Способ определения истинного значения тяги на максимальном режиме работы авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя Российский патент 2023 года по МПК G01M15/14 G01L5/13 F02C9/00 

Описание патента на изобретение RU2791100C1

Изобретение относится к способам испытаний турбореактивного двигателя для определения основных параметров при настройках ограничителей, не превышающих максимально допустимых значений.

Известен способ, заключающийся в измерении параметров на максимальном режиме работы двигателя и приведении их к стандартным атмосферным условиям с учетом изменения свойств рабочего тела и геометрических характеристик проточной части двигателя при изменении атмосферных условий (Ю.А. Литвинов, В.О. Боровик. Характеристики и эксплуатационные свойства авиационных турбореактивных двигателей. Москва: Машиностроение, 1979, 288 с., стр. 136-137).

Данный способ не является оптимальным в силу того, что он не учитывает максимально допустимых значений настроек ограничителей.

Техническим результатом изобретения заключается в обеспечении определения основных параметров двигателя с учетом максимально допустимых значений настроек ограничителей.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что в способе определения истинного значения тяги на максимальном режиме работы авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, при настройках ограничителей, не превышающих максимально допустимых значений частот вращения роторов низкого и высокого давления, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной затем проводят испытания репрезентативного количества двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение тяги (R) и частот вращения роторов низкого и высокого давления (n1, n2) при программах (R, n1, n2) и (R+1%, n1+1%, n2+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение тяги по формулам:

далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено, по меньшей мере, одно из значений измеряют частоту вращения ротора низкого давления частоту вращения ротора высокого давления и тягу на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра от настройки ограничения δn1 по формулам:

затем выбирают наименьшее значение из по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за далее определяют истинное значение тяги при настройках ограничителей, не превышающих максимально допустимых значений частот вращения роторов низкого и высокого давления на максимальном режиме работы двигателя, по формуле:

Способ определения истинного значения тяги на максимальном режиме работы авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, при настройках ограничителей, не превышающих максимально допустимых значений частот вращения роторов низкого и высокого давления, реализуется следующим образом.

Предварительно формируют две программы ограничения частоты вращения ротора низкого давления и и проводят испытания нескольких образцов двигателей (в количестве 5 штук), при этом на максимальном режиме выполняют измерение тяги R=9000 кгс, частоты вращения ротора высокого давления при и R=9120 кгс, при Затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления Δn2=101,7/100,5=1,012 и изменение тяги ΔR=9120/9000=1,013.

При испытаниях двигателя с настройками ограничений частоты вращения ротора низкого давления и частоты вращения ротора высокого давления тягу на максимальном режиме определяют путем вывода двигателя на максимальный режим, при этом производят измерение частоты вращения ротора низкого давления частоты вращения ротора высокого давления и тяги R=8988 кгс. Далее определяют относительную величину отклонения настройки ограничителей:

Затем определяют истинное значение тяги при заданных значениях настроек ограничений RИСТ=8988*(1-1,013*0,01)=8897 кгс.

Похожие патенты RU2791100C1

название год авторы номер документа
Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя 2021
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2781456C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя 2019
  • Брюнина Валентина Сергеевна
  • Медяков Олег Евгеньевич
  • Лебёдкина Наталья Николаевна
RU2731824C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2018
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
RU2691287C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2021
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Терешко Антон Герольдович
RU2779045C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НАРУШЕНИЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Джеласси Седрик
RU2638417C2
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ 1999
  • Андреев А.В.
  • Куприк В.В.
  • Рогожин В.И.
  • Цыбулько В.А.
  • Чепкин В.М.
  • Марчуков Е.Ю.
RU2168163C1
Способ управления турбореактивным двигателем 2020
  • Эзрохи Юрий Александрович
  • Кизеев Илья Сергеевич
RU2736403C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВКЛЮЧЕНИЕМ РЕВЕРСОРА ТЯГИ 2005
  • Дею Мишель Филипп
  • Метезо Фабрис Анри Эмиль
RU2392474C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА 2023
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Якушев Алексей Павлович
RU2801768C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя 2016
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Перепелица Сергей Андреевич
RU2627628C1

Реферат патента 2023 года Способ определения истинного значения тяги на максимальном режиме работы авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя

Изобретение относится к способам испытаний турбореактивного двигателя для определения основных параметров при настройках ограничителей, не превышающих максимально допустимых значений. При реализации способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления, а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением относительно исходной, затем проводят испытания репрезентативного количества двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение тяги и частот вращения роторов низкого и высокого давления, затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение тяги. Далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений частот вращения роторов низкого и высокого давления, измеряют частоту вращения ротора низкого давления, частоту вращения ротора высокого давления и тягу на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра от настройки ограничения, после выбирают наименьшее значение ограничений из ограничений для ротора низкого давления и ротора высокого давления по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за ограничение. Далее определяют истинное значение тяги при настройках ограничителей, не превышающих максимально допустимых значений частот вращения роторов низкого и высокого давления на максимальном режиме работы двигателя. Технический результат заключается в обеспечении определения основных параметров двигателя с учетом максимально допустимых значений настроек ограничителей.

Формула изобретения RU 2 791 100 C1

Способ определения истинного значения тяги на максимальном режиме работы авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, при настройках ограничителей, не превышающих максимально допустимых значений частот вращения роторов низкого и высокого давления, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого (n1ОГР) и высокого давления (n2ОГР) на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления (n1ОГР), а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной (n1ОГР+1%), затем проводят испытания репрезентативного количества двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение тяги (R) и частот вращения роторов низкого и высокого давления (n1, n2) при программах n1ОГР (R, n1, n2) и n1ОГР+1% (R+1%, n1+1%, n2+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение тяги по формулам

далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений (n1ОГР), (n2ОГР), измеряют частоту вращения ротора низкого давления (n1ИСХ), частоту вращения ротора высокого давления (n2ИСХ) и тягу (Rисх) на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра (n1ИСХ), (n2ИСХ) от настройки ограничения δn1 по формулам

затем выбирают наименьшее значение δn1 из δn1 (по n1), δn1 (по n2) по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за δn1, далее определяют истинное значение тяги (Rист) при настройках ограничителей, не превышающих максимально допустимых значений частот вращения роторов низкого и высокого давления на максимальном режиме работы двигателя, по формуле

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2791100C1

Ю.А
Литвинов, В.О
Боровик
Характеристики и эксплуатационные свойства авиационных турбореактивных двигателей
Москва: Машиностроение, 1979, стр.136-137
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Иванов Александр Александрович
  • Круглов Михаил Иванович
  • Куликова Валентина Леонидовна
RU2346173C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГИ В ПОЛЕТЕ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СМЕШЕНИЕМ ПОТОКОВ 2015
  • Эзрохи Юрий Александрович
  • Кизеев Илья Сергеевич
  • Пудовкин Иван Юрьевич
RU2596413C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя 2019
  • Брюнина Валентина Сергеевна
  • Медяков Олег Евгеньевич
  • Лебёдкина Наталья Николаевна
RU2731824C1
EP 458453 A2, 27.11.1991.

RU 2 791 100 C1

Авторы

Киселев Андрей Леонидович

Куприк Виктор Викторович

Марчуков Евгений Ювенальевич

Даты

2023-03-02Публикация

2022-04-29Подача