Способ ремонта авиационной техники в процессе эксплуатации в пунктах постоянной дислокации Российский патент 2022 года по МПК B64F5/40 B64F5/60 G06Q10/06 

Описание патента на изобретение RU2778170C1

Изобретение относится к авиации. В частности, к способу ремонта (Р) авиационной техники (AT) в процессе эксплуатации, а именно преимущественно сложных технических изделий, входящих в состав бортового оборудования, состоящих из большого количества узлов и агрегатов, и предназначено для качественной организации системы технического обслуживания (ТО) и Р AT, повышение показателей эффективности ремонта AT, а также повышения уровня безопасности полетов.

Известны «Способ технической эксплуатации авиационной техники» (RU 2339550 С2, 01.07.2004 г., МПК B64F 5/00 (2006.01), «Способ технической эксплуатации авиационной техники» (RU 2004119971 А, 10.12.2005 г., МПК В64С 1/100 (2000.01), «Способ технической диагностики и ремонта самолетов и вертолетов» (RU 2423296 С1, 15.01.2010 г., МПК B64F 5/00 (2006/01).

Известен также способ из патентов RU 2339550 С2, RU 2004119971 А, относящийся к эксплуатации и техническому обслуживанию и не отражающий весь перечень предварительных работ и последовательности операций при выборе рационального способа и места ремонта изделий AT. Техническое обслуживание охватывает все виды оперативных видов подготовок AT, периодические и регламентные работы, работы по хранению, текущий ремонт на аэродромах без снятия техники с эксплуатации и без отправки ее на авиапредприятия для капитального ремонта.

Наиболее близким к заявленному изобретению является техническое решение «Способ технической диагностики и ремонта самолетов и вертолетов» (RU 2423296 С1, 15.01.2010 г., МПК B64F 5/00 (2006/01), относится к техническому обслуживанию и диагностике по узкому направлению специализации планера и двигателей AT.

Недостатком данного способа является то, что не отражается последовательность выполнения операций, что является существенным недостатком при организации ТО и Р AT, а также учета факторов, влияющих на рациональный выбор места проведения ремонта. Еще одним существенным недостатком данного технического решения является то, что в случаях увеличения интенсивности использования AT, увеличивается интенсивность заявок на ремонт, поступающих в ремонтные органы и как следствие, в связи с ограниченной пропускной способностью ремонтных подразделений, увеличивается время ремонта, возникает необходимость по перераспределению мест ремонта на предприятия изготовителя.

Технический результат предлагаемого способа заключается в устранении указанных выше недостатков и направлен на разработку способа организации ТО и Р AT изделий из состава бортового оборудования AT.

Указанный технический результат достигается тем, что для повышения качества технического обслуживания AT в аэродромных условиях без снятия техники с эксплуатации и без отправки ее на ремонтные предприятия для текущего ремонта, процесс ремонта осуществляют в следующей последовательности, первоначально определяют место проведения технического обслуживания и ремонта, затем проводят предварительную дефектацию, определяют причины отказа или неисправности узла и детали, составляют ведомость дефектов, после чего получают необходимые запасные узлы и детали со склада, кроме того перед установкой узлов и деталей на борт самолета проводят дефектацию и проверку исправности узлов и деталей на стенде, при этом для контроля износа узлов и деталей создают базу данных при дефектации параметров и их отклонении от номинальных значений в течение всего периода эксплуатации и ремонта.

Способ осуществляют следующим образом. Процесс ремонта узлов и деталей осуществляют непосредственно на месте дислокации, при этом проверяют техническую документацию и предварительную дефектацию. Кроме того, в процессе дополнительной дефектации определяют причину отказа или неисправности узлов и деталей. Кроме того, дефектации подвергаю как неисправные узлы и детали, так и исправные. После проведения дефектации анализируют причины отказа узлов и деталей, составляют ведомость дефектов, кроме того, для определения целесообразности проведения ремонта узлов и деталей формируют заявку для получения запасных частей изделий и доставляют их к месту ремонта бортового оборудования, где перед установкой запасных частей изделий проводят дефектацию и проверку неисправности частей изделий на стенде, а для контроля износа частей изделий создают базу данных при дефектации параметров и их отклонении от номинальных значений в течении всего периода эксплуатации и ремонта.

А для своевременного и оптимального формирования количества запасных частей изделий авиационной техники на складах, а также для поддержания их в исправном состоянии, учитывая специфику хранения и климатические факторы внешней среды, выполнены с помощью программного продукта для ЭВМ. В данной программе сформулирована база данных отказов изделий, и с помощью нее также прогнозируются и просчитываются наиболее вероятные отказы. Также данная программа позволяет реализовать оптимальное расписание проверок находящихся на складе запасных изделий учитывая специфику систем хранения.

В результате реализации данного способа формируется система последовательных формализованных действий принятия решений о продолжении эксплуатации изделий AT, а также оперативном принятии решении о дальнейшей целесообразности ремонта и рациональном выборе места ремонта с минимальными потерями времени.

ПРИМЕР

При выполнении плановых полетов, после завершения полетного задания и приземлении самолета, экипаж доложил о замечаниях, выявленных в ходе выполнения полета, по некорректной работе радиосвязного и радионавигационного оборудования. Инженер по специальности, согласно руководящих документов, проверяет работоспособность изделий системой встроенного контроля, после чего подтверждается факт отказа блока радиотехнической системы ближней навигации и отказ приемника коротковолновой радиостанции. В кратчайшие сроки, инженер по специальности делает заявку на получение отказавших блоков, получает их, демонтирует отказавшие блоки, монтирует исправные блоки и после чего подтверждает исправность изделий, путем проверки системами встроенного контроля. Отказавшие блоки передаются инженерам по специальности в ремонтные подразделения, которые осуществляют оценку ремонтопригодности и целесообразность ремонта в условиях эксплуатирующей организации.

На фигуре 1 представлен график временных затрат на ремонт 2 блоков Тсумм., которое состоит из времени ожидание ремонта Тожид., времени ремонта Трем., задано Тпорог., при котором принимается решение о перераспределении места ремонта. Исходя из этого инженер по специальности принимает решение ремонтировать блоки на месте постоянного базирования или направить на предприятия изготовителя.

В день полетов, с большим количеством самолетовылетов, при одновременной посадке 6-ти самолетов, были получены замечания от экипажей об отказах и некорректной работе изделий, инженер по специальности, путем проверки бортового оборудования системами встроенного контроля выявил 5 отказов, после их устранения, путем замены отказавших блоков, полученных по заявке со склада, передал отказавшие блоки в ремонтное подразделение. После оценки ремонтопригодности и целесообразности ремонта в эксплуатирующей организации, как видно из графиков на фигуре 2, целесообразно отправить в ремонт на предприятия изготовители отказы под номером 2, 3, 5, так как Тсумм.порог.

После завершения ремонта, все восстановленные блоки проверяются на стендах и после чего устанавливаются на самолеты, откуда были демонтированы, где проверяются системами встроенного контроля. Блоки, полученные со склада, по заявке специалистов, обратно восполняют количество запасных частей.

Похожие патенты RU2778170C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И РЕМОНТА САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ 2010
  • Булгаков Сергей Леонидович
RU2423296C1
Способ технической диагностики и ремонта поглощающих аппаратов и его деталей 2018
  • Болдырев Алексей Петрович
  • Боровикова Светлана Владимировна
  • Гуров Александр Михайлович
  • Ионов Владимир Валерьевич
  • Ступин Дмитрий Алексеевич
  • Харыбин Игорь Алексеевич
RU2676914C1
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ВОЙСКОВОГО РЕМОНТА СЛОЖНЫХ СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ НА МЕСТЕ ДИСЛОКАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КВАДРОКОПТЕРА 2018
  • Верба Владимир Степанович
  • Силкин Александр Тихонович
  • Воробьев Николай Васильевич
  • Грязнов Владимир Аркадьевич
RU2716516C1
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО СНАБЖЕНИЯ ЗАПАСНЫМИ ЧАСТЯМИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМИ 2022
  • Ларькин Валентин Викторович
  • Шиль Владимир Владимирович
  • Шиль Владимир Иванович
RU2802278C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ И ПОДДЕРЖАНИЯ НАДЕЖНОСТИ САМОЛЕТОВ И ИХ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПО СОСТОЯНИЮ 1993
  • Шенгардт Александр Сергеевич
  • Автоманов Анатолий Иванович
  • Аристархов Геннадий Геннадиевич
  • Варакин Борис Алексеевич
  • Гришин Андрей Николаевич
  • Мартынов Виктор Семенович
  • Савин Валентин Иванович
  • Селиханович Аркадий Григорьевич
  • Титов Александр Владимирович
  • Федосеев Виталий Николаевич
  • Шунаев Валерий Павлович
RU2038991C1
АЭРОМОБИЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ВЕРТОЛЕТОВ 2017
  • Пацкин Георгий Александрович
  • Анфилов Сергей Николаевич
  • Гончаров Александр Антонович
  • Мацко Александр Константинович
  • Пронина Марина Александровна
RU2670371C1
СПОСОБ ВОЙСКОВОГО РЕМОНТА СЛОЖНЫХ СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ НА МЕСТЕ ДИСЛОКАЦИИ 2010
  • Страхов Алексей Федорович
  • Комаров Михаил Вячеславович
  • Фомин Александр Михайлович
  • Белова Екатерина Львовна
RU2475380C2
СПОСОБ РЕМОНТА СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ 2011
  • Страхов Алексей Федорович
  • Калик Николай Анатольевич
RU2473433C2
СПОСОБ РЕМОНТА СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ИХ СМЕННЫХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОБИЛЬНЫХ РЕМОНТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ 2008
  • Страхов Алексей Федорович
  • Чистяков Михаил Михайлович
RU2376164C1
МОБИЛЬНЫЙ РОБОТИЗИРОВАННЫЙ РЕМОНТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ВООРУЖЕНИЯ (МРРДК-РАВ) 2022
  • Ларькин Валентин Викторович
  • Шиль Владимир Владимирович
  • Кулишкин Виталий Александрович
RU2780079C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 778 170 C1

Реферат патента 2022 года Способ ремонта авиационной техники в процессе эксплуатации в пунктах постоянной дислокации

Изобретение относится к техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники. Способ ремонта авиационной техники в процессе эксплуатации в пунктах постоянной дислокации включает в себя проверку технической документации, проведение предварительной дефектации, определение целесообразности проведения ремонта. В процессе ремонта первоначально определяют место проведения технического обслуживания и ремонта, затем проводят предварительную дефектацию, определяют причины отказа или неисправности узла и детали, составляют ведомость дефектов. Далее, на основе программы ЭВМ формируют оптимальное количество запасных узлов и деталей. Кроме того, перед установкой узлов и деталей на борт самолета проводят повторную дефектацию и проверку исправности узлов и деталей на стендах. Для контроля за процессом износа узлов и деталей создают базу данных при дефектации параметров и их отклонении от номинальных значений в течение всего периода эксплуатации и ремонта. Достигается сокращение времени и оптимизация ремонта. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 778 170 C1

Способ ремонта авиационной техники в процессе эксплуатации в пунктах постоянной дислокации, включающий в себя проверку технической документации, проведение предварительной дефектации, определение целесообразности проведения ремонта, отличающийся тем, что процесс ремонта осуществляют в следующей последовательности: первоначально определяют место проведения технического обслуживания и ремонта, затем проводят предварительную дефектацию, определяют причины отказа или неисправности узла и детали, составляют ведомость дефектов, после чего на основе программы ЭВМ формируют оптимальное количество запасных узлов и деталей, кроме того, перед установкой узлов и деталей на борт самолета проводят повторную дефектацию и проверку исправности узлов и деталей на стендах, а для контроля за процессом износа узлов и деталей создают базу данных при дефектации параметров и их отклонении от номинальных значений в течение всего периода эксплуатации и ремонта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2778170C1

СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И РЕМОНТА САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ 2010
  • Булгаков Сергей Леонидович
RU2423296C1
Способ прокладывания в зеве утка и прибивания его к опушке ткани на плоских бесчелночных станках и устройство для осуществления способа 1955
  • Ермичев А.Т.
SU105281A1
US 6901318 B1, 31.05.2005
JP 2016122442 A, 07.07.2016.

RU 2 778 170 C1

Авторы

Железняков Артем Олегович

Сидорчук Владимир Петрович

Даты

2022-08-15Публикация

2021-10-11Подача