Гибридная композитная штанга Российский патент 2022 года по МПК E04C5/07 E21B17/22 

Описание патента на изобретение RU2786983C1

Изобретение относится к строительству, элементам нефтепромыслового оборудования, а именно к конструкции насосной штанги штангового скважинного насоса.

Известна арматура стеклопластиковая (патент RU № 2194135, МПК Е04С 5/07, опубл. 10.12.2002), содержащая несущий стержень из высокопрочного полимерного материала и обмотку с уступами, которые выполнены в виде жгута нитей, пропитанных связующим и спирально нанесенных с натягом.

Данный вид арматуры содержит несущий стержень из высокопрочного полимерного материала, который относится к низкомодульным стеклянным волокнам, обеспечивающим получение арматуры с модулем упругости до 55000 МПа и пределом прочности до 1000 МПа. При использовании данной арматуры для армирования бетонных плит наблюдаются повышенные прогибы, что ухудшает качество изделий.

Также известна арматура композитная (патент RU № 77310, МПК Е04С 5/07, опубл. 20.10.2008), содержащая несущий стержень из высокопрочного полимерного материала и обмотку жгутами нитей противоположного направления навивки, причем соотношение площадей сечений первого обмоточного жгута и второго обмоточного жгута, навитого в противоположном направлении, находится в пределах от 1 до 150, а угол навивки второго обмоточного жгута составляет 92°-150°.

Недостатком известной арматуры является то, что изделия, изготовленные с использованием арматуры данного вида, в отличие от стальной арматуры - имеют повышенную деформативность и ширину раскрытия трещин, что обусловлено малым модулем упругости.

Также известна композитная арматура (патент RU 2405092, МПК Е04С 5/07, В32В 5/08, В32В 5/26, опубл. 27.11.2010), содержащая несущий стержень из низкомодульных волокон и обмотки с уступами. Несущий стержень выполнен армированными высокомодульными волокнами при отношении линейных плотностей низкомодульных волокон к высокомодульным от 1,5 до 5, причем высокомодульные волокна собраны в пучки, равномерно расположенные в массиве низкомодульных волокон.

Недостатком данного вида композитной арматуры является то, что при расчете модуля упругости не учитывается содержание полимерного связующего в композитном стержне, что является недостатком технологии изготовления.

Наиболее близким является гибридная композитная арматура (патент RU № 2612374, МПК Е04С 5/07, опубл. 09.03.2017), состоящая из непрерывных стеклянных и углеродных волокон, собранных в единый стержень многокомпонентным эпоксидным связующим, при этом содержание многокомпонентного эпоксидного связующего составляет 13-17%, а объемное содержание углеродных волокон - 3-15% от объема композитного стержня, причем углеродные волокна равномерно расположены по контуру сечения арматуры на расстоянии от края сечения арматуры, равном 2-3 мм, остальной объем композитной арматуры занимают стеклянные волокна, при этом модуль упругости рассчитывается по формуле:

Етеорс.в×(1-Vу.в-Vэп.св)+Ey.в×(1-Vc.в-Vэп.св),

где Етеор - теоретическое значение модуля упругости, Ес.в, Еу.в - модули упругости стекловолокна, углеродного волокна, эпоксидного связующего соответственно; Vc.в, Vу.в, Vэп.св - объемное содержание стекловолокна, углеродного волокна, многокомпонентного эпоксидного связующего соответственно.

Недостатком данного изобретения является то, что при объемном содержании углеродных волокон - 3-15 % повышается жесткость, но при этом может уменьшаться предел прочности гибридной композитной арматуры, также при расчете модуля упругости не учитывается влияние содержания полимерного связующего.

Технической задачей является повышение модуля упругости и предела прочности при растяжении композитного тела штанги и возможность их регулирования.

Техническая задача решается гибридной композитной штангой, состоящей из непрерывных низкомодульных и высокомодульных волокон, собранных в единый стержень многокомпонентным эпоксидным связующим.

Новым является то, что содержание многокомпонентного эпоксидного связующего составляет 28-32 %, а относительное объемное содержание высокомодульных волокон – 38-55 % от объема композитного стержня, при этом модуль упругости однонаправленного гибридного тела штанги рассчитывается по формуле:

Еэф = ЕВ · ν · ψВ + ЕС · ν · ψС + ЕМ · (1- ν),

где Еэф - эффективный модуль упругости, ЕВ - модуль упругости низкомодульных волокон, - коэффициент объёмного наполнения, ψВ - относительное объёмное содержание низкомодульных волокон в теле штанги, ЕС - модуль упругости высокомодульных волокон, ψС - относительное объёмное содержание высокомодульных волокон в теле штанги, ЕМ - модуль упругости эпоксидного связующего,

а предел прочности в продольном направлении рассчитывается исходя из относительного объемного содержания низкомодульного волокна в зависимости от критического содержания низкомодульного волокна, при преобладании относительного объемного содержания низкомодульного волокна предел прочности в продольном направлении рассчитывается по формуле:

σ1 = (ЕВ · ν · ψВ + ЕМ · (1- ν)) ·ɛВ,

при преобладании критического содержания низкомодульного волокна предел прочности рассчитывается по формуле:

σ1 = Еэф · ɛС ,

где σ1 предел прочности в продольном направлении, ɛВпредельная деформация низкомодульного волокна при растяжении, ɛСпредельная деформация высокомодульного волокна при растяжении, причем критическое содержание низкомодульного волокна рассчитывается по формуле:

где Вкрит – критическое содержание низкомодульного волокна.

На фиг.1, фиг. 2, фиг. 3 представлен общий вид гибридной композитной арматуры с расположением низкомодульных и высокомодульных волокон, где 1 – высокомодульные волокна, 2 – низкомодульные волокна, 3 – гибридный материал.

Гибридная композитная штанга состоит из непрерывных низкомодульных и высокомодульных волокон, собранных в единый стержень многокомпонентным связующим. Высокомодульные волокна представляют собой углеродные волокна. К низкомодульным волокнам относится стекловолокно. Содержание многокомпонентного связующего составляет 28-32 %, а относительное объемное содержание высокомодульных волокон – 38-55% от объема композитного стержня. Модуль упругости однонаправленного гибридного тела штанги рассчитывается по формуле:

Еэф = ЕВ · ν · ψВ + ЕС · ν · ψС + ЕМ · (1- ν),

где Еэф - эффективный модуль упругости, ЕВ - модуль упругости низкомодульных волокон, - коэффициент объёмного наполнения, ψВ - относительное объёмное содержание низкомодульных волокон в теле штанги, ЕС - модуль упругости высокомодульных волокон, - коэффициент объёмного наполнения, ψС - относительное объёмное содержание высокомодульных волокон в теле штанги, ЕМ - модуль упругости эпоксидного связующего.

Предел прочности в продольном направлении рассчитывается исходя из относительного объемного содержания низкомодульного волокна в зависимости от критического содержания низкомодульного волокна. Предел прочности в продольном направлении при низком содержании высокомодульного волокна, т.е. при преобладании относительного объемного содержания низкомодульного волокна (низкое содержание высокомодульного волокна соответствует условию ) рассчитывается по формуле:

σ1 = (ЕВ · ν · ψВ + ЕМ · (1- ν)) ·ɛВ ,

А предел прочности при высоком содержании высокомодульного волокна, т.е. при преобладании критического содержания низкомодульного волокна (высокое содержание высокомодульного волокна соответствует условию ) рассчитывается по формуле:

σ1 = Еэф · ɛС ,

где σ1 - предел прочности в продольном направлении, ɛВ предельная деформация низкомодульного волокна при растяжении, ɛСпредельная деформация высокомодульного волокна при растяжении,

Причем критическое содержание низкомодульного волокна ψВкрит рассчитывается по формуле:

где ɛВпредельная деформация низкомодульного волокна при растяжении, ɛСпредельная деформация высокомодульного волокна при растяжении,

В таблице приведены расчётные данные модуля упругости и предела прочности гибридной композитной штанги, состоящей из высокомодульных волокон с модулем упругости EC=260 ГПа и пределом прочности на растяжение σC=4,9 ГПа и низкомодульных волокон с модулем упругости EB=80 ГПа и пределом прочности на растяжение σB=1,81 ГПа. Также в состав гибридной композитной штанги входит эпоксидное связующее с модулем упругости EМ=1,8 ГПа и пределом прочности σМ=0,107 ГПа.

Таблица. Расчётные данные

№ п/п ΨC, % ΨB, % ν Eэф, ГПа , МПа 1 38 62 0,7 103 1532 2 40 60 0,7 105,6 1546 3 45 55 0,7 111,9 1580 4 50 50 0,7 118,3 1614 5 55 45 0,7 124,7 1649 6 55 45 0,72 129,4 1674 7 55 45 0,68 122,3 1635

Таким образом, расчетные данные, представленные в таблице, показывают, что модуль упругости Еэф предлагаемой гибридной композитной штанги выше модуля упругости по наиболее близкому аналогу (согласно данным, взятым из описания наиболее близкого аналога, модуль упругости наиболее близкого аналога Етеор изменяется от 64,0 до 90,6 ГПа), следовательно, предел прочности при растяжении композитного тела штанги также увеличивается. Повышение модуля упругости и предела прочности при растяжении композитного тела штанги достигнуто за счет оптимального содержания многокомпонентного эпоксидного связующего и относительного объемного содержания высокомодульных волокон.

Увеличение модуля упругости гибридной композитной штанги относительно известных и наиболее близкого аналога может позволить увеличить дебит скважины ввиду уменьшения растяжения штангового глубинного насоса. А возможность регулирования жесткостных параметров позволит подобрать наиболее экономически выгодное решение по соотношению высокомодульных и низкомодульных волокон.

Варианты исполнения характеризуются изменением содержания высокомодульных и низкомодульных волокон, наиболее оптимальным по жёсткости и прочности является гибридный материал под пунктом 5 табл.

В гибридной композитной штанге возможны следующие конфигурации тела гибридной штанги: низкомодульное волокно 2 (см. фиг. 1) может быть сконцентрировано преимущественно в центре тела штанги, а высокомодульное волокно 1 (углеродное) – вынесено на внешние слои, вокруг низкомодульного 2; в гибридной композитной штанге все высокомодульное волокно 1 (см. фиг. 2) может быть сконцентрировано преимущественно в центре тела штанги, а низкомодульное волокно 2 (стеклопластик) – вынесено во внешние слои, вокруг высокомодульного; по телу штанги может располагаться гибридный материал 3 (см. фиг. 3), т.е. равномерное распределение волокон по сечению.

Предлагаемая гибридная композитная штанга позволяет повысить модуль упругости и предел прочности при растяжении с возможностью их регулирования.

Похожие патенты RU2786983C1

название год авторы номер документа
Гибридная композитная штанга с градиентом состава и свойств 2023
  • Андрианова Кристина Александровна
  • Амирова Лилия Миниахмедовна
  • Сидоров Игорь Николаевич
  • Усмонов Рамазон Собиржонович
  • Энская Анна Игоревна
RU2813003C1
ГИБРИДНАЯ КОМПОЗИТНАЯ АРМАТУРА 2015
  • Ильин Дмитрий Анатольевич
  • Степанова Валентина Федоровна
  • Бучкин Андрей Викторович
RU2612374C1
КОМПОЗИТНАЯ АРМАТУРА 2008
  • Шахов Антон Сергеевич
  • Шахов Сергей Владимирович
  • Шабалин Семен Игоревич
  • Шабалин Станислав Игоревич
  • Лялин Евгений Викторович
  • Степанова Валентина Федоровна
RU2405092C2
Арматура композитная 2015
  • Беккер Александр Тевьевич
  • Уманский Андрей Михайлович
RU2612284C1
АРМАТУРА КОМПОЗИТНАЯ 2011
  • Кукин Антон Сергеевич
RU2482248C2
КОМПОЗИТНАЯ СТЕКЛОПЛАСТИКОВАЯ АРМАТУРА (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Гетунов Александр Николаевич
  • Петров Геннадий Гурьевич
  • Харьковский Сергей Николаевич
RU2520542C1
АРМАТУРА КОМПОЗИТНАЯ 2017
  • Беккер Александр Тевьевич
  • Уманский Андрей Михайлович
RU2684271C1
ТРУБА ГРЕБНОГО ВАЛА ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 1992
  • Черниченко В.А.
  • Казаев О.И.
  • Смыслов В.И.
  • Разин А.Ф.
  • Кашин А.С.
RU2011605C1
ГИБРИДНЫЙ УСИЛИВАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ 2014
  • Реезе Вольфганг
RU2632040C1
ПУЛЕНЕПРОБИВАЕМАЯ ПАНЕЛЬ 2012
  • Де Хас Марк-Ян
  • Пател Чинкалбен
RU2578641C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 786 983 C1

Реферат патента 2022 года Гибридная композитная штанга

Изобретение относится к строительству, а именно к конструкции насосной штанги штангового скважинного насоса нефтепромыслового оборудования. Технический результат - повышение модуля упругости и предела прочности при растяжении композитного тела штанги и возможность их регулирования. В гибридной композитной штанге, состоящей из непрерывных низкомодульных и высокомодульных волокон, собранных в единый стержень многокомпонентным эпоксидным связующим, содержание многокомпонентного эпоксидного связующего составляет 28-32%, а относительное объемное содержание высокомодульных волокон – 38-55% от объема композитного стержня. Модуль упругости однонаправленного гибридного тела штанги рассчитывается по формуле:

Еэф = ЕВ ⋅ ν ⋅ ψВ + ЕС ⋅ ν ⋅ ψС + ЕМ ⋅ (1- ν),

где Еэф - эффективный модуль упругости, ЕВ - модуль упругости низкомодульных волокон, ν - коэффициент объёмного наполнения, ψВ - относительное объёмное содержание низкомодульных волокон в теле штанги, ЕС - модуль упругости высокомодульных волокон, ψС - относительное объёмное содержание высокомодульных волокон в теле штанги, ЕМ - модуль упругости эпоксидного связующего. Предел прочности в продольном направлении рассчитывается исходя из относительного объемного содержания низкомодульного волокна в зависимости от критического содержания низкомодульного волокна, при преобладании относительного объемного содержания низкомодульного волокна предел прочности в продольном направлении рассчитывается по формуле:

σ1 = (ЕВ ⋅ ν ⋅ ψВ + ЕМ ⋅ (1- ν)) ⋅ εВ,

при преобладании критического содержания низкомодульного волокна предел прочности рассчитывается по формуле: σ1 = Еэф ⋅ εС, где σ1 - предел прочности в продольном направлении, εВ – предельная деформация низкомодульного волокна при растяжении, εС – предельная деформация высокомодульного волокна при растяжении, причем критическое содержание низкомодульного волокна рассчитывается по формуле:

где ψВкрит – критическое содержание низкомодульного волокна. 3 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 786 983 C1

Гибридная композитная штанга, состоящая из непрерывных низкомодульных и высокомодульных волокон, собранных в единый стержень многокомпонентным эпоксидным связующим, отличающаяся тем, что содержание многокомпонентного эпоксидного связующего составляет 28-32%, а относительное объемное содержание высокомодульных волокон – 38-55% от объема композитного стержня, при этом модуль упругости однонаправленного гибридного тела штанги рассчитывается по формуле:

Еэф = ЕВ ⋅ ν ⋅ ψВ + ЕС ⋅ ν ⋅ ψС + ЕМ ⋅ (1- ν),

где Еэф - эффективный модуль упругости, ЕВ - модуль упругости низкомодульных волокон, ν - коэффициент объёмного наполнения, ψВ - относительное объёмное содержание низкомодульных волокон в теле штанги, ЕС - модуль упругости высокомодульных волокон, ψС - относительное объёмное содержание высокомодульных волокон в теле штанги, ЕМ - модуль упругости эпоксидного связующего,

а предел прочности в продольном направлении рассчитывается исходя из относительного объемного содержания низкомодульного волокна в зависимости от критического содержания низкомодульного волокна, при преобладании относительного объемного содержания низкомодульного волокна предел прочности в продольном направлении рассчитывается по формуле:

σ1 = (ЕВ ⋅ ν ⋅ ψВ + ЕМ ⋅ (1- ν)) ⋅ εВ,

при преобладании критического содержания низкомодульного волокна предел прочности рассчитывается по формуле:

σ1 = Еэф ⋅ εС,

где σ1 - предел прочности в продольном направлении, εВ – предельная деформация низкомодульного волокна при растяжении, εС – предельная деформация высокомодульного волокна при растяжении, причем критическое содержание низкомодульного волокна рассчитывается по формуле:

где ψВкрит – критическое содержание низкомодульного волокна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2786983C1

Вакуум-основальная машина 1952
  • Козлов М.В.
SU97763A1
ГИБРИДНАЯ КОМПОЗИТНАЯ АРМАТУРА 2015
  • Ильин Дмитрий Анатольевич
  • Степанова Валентина Федоровна
  • Бучкин Андрей Викторович
RU2612374C1
US 4360288 A1, 23.11.1982
Пневматическая подвеска транспортного средства 1982
  • Керницкий Иван Степанович
  • Сикач Иван Федорович
SU1058800A1
US 8740259 B2, 03.06.2014
US 6155748 A1, 05.12.2000..

RU 2 786 983 C1

Авторы

Губайдуллин Азат Ильдусович

Медведев Владислав Сергеевич

Биккулов Рустем Ядкарович

Салихов Динар Фазылович

Шабалин Леонид Павлович

Пузырецкий Евгений Александрович

Савинов Дмитрий Вадимович

Даты

2022-12-27Публикация

2022-07-20Подача