Способ автоматизированного составления технологического графика выполнения регламентных работ на авиационной технике Российский патент 2025 года по МПК B64F5/40 G06Q10/06 

Описание патента на изобретение RU2836063C1

Изобретение относится к техническому обслуживанию (ТО) авиационной техники (AT) и предназначено для организации и выполнения регламентных работ (РР) и ремонта (Р) на AT. Способ позволяет реализовать процесс автоматизированного составления технологического графика (ТГ) с рациональной очередностью выполнения работ специалистами инженерно-авиационной службы (ИАС) при выполнении РР и Р на AT по критерию минимизации времени выполнения работ в условиях ограниченного количества специалистов с учетом текущих значений вероятностей отказов AT и времени их восстановления, а также организовать выполнение РР и Р с обеспечением минимума простоя AT.

Известен способ определения очередности выполнения ремонтно-профилактических работ на дефектных участках тепловых сетей (ТС) и зданий, реализуемый в области энергетики, в частности к системам теплоснабжения [см. патент РФ на изобретение №2110011 C1, F17D 5/00]. Сущность изобретения заключается в разработке способа определения очередности выполнения ремонтно-профилактических работ на дефектных участках тепловых сетей и зданий, включает проведение инфракрасной съемки обследуемых объектов, поиск на полученных материалах ИК-съемки как дефектных, так и смежных с ними бездефектных участков, оцифровку тепловых изображений найденных участков, ввод полученных данных в вычислительное устройство, которое определяет величины избыточного количества тепловой энергии, излучаемого анализируемыми дефектными участками по сравнению с бездефектными. На основании полученных данных определяют очередность проведения ремонтно-профилактических работ на обследованных объектах. Способом предусмотрено проведение следующих операций:

Первая операция: осуществить ИК-съемку обследуемого объекта.

Вторая операция: последовательным просмотром видеозаписи снятого объекта выделить участки температурных аномалий, образуемых на земной поверхности дефектными элементами ТС, или аномально излучающие тепло участки наружных поверхностей зданий.

Третья операция: найти изображения смежных и идентичных (по форме, площади и т.п. признакам) участков земной поверхности над элементами ТС, не имеющих дефектов, или однотипных поверхностей зданий.

Четвертая операция: произвести оцифровку выявленных и сравниваемых тепловых изображений.

Пятая операция: записать оцифрованные тепловые изображения на дискеты.

Шестая операция: ввести полученные данные в вычислительное устройство для определения по соответствующей программе искомого избыточного количества тепловой энергии, теряемого на дефектных элементах ТС (зданий), и на этом основании установить очередность проведения ремонтно-профилактических работ, руководствуясь полученными величинами избыточного количества тепловой энергии, теряемой дефектным элементом по сравнению с бездефектным.

Новыми операциями являются третья, четвертая, пятая и шестая.

Способ определения очередности выполнения ремонтно-профилактических работ на дефектных участках ТС и зданий, включающий проведение ИК-съемки этих объектов с записью их тепловых изображений, позволяет осуществлять поиск как дефектных участков, так и смежных с ними бездефектных участков, оцифровывать тепловые изображения этих участков и вводить эти данные в вычислительное устройство, которое определяет величины избыточных количеств тепловой энергии, сравнивая которые определяет очередность проведения ремонтно-профилактических работ. Недостатком данного способа распределения определения очередности выполнения ремонтно-профилактических работ является отсутствие процедуры учета вероятностей возникновения отказов технических устройств, применяющихся в данном способе распределения, а также отсутствие процедуры учета времени их восстановления и перераспределения специалистов с учетом возникшего отказа для его устранения.

Известны «Способ технической эксплуатации авиационной техники» [см. патент РФ на изобретение RU 2339550 С2, 01.07.2004 г., МПК B64F 5/00 (2006.01) «Способ технической эксплуатации авиационной техники»], [см. патент РФ на изобретение RU 2004119971 А, 10.12.2005 г., МПК В64С 1/100 (2000.01)], «Способ технической диагностики и ремонта самолетов и вертолетов» [см. патент РФ на изобретение RU 2423296 С1, 15.01.2010 г., МПК B64F 5/00 (2006/01]. Известен также способ из патента [см. патент РФ на изобретение RU 2339550 С2, RU 2004119971 А], относящийся к эксплуатации и техническому обслуживанию (ТО), но не отражающий весь перечень предварительных работ и последовательности операций при выборе рационального способа и места ремонта изделий AT. ТО охватывает все виды оперативных видов подготовок AT, регламентные работы, работы по хранению, текущий ремонт на аэродромах без снятия техники с эксплуатации и без отправки ее на авиапредприятия для капитального ремонта. Но недостатком данных решений также является отсутствие процедуры учета вероятностей возникновения отказов технических устройств, а также отсутствие процедуры учета времени их восстановления и перераспределения специалистов с учетом возникшего отказа для его устранения.

Наиболее близким к заявленному изобретению является техническое решение «Способ технической диагностики и ремонта самолетов и вертолетов» [см. патент РФ на изобретение RU 2423296 С1, 15.01.2010 г., МПК B64F 5/00 (2006/01)], который относится к ТО и диагностике по узкому направлению специализации планера и двигателей AT. Недостатком данного способа является то, что в его сути не отражается последовательность выполнения операций, что является существенным недостатком при организации ТО и Р AT. Еще одним существенным недостатком данного технического решения является то, что в способе отсутствует возможность оперативного корректирования работ на AT с учетом сложившейся обстановки в конкретный момент времени и рационального перераспределения специалистов ИАС при выполнении РР и Р на AT в случае возникновения отказа для его устранения.

Известен наиболее близкий к заявляемому способу (прототип) - способ ремонта AT в процессе эксплуатации в пунктах постоянной дислокации [см. патент РФ на изобретение №2778170 C1, B64F 5/40, B64F 5/60, G06Q 10/06]. Изобретение относится к ТО и Р AT. Сущность способа заключается в том, что он включает в себя проверку технической документации, проведение предварительной дефектации, определение целесообразности проведения ремонта. В процессе ремонта первоначально определяют место проведения технического обслуживания и ремонта, затем проводят предварительную дефектацию, определяют причины отказа узла и детали, составляют ведомость дефектов. Далее на основе программы ЭВМ формируют оптимальное количество запасных узлов и деталей. Кроме того, перед установкой узлов и деталей на борт самолета проводят повторную дефектацию и проверку исправности узлов и деталей на стендах. Для контроля за процессом износа узлов и деталей создают базу данных при дефектации параметров и их отклонении от номинальных значений в течение всего периода эксплуатации. Достигается сокращение времени и оптимизация ремонта. При этом не учитываются такие показатели безотказности и ремонтопригодности AT, как вероятность отказа и время восстановления, которые оказывают непосредственное влияние на общее время выполнения РР и Р на AT. Таким образом, существенными недостатками данного подхода при выполнении работ на AT, не позволяющие достичь минимального времени выполнения РР и Р на AT, являются:

- отсутствие учета технического состояния (конкретных показателей безотказности и ремонтопригодности) AT (возможные отказы не прогнозируются, время восстановления не учитывается и, как следствие, в случае выявления отказа общее время выполнения РР и Р на AT становится случайным, при этом, однозначно, больше расчетного);

- отсутствие возможности оперативного корректирования работ на AT с учетом сложившейся обстановки в конкретный момент времени и рационального перераспределения специалистов ИАС при выполнении РР и Р на AT в случае возникновения отказа для его устранения.

Для исследования системы управления ИАС с целью поиска путей решения задачи разработки алгоритмического обеспечения соответствующей автоматизированной системы управления (АСУ) при выполнении РР и Р на AT необходимо построить функциональную модель системы управления ИАС в соответствии с федеральными авиационными правилами инженерно-авиационного обеспечения (ФАП ИАО).

Функциональная модель системы описывает совокупность выполняемых системой и ее элементами функций. В основе функционального моделирования лежит идея отображения функциональных процессов, протекающих в исследуемой системе. Объектом функционального моделирования является общий процесс функционирования системы, состоящий из частных функций (задач, операций), выполняемых элементом системы. Взаимодействие между специалистами ИАС и начальником технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) осуществляется через должностных лиц, а именно заместителя начальника ТЭЧ и начальников групп РР и Р.

В системе управления ИАС при выполнении РР и Р на AT обмен информации осуществляется по средствам связи, которые защищены от общего или несанкционированного доступа.

В результате обобщения представленного описания элементов системы управления ИАС и их связей построена функциональная модель системы управления ИАС при выполнении РР и Р на AT в соответствии с ФАП ИАО (фиг. 1).

Для исследования информационных процессов в рассматриваемой системе управления ИАС необходимо определить перечень переменных, характеризующих состояние элементов системы, перечень управляющих воздействий, а также внешних факторов, оказывающих влияние на время выполнения РР и Р на AT.

Управление специалистами ИАС при выполнении РР и Р на AT проводится в общей системе управления авиационной части и с учетом особенностей рассматриваемой задачи:

- своевременное и высококачественное выполнение РР и Р на AT с целью сохранения ее летно-технических характеристик;

- обеспечения надежной работы в межрегламентный период эксплуатации AT;

- проведение войскового ремонта (BP) AT.

Выполнение этих задач может быть достигнуто внедрением наиболее совершенных методов планирования и управления, рациональным распределением инженерно-технического состава (ИТС) на AT, обеспечивающим высокий коэффициент загрузки каждого специалиста ИАС в процессе выполнения РР и Р.

Процесс выполнения РР и Р на AT можно представить состоящим из основного, вспомогательного и обслуживающего процессов. Каждый из процессов в свою очередь может быть подразделен на ряд этапов.

Для планирования работ в ТЭЧ заместитель командира части по ИАС - начальник ИАС составляет годовой план отхода AT в ремонт, на РР и на выполнение работ по бюллетеням. На основании этих планов, после утверждения командиром части, начальник ТЭЧ, который управляет ходом выполнения РР и Р на AT, составляет годовые и ежемесячные производственные планы ТЭЧ и контролирует своевременность их выполнения.

План-график составляется из условия поддержания высокой исправности AT. Исправность - это состояние объекта, в котором все параметры объекта соответствуют всем требованиям, установленным в документации на этот объект. Это основное условие выполняется за счет равномерного отхода AT на РР и Р. Равномерный отход AT можно обеспечить только при условии планирования ступенчатой выработки ресурса AT. Ресурс - суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до момента достижения объектом предельного состояния. Величина этой ступени определяется из выражения:

где nст.р - расчетная величина ступени, tмрс - межремонтный ресурс AT, NAT - штатная численность AT части.

Величина ступени в выработке ресурса AT, полученная из этого выражения, является наивыгоднейшей, так как в случае обеспечивается равномерный отход AT в ремонт, обеспечивается равномерная загрузка в ТЭЧ.

На основании годового плана-графика начальник ТЭЧ составляет годовой производственный план работы ТЭЧ. Методика составления плана работы в течение года сводится к следующему:

1. На основании данных о нормах трудозатрат на выполнение РР и Р на AT, а также данных годового плана-графика рассчитывают потребный фонд трудозатрат на год и на каждый месяц года по следующей формуле:

где Tпф - потребный фонд трудозатрат для выполнения всех видов РР и Р на AT в чел.-час; t200, t100, t50, tз.д. - трудозатраты на вид РР и Р на AT, С200, C100, С50, Сз.д. - количество AT, на которых необходимо выполнять 200, 100, 50 PP.

2. Чтобы оценить производственные возможности ТЭЧ необходимо провести расчет располагаемого фонда трудозатрат. Расчет располагаемого фонда времени в часах на одного специалиста определяется по формуле:

где Тр - располагаемый фонд времени на год (месяц), dк - количество календарных дней в году (месяце), dв - количество выходных дней в году (месяце), dп - количество праздничных дней в году (месяце), τ - продолжительность рабочего дня в час, τ1 - продолжительность предпраздничного рабочего дня в час.

3. Зная время выполнения работ каждого специалиста ИАС и подсчитав время, в течение которого он не работает на AT, можно определить фактическое время Tф, отстающее для работы на AT в течение года (месяца):

где Тр - располагаемый фонд времени на каждого специалиста ИАС, Тн - время, в течение которого специалист ИАС не работает на AT.

Время Тн слагается из времени значительного отвлечения специалистов ИТС на выполнение задач, не связанных на прямую с выполнением РР и Р на AT.

Располагаемый фонд рабочего времени в ТЭЧ Tрф определяется по формуле:

Годовой план-график ТЭЧ отхода AT на РР и Р необходимо уточнять и исправлять в ходе его осуществления.

Таким образом, начальник ТЭЧ накануне планированного месяца составляет и утверждает у заместителя командира части по ИАС - начальника ИАС месячный план отхода AT на РР и Р. При планировании работы ТЭЧ на месяц необходимо знать продолжительность пребывания AT на РР и пропускную способность ТЭЧ.

Продолжительность пребывания AT τi в днях на РР определяется по формуле:

где ti - нормы времени на выполнение РР и Р в чел.-ч, Ci - количество AT на i-м виде РР, - располагаемый фонд трудозатрат специалистов ИАС за день в чел. - час, k - виды РР и Р, выполняемых на AT в планируемый месяц.

На основании проведенных расчетов начальник ТЭЧ разрабатывает план - график ремонта AT, который утверждает заместитель командира по ИАС - начальник ИАС. Потребные трудозатраты на восстановление AT в ТЭЧ определяется, исходя из вероятного количества поврежденной AT и видов ремонта.

При разработке плана-графика начальником ТЭЧ учитывается количество AT, требующей ремонта - k.

На этапе оценки обстановки осуществляется уточнение наличия ИТС с целью проведения осмотра и дефектации для приема AT в ремонт, которое включает количество специалистов ИАС в группах РР и Р ТЭЧ, допущенных к данным работам:

Ki = {KСКПФ,KАД,KСНОП,KСАПС,KАО,KСАК,KПНК,KАВ,KПРНК,KРСНО,KРЛО,KРНО,KРЭБ}.

В процессе принятия решения начальник ТЭЧ уточняет текущее значение отказов на AT требующей ремонта qijC, время выполнения ремонта группами РР и Р и время восстановления AT

Методика определения текущего значения вероятности j-го отказа k-й AT по i-й группе РР и Р qjik включает следующие этапы:

1. Распределение количества отказов по интервалам наработки.

Где Δt1=Δt2=…=Δt10 - интервал наработки ni; - количество отказов за данный интервал.

2. Построение статистической функции распределения вероятностей отказов.

где - вероятность отказа при наработке t.

где N(ti) - количество неотказавших элементов при наработке t, N - общее количество объектов в эксплуатации.

3. Определение аналитических выражений линии тренда известными методами и выбор по максимальной степени достоверности

4. Определение текущего значения вероятности отказа j-го элемента (блока, системы и т.п.) на k-й AT определяется постановкой в уравнение линии тренда текущей наработки этого элемента на данной AT:

Время выполнения РР и Р на AT по группам РР и Р ТЭЧ определятся из плана-графика начальника ТЭЧ по выполнению РР и Р на AT, в котором определены трудозатраты для каждой работы в отдельности.

где mi - количество видов ремонтных работ по i-й группе РР и Р ТЭЧ.

Время восстановления j-го отказа по i-й группе РР и Р ТЭЧ определяется по формируемым карточкам учета неисправностей (КУН).

где lij - количество замеров

Начальник ТЭЧ формирует план-график РР и Р AT в виде технологического графика (ТГ) на основе конечных значений показателей qjik, с учетом нормативных требований.

Начальник ТЭЧ формирует ТГ и передает его заместителю начальника ТЭЧ. Заместитель начальника ТЭЧ формирует ТГ по группам РР и Р ТЭЧ и раздает их начальникам соответствующих групп по специальности. Начальники групп на основе ТГ формируют планы работы ИТС в группах РР и Р, где определяется перечень работ и продолжительность их выполнения, распределяют специалистов НАС, устанавливают контрольные операции, определяют сроки контроля качества выполнения работ и передают их диспетчеру.

Диспетчирование выполняет функцию оперативного планирования, контроля и регулирования производственного процесса в ТЭЧ.

Практика работы в ТЭЧ по ТГ показывает, что согласованность в действиях большого количества специалистов ИАС, увязки по времени и месту, выполняемых ими операций, можно достигнуть при наличии систематической информации о ходе выполняемых работ.

Начальник ТЭЧ организует функционирование системы управления ИАС и осуществляет контроль работоспособности элементов системы управления ИАС должностными лицами.

Руководство подчиненными в процессе выполнения РР и Р на AT начальник ТЭЧ части осуществляет перераспределение специалистов ИАС в случае возникновения отказов, изменения количества AT, требующей ремонт или изменение количества ИТС.

Начальник ТЭЧ осуществляет контроль мероприятий в соответствии с ТГ и планами работы специалистов ИАС.

На основе ТГ начальника ТЭЧ формируются план-график работ специалистов ИАС, где указывается фамилия исполнителя, номер воздушного судна на котором он должен выполнять РР и Р. Отработанный ТГ передается диспетчеру для руководства процессом выполнения РР и Р на AT.

В качестве обратной связи в системе управления ИАС при выполнении РР и Р выступают сведения об отказах на AT Oi. При возникновении отказа специалист ИАС, обнаруживший его, докладывает начальнику группы, который в свою очередь докладывает заместителю начальника ТЭЧ. Заместитель начальника ТЭЧ докладывает об отказе начальнику ТЭЧ. Начальник ТЭЧ корректирует ТГ и доводит его конечный вариант через диспетчера должностным лицам ИАС.

На основе анализа этапов процесса управления ИАС определен перечень переменных состояния элементов системы управления, характеризующий ее внутреннее состояние. Данный перечень включает:

- нормативное время выполнения РР и Р на AT группами РР и Р ТЭЧ ;

- нормативное время восстановления отказов по группам РР и Р ТЭЧ .

Перечень управляющих воздействий:

- ТГ (от начальника ТЭЧ к начальнику группы РР и Р ТЭЧ);

- ТГ по группам РР и Р ТЭЧ (ОТГi)(начальника ТЭЧ до начальника группы РР и Р ТЭЧ);

- план работы специалистов (ПРСi) (от начальников групп РР и Р ТЭЧ до специалистов ИАС).

Перечень внешних воздействий оказывающие влияние на систему управления ИАС включает:

- вероятности отказов AT по группам РР и Р ТЭЧ - qjik;

- количество AT выделяемых на выполнение РР и Р - k;

- количество специалистов ИАС выполняемых РР и Р на AT - Ki.

Таким образом, информационная модель системы управления ИАС принимает вид, представленный на фиг. 2.

Разработанная информационная модель системы управления ИАС при выполнении РР и Р на AT с учетом восстановления отказов AT, а также ранее рассмотренной функциональной модели позволяет провести комплексное исследование системы управления ИАС с целью создания специального программного обеспечения (СПО) системы управления ИАС. Для этого необходимо разработать соответствующую функциональную модель системы управления ИАС при выполнении РР и Р на AT с учетом времени выполнения работ на AT, вероятностей отказов, а также времени их восстановления с целью минимизации времени выполнения работ на AT при ограниченном количестве специалистов ИАС.

Анализ существующей функциональной модели показал, что при выполнении РР и Р на AT, в условиях ограниченного количества специалистов ИАС, а также при возникновении отказов по специальностям, система управления не является эффективной, исходя из того, что решение по распределению ИТС для выполнения работ на AT принимает, исходя из опыта, начальник ТЭЧ. Для принятия решения необходимо понимать характер и глубину отказа, а именно за какой промежуток времени он будет устранен специалистами ИАС. Процесс выполнения РР и Р на AT носит стахостический характер, т.е. учесть все возможные состояния системы управления ИАС не представляется возможным. Из функциональной модели ИАС ТЭЧ следует, что объект управления - это начальник ТЭЧ, а субъектом управления являются специалисты ИАС и количество AT, выделяемых на выполнение РР и Р.

Оптимизировать процесс выполнения РР и Р на AT возможно при реализации системы управления ИАС в функциональной модели ИАС, что позволит сократить время на принятие решения начальником ТЭЧ. Функциональная модель ИАС с управлением, представлена на фиг. 3.

Для функционирования модели ИАС с управлением ТЭЧ необходимо знать исходные данные, а именно количество специалистов ТЭЧ, количество AT, выделяемых на выполнение РР и Р, вероятности отказов по каждой специальности и время их восстановления, которые формируются в информационной подсистеме системы управления ИАС. Все перечисленные исходные данные хранятся в базе данных и оперативно корректируются в случае необходимости начальником ТЭЧ.

На фиг. 4 информационная подсистема системы управления ИАС выполняет функцию базы данных, которая поступает при расчетах приоритетов очередности специалистов ИАС и AT в управляющую подсистему системы управления ИАС, с целью минимизации времени выполнения РР и Р.

Предлагается в управляющей подсистеме системы управления ИАС реализовать алгоритм управления ИАС по назначенному критерию, который позволит рационально распределять ИТС, с учетом минимизации времени, для выполнения работ на AT, даже с учетом того, что количество специалистов ИАС будет ограниченно. Вышеизложенное актуально, так как время выполнения РР и Р на AT регламентировано, и выходить за его рамки не представляется возможным.

В случае отказа по специальности команда через должностных лиц поступает начальнику ТЭЧ, а он свою очередь задает его в СПО системы управления ИАС, которая мгновенно корректирует ТГ и перераспределяет специалистов ИАС с учетом возникшего отказа для его устранения.

Оперативность функциональной модели ИАС ТЭЧ с управлением заключается в возможности мгновенной корректировки ТГ при возникновении отказа. Сигнал отказа поступает начальнику ТЭЧ, а он корректирует ТГ с учетом восстановления данного отказа с назначением конкретного специалиста ИАС для его устранения.

На фиг. 5 представлено: 1 - шифратор (дешифратор) данных (статистических показателей надежности AT, а также показателей безотказности и ремонтопригодности AT); 2 - модуль формирования информационного обеспечения для руководителей процессом выполнения РР и Р на AT; 3 - блок автоматического расчета показателей РР и Р: количество AT выделяемых на выполнение РР и Р, количество специалистов по каждой специальности, среднего времени восстановления отказавшего элемента, среднего времени выполнения работ на AT, а также вероятностей отказов элементов по каждой специальности (на основе разработанного алгоритма, представленного фиг. 4); 4 - блок автоматического распределения специалистов, выполняющих РР и Р по критерию минимума времени выполнения работ на AT при ограниченном количестве специалистов ИАС (перераспределения специалистов, выполняющих РР и Р в случае возникновения внезапной неисправности бортового оборудования AT); 5 - модуль формирования управляющего воздействия на исполнителей РР и Р на AT; 6 - блок, описывающий процесс выполнения РР и Р на AT; 7 - блок ввода актуальных данных об исправности AT и выполнения РР и Р на AT руководителями процессом РР и Р на AT; 8 - модуль обратной связи и шифрования (передачи обновленных данных об исправности AT, а также о вводе в строй AT, на которой возник внезапный отказ).

Сущность изобретения заключается в том, что в способе автоматизированного составления технологического графика выполнения регламентных работ на авиационной технике осуществляется возможность мгновенной корректировки ТГ при возникновении отказа на AT с целью перераспределения специалистов ИАС таким образом, чтобы обеспечить минимальное время выполнения РР и Р на AT. Событие отказа информирует начальника ТЭЧ о необходимости корректировки и формирования ТГ с учетом восстановления отказавшего элемента (блока, агрегата) и о необходимости передачи его заместителю начальника ТЭЧ. После чего заместитель начальника ТЭЧ формирует ТГ по группам РР и Р ТЭЧ и раздает их начальникам соответствующих групп РР и Р по специальности. Начальники групп РР и Р по специальности на основе ТГ формируют планы работы ИТС в группах РР и Р, где определяется перечень работ и продолжительность их выполнения, распределяют специалистов ИАС, устанавливают контрольные операции, определяют сроки контроля качества выполнения работ с назначением конкретного специалиста ИАС для устранения отказа и осуществляют контроль мероприятий в соответствии с ТГ и планами работы специалистов ИАС.

Технический результат изобретения - переход на более высокий уровень надежности за счет повышения коэффициента технической готовности AT, достигаемого минимизацией времени выполнения РР и Р на AT, а также времени восстановления отказавших элементов (блоков, агрегатов) при ограниченном количестве специалистов ИАС.

Технический результат изобретения достигается тем, что в способе автоматизированного составления технологического графика выполнения регламентных работ на авиационной технике реализуется алгоритм управления ИАС по назначенному критерию, который позволит рационально распределять ИТС, с учетом минимизации времени для выполнения РР и Р на AT; реализуется процесс формирования ТГ выполнения РР и Р на AT; реализуется процесс формирования управляющего воздействия на специалистов ИАС при выполнении РР и Р на AT; а также реализуется процесс обратной связи посредством передачи обновленных данных в сервер обработки информации.

Способ автоматизированного составления технологического графика выполнения регламентных работ на авиационной технике реализуется с дальнейшей интеграцией в сервер данных «ИЛП-АТОМ». ИЛП-АТОМ - это комплексная система, разработанная для обеспечения эффективной логистической поддержки вооруженных сил и организаций во время проведения операций. Она включает в себя широкий спектр мероприятий, таких как планирование, координация, поддержка снабжения, транспортировка, обеспечение техническими средствами и другие. Применение способа автоматизированного составления технологического графика выполнения регламентных работ на авиационной технике позволит решить следующие основные задачи: минимизация общего времени выполнения РР и Р на AT при возникновении внезапных отказов элементов (блоков, агрегатов); сбор, обработка и представление в автоматизированном режиме информации о достигаемом уровне исправности при выполнении РР и Р на AT; сбор первичной информации с одновременным оформлением в электронном виде форм, предусмотренных руководящими документами; автоматизированное планирование деятельности специалистов ИАС, направленной на поддержание исправности и коэффициента готовности AT; автоматизированное решение задач по управлению повседневной деятельностью ИАС.

Способ автоматизированного составления технологического графика выполнения регламентных работ на авиационной технике обеспечивает минимизацию времени простоя AT при возникновении и выявлении внезапных отказов и неисправностей AT за счет автоматизированного распределения ИТС по критерию минимума времени выполнения РР и Р на AT, а также и автоматизированного перераспределения специалистов ИАС по критерию минимума времени выполнения РР и Р на AT в случае возникновения внезапных отказов на AT.

Способ осуществляется следующим образом.

С определенной периодичностью через шифратор (1) (дешифратор) данных (статистических показателей надежности AT, а также показателей безотказности и ремонтопригодности AT) руководящий состав ИАС обновляет данные о показателях надежности AT при выполнении РР и Р на AT.

Далее через модуль формирования информационного обеспечения для руководителей процессом выполнения РР и Р на AT (2) производится анализ данных показателей исправности AT и процесс выполнения РР и Р.

Далее через модуль автоматического расчета показателей РР и Р (количества AT, выделяемых на выполнение РР и Р, количества специалистов ИАС по каждой специальности, среднего времени восстановления отказавшего элемента, среднего времени выполнения работ на AT, а также вероятностей отказов элементов по каждой специальности) осуществляется автоматический их расчет для последующей передачи в алгоритм (фиг. 4).

Далее через модуль автоматического распределения специалистов, выполняющих РР и Р, по критерию минимума времени выполнения работ на AT при ограниченном количестве ИТС производится их распределение, а также перераспределение специалистов ИАС, выполняющих РР и Р, в случае возникновения внезапных отказов бортового оборудования AT.

Далее через модуль формирования управляющего воздействия на исполнителей РР и Р на AT осуществляется постановка задач на выполнение РР и Р по специальностям в соответствии с сформированным алгоритмом последовательности выполнения РР и Р на AT.

Далее через модуль, описывающий процесс выполнения РР и Р на AT, осуществляется пооперационный контроль выполнения РР и Р.

Далее через модуль ввода актуальных данных об исправности AT и выполнения РР и Р на AT руководителями процессом РР и Р на AT осуществляется подготовка данных для передачи их в сервер базы данных.

Далее через модуль обратной связи и шифрования (передачи обновленных данных об исправности AT, а также о вводе в строй AT, на которой возник внезапный отказ) осуществляется процесс шифрования данных и их передача по закрытому каналу связи в сервер базы данных.

Похожие патенты RU2836063C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ГРАФИКА И МАРШРУТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРУППЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2023
  • Крячков Вячеслав Николаевич
  • Букирёв Александр Сергеевич
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Савченко Андрей Юрьевич
  • Реснянский Сергей Николаевич
RU2825239C1
УСТРОЙСТВО ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ОСНОВЕ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ 2024
  • Букирёв Александр Сергеевич
  • Савченко Андрей Юрьевич
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Азарной Роман Вячеславович
  • Крячков Вячеслав Николаевич
  • Железняков Артем Олегович
RU2831917C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ОСНОВЕ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2023
  • Букирёв Александр Сергеевич
  • Савченко Андрей Юрьевич
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Крячков Вячеслав Николаевич
  • Реснянский Сергей Николаевич
RU2816667C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ОСНОВЕ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ 2023
  • Букирёв Александр Сергеевич
  • Савченко Андрей Юрьевич
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Крячков Вячеслав Николаевич
  • Реснянский Сергей Николаевич
RU2809719C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРЕОБРАЗУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА НА ОСНОВЕ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ 2022
  • Букирёв Александр Сергеевич
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Крячков Вячеслав Николаевич
  • Савченко Андрей Юрьевич
RU2802976C1
Способ ремонта авиационной техники в процессе эксплуатации в пунктах постоянной дислокации 2021
  • Железняков Артем Олегович
  • Сидорчук Владимир Петрович
RU2778170C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ОСНОВЕ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗ УЧИТЕЛЯ С АВТОМАТИЧЕСКИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ПАРАМЕТРОВ ОБУЧЕНИЯ МОДЕЛЕЙ 2023
  • Букирёв Александр Сергеевич
RU2818858C1
Система и способ для контроля технического состояния производственных объектов 2023
  • Артеменко Максим Аркадьевич
  • Масленников Владимир Владимирович
  • Резанов Александр Николаевич
  • Горошкевич Александр Валентинович
  • Ливенцов Сергей Валерьевич
  • Марков Артем Владимирович
  • Салаш Павел Вадимович
RU2833832C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ПОЛЕТЕ ПРИЕМНИКОВ ВОЗДУШНЫХ ДАВЛЕНИЙ 2024
  • Чувычкин Леонид Николаевич
  • Букирёв Александр Сергеевич
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Азарной Роман Вячеславович
  • Любовец Александр Александрович
RU2834981C1
ПРОЦЕДУРНЫЙ ТРЕНАЖЕР С СИСТЕМОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2016
  • Пацкин Георгий Александрович
  • Анфилов Сергей Николаевич
  • Тараканов Юрий Васильевич
  • Шамшин Сергей Сергеевич
RU2624890C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 836 063 C1

Реферат патента 2025 года Способ автоматизированного составления технологического графика выполнения регламентных работ на авиационной технике

Изобретение относится к техническому обслуживанию авиационной техники (AT) и предназначено для организации и выполнения регламентных работ (РР) на AT. Осуществляют обновление статистических данных о показателях надежности техники. Производят анализ данных показателей исправности техники и процесс выполнения работ. Осуществляют расчет для последующей передачи в алгоритм. Производят распределение, перераспределение специалистов, выполняющих работы, в случае возникновения внезапных отказов оборудования. Осуществляют постановку задач на выполнение работ по специальностям в соответствии с алгоритмом последовательности. Осуществляют пооперационный контроль, подготовку данных для передачи их в сервер базы данных. Передают обновленные данные по каналу связи в сервер базы данных об исправности техники, о вводе в строй техники, на которой возник внезапный отказ. Технический результат - переход на более высокий уровень надежности за счет повышения коэффициента технической готовности AT, достигаемого минимизацией времени выполнения РР на AT, а также времени восстановления отказавших элементов при ограниченном количестве специалистов инженерно-авиационной службы. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 836 063 C1

Способ автоматизированного составления технологического графика выполнения регламентных работ на авиационной технике, содержащий этапы, на которых:

с определенной периодичностью через дешифратор данных осуществляют обновление статистических данных о показателях надежности авиационной техники при выполнении регламентных работ и ремонта на авиационной технике,

через модуль формирования информационного обеспечения для руководителей процессом выполнения регламентных работ и ремонта на авиационной технике производят анализ данных показателей исправности авиационной техники и процесс выполнения регламентных работ и ремонта,

через модуль автоматического расчета количества авиационной техники, выделяемой на выполнение регламентных работ и ремонта, количества специалистов инженерно-авиационной службы по каждой специальности, среднего времени восстановления отказавшего элемента, среднего времени выполнения работ на авиационной технике, а также вероятностей отказов элементов по каждой специальности, осуществляют автоматический их расчет для последующей передачи в алгоритм,

через модуль автоматического распределения специалистов инженерно-авиационной службы, выполняющих регламентные работы и ремонт по критерию минимума времени выполнения работ на авиационной технике при ограниченном количестве инженерно-технического состава, производят их распределение, а также перераспределение специалистов инженерно-авиационной службы, выполняющих регламентные работы и ремонт, в случае возникновения внезапных отказов бортового оборудования авиационной техники,

через модуль формирования управляющего воздействия на исполнителей регламентных работ и ремонта на авиационной технике осуществляют постановку задач на выполнение регламентных работ и ремонта по специальностям в соответствии со сформированным алгоритмом последовательности выполнения регламентных работ и ремонта на авиационной технике,

через модуль, описывающий процесс выполнения регламентных работ и ремонта на авиационной технике, осуществляют пооперационный контроль выполнения регламентных работ и ремонта,

через модуль ввода актуальных данных об исправности авиационной техники и выполнения регламентных работ и ремонта на авиационной технике руководители процесса регламентных работ и ремонта на авиационной технике осуществляют подготовку данных для передачи их в сервер базы данных,

через модуль обратной связи и шифрования передают обновленные данные по закрытому каналу связи в сервер базы данных об исправности авиационной техники, о вводе в строй авиационной техники, на которой возник внезапный отказ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2836063C1

Способ ремонта авиационной техники в процессе эксплуатации в пунктах постоянной дислокации 2021
  • Железняков Артем Олегович
  • Сидорчук Владимир Петрович
RU2778170C1
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И РЕМОНТА САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ 2010
  • Булгаков Сергей Леонидович
RU2423296C1
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ 2004
  • Ерегин Владимир Васильевич
RU2339550C2
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2007
  • Крыгин Валерий Александрович
  • Карлов Юрий Вениаминович
RU2348571C1

RU 2 836 063 C1

Авторы

Азарной Роман Вячеславович

Ипполитов Сергей Викторович

Савченко Андрей Юрьевич

Букирёв Александр Сергеевич

Любовец Александр Александрович

Реснянский Сергей Николаевич

Крячков Вячеслав Николаевич

Железняков Артем Олегович

Даты

2025-03-11Публикация

2024-06-17Подача