Изобретение относится к пищевой промышленности и общественному питанию и может быть использовано при получении кулинарных изделий для школьного питания.
Известны рыборастительные котлеты. Котлеты содержат филе рыбы без кожи и костей, сухари панировочные, хлорид натрия. Дополнительно котлеты содержат растительный компонент, масло сливочное. В качестве растительного компонента используют отварной картофель, отварную протертую морковь, выжимки ягод при определенном соотношении компонентов (патент RU 2357486, A23L 1/325, 2006 г.).
Недостатком прототипа являются низкая пищевая ценность, обусловленная потерей питательных веществ, витаминов, при отваривании картофеля и моркови, а также низкие органолептические показатели готовых изделий.
Задачей изобретения является разработка способа производства рыбных формованных кулинарных изделий для школьного питания, позволяющего получить готовые изделия с улучшенными органолептическими показателями и пищевой ценностью, а также расширить ассортимент формованной кулинарной продукции на основе рыбного сырья.
Техническим результатом изобретения является повышение пищевой ценности и улучшение органолептических показателей готового продукта.
Технический результат достигается тем, что в способе производства рыбных формованных кулинарных изделий для школьного питания включает предварительную подготовку исходных компонентов, измельчение филе минтая до состояния фаршевой массы, измельчение тыквы, протирание творога с массовой долей жира 5%, измельчение овсяных хлопьев, соединение фаршевой массы, тыквы, творога с массовой долей жира 5%, овсяных хлопьев, яиц куриных, соли пищевой, при следующем соотношении исходных компонентов, масс.%:
перемешивание полученной массы, формование кулинарных изделий, их панировку и тепловую обработку.
Заявленный способ производства рыбных формованных кулинарных изделий для школьного питания по сравнению с прототипом обеспечивает повышение пищевой ценности готовых изделий за счет следующих признаков:
рыбного сырья, в качестве которого используют рыбу с наименьшим количеством соединительной ткани – филе минтая. Мясо этой рыбы содержит витамины группы В, витамин А, Е и С, а также железо, фосфор, кальций, йод, и так далее. Кроме того, в состав входит белок, который усваивается гораздо легче, чем белок мяса, молочных продуктов и яиц. Так белок мяса минтая усваивается на 93-98%. Минтай выполняет ряд полезные функции: повышает и сохраняет иммунитет, нормализует пищеварение и вещественный обмен, работу щитовидной железы, укрепляет кости, мышцы и зубы, полезен при сильных умственных нагрузках, стимулирует деятельность мозга и улучшает память;
тыквы, продукта богатого витаминами и микроэлементами, потребление которого благотворно сказывается на здоровье, способствуя росту и правильному развитию организма школьника. Бета-каротин - необходимый для здоровья глаз, укрепления иммунной системы и развития костной системы. В 100 г продукта содержится суточная норма бета-каротина. Витамин С - обеспечивает защиту детского организма от вирусных инфекций, укрепляет иммунитет. Железо - регулярное употребление продукта станет отличной профилактикой развития анемии. Калий и магний - обеспечивают легкий мочегонный эффект. Фосфор - укрепляет костную систему ребенка. Клетчатка - способствует быстрому перевариванию и усвоению пищи;
творога с массовой долей жира 5%, является высокопитательным кисломолочным продуктом, содержащим большое количество легкоусваиваемого белка. Кальций в составе – главная составляющая костной системы растущего организма ребенка. Этот элемент принимает участие в сокращении мышц, регулирует состояние нервной системы.
Молочнокислые бактерии, входящие в состав творога, способствуют лучшему усвоению кальция и фосфора, осуществляя метаболизм лактозы. Витамин В2 в его составе благоприятно влияет на зрение, состояние кожных покровов;
овсяных хлопьев. Содержание в овсяных хлопьях большого количества пищевых волокон грубого типа оказывает неоценимую пользу для организма. Это обусловлено тем, что данные компоненты при поступлении в желудок сразу же начинают впитывать в себя жидкость, тем самым начиная значительно увеличиваться в размере. Затем при прохождении через кишечник грубые волокна собирают все накопленные шлаки и токсины и постепенно очищают организм. Содержащаяся в продукте клетчатка нормализует рабочий процесс в кишечнике и пищеварительной системе. Благодаря высокому содержанию фосфора происходит выработка необходимой для работы всех органов энергии. Продукт значительно снижает количество холестерина в крови. Также нормализуется работа нервной системы, повышаются защитные свойства организма.
Улучшение органолептических показателей готовых изделий обусловлено введением овсяных хлопьев, которые частично впитывают влагу и способствуют созданию необходимой консистенции изделий.
Кроме того, пищевые волокна, содержащиеся в тыкве, позволяют дополнительно улучшить структурно-механические свойства готового изделия. Улучшение цветовых характеристик достигается за счет введения тыквы, которая имеет желто-оранжевый цвет, обусловленный содержащимися в ней пигментами.
Экспериментально установлено, что оптимальное количество овсяных хлопьев составляет от 4 масс.% до 6 масс.%.
Таким образом, совокупность существенных признаков, заявленных в формуле изобретения, позволяет достичь технического результата.
Способ реализуется следующим образом.
Филе минтая предварительно промывают и измельчают до состояния фаршевой массы. Тыкву моют, очищают от кожуры и семян, промывают, режут и измельчают. Творог с массовой долей жира 5% отделяют от упаковки, протирают через сито. Овсяные хлопья отделяют от упаковки и измельчают. Соль поваренную отделяют от упаковки и дозируют. Соединяют фаршевую массу, тыкву, творог, овсяные хлопья, яйца куриные, соль поваренную. Перемешивают полученную массу до однородной консистенции. Формуют кулинарные изделия, панируют и запекают в жарочном шкафу от 15 до 20 минут при температуре от 180°С до 220°С.
Способ производства рыбных формованных кулинарных изделий для школьного питания поясняется конкретными примерами.
Пример 1.
Филе минтая предварительно промывают и измельчают до состояния фаршевой массы. Тыкву моют, очищают от кожуры и семян, промывают, режут и измельчают. Творог с массовой долей жира 5% отделяют от упаковки, протирают через сито. Овсяные хлопья отделяют от упаковки и измельчают. Соль поваренную отделяют от упаковки и дозируют. Соединяют фаршевую массу, тыкву, творог, овсяные хлопья, яйца куриные, соль поваренную, масс.%:
Перемешивают полученную массу до однородной консистенции. Формуют кулинарные изделия, панируют и запекают в жарочном шкафу от 15 до 20 минут при температуре от 180°С до 220°С.
Пример 2.
Филе минтая предварительно промывают и измельчают до состояния фаршевой массы. Тыкву моют, очищают от кожуры и семян, промывают, режут и измельчают. Творог с массовой долей жира 5% отделяют от упаковки, протирают через сито. Овсяные хлопья отделяют от упаковки и измельчают. Соль поваренную отделяют от упаковки и дозируют. Соединяют фаршевую массу, тыкву, творог, овсяные хлопья, яйца куриные, соль поваренную, масс.%:
Перемешивают полученную массу до однородной консистенции. Формуют кулинарные изделия, панируют и запекают в жарочном шкафу от 15 до 20 минут при температуре от 180°С до 22°С.
Пример 3.
Филе минтая предварительно промывают и измельчают до состояния фаршевой массы. Тыкву моют, очищают от кожуры и семян, промывают, режут и измельчают. Творог с массовой долей жира 5% отделяют от упаковки, протирают через сито. Овсяные хлопья отделяют от упаковки и измельчают. Соль поваренную отделяют от упаковки и дозируют. Соединяют фаршевую массу, тыкву, творог, овсяные хлопья, яйца куриные, соль поваренную, масс.%:
Перемешивают полученную массу до однородной консистенции. Формуют кулинарные изделия, панируют и запекают в жарочном шкафу от 15 до 20 минут при температуре от 180°С до 220°С.
В таблице 1 приведена пищевая ценность рыбных формованных кулинарных изделий для школьного питания, полученных по известному и заявляемым способам.
В таблице 2 приведено удовлетворение суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии.
В таблице 3 приведены органолептические показатели рыбных формованных кулинарных изделий для школьного питания, полученных по заявленному и известному способам.
В таблице 4 приведены результаты дегустационной оценки рыбных формованных кулинарных изделий для школьного питания, полученных по заявленному способу приготовления и прототипу.
Таблица 4
Исследования выполнялись с использованием оборудования ЦКП "Исследовательский центр пищевых и химических технологий" КубГТУ (CKP_3111), развитие которого поддерживается Минобрнауки РФ (Соглашение № 075-15-2021-679).
Таким образом, предложен способ производства рыбных формованных кулинарных изделий для школьного питания, позволяющий получить готовый продукт с высокой пищевой ценностью и улучшенными органолептическими показателями, а также расширить ассортимент рыбных формованных изделий для школьного питания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рыбный полуфабрикат с повышенным содержанием витамина D | 2020 |
|
RU2745575C1 |
Рецептурная композиция рубленых полуфабрикатов с белково-жировой эмульсией | 2021 |
|
RU2775710C1 |
Способ получения рыбных крокетов | 2019 |
|
RU2714229C1 |
Ветчина с белково-жировой эмульсией | 2021 |
|
RU2776009C1 |
Рецептурная композиция рубленых полуфабрикатов с белково-жировой эмульсией | 2021 |
|
RU2775711C1 |
Рецептурная композиция рубленых полуфабрикатов с белково-жировой эмульсией | 2021 |
|
RU2776010C1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА РЫБНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ | 2005 |
|
RU2310346C2 |
Полуфабрикат рыбный рубленый замороженный | 2019 |
|
RU2714719C1 |
Способ приготовления кулинарного изделия из перепелиного мяса | 2015 |
|
RU2616368C2 |
Способ производства диетического суфле на рыбной основе | 2023 |
|
RU2818143C1 |
Изобретение относится к пищевой промышленности. Предложен способ производства рыбных формованных кулинарных изделий для школьного питания, включающий предварительную подготовку исходных компонентов, измельчение филе минтая до состояния фаршевой массы, измельчение тыквы, протирание творога с массовой долей жира 5%, измельчение овсяных хлопьев, соединение фаршевой массы, тыквы, творога с массовой долей жира 5%, овсяных хлопьев, яиц куриных и соли пищевой. Перемешивание полученной массы, формование кулинарных изделий, их панировку и тепловую обработку. Изобретение обеспечивает повышение пищевой ценности и улучшение органолептических показателей готового продукта. 4 табл., 3 пр.
Способ производства рыбных формованных кулинарных изделий для школьного питания, включающий предварительную подготовку исходных компонентов, измельчение филе минтая до состояния фаршевой массы, измельчение тыквы, протирание творога с массовой долей жира 5%, измельчение овсяных хлопьев, соединение фаршевой массы, тыквы, творога с массовой долей жира 5%, овсяных хлопьев, яиц куриных, соли пищевой, при следующем соотношении исходных компонентов, мас.%:
перемешивание полученной массы, формование кулинарных изделий, их панировку и тепловую обработку.
РЫБОРАСТИТЕЛЬНЫЕ КОТЛЕТЫ | 2007 |
|
RU2357486C2 |
РЫБОРАСТИТЕЛЬНЫЕ РУБЛЕНЫЕ ИЗДЕЛИЯ НА ОСНОВЕ "БЕЛИПА" | 2011 |
|
RU2475151C1 |
ФОРМОВАННЫЙ РЫБНЫЙ ПОЛУФАБРИКАТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ | 2005 |
|
RU2294117C2 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ФОРМОВАННЫХ РЫБНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ | 2010 |
|
RU2460305C2 |
Функциональный продукт на основе рыбного фарша | 2015 |
|
RU2634117C2 |
US 20140342048 A1, 20.11.2014 | |||
US 20220039448 A1, 10.02.2022. |
Авторы
Даты
2023-03-21—Публикация
2022-08-30—Подача