Изобретение относится к способам регулирования турбореактивного двигателя для обеспечения ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной в регуляторе двигателя, не превышающих максимально допустимых значений.
Известен способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя, включающий в себя поддержание эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов на максимальном режиме работы двигателя (см. Ю.Н. Нечаев «Законы управления и характеристики авиационных силовых установок», Москва Машиностроение, 1995 г., страница 272, 273).
Данный способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя не является оптимальным в силу того, что он не обеспечивает ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной не превышающих максимально допустимых значений, что не обеспечивает в дальнейшем надежность эксплуатации двигателя в течение заданного ресурса.
Задача изобретения заключается в обеспечении ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной, не превышающих максимально допустимых значений.
Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного способа является повышение надежности эксплуатации двигателя в течение заданного ресурса.
Ожидаемый технический результат достигается тем, что в способе регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого (n1ОГР) и высокого давления (n2ОГР) и температуры газов за турбиной (Т4огр) на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления (n1ОГР), а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной (n1ОГР+1%), затем проводят испытания репрезентативного количества образцов двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение частот вращения ротора низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной при программах n1ОГР (n1, n2, T4) и n1ОГР+1% (n1+1%, n2+1%, T4+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение температуры газов за турбиной по формулам:
где Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;
n2+1% - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме, при реализации программы ограничения n1ОГР+1%;
n2 - частота вращения ротора высокого давления, при реализации программы ограничения n1ОГР;
где ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;
T4+1% - температура газов за турбиной на максимальном режиме, при реализации программы ограничения n1ОГР+1%;
Т4 - температура газов за турбиной, при реализации программы ограничения n1ОГР;
далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений (n1ОГР), (n2ОГР), (T4ОГР), измеряют частоту вращения ротора низкого давления (n1Исх), частоту вращения ротора высокого давления (n2Исх) и температуру газов за турбиной (Т4исх) на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра (n1ИСх), (n2исх) и (Т4исх) от настройки ограничения по формулам:
где δn1(по n1) - относительная величина отклонения исходного параметра частоты вращения ротора низкого давления на максимальном режиме от максимального значения частоты вращения ротора низкого давления при штатной программе;
n1ОГР - максимальное значение частоты вращения ротора низкого давления при штатной программе;
n1ИСХ - частота вращения ротора низкого давления на максимальном режиме;
где δn1(по n2) - относительная величина отклонения исходного параметра частоты вращения ротора высокого давления на максимальном режиме от максимального значения частоты вращения ротора высокого давления при штатной программе;
n2ОГР - максимальное значение частоты вращения ротора высокого давления при штатной программе;
n2ИСХ - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме;
Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;
где δn1(по Т4) - относительная величина отклонения исходного параметра температуры газов за турбиной на максимальном режиме от максимального значения температуры газов за турбиной при штатной программе;
Т4огр _ максимальное значение температуры газов за турбиной при штатной программе;
Т4исх - температура газов за турбиной на максимальном режиме;
ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;
затем выбирают наименьшее значение δn1 из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за δn1, далее по формулам определяют настройки ограничений частот вращения роторов низкого (n1НАСТ) и высокого давления (n2 наст) и температуры газов за турбиной (Т4 наст):
где n1НАСТ - максимальное значение частоты вращения ротора низкого давления;
n1 исх - частота вращения ротора низкого давления на максимальном режиме;
δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) абсолютной величине;
где n2наст - максимальное значение частоты вращения ротора высокого давления;
n2исх - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме;
Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;
δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине;
где Т4Наст _ максимальное значение температуры газов за турбиной;
Т4исх - температура газов за турбиной на максимальном режиме;
ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;
δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине;
на основании которых корректируют штатную программу поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной на максимальном режиме работы двигателя.
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя реализуется следующим образом. Проводят испытания репрезентативного количества образцов двигателей в количестве 5 штук с различными настройками ограничений частоты вращения ротора низкого давления n1=100% и n1+1%=101% на максимальном режиме, при этом фиксируют частоты вращения ротора высокого давления n2=99,5%, n2+1%=100,6% и температуры газа за турбиной Т4=1135 К, T4+1%=1150 К. Затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления Δn2=100,6/99,5=1,011 и изменение температуры газов за турбиной ΔТ4=1150/1135=1,013.
Настройку двигателя имеющего ограничения n1ОГР=100%, n2ОГР=99,5%, Т4ОГР=1140 К (Т4огр=1140 К превышает Т4=1135 К) определяют путем вывода двигателя на максимальный режим, при этом производят измерение частоты вращения ротора низкого давления n1ИСХ=99,8%, частоты вращения ротора высокого давления n2ИСХ=99,6 и температуры газа за турбиной Т4исх=1162 К. Затем определяют относительную величину отклонения исходного значения (n1ИСх), (n2исх) и (Т4исх) от настройки ограничителя δn1
далее выбирают наименьшее δn1=-0,0187. Затем определяют значения ограничений
n1НАСТ=99,8*(1-0,0187)=97,9%
n2НАСТ=99,6*(1-1,011*0,0187)=97,7%
Т4наст=1162*(1-1,013*0,0187)=1140К
Далее полученные настройки вводят в регулятор двигателя.
Таким образом, полученные величины настроек ограничителей частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газа за турбиной не превышают их максимально допустимых ограничений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения истинного значения тяги на максимальном режиме работы авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя | 2022 |
|
RU2791100C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ | 2011 |
|
RU2476849C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2525057C1 |
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя | 2019 |
|
RU2731824C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НАРУШЕНИЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2013 |
|
RU2638417C2 |
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя | 2016 |
|
RU2627628C1 |
Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от помпажа при эксплуатации | 2015 |
|
RU2613758C2 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2017 |
|
RU2659893C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДЬЮ КРИТИЧЕСКОГО СЕЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО СОПЛА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2443890C1 |
СПОСОБ СИНХРОНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ САМОЛЕТА | 2012 |
|
RU2605140C2 |
Изобретение относится к способам регулирования турбореактивного двигателя для обеспечения ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной в регуляторе двигателя, не превышающих максимально допустимых значений. Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого (n1ОГР) и высокого давления (n2ОГР) и температуры газов за турбиной (Т4ОГР) на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления (n1ОГР), а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной (n1ОГР+1%), затем проводят испытания репрезентативного количества образцов двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение частот вращения ротора низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной при программах n1ОГР (n1, n2, Т4) и n1ОГР+1% (n1+1%, n2+1%, Т4+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение температуры газов за турбиной по формулам: (Δn2=n2+1%/n2); (ΔT4=Τ4+1%/T4), далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений (n1ОГР), (n2ОГР), (Т4ОГР), измеряют частоту вращения ротора низкого давления (n1ИСХ), частоту вращения ротора высокого давления (n2ИСХ) и температуру газов за турбиной (Т4ИСХ) на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра (n1ИСХ), (n2ИСХ) и (Т4ИСХ) от настройки ограничения δn1 по формулам:
затем выбирают наименьшее значение из δn1(по n1), δn1(по n2) и δn1(по Т4) по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за δn1, далее по формулам определяют настройки ограничений частот вращения роторов низкого (n1НАСТ) и высокого давления (n2НАСТ) и температуры газов за турбиной (Т4НАСТ): n1НАСТ=n1ИСХ*(1+δn1); n2НАСТ=n2ИСХ*(1+Δn2*δn1); Т4НАСТ=Т4ИСХ*(1+Δt4*δn1), на основании которых корректируют штатную программу поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной на максимальном режиме работы двигателя. Изобретение обеспечивает повышение надежности эксплуатации двигателя в течение заданного ресурса.
Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого (n1ОГР) и высокого давления (n2ОГР) и температуры газов за турбиной (Т4ОГР) на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления (n1ОГР), а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной (n1ОГР+1%), затем проводят испытания репрезентативного количества двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение частот вращения ротора низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной при программах n1ОГР (n1, n2, T4) и n1ОГР+1% (n1+1%, n2+1%, T4+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение температуры газов за турбиной по формулам:
где Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;
n2+1% - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме, при реализации программы ограничения n1ОГР+1%;
n2 - частота вращения ротора высокого давления, при реализации программы ограничения n1ОГР;
где ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;
T4+1% - температура газов за турбиной на максимальном режиме, при реализации программы ограничения n1ОГР+1%;
Т4 - температура газов за турбиной, при реализации программы ограничения n1ОГР;
далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений (n1ОГР), (n2ОГР), (Т4огр), измеряют частоту вращения ротора низкого давления (n1ИСх), частоту вращения ротора высокого давления (n2исх) и температуру газов за турбиной (Т4исх) на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра (n1ИСх), (n2исх) и (Т4исх) от настройки ограничения δn1 по формулам:
где δn1 (по n1) - относительная величина отклонения исходного параметра частоты вращения ротора низкого давления на максимальном режиме от максимального значения частоты вращения ротора низкого давления при штатной программе;
n1ОГР - максимальное значение частоты вращения ротора низкого давления при штатной программе;
n1ИСХ - частота вращения ротора низкого давления на максимальном режиме;
где δn1 (по n2) - относительная величина отклонения исходного параметра частоты вращения ротора высокого давления на максимальном режиме от максимального значения частоты вращения ротора высокого давления при штатной программе;
n2ОГР - максимальное значение частоты вращения ротора высокого давления при штатной программе;
n2ИСХ - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме;
Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;
где δn1 (по Т4) - относительная величина отклонения исходного параметра температуры газов за турбиной на максимальном режиме от максимального значения температуры газов за турбиной при штатной программе;
Т4огр - максимальное значение температуры газов за турбиной при штатной программе;
Т4исх - температура газов за турбиной на максимальном режиме;
ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;
затем выбирают наименьшее значение δn1 из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за δn1, далее по формулам определяют настройки ограничений частот вращения роторов низкого (n1НАСТ) и высокого давления (n2наст) и температуры газов за турбиной (Т4наст):
где n1НАСТ - максимальное значение частоты вращения ротора низкого давления;
n1исх - частота вращения ротора низкого давления на максимальном режиме;
δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) абсолютной величине;
где n2наст - максимальное значение частоты вращения ротора высокого давления;
n2исх - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме;
Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;
δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине;
где Т4Наст - максимальное значение температуры газов за турбиной;
Т4исх - температура газов за турбиной на максимальном режиме;
ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;
δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине;
на основании которых корректируют штатную программу поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной на максимальном режиме работы двигателя.
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя | 2019 |
|
RU2731824C1 |
Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя | 2016 |
|
RU2623605C1 |
Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя | 2016 |
|
RU2623849C1 |
УСТРОЙСТВО ВПРЫСКА ДЛЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ТУРБОМАШИНЫ | 2012 |
|
RU2583486C2 |
EP 2855900 A1, 08.04.2015 | |||
FR 2960906 A1, 09.12.2011. |
Авторы
Даты
2022-10-12—Публикация
2021-12-16—Подача