Способ и устройство управления моторно-трансмиссионной установкой промышленного трактора с бесступенчатой трансмиссией Российский патент 2022 года по МПК B60K17/356 F16H61/437 

Описание патента на изобретение RU2783552C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к промышленным тракторам и другим гусеничным машинам, в том числе быстроходным, с бесступенчатой внешне регулируемой трансмиссией.

Известно техническое решение, в котором моторно-трансмиссионная установка (МТУ) промышленного трактора состоит из двигателя внутреннего сгорания, гидротрансформатора, коробки передач и двух бортовых редукторов. [Промышленные тракторы. Ю.В. Гинзбург и др. Изд. Машиностроение. Москва, - 1986 г.].

Недостатками такого решения являются невозможность внешнего бесступенчатого управления трансмиссией, в силу специфики работы гидротрансформатора, а также необходимость раздельного, независимого друг от друга управления ДВС и КПП.

Известно также техническое решение, наиболее близкое к заявляемому устройству, в котором МТУ состоит из ДВС, гидрообъемных передач (двух регулируемых насосов и двух регулируемых моторов) (ГОП) и двух бортовых редукторов, контроллера, управляющего ГОП, связанного с джойстиком и ГОП электрическими связями [https://tm10.ru/catalog/buld18/gst20/; https://tm10.ru/].

Недостатком такого решения также является необходимость раздельного, независимого друг от друга управления ДВС и КПП

Известен способ управления МТУ, состоящий в независимом управлении ППТ ДВС и выбором номера передачи в КПП [Военные гусеничные машины: Учебник / В 4-х т.Т. 1. Устройство. Кн. 2. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. 1990, стр. 244].

Недостатком такого способа управления является необходимость одновременного ручного управления двумя агрегатами МТУ невозможность достижения минимального расхода топлива как в среднем за цикл (смену), так и в режиме on-line.

Известен также способ управления МТУ, наиболее близкий к заявляемому способу, состоящий в независимом управлении оператором педалью подачи топлива (ППТ) ДВС и выбором передаточного числа электромеханической трансмиссии через джойстик и контроллер [Имитационное моделирование движения быстроходной гусеничной машины с электрической трансмиссией / Б.Н. Гомберг, С.В. Кондаков, Л.С. Носенко, О.О. Павловская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Энергетика». - 2012. - Вып.18. - №37 (296). - Челябинск: Изд. ЮУрГУ. - С. 73-81].

Недостатком такого способа управления также является невозможность достижения минимального расхода топлива как в среднем за цикл (смену), так и в режиме on-line.

Технический результат группы изобретений заключается в снижении расхода топлива для выполнения заданной работы.

Также технический результат группы изобретений состоит в обеспечении максимальной скорости движения (в технологическом процессе или при откате) при заданном уровне мощности процесса.

Поставленный результат достигается тем, что способ управления МТУ промышленного трактора заключается в одновременном изменении положения наклонной шайбы ГОП и положения ППТ ДВС, для чего в конструкцию дополнительно устанавливают датчик давления, которым непрерывно измеряют давление в магистрали высокого давления ГОП и устанавливают расход насоса ГОП по формуле:

где U - относительный параметр регулирования насоса ГОП;

, b - коэффициенты аппроксимации экономичной характеристики ДВС;

ω - частота вращения коленчатого вала ДВС;

Р - давление в магистрали высокого давления ГОП;

q - объемная постоянная насоса ГОП, так, что обеспечивают постоянную работу ДВС по экономичной характеристике.

Поставленный результат так же достигается следующим образом: ДВС имеет экономичную характеристику, аппроксимированную зависимостью крутящего момента от частоты вращения коленчатого вала ДВС, датчик давления постоянно передает информацию к внешнему управляющему устройству (ВУУ), которое по формуле (1) вычисляет относительный параметр регулирования насоса ГОП. Надо отметить, что скорость движения при выполнении, например, бульдозирования постоянно меняется в зависимости от внешних условий, поэтому требовать сохранения постоянной скорости абсурдно, а вот поддержание максимально возможной, да еще без вмешательства механика-водителя - вполне оправдано.

Сущность изобретения поясняется графическим материалом (рис. 1), где представлена принципиальная схема работы управления моторно-трансмиссионной установкой промышленного трактора с бесступенчатой трансмиссией. Установка включает в себя: двигатель внутреннего сгорания (ДВС) 3, две бортовые гидрообъемные передачи, каждая из которых включает в себя: ГОП насос 4, ГОП насос 5, ГОП мотор 10, ГОП мотор 11, контроллер К 2 и внешнее управляющее устройство ВУУ 1; два датчика давления ДД 6 и ДД 7, которые связаны с ГОП и ВУУ электрическими каналами.

Заявленным способом и устройством управления моторно-трансмиссионной установкой промышленного трактора с бесступенчатой трансмиссией обеспечивается управление двигателем и трансмиссией, то есть движением промышленного трактора, одним джойстиком при снижении расхода топлива на 1,5…2%.

Похожие патенты RU2783552C1

название год авторы номер документа
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННАЯ УСТАНОВКА РАБОЧЕЙ МАШИНЫ 2014
  • Коровин Владимир Андреевич
  • Коровин Константин Владимирович
RU2558416C1
ТРАКТОР С РЕГИСТРАТОРОМ ПАРАМЕТРОВ 2014
  • Коровин Владимир Андреевич
  • Коровин Константин Владимирович
RU2542571C1
Дифференциальный механизм поворота мобильной машины и способ управления дифференциальным механизмом поворота 2020
  • Перезолов Владимир Геральдович
  • Кондаков Сергей Владимирович
  • Закиров Рамиль Агзамович
  • Землянский Юрий Матвеевич
  • Павловская Ольга Олеговна
  • Подживотова Ирина Александровна
RU2805453C2
Трансмиссия гусеничного транспортного средства 1990
  • Бурцев Спартак Емельянович
  • Сафронов Владимир Сергеевич
  • Забелышинский Зиновий Эммануилович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Петухов Евгений Анатольевич
  • Рабинков Борис Иосифович
SU1766759A1
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА МОБИЛЬНОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ ПОВОРОТА 2019
  • Кондаков Сергей Владимирович
  • Дьяконов Александр Анатольевич
  • Землянский Юрий Матвеевич
  • Перезолов Владимир Геральдович
RU2721207C1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ 2023
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Шабалин Денис Викторович
  • Кобзарь Павел Евгеньевич
  • Павлюченко Евгений Александрович
  • Проговоров Алексей Петрович
  • Шаргаёв Алексей Александрович
  • Косаренко Роман Иванович
RU2812542C1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ СОСТАВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ 2010
  • Филичкин Николай Васильевич
  • Вансович Егор Иванович
  • Булатов Александр Вячеславович
  • Пуртов Константин Сергеевич
RU2438908C1
ДВУХПОТОЧНАЯ ТРАНСМИССИЯ ТАНКА 2017
  • Блинов Александр Дмитриевич
  • Родин Александр Аркадьевич
  • Апекунов Владимир Васильевич
RU2652542C1
Гидрообъемно-механическая трансмиссия тяжеловозного транспортного средства 2016
  • Карпухин Сергей Анатольевич
  • Сучугов Борис Николаевич
  • Васильченков Василий Федорович
  • Селюк Дмитрий Владимирович
  • Абрамов Вячеслав Николаевич
  • Кушнарев Андрей Владимирович
  • Иванов Роман Алексеевич
RU2613143C1
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР-ТЯГАЧ ГРУЗОПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ 2019
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2726350C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 783 552 C1

Реферат патента 2022 года Способ и устройство управления моторно-трансмиссионной установкой промышленного трактора с бесступенчатой трансмиссией

Изобретение относится к устройству и способу управления гидростатической трансмиссии. Способ управления моторно-трансмиссионной установкой промышленного трактора заключается в одновременном изменении положения наклонной шайбы гидрообъемной передачи и положения педали подачи топлива ДВС. Для чего в конструкцию дополнительно устанавливают датчик давления, которым непрерывно измеряют давление в магистрали высокого давления ГОП и устанавливают расход насоса ГОП по формуле:

где U - относительный параметр регулирования насоса ГОП; a, b - коэффициенты аппроксимации экономичной характеристики ДВС; ω - частота вращения коленчатого вала ДВС; Р - давление в магистрали высокого давления ГОП; q - объемная постоянная насоса ГОП, так, что обеспечивают постоянную работу ДВС по экономичной характеристике. Достигается снижение расхода топлива и обеспечивается максимальная скорость движения при заданном уровне мощности процесса. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 783 552 C1

1. Способ управления моторно-трансмиссионной установкой промышленного трактора, включающей в себя двигатель внутреннего сгорания и гидростатическую трансмиссию, отличающийся тем, что с целью повышения топливной экономичности двигателя внутреннего сгорания режим его работы определяют не только по положению ППТ, но еще и по расходу насоса ГОП, для чего дополнительно непрерывно измеряют давление в магистрали высокого давления ГОП и устанавливают расход насоса ГОП по формуле:

где U - относительный параметр регулирования насоса ГОП;

а, b - коэффициенты аппроксимации экономичной характеристики ДВС;

ω - частота вращения коленчатого вала ДВС;

Р - давление в магистрали высокого давления ГОП;

q - объемная постоянная насоса ГОП, так что обеспечивают постоянную работу ДВС по экономичной характеристике.

2. Устройство для реализации предлагаемого способа управления моторно-трансмиссионной установкой промышленного трактора с гидростатической трансмиссией, состоящее из двигателя внутреннего сгорания (ДВС), двух бортовых гидрообъемных передач (ГОП), каждая из которых включает в себя насос и мотор, контроллера и внешнего управляющего устройства (ВУУ), например джойстика, соединенного с контроллером, ДВС и ГОП электрическими каналами, отличающееся тем, что с целью повышения топливной экономичности устройство дополнительно снабжено датчиком давления, связанным с ГОП и ВУУ электрическими каналами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2783552C1

Способ управления тракторной моторно-трансмиссионной установкой 1984
  • Пинский Феликс Ильич
  • Мяльдзин Нури Хамзядинович
  • Дутиков Виктор Константинович
  • Резвов Константин Михайлович
SU1257263A1
Способ регулирования рабочих процессов землеройно-транспортной машины 1985
  • Коровин Владимир Андреевич
  • Курченков Владимир Иванович
  • Гинзбург Юрий Владимирович
  • Телятников Марк Семенович
SU1315571A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРИВОДА (ВАРИАНТЫ) 2017
  • Ротоул Дэвид В.
  • Моррисон Том
  • Тайс Эрик М.
  • Усаш Митчелл Р.
  • Райт Уолтер К.
RU2735754C2
US 10496125 B1, 03.12.2019.

RU 2 783 552 C1

Авторы

Танин-Шахов Артём Андреевич

Кондаков Сергей Владимирович

Горелый Артём Евгеньевич

Вансович Егор Иванович

Растрыгин Сергей Александрович

Павловская Ольга Олеговна

Ломакин Георгий Викторович

Даты

2022-11-14Публикация

2022-05-25Подача