Изобретение относится к трубопроводному транспорту газа и может быть использовано при ремонте трубопровода, проходящего через подземные технические сооружения, в частности, через газовые колодцы.
Известны колодец канализации и способ ремонта колодцев системы водоотведения, включающий демонтаж перекрытия колодца с чугунным комплектом, при этом на днище колодца с лотковой частью монтируют колодец канализации, включающий чугунный комплект, лотковую часть, днище колодца, конусную опору, вертикальную трубу, служащую стволом колодца, телескопическую часть, уплотнительное кольцо, а днище колодца с лотковой частью служит основанием для конусной опоры, в которую вставлена вертикальная труба, при этом конусная опора, вертикальная труба, телескопическая часть выполнены из пластика, а уплотнительное кольцо - из резины, кольца ремонтируемых колодцев служат опалубкой, пространство между кольцами и вертикальной трубой нового колодца засыпают песком с послойным уплотнением [патент Российской Федерации № 2374398, МПК E03F 5/00, опубл. 27.11.2009, бюл. № 33].
Недостатком известного способа является значительная трудоемкость процесса, так как предложенный способ ремонта связан с обязательным демонтажом перекрытия колодца, большой площадью ремонтных работ и необходимостью восстановления дорожного полотна. Также, данный способ предусматривает ремонт непосредственно колодца, а не трубопровода, проходящего через него.
Известен способ ремонта газопровода, проходящего через газовые колодцы, заключающийся в демонтаже перекрытий колодца, отключении и продувке воздухом газопровода, установки заглушек, проверке загазованности колодца газоанализатором [п. 6.4.7 ГОСТ Р 54983-2012 «Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации», введен в действие 01.01.2013].
Недостатком известного способа является значительная трудоемкость в связи с тем, что перед выполнением работ по текущему или капитальному ремонту газопроводов необходимо осуществить демонтаж перекрытия колодца и части дорожного полотна.
Известен способ ремонта трубопроводов, расположенных под дорожным полотном и пересекающих транспортные магистрали, выбранный заявителем в качестве прототипа, основанный на отключении и опорожнении поврежденного участка трубопровода, вскрытии грунта до обеспечения доступа к футляру, открывании крышки футляра, устранении дефекта трубопровода, подключении и заполнении отремонтированного участка трубопровода, проверке его на герметичность, закрывании крышки футляра и засыпке грунта, заключающийся в том, что, с целью обеспечения возможности производства ремонтных работ при одновременном сохранении транспортного и пешеходного движения по дорожному полотну в зоне ремонта и уменьшения трудолюбивых и материальных затрат за счет отсутствия необходимости восстановления дорожного полотна, вскрытие грунта осуществляют по другую сторону от дорожного полотна относительно смотрового колодца, а перед устранением дефекта производят отсоединение поврежденного участка трубопровода в месте вскрытия грунта и в смотровом колодце и протаскивают его под дорожным полотном, до обеспечения свободного доступа к дефекту трубопровода, а после устранения дефекта отрезанный участок трубопровода устанавливают на прежнее место, подгоняют кромки отрезанного участка трубопровода и концов трубопровода и соединяют их [авторское свидетельство SU № 1814712, МПК F16L 55/18, опубл. 07.05.1993, бюл. № 17].
Недостатком прототипа является значительная трудоемкость процесса, так как предложенный способ ремонта связан с большой площадью ремонтных работ и необходимостью частичного перекрытия дорожного движения. Также, отсоединение дефектного участка трубопровода требует больших трудозатрат, так как для этого необходимо внутри футляра установить направляющие из круглой стали, например, катки, а затем методом протаскивания с помощью, например, лебедки, получить доступ к дефекту. Помимо этого, данный способ не применим для ремонта участка трубопровода, проходящего через газовый колодец.
Технической проблемой предлагаемого изобретения является создание простого способа ремонта участка трубопровода, проходящего через газовый колодец, без необходимости снятия плиты перекрытия и части дорожного полотна.
Технический результат предлагаемого способа ремонта участка трубопровода заключается в упрощении выполнения ремонта участка трубопровода, проходящего через газовый колодец, за счет исключения демонтажа плиты перекрытия колодца.
Технический результат в способе ремонта участка трубопровода, включающем вскрытие грунта для обеспечения доступа к участку трубы трубопровода, отключение и продувку трубопровода воздухом, отсоединение футляра трубопровода, отсоединение дефектного участка трубопровода, проверку на герметичность и подключение участка трубопровода, достигается тем, что вскрытие грунта осуществляют со стороны входа трубы трубопровода в газовый колодец, далее после продувки трубопровода отсоединяют футляр от внешней стенки газового колодца, отрезают участок трубы трубопровода на заданном расстоянии от внешней стенки газового колодца, после отсоединения дефектного участка трубопровода с фланцем и футляром из газового колодца производят замеры дефектного участка трубы, после чего изготовленный по заданным размерам заменяющий участок трубы с фланцем и футляром жестко закрепляют к задвижке, расположенной в газовом колодце.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, на изображении представлена схема осуществления способа ремонта участка трубопровода, где 1 – участок трубопровода, 2 – дефектный участок трубы, 3 – футляр трубопровода, 4 – газовый колодец, 5 – фланец, 6 – задвижка, 7 – компенсатор, 8 – плита перекрытия газового колодца.
Дефектный участок трубы 2 трубопровода 1 отрезается от внешней стенки газового колодца 4 на расстоянии 1,0 – 1,5 м. Заданное расстояние определяется размером заготовки заменяющего участка трубы 2.
Рассмотрим осуществление предлагаемого способа ремонта участка трубопровода, изображенного на чертеже.
Перед выполнением ремонтных работ на участке трубопровода 1, проходящего через газовый колодец 4, вскрывают грунт со стороны входа трубы трубопровода 1 в газовый колодец 4. Затем участок трубопровода 1 отключают и продувают воздухом. Далее отсоединяют футляр 3 трубопровода от внешней стенки газового колодца 4 и отрезают дефектный участок трубы 2 на заданном расстоянии, равном 1,0 – 1,5 м от внешней стенки газового колодца 4. Заданное расстояние определяется размером заготовки заменяющего участка трубы 2. Вслед за этим отворачивают болты на фланце 5 и отсоединяют дефектный участок трубы 2 с фланцем 5 и футляром 3 от задвижки 6, расположенной внутри газового колодца 4. Дефектный участок трубы 2 с фланцем 5 после проведения ремонта будут являться замененными, бездефектными. После чего вне газового колодца 4 производят замеры дефектного участка трубы 2, изготавливают по заданным размерам заменяющий участок трубы 2 и жестко закрепляют на него, например, сваркой, фланец 5. Затем надевают на заменяющий участок трубы 2 футляр 3, после чего заменяющий участок трубы 2 с закрепленными на нем фланцем 5 и футляром 3 жестко закрепляют к задвижке 6, расположенной в газовом колодце 4. Производят соединение посредством сварки участка трубопровода 1 с замененным участком трубы 2, затем проверяют на герметичность сварные и фланцевые соединения, например, мыльной эмульсией. После чего закрывают футляр 3 и восстанавливают гидроизоляцию газового колодца 4.
Предлагаемый способ позволяет произвести ремонт участка трубопровода 1, проходящего через газовый колодец 4 без демонтажа плиты перекрытия 8.
Таким образом, техническая проблема решена и технический результат достигнут.
В примере конкретной реализации в 2021 году с осуществлением заявляемого способа были проведены ремонтные работы участка газопровода среднего давления диаметром DN 114 мм, расположенного по ул. 50 лет Победы у дома № 21 в г. Лениногорск Республики Татарстан и участка газопровода среднего давления диаметром DN 219 мм, расположенного по ул. Шашина у дома № 25 в г. Лениногорск Республики Татарстан.
Заявляемое техническое решение промышленно применимо и используется при выполнении ремонта участков газопроводов в производственных управлениях ООО «Газпром трансгаз Казань».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ ремонта трубопроводов | 1990 |
|
SU1814712A3 |
СПОСОБ РЕМОНТА МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА (МГ)ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ, ИМЕЮЩЕГО ДЕФЕКТЫ ИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ (КОНТАКТ ТРУБА-ФУТЛЯР), РАСПОЛОЖЕННОГО ПОД ДОРОЖНЫМ ПОЛОТНОМ И ПЕРЕСЕКАЮЩЕГО ТРАНСПОРТНУЮ МАГИСТРАЛЬ | 2002 |
|
RU2232332C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА АВАРИЙНОГО УЧАСТКА ГАЗОПРОВОДА | 2016 |
|
RU2638895C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА ГАЗОПРОВОДА | 2000 |
|
RU2178856C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ГАЗОПРОВОДОВ И/ИЛИ ГАЗОКОНДЕНСАТОПРОВОДОВ, ИХ ИНЖЕНЕРНОГО ОБУСТРОЙСТВА И КОМПЛЕКСА ОБЪЕКТОВ ПО ДОБЫЧЕ И ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГАЗА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ И/ИЛИ РЕМОНТА, И/ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ, И/ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГАЗОПРОВОДОВ, И/ИЛИ ГАЗОКОНДЕНСАТОПРОВОДОВ И ИХ ИНЖЕНЕРНОГО ОБУСТРОЙСТВА | 1995 |
|
RU2053432C1 |
Способ ремонта подводного перехода трубопровода | 2018 |
|
RU2693954C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ "ОТС-1" МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИНЖЕНЕРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И КОММУНИКАЦИЙ ЗДАНИЯ | 2005 |
|
RU2295123C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДВОДНОГО ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА | 2008 |
|
RU2370697C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА | 2001 |
|
RU2178857C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2002 |
|
RU2198340C1 |
Использование: для ремонта участка трубопровода. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют вскрытие грунта для обеспечения доступа к участку трубы трубопровода, отключение и продувку трубопровода воздухом, отсоединение футляра трубопровода, отсоединение дефектного участка трубопровода, проверку на герметичность и подключение участка трубопровода, при этом вскрытие грунта осуществляют со стороны входа трубы трубопровода в газовый колодец, далее после продувки трубопровода отсоединяют футляр от внешней стенки газового колодца, отрезают участок трубы трубопровода на заданном расстоянии от внешней стенки газового колодца, после отсоединения дефектного участка трубопровода с фланцем и футляром из газового колодца производят замеры дефектного участка трубы, после чего изготовленный по заданным размерам заменяющий участок трубы с фланцем и футляром жестко закрепляют к задвижке, расположенной в газовом колодце. Технический результат: обеспечение возможности ремонта участка трубопровода, проходящего через газовый колодец, без необходимости снятия плиты перекрытия и части дорожного полотна. 1 ил.
Способ ремонта участка трубопровода, включающий вскрытие грунта для обеспечения доступа к участку трубы трубопровода, отключение и продувку трубопровода воздухом, отсоединение футляра трубопровода, отсоединение дефектного участка трубопровода, проверку на герметичность и подключение участка трубопровода, отличающийся тем, что вскрытие грунта осуществляют со стороны входа трубы трубопровода в газовый колодец, далее после продувки трубопровода отсоединяют футляр от внешней стенки газового колодца, отрезают участок трубы трубопровода на заданном расстоянии от внешней стенки газового колодца, после отсоединения дефектного участка трубопровода с фланцем и футляром из газового колодца производят замеры дефектного участка трубы, после чего изготовленный по заданным размерам заменяющий участок трубы с фланцем и футляром жестко закрепляют к задвижке, расположенной в газовом колодце.
Способ ремонта трубопроводов | 1990 |
|
SU1814712A3 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДВОДНОГО ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА | 2008 |
|
RU2370697C1 |
СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПОДВОДНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2006 |
|
RU2307280C1 |
US 2011259461 A1, 27.10.2011 | |||
CN 202380562 U, 15.08.2012. |
Авторы
Даты
2022-12-27—Публикация
2022-05-23—Подача