Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии, иммунологии и дерматологии. Оно может быть использовано в клинике для диагностики заболевания школьников атопическим дерматитом у детей.
Атопический дерматит - это хроническое аллергическое заболевание кожи, которое, как правило, развивается у лиц с генетической предрасположенностью к атопии, имеет рецидивирующее течение с возрастными особенностями клинических проявлений и характеризуется экссудативными и/или лихеноидными высыпаниями, повышением уровня IgE и гиперчувствительностью к специфическим и неспецифическим аллергенам (Шабалов Н.П. «Детские болезни» 6-е издание, т.1, с. 528).
На возникновение у ребенка атопического дерматита оказывают влияние химические факторы среды обитания. Широкое использование токсикантов в различных отраслях промышленности, выделение их с выбросами в окружающую среду обусловило риск непрофессионального воздействия на организм детей.
В настоящее время также фактором риска, влияющим на развитие атопического дерматита у школьников, является учебный процесс. В период обучения подростки сталкиваются с неблагоприятным воздействием таких школьных факторов, как нерациональная организация учебной деятельности, интенсификация учебного процесса, отсутствие рекомендуемых облегченных по расписанию дней учебной недели, увеличенное время использования технических средств обучения, в том числе, интерактивных досок на уроках.
Среди факторов образа жизни наиболее выраженное воздействие оказывает уровень физической активности. При этом неблагоприятными оказываются гиподинамия или нерегулярные спортивные нагрузки.
Оптимальное обеспечение организма школьников пищевыми веществами и энергией обусловливает гармоничность их роста и развития, сопротивляемость к влиянию негативных факторов внешней среды (адаптационный потенциал и естественную резистентность).
Отсутствие специализированной технологии, ориентирующей врача на выявление у детей школьного возраста заболевания атопическим дерматитом, связанного с воздействием именно комплекса средовых опасных факторов и одновременно нарушений гигиенических требований к учебному режиму, ограничивает его диагностические возможности, снижает эффективность проводимых лечебных мероприятий и не позволяет в полной мере предупреждать развитие тяжелых и осложненных форм у детей, особенно у подростков, проходящих период перестройки систем организма в связи с взрослением.
Для постановки диагноза в Российской программе по атопическому дерматиту у детей рекомендовано ориентироваться на следующие признаки:
- начало заболевания в раннем детском возрасте;
- наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников;
- зуд кожных покровов различной интенсивности;
- типичная морфология кожных высыпаний в виде стойкой гиперемии или переходящей эритемы, папуло-везикулезных высыпаний на эритематозном фоне с экссудацией или инфильтрацией, сухость кожи, шелушения, лихенификации;
- типичная локализация поражения кожных покровов;
- хроническое рецидивирующее течение;
- высокий уровень IgE и аллергенспецифических IgE-антител в сыворотке крови.
Необходимо установить связь клинических проявлений с определенным сезоном года, местом пребывания ребенка. Атопию устанавливают на основании симптомов заболевания и положительных кожных проб или повышенного уровня специфических антител (аллергенспецифических IgE). Эти показатели позволяют с большей достоверностью установить наличие атопического дерматита (Ревякина В.А. «Атопический дерматит у детей», Педиатрия №1, 2008 г., с. 28-32; «Атопический дерматит у детей: диагностика, лечение и профилактика»; Научно-практическая программа). Однако указанный известный способ не предусматривает проведение химико-аналитических исследований для идентификации токсикантов в биосредах и специальных лабораторных показателей, отражающих токсическое действие различных химических соединений, не учитывается влияние школьной среды на риск развития атопического дерматита, что делает этот способ неэффективным в условиях воздействия химических факторов окружающей среды.
Из уровня техники (Патент РФ №2461828) известен способ диагностики стадии атопического дерматита у детей. Для его реализации проводят иммунологическое исследование периферической крови у пациента. Определяют степень экспрессии лимфоцитами маркеров CD95+. При CD95+ выше 60,09% диагностируют острую стадию заболевания, а при CD95+ от 20,33% до 60,09% - хроническую. Изобретение обеспечивает своевременное прогнозирование течения заболевания за счет точности и ускорения диагностики перехода острой стадии атопического дерматита у детей в хроническую стадию. Однако этот способ неприменим в условиях влияния на развитие атопического дерматита химических токсикантов, присутствующих в окружающей среде, а также не учитывает особенности учебного процесса, что снижает его точность и достоверность.
Известен способ диагностики атопического дерматита у детей, основанный на оценке гиперчувствительности фагоцитов больных к гистамину (см. заявку на изобретение №94036342, МПК А61В 10/00, опубликовано 10.07.96), связанной с регистрацией хемилюминесценции фагоцитов с разной концентрацией гистамина в организме пациента. Недостатком данного способа является диагностирование атопического дерматита косвенно, который не учитывает процессы, связанные с влиянием химических веществ и гигиеническими режимами учебного процесса школьника.
Из патента РФ №2459210 известен способ диагностики атопического дерматита у детей. Сущность способа заключается в том, что осуществляют забор венозной крови ребенка, далее эритроциты осаждают и промывают холодной средой промывки, предынкубируют 3 часа при 37°С, суспензию осаждают и промывают эритроциты для удаления наружного лития. Далее эритроциты по 0,1 мл переносят в среду 1 мл, свободную от натрия, инкубируют при температуре 37°С, на 60 минуте инкубации отбирают суспензию эритроцитов, производят центрифугирование в течение двух минут, супернатант осторожно набирают и разбавляют тридистилированной водой, измерение содержания лития в магниевой и натриевой средах проводят методом атомной абсорбционной спектрофотометрии в режиме эмиссии на спектрофотометре и при величине скорости натрий-литиевого противотранспорта в мембране эритроцита, превышающей 258 mkM Li/л.кл./час, диагностируют атопический дерматит у детей. Использование способа позволяет с высокой точностью диагностировать атопический дерматит у детей. Однако этот способ, также как и предыдущие, не учитывает риск возникновения атопического дерматита, связанный с влиянием химических веществ и режимами учебного процесса школьника.
При этом из уровня техники не были выявлены известные способы диагностики у школьников атопического дерматита, ассоциированного с комплексным воздействием техногенных химических соединений: формальдегида и бенз(а)пирена, с наличием негативных факторов образовательной среды и образа жизни, и с нарушением структуры питания, поэтому сделать выбор ближайшего аналога к заявляемому изобретению не представляется возможным.
Технический результат, достигаемый предлагаемым способом, заключается в разработке достоверного способа диагностики у школьников атопического дерматита, ассоциированного с комплексным воздействием техногенных химических соединений: формальдегида и бенз(а)пирена, с наличием негативных факторов образовательной среды и образа жизни, и с нарушением структуры питания.
Указанный технический результат достигается предлагаемым способом диагностики у школьников атопического дерматита, ассоциированного с комплексным воздействием техногенных химических соединений: формальдегида и бенз(а)пирена, с наличием негативных факторов образовательной среды и образа жизни, и с нарушением структуры питания, согласно которому выполняют определение токсикологических и лабораторных диагностических показателей у ребенка, при этом в качестве токсикологических показателей устанавливают в пробе крови содержание формальдегида, бенз(а)пирена, в качестве лабораторных показателей определяют в пробе крови содержание альфа 1-глобулинов, уровни моноцитов, интерлейкина-4 (ИЛ-4), иммуноглобулина A (Ig А) сывороточного, относительное содержание CD3+CD8+-лимфоцитов, доли жировой массы (ЖМ), причем в качестве критериев, касающихся нарушения структуры питания школьника, устанавливают потребление колбасных и кондитерских изделий, а в качестве критериев, касающихся наличия негативных факторов образовательной среды и образа жизни, определяют наличие нарушений распределения образовательной нагрузки при составлении расписания с установлением или отсутствием облегченного учебного дня в среду или в четверг, время использования технических электронных устройств, а также частоту и кратность занятий физкультурой и спортом, и при наличии у школьника одновременно следующих отклонений: при наличии в крови формальдегида в 8,1 раза выше регионального фонового уровня, равного для формальдегида 0,0050±0,0014 мг/дм3; бенз(а)пирена на уровне 0,00784±0,00253 мг/дм3, при региональном фоновом уровне - 0,0 мг/дм3; при содержании альфа 1-глобулинов в пределах 2,8-3,2 г/дм3, уровне моноцитов в пределах 6,0-9,0%, содержании ИЛ-4 в пределах 1,02-1,99 пг/мл, наличии Ig А сывороточного в пределах 1,18-1,78 г/дм3, относительном содержании CD3+CD8+-лимфоцитов в пределах 22,2-26,4%, содержании доли ЖМ в пределах 3,10-26,0%; при одновременном отсутствии у школьника облегченного учебного дня в среду или в четверг; при продолжительности использования на уроке интерактивной доски более 30 минут; при частоте занятий физкультурой и спортом менее 3 часов в неделю, и при повышении, по сравнению со среднесуточными нормами, потребления колбасных изделий - на 53% и более, и кондитерских изделий на 440% и более, делают вывод о заболевании школьника атопическим дерматитом, возникновение которого ассоциировано с комплексным воздействием техногенных химических соединений: формальдегида и бенз(а)пирена, с наличием негативных факторов образовательной среды и образа жизни, и с нарушением структуры питания.
Указанный технический результат достигается за счет следующего:
- использования совокупности диагностических маркеров, через определение токсикологических и лабораторных показателей;
- применения при реализации предлагаемого способа расширенной системы взаимосвязей диагностических показателей между собой и их взаимосвязи с химическими соединениями, представляющими опасность для развития у школьника атопического дерматита, а также с особенностями учебного процесса, образа жизни и с нарушением системы питания.
Для выявления особенностей и закономерностей формирования у детей атопического дерматита, ассоциированного с одновременным влиянием техногенных химических факторов и с особенностями учебного процесса, образа жизни и системы питания, оценивались причинно-следственные связи, полученные с помощью методов статистического анализа.
При проведении моделирования методом регрессионного анализа оценку адекватности и достоверности моделей осуществляли с помощью однофакторного дисперсионного анализа по величине критерия Фишера (F) с 95% уровнем значимости, коэффициенту детерминации (R2) и t-критерию Стьюдента для уровня значимости p≤0,05. При этом был использован корреляционный анализ между диагностическими показателями и содержанием формальдегида и бенз(а)пирена в крови школьника с использованием модели логистической регрессии, согласно которой рассчитывают вероятность негативного изменения маркера ответа организма (вышеуказанные критерии) при воздействии на организм маркера экспозиции (указанного токсиканта). Математические модели, отражающие зависимость «фактор - ответ (нозология)», позволили получить оценку вероятности развития конкретных ответов от ненормативного воздействия факторов. Оценка параметров множественной модели, отражающей зависимость «фактор - вероятность ответа» проводится методом построения логистической регрессионной модели. В качестве критерия для проверки статистических гипотез и был использован критерий Фишера (F).
Для понимания существа вопроса, следует пояснить, что проблема оценки влияния промышленного загрязнения окружающей среды на здоровье детского населения является актуальной для многих стран мира, в том числе и для России. Детская популяция представляет собой группу высокого риска, так как дети имеют ряд физиологических особенностей, характеризуются наличием критических периодов развития, большей чувствительностью к влиянию токсичных веществ.
Негативное влияние аэрогенных химических веществ техногенного происхождения приводит к развитию иммуноаллергических реакций, являющихся основой заболевания атопическим дерматитом.
При экзогенном поступлении в организм формальдегид характеризуется общетоксическим действием с развитием среди прочих сенсибилизирующего и иммунотропного эффектов с антигенной стимуляцией иммунной системы, образованием специфических антител, увеличением содержания Т-клеток памяти.
Под влиянием хронического воздействия бенз(а)пирена происходят существенные изменения функциональных показателей иммунной системы, которые проявляются в повышенной специфической чувствительности организма к компонентам факторной нагрузки, а также увеличении уровня показателя эндотелиальной дисфункции и ряда медиаторов иммунной регуляции.
Выявлена достоверная связь повышения уровня заболеваемости атопическим дерматитом с повышением содержания формальдегида, бенз(а)пирена в крови (0,36≤R2≤0,41; 169,40≤F≤195,63; р≤0,0001).
Благодаря расширению в предлагаемом способе информационных критериев (одновременное использование токсикологических и лабораторных показателей, образа жизни, особенности питания и образовательного процесса) и одновременно с сочетанным наличием химических токсикантов - формальдегид и бенз(а)пирен, в пробе крови и будет обеспечена достоверность оценки влияния как указанных токсикантов, так и других факторов, на развитие указанной патологии -атопического дерматита.
Выявлена достоверная связь повышения уровня заболеваемости атопическим дерматитом с повышением содержания в крови альфа 1-глобулинов, моноцитов, ИЛ-4, Ig А сывороточного, относительного содержания CD3+CD8+-лимфоцитов (0,10≤R2≤0,47; 32,83≤F≤261,39; р≤0,0001).
Доля жировой массы (ЖМ) тела характеризует избыточное содержание жира в теле. Определяется методом биоимпедансного анализа состава тела (БИА) на основе измеренных значений электрического сопротивления (импеданса) тела человека. Избыточный вес и ожирение ассоциируются с увеличением распространенности атопического дерматита.
Актуальность проблемы возникновения у школьника заболевания атопический дерматит обусловлена значительной распространенностью патологии, неуклонным ростом заболеваемости от 15,0% до 35,0% у взрослого населения, возможностью развития атопического марша с последовательным присоединением с возрастом аллергического ринита и бронхиальной астмы, увеличением случаев тяжелого фармакорезистентного непрерывно-рецидивирующего течения, что нередко приводит к инвалидности (до 65,0% случаев), резкому снижению качества жизни, формированию психосоматических расстройств и социальной дезадаптации.
На школьника оказывают влияние и особенности современного образовательного процесса, такие как, нарушение гигиенических режимов учебного процесса, продолжительность пользования в школе интерактивными досками и недостаточная физическая активность школьника.
Выявлена достоверная связь повышения уровня заболеваемости атопическим дерматитом с увеличением допущенных нарушений гигиенических требований к режиму образовательного процесса в МАОУ (нарушение распределения образовательной нагрузки при составлении расписания (отсутствие облегченного учебного дня в среду или в четверг), использование интерактивной доски более 30 мин. на уроке) (0,78≤R2≤0,87; 1243,93≤F≤2287,57; р≤0,0001).
Было установлено, что неполноценное питание школьника, с высоким содержанием колбасных и кондитерских изделий, способствует развитию атопического дерматита. Это обусловлено тем, что данные продукты характеризуются высоким содержанием биологически активных аминов (гистамин и тирамин), скрытого жира, аллергенов, пищевых добавок для усиления вкуса, аромата, придания цвета, однородной структуры, выступающих в роли триггеров.
Выявлена достоверная связь повышения уровня заболеваемости атопическим дерматитом с высоким потреблением колбасных и кондитерских изделий (0,29≤R2≤0,52; 54,15≤F≤152,28; р≤0,0001).
Все указанные выше диагностические критерии положены в основу предлагаемого способа.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что поставленный технический результат обеспечивается за счет совокупности всех операций предлагаемого способа, их последовательности и режимов его реализации.
При реализации предлагаемого способа осуществляют следующие операции в нижеуказанной последовательности:
- проводят отбор детей-школьников, например, учащихся 7-11 классов, проживающих на территории с неблагоприятными условиями окружающей среды;
- производят отбор пробы крови у школьника и проводят клиническое обследование по следующим критериям: определяют токсикологические (содержание формальдегида и бенз(а)пирена) и лабораторные показатели (содержание альфа 1-глобулинов, уровень моноцитов, уровень ИЛ-4, содержание Ig А сывороточного, относительное содержание CD3+CD8+-лимфоцитов, долю ЖМ), а также диагностические критерии, касающиеся современного образовательного процесса школьника (наличие нарушений распределения образовательной нагрузки при составлении расписания, продолжительность пользования интерактивной доской), питания школьника (потребление колбасных и кондитерских продуктов) и образа жизни (частота и кратность занятий физкультурой и спортом).
- делают заключение о заболевании школьника атопическим дерматитом, возникновение которого связано с сочетанным воздействием техногенных химических соединений: формальдегида и бенз(а)пирена, с наличием негативных факторов образовательной среды и образа жизни, и с нарушением структуры питания, в том случае, если школьник одновременно характеризуется следующими маркерами:
- при наличии в крови формальдегида в 8,1 раза выше регионального фонового уровня, равного для формальдегида 0,0050±0,0014 мг/дм3; бенз(а)пирена на уровне 0,00784±0,00253 мг/дм3, при региональном фоновом уровне - 0,0 мг/дм3;
- при содержании альфа 1-глобулинов в пределах 2,8-3,2 г/дм3,
- уровне моноцитов в пределах 6,0-9,0%,
- содержании ИЛ-4 в пределах 1,02-1,99 пг/мл,
- наличии Ig А сывороточного в пределах 1,18-1,78 г/дм3,
- относительном содержании CD3+CD8+-лимфоцитов в пределах 22,2-26,4%,
- содержании доли ЖМ в пределах 3,10- 26,0%;
- при одновременном отсутствии у школьника облегченного учебного дня в среду или в четверг;
- при продолжительности использования на уроке интерактивной доски более 30 минут;
- при частоте занятий физкультурой и спортом менее 3 часов в неделю
- и при повышении, по сравнению со среднесуточными нормами, потребления колбасных изделий на 53% и более, и кондитерских изделий на 440% и более (Среднесуточные нормы продуктов питания для школьников установлены в Методических рекомендациях №0100/8604-07-34 «Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.08.2007 г.)).
На основании полученных результатов делается вывод, что такой школьник нуждается в дополнительном наблюдении и проведении специализированных медико-профилактических мероприятий, (например, в повышении частоты медицинских осмотров и клинико-функциональных исследований, консультации дерматолога, иммунолога и других специалистов).
При диагностическом обследовании предлагаемым способом используют оборудование, указанное в таблице 1.
Пример конкретной реализации предлагаемого способа.
Предлагаемый способ был реализован со школьниками 6-9 классов двух муниципальных автономных общеобразовательных учреждений (МАОУ) с различными образовательными программами и с различным территориальным расположением.
Группа сравнения из 68 школьников, в т.ч. 37 девочек и 31 мальчик (54% и 46%, соответственно): МАОУ «Гимназия» (далее - «Гимназия»), расположенный в центре города, вдали от промышленных предприятий.
Группа наблюдения из 56 школьников, в т.ч. 23 девочек и 33 мальчиков (41 и 59%, соответственно): МАОУ «Средняя образовательная школа» (далее «Школа»), расположенная в промышленном районе города.
Обе группы были сопоставимы по возрасту, тендерному и этническому составу, социально-экономическому уровню семьи (р>0,05).
В атмосферном воздухе территории размещения группы наблюдения концентрация формальдегида в 1,7-10,2 раза превышала аналогичные показатели качества атмосферного воздуха территории размещения группы сравнения (р<0,050).
На территории «Школы» кратность превышения показателя содержания бенз(а)пирена в атмосферном воздухе в 1,8 раза по сравнению с территорией «Гимназии» (р<0,050).
Данные о содержании указанных металлов в крови школьников группы наблюдения и группы сравнения приведены в таблице 2.
В ходе проведенных химико-аналитических исследований (таблица 2) было установлено, что среднегрупповые концентрации формальдегида в крови детей группы наблюдения превышали в 1,3 раза показатели группы сравнения; по бенз(а)пирену - в 5,3 раза показатели группы сравнения. Повышенное содержание бенз(а)пирена было установлено у каждого второго школьника группы наблюдения (р<0,05), в то время как в группе сравнения этот показатель был выше только у каждого двадцатого школьника.
Данные о частоте встречаемости отклонений у школьников группы наблюдения и группы сравнения, а также об установленных прогностических критериях, ассоциированных с воздействием формальдегида и бенз(а)пирена техногенного происхождения, негативных факторов образовательной среды и образа жизни, с нарушением структуры питания, приведены в таблице 3.
При оценке соответствия продуктового набора, сформированного у школьников группы наблюдения, рекомендуемым среднесуточным наборам продуктов для питания детей школьного возраста, установлено достоверное избыточное потребление колбасных изделий детьми группы наблюдения в 2,1 раза (р≤0,0028) выше по сравнению с группой сравнения; избыточное потребление кондитерских изделий в 5,4 раза (р≤0,0001-0,008) относительно рекомендуемого среднесуточного набора (норма 15,0 г) пищевых продуктов для обучающихся общеобразовательных учреждений.
Выявлено, что среди учащихся группы наблюдения 24,3% детей (кратность превышения этого показателя группы сравнения - 2,7 раза) занимаются физкультурой и спортом с периодичностью менее 2-3 раз в неделю в (р=0,005; коэффициент корреляции V Крамера 0,246, р=0,002).
Для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в среду или в четверг. В группе наблюдения облегченным днем является понедельник, что не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21. В то время как в группе сравнения облегченным днем являлась среда, что соответствует нормативным требованиям.
Сравнительный анализ динамики аллергических заболеваний в течение 4-х лет по данным профилактических осмотров показал, что в группе наблюдения за анализируемый период доля подростков с атопическим дерматитом в возрастной группе 15-17 лет статистически значимо увеличилась в 4,0-5,4 раза, в то время как в группе сравнения статистически значимых различий между сравниваемыми показателями не установлено.
Таким образом, результаты исследования, приведенные в таблице 3, показывают, что вероятность предрасположенности школьников к заболеванию атопическим дерматитом является высокой в том случае, если одновременно присутствуют следующие обстоятельства: при наличии в крови формальдегида в 8,1 раза выше регионального фонового уровня, равного для формальдегида 0,0050±0,0014 мг/дм3; бенз(а)пирена на уровне 0,00784±0,00253 мг/дм3, при региональном фоновом уровне - 0,0 мг/дм3; при содержании альфа1-глобулинов в пределах 2,8-3,2 г/дм3; уровне моноцитов в пределах 6,0-9,0%; содержании ИЛ-4 в пределах 1,02-1,99 пг/мл; наличии Ig А сывороточного в пределах 1,18-1,78 г/дм3; относительном содержании CD3+CD8+-лимфоцитов в пределах 22,2-26,4%; содержании доли ЖМ в пределах 3,10-26,0%; при одновременном отсутствии у школьника облегченного учебного дня в среду или в четверг; при продолжительности использования на уроке интерактивной доски более 30 минут; при частоте занятий физкультурой и спортом менее 3 часов в неделю; и при повышении, по сравнению со среднесуточными нормами, потребления колбасных изделий - на 53% и более, и кондитерских изделий на 440% и более.
Установленные причинно-следственные закономерности, а также вышеуказанные показатели являются целевыми для мероприятий диагностической и профилактической направленности. Профилактические мероприятия территориального, локального и персонального уровня разработаны с учетом ключевых звеньев патогенеза заболеваний, связанных с особенностями комплексного воздействия факторов окружающей среды, современного образовательного процесса, питания и образа жизни школьников. Для обоснования точности и достоверности предлагаемого способа прогнозирования было проведено катамнестическое наблюдение за рядом школьников. Ниже приведены два примера.
Пример 1. Школьница в возрасте 13 лет проживает в условиях длительной экспозиции неблагоприятных химических факторов (бенз(а)пирен, формальдегид). Подросток учится в 7 классе средней общеобразовательной школы. На основе анализа данных акта плановой выездной проверки Федеральной службы Роспотребнадзора установлено, что в расписании для учащихся основной школы допущены нарушения требований санитарного законодательства: облегченным днем являлся понедельник (31 балл), когда дети еще не устали от выполнения интенсивных умственных нагрузок. При этом значения продолжительности использования интерактивной доски на некоторых уроках достигали 40 минут. У школьницы, согласно данным анкеты, низкая приверженность спорту: занятиям отводится 2 часа в неделю, в рамках школьной программы. В среднесуточном продуктовом наборе содержание колбасных изделий составило 35,7±9,2 г (увеличение по сравнению с нормой на 78,5%), кондитерских изделий - 101,24±29,16 г (увеличение по сравнению с нормой в 6,7 раза). У девочки была взята проба венозной крови, в которой определили следующие данные: содержание формальдегида - 0,0415 мг/дм3, (выше регионального фонового в 8,3 раза), бенз(а)пирена - 0,0081 мг/дм3 (при отсутствии на фоновом уровне); относительное содержание моноцитов 8,9%; уровень альфа 1-глобулинов 3,1 г/дм3; содержание ИЛ-4 1,94 пг/мл; содержание Ig А сывороточного 1,76 г/дм3; относительное содержание CD3+CD8+-лимфоцитов в пределах 26,9%. По результатам выполненного биоимпедансного исследования состава тела значение доли жировой массы тела соответствовало 23,4%. Через 2 года у девочки проявилось заболевание «Атопический дерматит, ограниченная форма, легкое течение, подростковый период, с пыльцевой сенсибилизацией»
Диагноз установлен с учетом жалоб, анамнеза, объективных данных (основные и дополнительные диагностические критерии атопического дерматита) и результатов лабораторной диагностики. Указанный пример доказывает достоверность предлагаемого способа.
Пример 2. Мальчик, возраст 12 лет, проживает в условиях длительной экспозиции неблагоприятных химических факторов. В расписании уроков для учащихся 6 класса средней общеобразовательной школы, в котором учится подросток, облегченным днем являлась пятница (27 баллов). Продолжительность использования интерактивной доски на уроках составляет 35-40 минут, что является нарушением требований действующего санитарного законодательства. Мальчик посвящает занятиям спортом и физической культуры не более 2 часов в неделю. В среднесуточном продуктовом наборе содержание колбасных изделий составило 47,5±14,9 г (увеличение по сравнению с нормой на 137,5%), кондитерских изделий - 81,0±27,3 г (увеличение по сравнению с нормой в 5,4 раза). У школьника была взята проба венозной крови, в которой определили следующие данные: содержание формальдегида - 0,04075 мг/дм3, (выше регионального фонового в 8,15 раза), бенз(а)пирена - 0,0088 мг/дм3 (при отсутствии на фоновом уровне); относительное содержание моноцитов 8,6%; уровень альфа 1-глобулинов 3,2 г/дм3; содержание ИЛ-4 1,98 пг/мл; содержание Ig А сывороточного 1,59 г/дм3; относительное содержание CD3+CD8+-лимфоцитов в пределах 26,2%. По результатам выполненного биоимпедансного исследования состава тела значение доли жировой массы тела соответствовало 25,9%. Через 1,5 года у мальчика проявилось заболевание «Атопический дерматит, распространенная форма, среднетяжелое течение, подростковый период».
Также были проведены исследования на примерах школьников, у которых было установлено наличие не полного спектра применяемых в предлагаемом способе диагностических маркеров, а только ряда отклонений вышеуказанных показателей, повышающих риск возникновения заболевания атопическим дерматитом. При этом у таких детей в процессе наблюдения за ними в течение двух лет не проявилось указанное заболевание.
Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии, иммунологии и дерматологии. Определяют в качестве токсикологических показателей содержание формальдегида (Ф) и бенз(а)пирена (Б). В качестве лабораторных показателей определяют содержание альфа 1-глобулинов, уровни моноцитов, интерлейкина-4 (ИЛ-4), иммуноглобулина A (Ig А) сывороточного, относительное содержание СD3+СD8+-лимфоцитов, доли жировой массы (ЖМ). Устанавливают потребление колбасных и кондитерских изделий школьником. Определяют наличие нарушений распределения образовательной нагрузки при составлении расписания с установлением или отсутствием облегченного учебного дня в среду или в четверг, время использования технических электронных устройств, а также частоту и кратность занятий физкультурой и спортом. При наличии одновременно в крови Ф в 8,1 раза выше регионального фонового уровня, Б на уровне 0,00784±0,00253 мг/дм3; при содержании альфа 1-глобулинов в пределах 2,8-3,2 г/дм3, уровне моноцитов в пределах 6,0-9,0%, содержании ИЛ-4 в пределах 1,02-1,99 пг/мл, наличии Ig А сывороточного в пределах 1,18-1,78 г/дм3, относительном содержании CD3+CD8+-лимфоцитов в пределах 22,2-26,4%, содержании доли ЖМ в пределах 3,10-26,0%. При одновременном отсутствии у школьника облегченного учебного дня в среду или в четверг, при продолжительности использования на уроке интерактивной доски более 30 минут, при частоте занятий физкультурой и спортом менее 3 часов в неделю и при повышении, по сравнению со среднесуточными нормами, потребления колбасных изделий на 53% и более и кондитерских изделий на 440% и более делают вывод о заболевании школьника атопическим дерматитом. Способ позволяет провести достоверную диагностику у школьников атопического дерматита, ассоциированного с комплексным воздействием техногенных химических соединений: формальдегида и бенз(а)пирена, с наличием негативных факторов образовательной среды и образа жизни и с нарушением структуры питания. 3 табл., 2 пр.
Способ диагностики у школьников атопического дерматита, ассоциированного с комплексным воздействием техногенных химических соединений: формальдегида и бенз(а)пирена, с наличием негативных факторов образовательной среды и образа жизни и с нарушением структуры питания, характеризующийся тем, что выполняют определение токсикологических и лабораторных диагностических показателей у ребенка, при этом в качестве токсикологических показателей устанавливают в пробе крови содержание формальдегида, бенз(а)пирена, в качестве лабораторных показателей определяют в пробе крови содержание альфа 1-глобулинов, уровни моноцитов, интерлейкина-4 (ИЛ-4), иммуноглобулина A (Ig А) сывороточного, относительное содержание СD3+СD8+-лимфоцитов, доли жировой массы (ЖМ), причем в качестве критериев, касающихся нарушения структуры питания школьника, устанавливают потребление колбасных и кондитерских изделий, а в качестве критериев, касающихся наличия негативных факторов образовательной среды и образа жизни, определяют наличие нарушений распределения образовательной нагрузки при составлении расписания с установлением или отсутствием облегченного учебного дня в среду или в четверг, время использования технических электронных устройств, а также частоту и кратность занятий физкультурой и спортом, и при наличии у школьника одновременно следующих отклонений: при наличии в крови формальдегида в 8,1 раза выше регионального фонового уровня, равного для формальдегида 0,0050±0,0014 мг/дм3; бенз(а)пирена на уровне 0,00784±0,00253 мг/дм3, при региональном фоновом уровне - 0,0 мг/дм3; при содержании альфа 1-глобулинов в пределах 2,8-3,2 г/дм3, уровне моноцитов в пределах 6,0-9,0%, содержании ИЛ-4 в пределах 1,02-1,99 пг/мл, наличии Ig А сывороточного в пределах 1,18-1,78 г/дм3, относительном содержании CD3+CD8+-лимфоцитов в пределах 22,2-26,4%, содержании доли ЖМ в пределах 3,10-26,0%; при одновременном отсутствии у школьника облегченного учебного дня в среду или в четверг; при продолжительности использования на уроке интерактивной доски более 30 минут; при частоте занятий физкультурой и спортом менее 3 часов в неделю и при повышении, по сравнению со среднесуточными нормами, потребления колбасных изделий на 53% и более и кондитерских изделий на 440% и более делают вывод о заболевании школьника атопическим дерматитом, возникновение которого ассоциировано с комплексным воздействием техногенных химических соединений: формальдегида и бенз(а)пирена, с наличием негативных факторов образовательной среды и образа жизни и с нарушением структуры питания.
Способ формирования группы риска по развитию аллергопатологии у детей-дошкольников, проживающих на территории с повышенным содержанием марганца и никеля | 2019 |
|
RU2725045C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ | 2011 |
|
RU2459210C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СТАДИИ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ | 2011 |
|
RU2461828C1 |
Прибор для отбирания средних проб жидкостей | 1926 |
|
SU9337A1 |
Логарифмический цифроаналоговый преобразователь | 1984 |
|
SU1241476A1 |
КЛЮЧНИКОВ Д.Е | |||
Влияние экологических факторов на течение атопического дерматита у детей | |||
Автореф | |||
дисс | |||
на соиск | |||
уч | |||
ст | |||
к.м.н | |||
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
Авторы
Даты
2022-11-23—Публикация
2022-04-22—Подача