНИК ЭЛЕКТРОПОЕЗДА 2003
  • Ламанов А.В.
  • Милованов В.К.
  • Миронос Н.В.
  • Тюрнин П.Г.
  • Авотин Е.В.
  • Астафуров П.М.
  • Плохута И.Н.
RU2229987C1
АСИММЕТРИЧНЫЙ ТОКОПРИЕМНИК ДЛЯ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Шерстков С.В.
  • Чернов А.И.
RU2194631C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 778 163 C1

Реферат патента 2022 года Токоприемник для электропоезда

Изобретение относится к токоприёмникам транспортных средств. Токоприемник для электропоезда содержит держатель, полоз, находящийся в постоянном контакте снизу с контактным проводом, вертикальную цилиндрическую пружину сжатия, соединяющую держатель полоза с корпусом. При этом токоприемник содержит два ползуна, имеющие возможность перемещаться по прямой, присоединенные к ним пружины сжатия, и два стержня, соединяющие шарнирно ползуны с держателем полоза. Технический результат заключается в увеличении срока службы токоприемника и улучшении статических и динамических характеристик. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 778 163 C1

Токоприемник для электропоезда, содержащий держатель, полоз, находящийся в постоянном контакте снизу с контактным проводом, вертикальную цилиндрическую пружину сжатия, соединяющую держатель полоза с корпусом, отличающийся тем, что введены два ползуна, имеющие возможность перемещаться по прямой, присоединенные к ним пружины сжатия, и два стержня, соединяющие шарнирно ползуны с держателем полоза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2778163C1

Способ автоматического однонаправленного радиопеленгования 1959
  • Ерухимович Ю.А.
SU124478A1
ТОКОПРИЕМНИК НИЖНЕГО ТОКОСЪЕМА 2020
  • Рыков Анатолий Аркадьевич
  • Рыков Сергей Анатольевич
  • Сопов Валентин Иванович
RU2747344C1
Тележка 1938
  • Афонченко М.Е.
  • Балакин Н.С.
SU59928A1
JP H08289404 A, 11.01.1996.

RU 2 778 163 C1

Авторы

Рыков Анатолий Аркадьевич

Рыков Сергей Анатольевич

Даты

2022-08-15Публикация

2022-05-06Подача