Изобретение относится к строительству, элементам нефтепромыслового оборудования, а именно к конструкции насосной штанги штангового скважинного насоса.
Известна арматура стеклопластиковая (патент RU № 2194135, МПК Е04С 5/07, опубл. 10.12.2002), содержащая несущий стержень из высокопрочного полимерного материала и обмотку с уступами, которые выполнены в виде жгута нитей, пропитанных связующим и спирально нанесенных с натягом.
Данный вид арматуры содержит несущий стержень из высокопрочного полимерного материала, который относится к низкомодульным стеклянным волокнам, обеспечивающим получение арматуры с модулем упругости до 55000 МПа и пределом прочности до 1000 МПа. При использовании данной арматуры для армирования бетонных плит наблюдаются повышенные прогибы, что ухудшает качество изделий.
Также известна арматура композитная (патент RU № 77310, МПК Е04С 5/07, опубл. 20.10.2008), содержащая несущий стержень из высокопрочного полимерного материала и обмотку жгутами нитей противоположного направления навивки, причем соотношение площадей сечений первого обмоточного жгута и второго обмоточного жгута, навитого в противоположном направлении, находится в пределах от 1 до 150, а угол навивки второго обмоточного жгута составляет 92°-150°.
Недостатком известной арматуры является то, что изделия, изготовленные с использованием арматуры данного вида, в отличие от стальной арматуры - имеют повышенную деформативность и ширину раскрытия трещин, что обусловлено малым модулем упругости.
Также известна композитная арматура (патент RU 2405092, МПК Е04С 5/07, В32В 5/08, В32В 5/26, опубл. 27.11.2010), содержащая несущий стержень из низкомодульных волокон и обмотки с уступами. Несущий стержень выполнен армированными высокомодульными волокнами при отношении линейных плотностей низкомодульных волокон к высокомодульным от 1,5 до 5, причем высокомодульные волокна собраны в пучки, равномерно расположенные в массиве низкомодульных волокон.
Недостатком данного вида композитной арматуры является то, что при расчете модуля упругости не учитывается содержание полимерного связующего в композитном стержне, что является недостатком технологии изготовления.
Наиболее близким является гибридная композитная арматура (патент RU № 2612374, МПК Е04С 5/07, опубл. 09.03.2017), состоящая из непрерывных стеклянных и углеродных волокон, собранных в единый стержень многокомпонентным эпоксидным связующим, при этом содержание многокомпонентного эпоксидного связующего составляет 13-17%, а объемное содержание углеродных волокон - 3-15% от объема композитного стержня, причем углеродные волокна равномерно расположены по контуру сечения арматуры на расстоянии от края сечения арматуры, равном 2-3 мм, остальной объем композитной арматуры занимают стеклянные волокна, при этом модуль упругости рассчитывается по формуле:
Етеор=Ес.в×(1-Vу.в-Vэп.св)+Ey.в×(1-Vc.в-Vэп.св),
где Етеор - теоретическое значение модуля упругости, Ес.в, Еу.в - модули упругости стекловолокна, углеродного волокна, эпоксидного связующего соответственно; Vc.в, Vу.в, Vэп.св - объемное содержание стекловолокна, углеродного волокна, многокомпонентного эпоксидного связующего соответственно.
Недостатком данного изобретения является то, что при объемном содержании углеродных волокон - 3-15 % повышается жесткость, но при этом может уменьшаться предел прочности гибридной композитной арматуры, также при расчете модуля упругости не учитывается влияние содержания полимерного связующего.
Технической задачей является повышение модуля упругости и предела прочности при растяжении композитного тела штанги и возможность их регулирования.
Техническая задача решается гибридной композитной штангой, состоящей из непрерывных низкомодульных и высокомодульных волокон, собранных в единый стержень многокомпонентным эпоксидным связующим.
Новым является то, что содержание многокомпонентного эпоксидного связующего составляет 28-32 %, а относительное объемное содержание высокомодульных волокон – 38-55 % от объема композитного стержня, при этом модуль упругости однонаправленного гибридного тела штанги рассчитывается по формуле:
Еэф = ЕВ · ν · ψВ + ЕС · ν · ψС + ЕМ · (1- ν),
где Еэф - эффективный модуль упругости, ЕВ - модуль упругости низкомодульных волокон, - коэффициент объёмного наполнения, ψВ - относительное объёмное содержание низкомодульных волокон в теле штанги, ЕС - модуль упругости высокомодульных волокон, ψС - относительное объёмное содержание высокомодульных волокон в теле штанги, ЕМ - модуль упругости эпоксидного связующего,
а предел прочности в продольном направлении рассчитывается исходя из относительного объемного содержания низкомодульного волокна в зависимости от критического содержания низкомодульного волокна, при преобладании относительного объемного содержания низкомодульного волокна предел прочности в продольном направлении рассчитывается по формуле:
σ1 = (ЕВ · ν · ψВ + ЕМ · (1- ν)) ·ɛВ,
при преобладании критического содержания низкомодульного волокна предел прочности рассчитывается по формуле:
σ1 = Еэф · ɛС ,
где σ1 – предел прочности в продольном направлении, ɛВ – предельная деформация низкомодульного волокна при растяжении, ɛС – предельная деформация высокомодульного волокна при растяжении, причем критическое содержание низкомодульного волокна рассчитывается по формуле:
где Вкрит – критическое содержание низкомодульного волокна.
На фиг.1, фиг. 2, фиг. 3 представлен общий вид гибридной композитной арматуры с расположением низкомодульных и высокомодульных волокон, где 1 – высокомодульные волокна, 2 – низкомодульные волокна, 3 – гибридный материал.
Гибридная композитная штанга состоит из непрерывных низкомодульных и высокомодульных волокон, собранных в единый стержень многокомпонентным связующим. Высокомодульные волокна представляют собой углеродные волокна. К низкомодульным волокнам относится стекловолокно. Содержание многокомпонентного связующего составляет 28-32 %, а относительное объемное содержание высокомодульных волокон – 38-55% от объема композитного стержня. Модуль упругости однонаправленного гибридного тела штанги рассчитывается по формуле:
Еэф = ЕВ · ν · ψВ + ЕС · ν · ψС + ЕМ · (1- ν),
где Еэф - эффективный модуль упругости, ЕВ - модуль упругости низкомодульных волокон, - коэффициент объёмного наполнения, ψВ - относительное объёмное содержание низкомодульных волокон в теле штанги, ЕС - модуль упругости высокомодульных волокон, - коэффициент объёмного наполнения, ψС - относительное объёмное содержание высокомодульных волокон в теле штанги, ЕМ - модуль упругости эпоксидного связующего.
Предел прочности в продольном направлении рассчитывается исходя из относительного объемного содержания низкомодульного волокна в зависимости от критического содержания низкомодульного волокна. Предел прочности в продольном направлении при низком содержании высокомодульного волокна, т.е. при преобладании относительного объемного содержания низкомодульного волокна (низкое содержание высокомодульного волокна соответствует условию ) рассчитывается по формуле:
σ1 = (ЕВ · ν · ψВ + ЕМ · (1- ν)) ·ɛВ ,
А предел прочности при высоком содержании высокомодульного волокна, т.е. при преобладании критического содержания низкомодульного волокна (высокое содержание высокомодульного волокна соответствует условию ) рассчитывается по формуле:
σ1 = Еэф · ɛС ,
где σ1 - предел прочности в продольном направлении, ɛВ – предельная деформация низкомодульного волокна при растяжении, ɛС – предельная деформация высокомодульного волокна при растяжении,
Причем критическое содержание низкомодульного волокна ψВкрит рассчитывается по формуле:
где ɛВ – предельная деформация низкомодульного волокна при растяжении, ɛС – предельная деформация высокомодульного волокна при растяжении,
В таблице приведены расчётные данные модуля упругости и предела прочности гибридной композитной штанги, состоящей из высокомодульных волокон с модулем упругости EC=260 ГПа и пределом прочности на растяжение σC=4,9 ГПа и низкомодульных волокон с модулем упругости EB=80 ГПа и пределом прочности на растяжение σB=1,81 ГПа. Также в состав гибридной композитной штанги входит эпоксидное связующее с модулем упругости EМ=1,8 ГПа и пределом прочности σМ=0,107 ГПа.
Таблица. Расчётные данные
Таким образом, расчетные данные, представленные в таблице, показывают, что модуль упругости Еэф предлагаемой гибридной композитной штанги выше модуля упругости по наиболее близкому аналогу (согласно данным, взятым из описания наиболее близкого аналога, модуль упругости наиболее близкого аналога Етеор изменяется от 64,0 до 90,6 ГПа), следовательно, предел прочности при растяжении композитного тела штанги также увеличивается. Повышение модуля упругости и предела прочности при растяжении композитного тела штанги достигнуто за счет оптимального содержания многокомпонентного эпоксидного связующего и относительного объемного содержания высокомодульных волокон.
Увеличение модуля упругости гибридной композитной штанги относительно известных и наиболее близкого аналога может позволить увеличить дебит скважины ввиду уменьшения растяжения штангового глубинного насоса. А возможность регулирования жесткостных параметров позволит подобрать наиболее экономически выгодное решение по соотношению высокомодульных и низкомодульных волокон.
Варианты исполнения характеризуются изменением содержания высокомодульных и низкомодульных волокон, наиболее оптимальным по жёсткости и прочности является гибридный материал под пунктом 5 табл.
В гибридной композитной штанге возможны следующие конфигурации тела гибридной штанги: низкомодульное волокно 2 (см. фиг. 1) может быть сконцентрировано преимущественно в центре тела штанги, а высокомодульное волокно 1 (углеродное) – вынесено на внешние слои, вокруг низкомодульного 2; в гибридной композитной штанге все высокомодульное волокно 1 (см. фиг. 2) может быть сконцентрировано преимущественно в центре тела штанги, а низкомодульное волокно 2 (стеклопластик) – вынесено во внешние слои, вокруг высокомодульного; по телу штанги может располагаться гибридный материал 3 (см. фиг. 3), т.е. равномерное распределение волокон по сечению.
Предлагаемая гибридная композитная штанга позволяет повысить модуль упругости и предел прочности при растяжении с возможностью их регулирования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гибридная композитная штанга с градиентом состава и свойств | 2023 |
|
RU2813003C1 |
ГИБРИДНАЯ КОМПОЗИТНАЯ АРМАТУРА | 2015 |
|
RU2612374C1 |
КОМПОЗИТНАЯ АРМАТУРА | 2008 |
|
RU2405092C2 |
Арматура композитная | 2015 |
|
RU2612284C1 |
АРМАТУРА КОМПОЗИТНАЯ | 2011 |
|
RU2482248C2 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ МЕТАЛЛОВОЛОКОННЫЙ КАНАТ | 2023 |
|
RU2818634C1 |
КОМПОЗИТНАЯ СТЕКЛОПЛАСТИКОВАЯ АРМАТУРА (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2520542C1 |
АРМАТУРА КОМПОЗИТНАЯ | 2017 |
|
RU2684271C1 |
ТРУБА ГРЕБНОГО ВАЛА ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1992 |
|
RU2011605C1 |
ГИБРИДНЫЙ УСИЛИВАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ | 2014 |
|
RU2632040C1 |
Изобретение относится к строительству, а именно к конструкции насосной штанги штангового скважинного насоса нефтепромыслового оборудования. Технический результат - повышение модуля упругости и предела прочности при растяжении композитного тела штанги и возможность их регулирования. В гибридной композитной штанге, состоящей из непрерывных низкомодульных и высокомодульных волокон, собранных в единый стержень многокомпонентным эпоксидным связующим, содержание многокомпонентного эпоксидного связующего составляет 28-32%, а относительное объемное содержание высокомодульных волокон – 38-55% от объема композитного стержня. Модуль упругости однонаправленного гибридного тела штанги рассчитывается по формуле:
Еэф = ЕВ ⋅ ν ⋅ ψВ + ЕС ⋅ ν ⋅ ψС + ЕМ ⋅ (1- ν),
где Еэф - эффективный модуль упругости, ЕВ - модуль упругости низкомодульных волокон, ν - коэффициент объёмного наполнения, ψВ - относительное объёмное содержание низкомодульных волокон в теле штанги, ЕС - модуль упругости высокомодульных волокон, ψС - относительное объёмное содержание высокомодульных волокон в теле штанги, ЕМ - модуль упругости эпоксидного связующего. Предел прочности в продольном направлении рассчитывается исходя из относительного объемного содержания низкомодульного волокна в зависимости от критического содержания низкомодульного волокна, при преобладании относительного объемного содержания низкомодульного волокна предел прочности в продольном направлении рассчитывается по формуле:
σ1 = (ЕВ ⋅ ν ⋅ ψВ + ЕМ ⋅ (1- ν)) ⋅ εВ,
при преобладании критического содержания низкомодульного волокна предел прочности рассчитывается по формуле: σ1 = Еэф ⋅ εС, где σ1 - предел прочности в продольном направлении, εВ – предельная деформация низкомодульного волокна при растяжении, εС – предельная деформация высокомодульного волокна при растяжении, причем критическое содержание низкомодульного волокна рассчитывается по формуле:
где ψВкрит – критическое содержание низкомодульного волокна. 3 ил., 1 табл.
Гибридная композитная штанга, состоящая из непрерывных низкомодульных и высокомодульных волокон, собранных в единый стержень многокомпонентным эпоксидным связующим, отличающаяся тем, что содержание многокомпонентного эпоксидного связующего составляет 28-32%, а относительное объемное содержание высокомодульных волокон – 38-55% от объема композитного стержня, при этом модуль упругости однонаправленного гибридного тела штанги рассчитывается по формуле:
Еэф = ЕВ ⋅ ν ⋅ ψВ + ЕС ⋅ ν ⋅ ψС + ЕМ ⋅ (1- ν),
где Еэф - эффективный модуль упругости, ЕВ - модуль упругости низкомодульных волокон, ν - коэффициент объёмного наполнения, ψВ - относительное объёмное содержание низкомодульных волокон в теле штанги, ЕС - модуль упругости высокомодульных волокон, ψС - относительное объёмное содержание высокомодульных волокон в теле штанги, ЕМ - модуль упругости эпоксидного связующего,
а предел прочности в продольном направлении рассчитывается исходя из относительного объемного содержания низкомодульного волокна в зависимости от критического содержания низкомодульного волокна, при преобладании относительного объемного содержания низкомодульного волокна предел прочности в продольном направлении рассчитывается по формуле:
σ1 = (ЕВ ⋅ ν ⋅ ψВ + ЕМ ⋅ (1- ν)) ⋅ εВ,
при преобладании критического содержания низкомодульного волокна предел прочности рассчитывается по формуле:
σ1 = Еэф ⋅ εС,
где σ1 - предел прочности в продольном направлении, εВ – предельная деформация низкомодульного волокна при растяжении, εС – предельная деформация высокомодульного волокна при растяжении, причем критическое содержание низкомодульного волокна рассчитывается по формуле:
где ψВкрит – критическое содержание низкомодульного волокна.
Вакуум-основальная машина | 1952 |
|
SU97763A1 |
ГИБРИДНАЯ КОМПОЗИТНАЯ АРМАТУРА | 2015 |
|
RU2612374C1 |
US 4360288 A1, 23.11.1982 | |||
Пневматическая подвеска транспортного средства | 1982 |
|
SU1058800A1 |
US 8740259 B2, 03.06.2014 | |||
US 6155748 A1, 05.12.2000.. |
Авторы
Даты
2022-12-27—Публикация
2022-07-20—Подача