Современное требование к поглощению СО2 из атмосферы составляют 10 гигатонн в год СО2 к 2050году. Именно эта цифра позволить остановить процесс увеличения среднегодовой температуры на планете. Такой главный вывод следует из Шестого доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) ООН.
Поглощение углекислого газа (СО2) и других парниковых газов из атмосферы в гигатонном масштабе предлагается осуществить с помощью дорог.
Под дорогой понимается любой вид дорожного покрытия, в том числе автомобильное полотно, железнодорожное полотно, взлетно-посадочные полосы и площадки для воздушных и космических аппаратов, велосипедные и пешеходные дорожки
Дороги, как объект, выбраны по следующим причинам:
1. Дороги являются искусственными сооружениями человечества, обладающими наибольшей площадью поверхности.
2. Дороги располагаются в местах наибольшего выброса СО2 и других парниковых газов, производимых человечеством.
2.1 Дороги располагаются в местах наибольшего выброса СО2 и других парниковых газов, так как по ним осуществляется движение транспорта.
2.2 Дороги располагаются в местах наибольшего выброса СО2 и других парниковых газов, так как расположение и концентрация искусственных объектов, выбрасывающих в атмосферу планеты СО2 и другие парниковые газы, в большинстве случаях совпадает с расположением и концентрацией дорог географически.
3. Дороги непрерывно строятся и периодически ремонтируются.
Таким образом, использование дорог позволяет поглощать углекислый газ (СО2) и другие парниковые газы, преимущественно, выбрасываемые в атмосферу в связи с хозяйственной деятельностью человечества.
Кроме того, поглощение углекислого газа (СО2) и других парниковых газов из атмосферы с помощью дорог позволяет синхронизировать процесс выброса и поглощения газов в пространстве и времени.
Формулировка задачи
Нужно удалить из атмосферы 10000000000 т. или 10000000000000 кг. углерода за 1 год с помощью дорог. Общая протяженность дорог на сегодняшний день около 100000000 км. или 100000000000 м. Будем считать, что ширина дорожного покрытия в среднем 10 м. Таким образом, общая площадь дорог составляет 1 000000000000 м2. Поделим массу газа на площадь дорог и получим 10 кг/м^2 в год. Или 27 г. /м^2 за сутки. Для простоты будем считать 1г/м^2 в час. Что бы решить проблему нужно заставить 1м^2 дорожного покрытия улавливать всего лишь 1 г. углерода за 1 час.
Суть способа решения этой задачи описана в формуле изобретения. Для существующих дорог, не требующих ремонта, при ремонте старых дорог, при строительстве новых дорог, адсорбент включается в состав поверхностного слоя дорожного полотна, как одна из составных частей наносимой смеси. Для железных дорог адсорбент наносится прямым рассыпанием вещества поверх железнодорожной насыпи; в качестве адсорбента используются вещества искусственного или естественного происхождения, основным требованием к которым является поглощение СО2 и других парниковых газов с образованием безопасных для человека и окружающей среды устойчивых химических соединений.
В качестве примера адсорбента приведу измельченный природный минерал - БРУСИТ (Mg(OH)2) или горные породы или отвалы руды, или побочные продукты промышленности, содержащие Mg(OH)2.
Реакция Mg(OH)2+CO2 → MgCO3+H2O, хоть и медленно, протекает в обычных условиях. Продукт реакции, соединение MgCO3, абсолютно безвреден для окружающей среды и человека. Это соединение слаборастворимо в воде и разлагается при температурах более 300 С.Большая площадь поверхности обеспечит гигатонное поглощение газа, а инертность продукта реакции (MgCO3) обеспечит надежную утилизацию газа.
Разведанные природные залежи брусита (Mg(OH)2) в мире на сегодняшний день составляют порядка 100 млн. т., причем треть этих запасов находится в России (Кульдурское месторождение, Савкинское месторождение). Этого явно недостаточно для гигатонного поглощения СО2 из атмосферы, но на сегодняшний день вещество Mg(OH)2 получают и искусственным путем в промышленных масштабах из морской воды. Это гораздо дороже, чем открытая добыча минерала, но запасы практически не ограничены.
В качестве другого примера адсорбента можно привести использование перидотитов, мантийной породе с высокой способностью поглощать CO2 и самой высокой из известных скоростей карбонизации минералов. В Омане, пласты этой породы выходят на поверхность Земли. Оценки показывают, что залежи перидотита только в Омане способны абсорбировать 4 миллиарда тонн СО2.
Карбонизация горных пород или выветривание, это естественный процесс безопасный для окружающей среды, протекающий на Земле с момента ее существования. В изобретении предлагается с помощью дорог ускорить многократно этот процесс, за счет увеличения площади поверхности веществ, участвующих в поглощении СО2 и других парниковых газов.
Преимущества и дополнительные эффекты изобретения:
1. Низкие энергозатраты (низкий углеродный след). Процесс поглощения углекислого газа(СО2) и других парниковых газов с помощью дорог происходит естественным образом без каких-либо дополнительных энергозатрат.Кратковременные энергозатраты ограничиваются этапом добычи и внесения адсорбентов в дорожное покрытие, далее процесс идет пассивно.
2. Продукт реакции (в примере с бруситом это MgCO3) зачастую является компонентом сельскохозяйственных удобрений и при попадании в почву в малых концентрациях, будет способствовать скорости роста растительности вдоль дорог, а значит и дополнительному поглощению СО2 и других парниковых газов.
3. Удобная логистика. Адсорбенты вносятся в дорожное покрытие, с помощью которого они же (адсорбенты) и доставляются в места внесения.
4. Естественные природные явления, такие как ветер, осадки, изменения температуры и влажности, будут лишь ускорять скорость поглощения дорожным покрытием поглощение СО2 и других парниковых газов.
5. В случае автомобильных дорог скорость поглощения СО2 и других парниковых газов будет увеличиваться за счет истирания дорожного покрытия шинами автомобилей.
6. В случае железных дорог скорость поглощения СО2 и других парниковых газов будет увеличиваться за счет периодической вибрации (встряхивании) железнодорожного полотна.
7. Экономический эффект. Бизнес, связанный со строительством и ремонтом дорог, является неотъемлемой частью экономики любой страны мира. С учетом последних вызовов, связанных с глобальным потеплением, трудно представить себе насколько выгодным станет этот бизнес, если дороги будут еще и поглощать углекислый газ (СО2), и другие парниковые газы.
Материалы изобретения включены автором в заявку на конкурс XPRIZE Carbon Removal, организованным Илоном Маском.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО СЕЛЛАИТА | 1997 |
|
RU2086715C1 |
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛОТНА | 2009 |
|
RU2422577C1 |
Способ утилизации углекислого газа с применением микроводоросли рода Chlorella | 2022 |
|
RU2797838C1 |
СПОСОБ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОДОРОДА ИЗ МЕТАНА ИЛИ МЕТАНОСОДЕРЖАЩЕГО ГАЗА | 2022 |
|
RU2803731C1 |
Способ создания энергонезависимой подсветки дорожной поверхности | 2016 |
|
RU2623757C1 |
СПОСОБ ЛОКАЛИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНОГО ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА, ВОЗНИКАЮЩЕГО ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ТЕПЛОВЫХ УРОВНЕЙ ЗЕМЛИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ И СОЛНЦА ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГ ДРУГА | 2015 |
|
RU2596699C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ | 2004 |
|
RU2267768C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ УЛИЧНОГО ВОЗДУХА | 2005 |
|
RU2301945C1 |
Бытовая микроклиматическая установка очистки и обогащения воздуха | 2023 |
|
RU2818843C1 |
СПОСОБ УЛАВЛИВАНИЯ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ | 2018 |
|
RU2679238C1 |
Изобретение относится к области экологии. Предложен способ поглощения углекислого газа СО2 и других парниковых газов из атмосферы с помощью дорог с образованием безопасных для человека и окружающей среды устойчивых химических соединений. В поверхностный слой дорожного покрытия добавляют адсорбенты, поглощающие СО2 и другие парниковые газы. Под дорогой понимается любой вид дорожного покрытия, в том числе автомобильное полотно, железнодорожное полотно, взлетно-посадочные полосы и площадки для воздушных и космических аппаратов, велосипедные и пешеходные дорожки. Для существующих дорог, не требующих ремонта, при ремонте старых дорог, при строительстве новых дорог адсорбент включают в состав поверхностного слоя дорожного полотна как одна из составных частей наносимой смеси. Для железных дорог адсорбент наносят прямым рассыпанием вещества поверх железнодорожной насыпи. В качестве адсорбента используют вещества искусственного или естественного происхождения, например брусит. Изобретение позволяет увеличить масштаб поглощения углекислого газа из атмосферы.
Способ поглощения углекислого газа СО2 и других парниковых газов из атмосферы с помощью любого вида дорог с образованием безопасных для человека и окружающей среды устойчивых химических соединений путем добавления в поверхностный слой дорожного покрытия адсорбентов, поглощающих СО2 и другие парниковые газы, при этом под дорогой понимается любой вид дорожного покрытия, в том числе автомобильное полотно, железнодорожное полотно, взлетно-посадочные полосы и площадки для воздушных и космических аппаратов, велосипедные и пешеходные дорожки; для существующих дорог, не требующих ремонта, при ремонте старых дорог, при строительстве новых дорог адсорбент включается в состав поверхностного слоя дорожного полотна как одна из составных частей наносимой смеси, для железных дорог адсорбент наносится прямым рассыпанием вещества поверх железнодорожной насыпи; в качестве адсорбента используются вещества искусственного или естественного происхождения, основным требованием к которым является поглощение СО2 и других парниковых газов с образованием безопасных для человека и окружающей среды устойчивых химических соединений.
Способ очистки воздуха от диоксида углерода и паров воды | 1989 |
|
SU1745312A1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПЫЛЯЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2015 |
|
RU2615005C1 |
ЗЕФИРОВ Н.С | |||
и др., Химическая энциклопедия, Москва, Большая российская энциклопедия, 1998, т | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Способ изготовления струн | 1924 |
|
SU345A1 |
ХИМИЧЕСКИЙ ПОГЛОТИТЕЛЬ ДВУОКИСИ УГЛЕРОДА | 1981 |
|
SU1840416A1 |
RU 2013139050 A, 27.02.2015 | |||
US 20210008485 A1, 14.01.2021 | |||
METZ B | |||
et al., Carbon Dioxide Capture and Storage, IPCC Special Report, |
Авторы
Даты
2023-01-09—Публикация
2021-10-08—Подача