Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя Российский патент 2022 года по МПК F02C9/28 

Описание патента на изобретение RU2781456C1

Изобретение относится к способам регулирования турбореактивного двигателя для обеспечения ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной в регуляторе двигателя, не превышающих максимально допустимых значений.

Известен способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя, включающий в себя поддержание эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов на максимальном режиме работы двигателя (см. Ю.Н. Нечаев «Законы управления и характеристики авиационных силовых установок», Москва Машиностроение, 1995 г., страница 272, 273).

Данный способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя не является оптимальным в силу того, что он не обеспечивает ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной не превышающих максимально допустимых значений, что не обеспечивает в дальнейшем надежность эксплуатации двигателя в течение заданного ресурса.

Задача изобретения заключается в обеспечении ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной, не превышающих максимально допустимых значений.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного способа является повышение надежности эксплуатации двигателя в течение заданного ресурса.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что в способе регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого (n1ОГР) и высокого давления (n2ОГР) и температуры газов за турбиной (Т4огр) на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления (n1ОГР), а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной (n1ОГР+1%), затем проводят испытания репрезентативного количества образцов двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение частот вращения ротора низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной при программах n1ОГР (n1, n2, T4) и n1ОГР+1% (n1+1%, n2+1%, T4+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение температуры газов за турбиной по формулам:

где Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;

n2+1% - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме, при реализации программы ограничения n1ОГР+1%;

n2 - частота вращения ротора высокого давления, при реализации программы ограничения n1ОГР;

где ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;

T4+1% - температура газов за турбиной на максимальном режиме, при реализации программы ограничения n1ОГР+1%;

Т4 - температура газов за турбиной, при реализации программы ограничения n1ОГР;

далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений (n1ОГР), (n2ОГР), (T4ОГР), измеряют частоту вращения ротора низкого давления (n1Исх), частоту вращения ротора высокого давления (n2Исх) и температуру газов за турбиной (Т4исх) на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра (n1ИСх), (n2исх) и (Т4исх) от настройки ограничения по формулам:

где δn1(по n1) - относительная величина отклонения исходного параметра частоты вращения ротора низкого давления на максимальном режиме от максимального значения частоты вращения ротора низкого давления при штатной программе;

n1ОГР - максимальное значение частоты вращения ротора низкого давления при штатной программе;

n1ИСХ - частота вращения ротора низкого давления на максимальном режиме;

где δn1(по n2) - относительная величина отклонения исходного параметра частоты вращения ротора высокого давления на максимальном режиме от максимального значения частоты вращения ротора высокого давления при штатной программе;

n2ОГР - максимальное значение частоты вращения ротора высокого давления при штатной программе;

n2ИСХ - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме;

Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;

где δn1(по Т4) - относительная величина отклонения исходного параметра температуры газов за турбиной на максимальном режиме от максимального значения температуры газов за турбиной при штатной программе;

Т4огр _ максимальное значение температуры газов за турбиной при штатной программе;

Т4исх - температура газов за турбиной на максимальном режиме;

ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;

затем выбирают наименьшее значение δn1 из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за δn1, далее по формулам определяют настройки ограничений частот вращения роторов низкого (n1НАСТ) и высокого давления (n2 наст) и температуры газов за турбиной (Т4 наст):

где n1НАСТ - максимальное значение частоты вращения ротора низкого давления;

n1 исх - частота вращения ротора низкого давления на максимальном режиме;

δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) абсолютной величине;

где n2наст - максимальное значение частоты вращения ротора высокого давления;

n2исх - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме;

Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;

δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине;

где Т4Наст _ максимальное значение температуры газов за турбиной;

Т4исх - температура газов за турбиной на максимальном режиме;

ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;

δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине;

на основании которых корректируют штатную программу поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной на максимальном режиме работы двигателя.

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя реализуется следующим образом. Проводят испытания репрезентативного количества образцов двигателей в количестве 5 штук с различными настройками ограничений частоты вращения ротора низкого давления n1=100% и n1+1%=101% на максимальном режиме, при этом фиксируют частоты вращения ротора высокого давления n2=99,5%, n2+1%=100,6% и температуры газа за турбиной Т4=1135 К, T4+1%=1150 К. Затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления Δn2=100,6/99,5=1,011 и изменение температуры газов за турбиной ΔТ4=1150/1135=1,013.

Настройку двигателя имеющего ограничения n1ОГР=100%, n2ОГР=99,5%, Т4ОГР=1140 К (Т4огр=1140 К превышает Т4=1135 К) определяют путем вывода двигателя на максимальный режим, при этом производят измерение частоты вращения ротора низкого давления n1ИСХ=99,8%, частоты вращения ротора высокого давления n2ИСХ=99,6 и температуры газа за турбиной Т4исх=1162 К. Затем определяют относительную величину отклонения исходного значения (n1ИСх), (n2исх) и (Т4исх) от настройки ограничителя δn1

далее выбирают наименьшее δn1=-0,0187. Затем определяют значения ограничений

n1НАСТ=99,8*(1-0,0187)=97,9%

n2НАСТ=99,6*(1-1,011*0,0187)=97,7%

Т4наст=1162*(1-1,013*0,0187)=1140К

Далее полученные настройки вводят в регулятор двигателя.

Таким образом, полученные величины настроек ограничителей частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газа за турбиной не превышают их максимально допустимых ограничений.

Похожие патенты RU2781456C1

название год авторы номер документа
Способ определения истинного значения тяги на максимальном режиме работы авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя 2022
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2791100C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ 2011
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Орлов Олег Иванович
RU2476849C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Белов Алексей Валерьевич
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Куприк Виктор Викторович
RU2525057C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя 2019
  • Брюнина Валентина Сергеевна
  • Медяков Олег Евгеньевич
  • Лебёдкина Наталья Николаевна
RU2731824C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НАРУШЕНИЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Джеласси Седрик
RU2638417C2
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя 2016
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Перепелица Сергей Андреевич
RU2627628C1
Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от помпажа при эксплуатации 2015
  • Балабан Юрий Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Хотеенков Иван Александрович
RU2613758C2
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Перепелица Сергей Андреевич
RU2659893C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДЬЮ КРИТИЧЕСКОГО СЕЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО СОПЛА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Мельникова Нина Сергеевна
  • Потапов Алексей Юрьевич
RU2443890C1
СПОСОБ СИНХРОНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ САМОЛЕТА 2012
  • Нобелан Флоран
  • Джеласси Седрик
RU2605140C2

Реферат патента 2022 года Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя

Изобретение относится к способам регулирования турбореактивного двигателя для обеспечения ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной в регуляторе двигателя, не превышающих максимально допустимых значений. Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого (n1ОГР) и высокого давления (n2ОГР) и температуры газов за турбиной (Т4ОГР) на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления (n1ОГР), а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной (n1ОГР+1%), затем проводят испытания репрезентативного количества образцов двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение частот вращения ротора низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной при программах n1ОГР (n1, n2, Т4) и n1ОГР+1% (n1+1%, n2+1%, Т4+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение температуры газов за турбиной по формулам: (Δn2=n2+1%/n2); (ΔT44+1%/T4), далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений (n1ОГР), (n2ОГР), (Т4ОГР), измеряют частоту вращения ротора низкого давления (n1ИСХ), частоту вращения ротора высокого давления (n2ИСХ) и температуру газов за турбиной (Т4ИСХ) на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра (n1ИСХ), (n2ИСХ) и (Т4ИСХ) от настройки ограничения δn1 по формулам:

затем выбирают наименьшее значение из δn1(по n1), δn1(по n2) и δn1(по Т4) по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за δn1, далее по формулам определяют настройки ограничений частот вращения роторов низкого (n1НАСТ) и высокого давления (n2НАСТ) и температуры газов за турбиной (Т4НАСТ): n1НАСТ=n1ИСХ*(1+δn1); n2НАСТ=n2ИСХ*(1+Δn2*δn1); Т4НАСТ4ИСХ*(1+Δt4*δn1), на основании которых корректируют штатную программу поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной на максимальном режиме работы двигателя. Изобретение обеспечивает повышение надежности эксплуатации двигателя в течение заданного ресурса.

Формула изобретения RU 2 781 456 C1

Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого (n1ОГР) и высокого давления (n2ОГР) и температуры газов за турбиной (Т4ОГР) на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления (n1ОГР), а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной (n1ОГР+1%), затем проводят испытания репрезентативного количества двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение частот вращения ротора низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной при программах n1ОГР (n1, n2, T4) и n1ОГР+1% (n1+1%, n2+1%, T4+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение температуры газов за турбиной по формулам:

где Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;

n2+1% - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме, при реализации программы ограничения n1ОГР+1%;

n2 - частота вращения ротора высокого давления, при реализации программы ограничения n1ОГР;

где ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;

T4+1% - температура газов за турбиной на максимальном режиме, при реализации программы ограничения n1ОГР+1%;

Т4 - температура газов за турбиной, при реализации программы ограничения n1ОГР;

далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений (n1ОГР), (n2ОГР), (Т4огр), измеряют частоту вращения ротора низкого давления (n1ИСх), частоту вращения ротора высокого давления (n2исх) и температуру газов за турбиной (Т4исх) на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра (n1ИСх), (n2исх) и (Т4исх) от настройки ограничения δn1 по формулам:

где δn1 (по n1) - относительная величина отклонения исходного параметра частоты вращения ротора низкого давления на максимальном режиме от максимального значения частоты вращения ротора низкого давления при штатной программе;

n1ОГР - максимальное значение частоты вращения ротора низкого давления при штатной программе;

n1ИСХ - частота вращения ротора низкого давления на максимальном режиме;

где δn1 (по n2) - относительная величина отклонения исходного параметра частоты вращения ротора высокого давления на максимальном режиме от максимального значения частоты вращения ротора высокого давления при штатной программе;

n2ОГР - максимальное значение частоты вращения ротора высокого давления при штатной программе;

n2ИСХ - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме;

Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;

где δn1 (по Т4) - относительная величина отклонения исходного параметра температуры газов за турбиной на максимальном режиме от максимального значения температуры газов за турбиной при штатной программе;

Т4огр - максимальное значение температуры газов за турбиной при штатной программе;

Т4исх - температура газов за турбиной на максимальном режиме;

ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;

затем выбирают наименьшее значение δn1 из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за δn1, далее по формулам определяют настройки ограничений частот вращения роторов низкого (n1НАСТ) и высокого давления (n2наст) и температуры газов за турбиной (Т4наст):

где n1НАСТ - максимальное значение частоты вращения ротора низкого давления;

n1исх - частота вращения ротора низкого давления на максимальном режиме;

δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) абсолютной величине;

где n2наст - максимальное значение частоты вращения ротора высокого давления;

n2исх - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме;

Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;

δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине;

где Т4Наст - максимальное значение температуры газов за турбиной;

Т4исх - температура газов за турбиной на максимальном режиме;

ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;

δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине;

на основании которых корректируют штатную программу поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной на максимальном режиме работы двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2781456C1

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя 2019
  • Брюнина Валентина Сергеевна
  • Медяков Олег Евгеньевич
  • Лебёдкина Наталья Николаевна
RU2731824C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя 2016
  • Куприк Виктор Викторович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Урусов Алексей Вякифович
RU2623605C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Урусов Алексей Вякифович
RU2623849C1
УСТРОЙСТВО ВПРЫСКА ДЛЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ТУРБОМАШИНЫ 2012
  • Корт Тьерри
  • Камериано Лоран Бернар
RU2583486C2
EP 2855900 A1, 08.04.2015
FR 2960906 A1, 09.12.2011.

RU 2 781 456 C1

Авторы

Киселев Андрей Леонидович

Куприк Виктор Викторович

Марчуков Евгений Ювенальевич

Даты

2022-10-12Публикация

2021-12-16Подача