1.ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ
Изобретение относится к области транспорта газа, в частности к эксплуатации магистральных газопроводов (МГ) высокого давления, а именно к способам ремонта МГ, имеющих нарушения изоляционного покрытия (физический контакт труба - футляр), проложенных под дорожным полотном и пересекающим транспортные магистрали.
Целью изобретения является обеспечение эксплуатационных характеристик надежности МГ при одновременном сохранении транспортного движения по дорожному полотну в зоне ремонта и уменьшении материальных и трудовых ресурсов за счет отсутствия необходимости капитального ремонта перехода МГ через дорожное полотно и восстановления последнего.
2. УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Участки газопроводов, прокладываемых на переходах через железные дороги и автомобильные дороги всех категорий, выполнены, как правило, в защитном футляре (кожухе) из стальных труб, концы которого выведены на расстояние 8-10 м от бровки земляного полотна. Концы защитных футляров имеют уплотнения из диэлектрических материалов, на одном из концов футляра установлена вытяжная свеча для контроля загазованности. Труба МГ перед протаскиванием через футляр изолируется и футеруется по периметру на всей длине деревянными брусками, скрепленными проволокой.
В процессе эксплуатации МГ в силу ряда причин (возникновение значительных продольных усилий при изменении сложно-напряженного состояния труб или деформаций, получивших развитие вследствие нарушения технологии протаскивания трубы МГ через футляр при строительстве, дополнительных нагрузок на трубу и футляр вследствие явлений пучений грунта, воздействие вибрационных нагрузок от движения транспорта на футляр и режимов транспорта газа на трубу МГ и т.д.) возникает касание трубой футляра, что влечет за собой недопустимое нарушение изоляции трубы внутри футляра (контакт труба-футляр). Определение наличия контакта труба-патрон проводится по результатам сравнения измерений электрического потенциала трубы и футляра относительно земли. Наличие контакта труба-футляр ведет к коррозии стенки трубы и, как следствие, к разрушению трубы со всеми вытекающими последствиями. Аналогами предлагаемого изобретения являются, в частности, патенты №1814712 A3, F 16 L 55/18, “Способ ремонта трубопроводов” и №2154228 С2, 7 F 16 L 59/00 “Устройство и способ тепловой и/или акустической изоляции трубопровода”.
Прототипом и аналогом предлагаемого изобретения является способ ремонта переходов МГ через автомобильные и железные дороги, осуществляемый с заменой и без замены трубы в соответствии с “Правилами производства работ при капитальном ремонте магистральных газопроводов. ВСН 51-1-97”. - М., ИРЦ ГАЗПРОМ, 1997 и “Инструкцией по капитальному ремонту переходов магистральных газопроводов через автомобильные дороги. Дополнение к ВСН 51-1-97”. - М., ИРЦ ГАЗПРОМ, 1999.
Капитальный ремонт перехода МГ через дороги, в т.ч. и имеющего физический контакт труба-футляр, с заменой трубы включает в себя:
разработку котлована с обеих сторон от дороги для вскрытия участка рабочей плети и концов футляра и обеспечения демонтажа, а также обратного монтажа ремонтируемой плети МГ;
отрезание демонтируемого участка рабочей плети от основной нитки МГ, удаление уплотнения на концах футляра и футеровки (обрешетки) из межтрубного пространства;
- извлечение вырезанного участка трубы из футляра и его переизоляцию;
- футеровку плети и испытание на прочность и герметичность;
- опуск, протаскивание отремонтированной плети МГ через футляр, гидравлические испытания перехода и примыкающих участков, приварка к основной нитке МГ, контроль сварных стыков;
- герметизацию межтрубного пространства на концах трубы-футляра, изоляцию стыков труб, засыпку котлована.
При этом капитальный ремонт переходов МГ через дороги ведется, как правило, с остановкой движения по автомагистрали. Однако на практике получил распространение метод планово-предупредительного ремонта переходов МГ через дороги, имеющего физический контакт труба-футляр, без остановки движения по ней, который включает в себя:
- разработку котлована с обеих сторон от дороги и демонтаж межтрубного уплотнения на конце футляра с целью удаления влаги;
- просушку трубы МГ внутри футляра при естественной вентиляции и замер электрических потенциалов трубы и футляра;
- снижение рабочего давления в МГ на 30%, определение пространственного положения трубы МГ в футляре по величинам зазоров между трубой и футляром;
- механическое воздействие на трубу в зоне выхода трубы из футляра в направлении от меньшего зазора к большему с целью изменения положения трубы в футляре и устранения контакта;
- восстановление межтрубного уплотнения на конце футляра и засыпку котлованов.
Причем применение этого метода не гарантирует устранения контакта труба-футляр вследствие того, что направление силового воздействия на трубу при этом способе не отличается точностью и, более того, может быть прямо противоположным, т. е. вместо устранения физического контакта труба-патрон пятно контакта увеличивается. В частности, в практике встречаются случаи, когда труба МГ имеет деформацию в пределах упругости, вызванную действием продольных и поперечных сил от действия усадки грунтов или нарушения технологии протаскивания трубы в футляр или несоблюдением продольной геометрической формы футляра (перелом на одном или нескольких сварных стыках трубы футляра).
3. СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ
В отличие от аналогов и прототипа при устранении контакта труба-футляр на переходах через дороги предлагается использовать следующую совокупность и порядок действий:
- разработка котлована с обеих сторон от дороги для вскрытия газопровода (МГ) и демонтаж уплотнения межтрубного уплотнения на конце футляра с целью удаления влаги;
- просушка трубы МГ внутри футляра при естественной вентиляции и замер электрических потенциалов трубы и футляра;
- снижение рабочего давления в МГ на 30%, определение пространственного положения трубы МГ в футляре по величинам зазоров между трубой и футляром;
- разработка дополнительных котлованов с отметкой дна на 0,8-1,0 м ниже нижней образующей трубы футляра на расстоянии 0,4-0,6 м от подошвы насыпи дороги;
- снятие изоляции футляра, разметка сечения и сверление через равные промежутки по длине окружности сечения восьми сквозных отверстий диаметром 10-12 мм в стенке трубы футляра;
- измерение зазоров между внутренней поверхностью трубы футляра и наружной поверхностью трубы МГ щупом через отверстия диаметром 10-12 мм, просверленные в футляре;
- то же в месте выхода трубы МГ из футляра;
- сравнение величин зазоров, измеренных в обоих сечениях, определение пространственного положения трубы внутри футляра и направления силового воздействия на трубу МГ в точке сечения выхода трубы из футляра;
- силовое воздействие на трубу в пределах упругих деформаций в определенной ранее точке, измерение электрических потенциалов для определения устранения контакта и фиксирование нового пространственного положения трубы специальными прокладками и клиньями;
- определение одного или двух отверстий диаметром 10-12 мм (как правило, со стороны меньшего зазора) для нагнетания в пространство между трубой и футляром полиуретановой монтажной пены типа “Коми - Тек” или аналогичной;
- нагнетание пены в межтрубное пространство в объеме не менее 20 дм3 (в зависимости от диаметра трубы футляра), выдержка 40-60 мин, снятие силового воздействия на трубу в месте выхода из футляра;
- заварка отверстий диаметром 10-12 мм, восстановление изоляции футляра;
- герметизация межтрубного пространства на концах трубы-футляра, изоляцию стыков труб, засыпку котлована.
По мнению авторов, заявляемое техническое решение имеет следующие отличия от прототипа и аналогов:
- дополнительное определение положение трубы МГ в футляре через отверстия 10-12 мм, для определения места физического контакта трубы с футляром и направления силового воздействия на трубу (в пределах величины упругих деформаций) с целью устранения контакта труба-футляр;
- нагнетание через выбранные по результатам предварительных измерений отверстия 10-12 мм в пространство между трубой и футляром пены монтажной полиуретановой, которая не только фиксирует достигнутое положение трубы относительно футляра, но и, в отличие от приведенного в аналоге состава (силикат едкого натра, тетраэтилортосиликат), в силу своих физических свойств оказывает определенное физическое воздействие на трубу МГ в необходимом направлении по отношению к футляру.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ФИГУР ЧЕРТЕЖЕЙ И ИНЫХ МАТЕРИАЛОВ
4.1. Фигура 1 - схема конструкции перехода МГ через дорожное полотно. Цифрами указаны элементы перехода.
4.2. Фигура 2 - схема перехода МГ, имеющего физический контакт труба-патрон с указанием способа замера электрических потенциалов трубы и патрона.
4.3. Фигура 3 - схема ремонта перехода МГ через дорожное полотно согласно прототипа.
4.4. Фигура 4, 4a - схема ремонта перехода МГ через дорожное полотно по прилагаемому способу. На схеме показано расположение дополнительных котлованов, отверстий диаметром 10-12 мм, таблица замера зазоров и определения направления силового воздействия на трубу и оптимальные точки нагнетания пены монтажной, место установки домкратов.
5. СВЕДЕНИЯ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ
По предлагаемому способу отремонтирован переход магистрального газопровода Тула - Шостка - Киев, Dу 1000, через автодорогу Брянск - Гомель, имеющий физический контакт труба - футляр. Работы выполнялись в следующей последовательности:
- после разметки и шурфовки МГ, с целью определения концов футляра, с обеих сторон дороги на расстоянии 8-10 м от подошвы насыпи были выкопаны котлованы глубиной 2,9 м, т.е. отметка дна котлована была на 0,8 м ниже образующей трубы для установки домкратов;
- выполнен демонтаж уплотнения труба-футляр, межтрубное пространство просушено методом естественной вентиляции;
- на расстоянии 0,4 м от подошвы насыпи выкопаны два дополнительных котлована (по обеим сторонам дороги) с отметкой дна на 0,8 м ниже образующей футляра, из которых в футляре, диаметр которого составлял 1220 мм, было выполнено 8 сквозных отверстий сверлом диаметром 11,8 мм, зазоры между трубой МГ и внутренней поверхностью трубы футляра измерялось щупом (“колумбиком” штангенциркуля);
- по результатам замеров было выбрано направление и осуществлено силовое воздействие на трубу МГ домкратом грузоподъемностью 25 т в выбранном направлении, домкрат был установлен непосредственно в котловане;
- после исчезновения контакта “труба-футляр”, до снятия домкрата, со стороны наименьшего зазора между трубой и футляром введена пена монтажная “Коми-Тек” в объеме 40 см3, сделана выдержка 60 мин и снят домкрат;
- результат замера электрических потенциалов показал отсутствие контакта “труба-футляр” после снятия домкрата;
- отверстия диаметром 12 мм были заварены электродами Э-46 (МР-3), сварные швы заизолированы битумной мастикой и липкой лентой “Поликен”;
- восстановлены торцевые уплотнения, выполнена засыпка котлованов. Замеры электрических потенциалов после выполнения всех технологических операций показали, что дефект устранен.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЕРЕХОД ТРУБОПРОВОДА ПОД АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГОЙ | 1998 |
|
RU2186281C2 |
ПЕРЕХОД ТРУБОПРОВОДА ПОД АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГОЙ | 1997 |
|
RU2162979C2 |
ПЕРЕХОД ТРУБОПРОВОДА ПОД АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГОЙ | 1999 |
|
RU2179277C2 |
СПОСОБ БЕСТРАНШЕЙНОЙ ПРОКЛАДКИ ФУТЛЯРОВ ПОД АВТОМОБИЛЬНЫМИ И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 2007 |
|
RU2362080C1 |
Способ ремонта участка трубопровода | 2022 |
|
RU2787004C1 |
СПОСОБ БЕСТРАНШЕЙНОЙ ПРОКЛАДКИ ФУТЛЯРОВ ПОД АВТОМОБИЛЬНЫМИ И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГИИ УПРАВЛЯЕМОГО ВЗРЫВА | 2007 |
|
RU2362936C1 |
СПОСОБ БЕСТРАНШЕЙНОЙ ПРОКЛАДКИ ФУТЛЯРОВ ПОД АВТОМОБИЛЬНЫМИ И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 2001 |
|
RU2216670C2 |
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В МЕСТАХ УСТРОЙСТВА ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ | 2015 |
|
RU2588250C1 |
ПЕРЕХОД ТРУБОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ | 2014 |
|
RU2607577C2 |
ТОННЕЛЬ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ | 2004 |
|
RU2275472C1 |
Изобретение относится к строительству и используется при ремонте подземных газопроводов. Вскрывают грунт для обеспечения доступа к футляру и для определения пространственного положения трубы относительно футляра по величине зазоров между трубой и футляром. Производят уточнение взаимного пространственного положения трубы и футляра после дополнительного вскрытия грунта вокруг футляра на расстоянии 0,4-0,6 м от подошвы насыпи с каждой стороны дороги. Для этого равномерно по окружности трубы сверлят в ней восемь сквозных отверстий диаметром 10-12 мм, через которые щупом замеряют величины зазоров между трубой и футляром и сравнивают их с ранее полученными результатами. Механически воздействуют на трубу газопровода, через отверстия в футляре вводят монтажную пену в зазор между внутренней поверхностью футляра и внешней поверхностью трубы. Измеряют электрические потенциалы для определения отсутствия контакта труба-футляр, дополнительно уплотняют зазоры труба-футляр и производят обратную засыпку грунта. Повышает надежность трубопровода. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | |||
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок | 1923 |
|
SU51A1 |
- М.: ИРЦ ГАЗПРОМ, 1997 | |||
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок | 1923 |
|
SU51A1 |
- М.: ИРЦ ГАЗПРОМ, 1999 | |||
RU 2059915 С1, 10.05.1995 | |||
ПЕРЕХОД ТРУБОПРОВОДА ПОД АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГОЙ | 1997 |
|
RU2162979C2 |
US 4469469 А, 04.09.1984. |
Авторы
Даты
2004-07-10—Публикация
2002-02-05—Подача