СПОСОБ ЛАЗЕРНОГО СКАНИРОВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ДВИЖУЩЕГОСЯ ЛОКОМОТИВА Российский патент 2023 года по МПК B61K9/12 

Описание патента на изобретение RU2794230C1

Изобретение относится к области вспомогательного железнодорожного оборудования, а именно, к способам контроля технического состояния колесных пар рельсовых транспортных средств.

Безопасность движения на железной дороге обеспечивается исправным состоянием подвижного состава. По статистике, наибольшему износу и неисправности подвержены колесные пары, в частности, колесные пары локомотива. Своевременное и точное выявление дефектов обеспечивает снижение аварийности, предотвращение катастрофических разрушений, необоснованного ремонта и продление срока службы колесных пар.

Известен комплекс размерного контроля подвижного состава на ходу поезда по патенту на изобретение RU 2292284 (опубл. 21.07.2007 г.), ставящий техническую задачу повышение точности измерения размеров деталей подвижного состава на ходу. Согласно решению вышеуказанного изобретения комплекс размерного контроля деталей подвижного состава снабжен датчиком определения момента приближения поезда, датчиком фиксации момента покидания конкретной обмеряемой деталью, виброизоляционным основанием для закрепления датчиков, датчиком определения положения детали относительно направляющего элемента, устройством синхронизации показания всех датчиков, при этом оптические измерительные датчики расположены в пространстве по разные стороны направляющего элемента и выполнены с возможностью сканирования всей поверхности измеряемой детали.

Известен способ диагностического контроля геометрических параметров колесных пар подвижного состава по патенту на изобретение RU 2270120 (опубл. 20.02.2006 г.). Способ реализуют за счет включения в технологическую схему измерения оптического измерительного блока, включающего оптический измерительный датчик, выполненный в виде лазерного сфокусированного источника излучения и оптически сопряженного с ним линейного приемника излучения, а также блок электронной обработки сигналов.

Существенным недостатком известных технических решений является их недостаточная точность измерений профиля колеса при его износе, обусловленная ограниченностью технических возможностей.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является способ контроля колеса колесной пары локомотива в движении по патенту на изобретение RU 2430849 (опубл. 10.10.2011 г.). В соответствии с решением прототипа с контроля колеса колесной пары локомотива в движении заключается в облучении поверхности колеса лучами от излучателей датчиков и приеме отраженных от этой поверхности сигналов приемными устройствами соответствующих датчиков, расположенных в пространстве по обе стороны колеса, с последующей совместной обработкой данных с датчиков и определения диаметра колеса по поверхности катания колеса и угла набега колеса на рельс. При этом с помощью датчиков в общей для них трехмерной системе координат одновременно получают, как минимум, два профиля с внутренней грани колеса для определенного положения плоскости внутренней грани колеса в пространстве и определения угла набега на рельс, и, как минимум, три профиля с поверхности катания колеса с нахождением на них, как минимум трех точек на круге катания колеса, отстоящих на расстоянии 70 мм от плоскости внутренней грани по которым вычисляют диаметр колеса как окружности, проходящей через найденные три точки в пространстве, при этом длину хорды окружности между точками берут максимальной путем снятия двух профилей с поверхности катания колеса с участков рядом с передней и задней тормозных колодок, и третьего профиля с участка колеса, максимально приближенного к рельсу. При осуществлении изобретения достигается повышение точности контроля износа колеса локомотива по сравнению с известными и соответственно повышение безопасности транспортного средства. Однако решение прототипа имеет ряд существенных недостатков, а именно, недостаточную точность определения диаметра колеса. Причиной, препятствующей достижению заявленного ниже технического результата, является расположение сканеров снаружи колеса с дальнейшим определением диаметра колеса по трем точкам на поверхности катания.

Суть изобретения заключается в следующем.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является разработка способа лазерного сканирования для выявления износа и дефектов цельнокатных и бандажных колес движущегося локомотива посредством отдельных модулей.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение точности измерения износа колеса, оцениваемого по геометрическим параметрам его гребня (толщина гребня, высота гребня, крутизна гребня, толщина бандажа, ширина бандажа и межбандажное расстояние).

Технический результат достигается лазерным сканированием колесной пары посредством модулей из 3 лазерных сканеров, расположенных с внутренней стороны рельса, и модулей из 2 лазерных сканеров, расположенных с внешней стороны рельса, облучение каждым из модулей лазерных сканеров осуществляют с различным показателем длины волны, при этом модуль из 3 лазерных сканеров работает в режиме снятия профиля колеса с вершины его гребня, а модуль из 2 лазерных сканеров контролирует поверхность катания колеса.

При частном случае реализации способа лазерного сканирования колесной пары движущегося локомотива каждый из модулей лазерного сканирования, расположенных на противоположных сторонах рельса, характеризуется показателем длины волны что каждый из модулей лазерных сканеров характеризуется показателем длины равным соответственно в диапазоне длин волн красного цвета и в диапазоне длин волн инфракрасного излучения.

Из общедоступных источников известно (Студопедия, Требования, предъявляемые к колесным парам, опубл. 30.01.2015 г. https//studopedia.ru 14.115635), что поверхность катания колеса имеет, во-первых, неравномерный износ, и во-вторых, при эксплуатации колеса возникают локальные дефекты, такие как ползуны, навары и выщербины. Совокупность этих дефектов оказывает значительное влияние на оценку точности износа колесной пары путем расчета диаметра колеса, так как это описано в решении прототипа. Преимущество заявленного изобретения заключается в разработке возможности оценки диаметра колесной пары по трем точкам на вершине гребня колеса, за вычетом удвоенной -высоте. Вершина гребня считается неизнашиваемой поверхностью и описывает идеальную окружность.

Модули лазерного сканирования в заявленном способе состоят из комбинации 2D лазерных сканеров RF62X, последовательно смонтированных по обе стороны от рельс и откалиброванные в одной общей системе координат. Эти модули сканируют поверхность колеса, а затем передают данные в приемное устройство - модуль управления для расчета геометрических параметров колес.

Заявленный способ лазерного сканирования основан на принципе оптической триангуляции.

Излучение лазерного сканера формируется линзой в линию и проецируется на колесо. Излучение, рассеянное от колеса, собирается объективом и направляется на двумерный КМОП-датчик изображения. Сформированное таким образом изображение контура колеса анализируется с помощью ПЛИС и сигнального процессора, который вычисляет расстояние до объекта (Z-координата) для каждой точки набора вдоль лазерной линии на колесе (Х-координата).

На чертеже представлено:

1 - колесо колесной пары, геометрические параметры которого контролируются

2 - лазерный сканер

3 - модуль из 3 лазерных сканеров

4 - модуль из 2 лазерных сканеров

5 - рельс

6 - модуль управления для расчета геометрических параметров колес (не показано)

Заявляемый способ осуществляют следующим образом.

В процессе движения локомотив проходит через зону контроля. После обнаружения колесной пары 1 активируются лазерные сканеры 2, объединенные в модули лазерных сканеров 3 и 4, которые сканируют колесные пары.

Модули, содержащие два лазерных сканера 2, размещены на внешней стороне рельса 5. Модули, содержащие три лазерных сканера 4, размещены на внутренней стороне рельса 5. Чтобы избежать взаимного влияния друг на друга, лазерные сканеры, расположенные на противоположных сторонах рельса, имеют лазеры с разной длиной волны (при частном случае реализации - соответственно в диапазоне длин волн красного цвета и в диапазоне длин волн инфракрасного излучения). Первый профиль колеса получают лазерным сканированием с внутренней стороны рельса, второй профиль лазерным сканированием с внешней стороны рельса. Полученные профили отправляют в модуль управления геометрических параметров 6 для соответствующих расчетов. По завершении процесса модули лазерного сканирования 3 и 4 будут отключены.

Диаметр колеса оценивают по вершине его гребня, которую рассчитывают на расстоянии 70 мм от внутренней грани, а именно, по хорде, образованной вершиной гребня. В расчетах используется трехточечный метод определения положения диаметра колеса с дальнейшим применением метода усреднения путем измерения в нескольких положениях колеса. Точность измерения определяют скорость движения колеса и скорость работы соответствующих датчиков: рекомендуемая скорость работы датчиков для осуществления изобретения составляет 500 кадров в секунду. Таким образом, при движении колеса со скоростью 1 м/с возможно получение до 70 групп профилей: при усреднении измеряемых показателей точность измерений вырастает значительно.

Заявленный способ применяют на рельсовых путях в помещении моторовагонного депо, в пунктах технического обслуживания локомотивов или под навесом; место установки на позиции определяется из условия необходимости прохождения всех колесных пар подвижного состава со скоростью 1-50 км/ч через его измерительные устройства при постановке на ремонтную позицию.

Похожие патенты RU2794230C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛАЗЕРНОГО СКАНИРОВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ДВИЖУЩЕГОСЯ ЛОКОМОТИВА 2022
  • Анохин Артем Викторович
RU2794231C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОЛЕСА КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЛОКОМОТИВА В ДВИЖЕНИИ 2009
  • Ерилин Евгений Сергеевич
  • Рахманов Лев Алексеевич
  • Сорокин Сергей Вениаминович
  • Доков Дмитрий Сергеевич
RU2430849C2
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ НА ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ КОЛЕСА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2004
  • Венедиктов Анатолий Захарович
  • Доков Дмитрий Сергеевич
  • Тирешкин Виталий Николаевич
RU2280577C1
СИСТЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ КАТАНИЯ КОЛЕС КОЛЕСНОЙ ПАРЫ И СПОСОБ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ КАТАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ С ЕЕ ПОМОЩЬЮ 2023
  • Плотников Сергей Васильевич
  • Байбаков Андрей Николаевич
  • Юношев Сергей Павлович
RU2811175C1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖУЩЕЙСЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2023
  • Дворецкий Максим Юрьевич
  • Егоров Алексей Олегович
  • Коротин Владимир Александрович
  • Кулешова Мария Петровна
  • Маренов Никита Евгеньевич
RU2818377C1
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОСТ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРИЕМА И ДИАГНОСТИКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (ПРИЗМА) 2019
  • Бучин Игорь Рафаэльевич
  • Васильков Андрей Александрович
  • Носков Алексей Петрович
  • Морозов Александр Геннадьевич
RU2720603C1
СПОСОБ И ФОТОЛАЗЕРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАМЕТРА КОЛЕСНЫХ ПАР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2003
  • Данковцев В.Т.
  • Мельк В.О.
  • Пимшин А.С.
RU2255309C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ХОДОВЫХ ЧАСТЕЙ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 1996
  • Запускалов Валерий Григорьевич
  • Редькин Валерий Ильич
  • Егиазарян Анатолий Ваганович
  • Рябцев Валерий Кириллович
  • Туробов Борис Валентинович
  • Певзнер Виктор Ошерович
RU2085425C1
СПОСОБ МОНИТОРИНГА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ И ЕЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПУТИ 2000
  • Митрофанов В.В.
RU2180300C1
СПОСОБ РАЗМЕРНОГО КОНТРОЛЯ ДЕТАЛЕЙ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ХОДУ ПОЕЗДА И КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Чугуй Юрий Васильевич
  • Поташников Анатолий Кириллович
  • Плотников Сергей Васильевич
  • Целько Александр Витальевич
  • Некрасов Дмитрий Константинович
  • Андреев Аркадий Иванович
RU2292284C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 794 230 C1

Реферат патента 2023 года СПОСОБ ЛАЗЕРНОГО СКАНИРОВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ДВИЖУЩЕГОСЯ ЛОКОМОТИВА

Изобретение относится к методам контроля технического состояния колесных пар рельсовых транспортных средств. Способ лазерного сканирования колесной пары движущегося локомотива заключается в облучении поверхности колеса модулями лазерных сканеров и приеме отраженных от этой поверхности сигналов приемными устройствами соответствующих датчиков. При этом облучение осуществляют посредством модулей из трех лазерных сканеров, расположенных с внутренней стороны рельса, и модулей из двух лазерных сканеров, расположенных с внешней стороны рельса, облучение каждым из модулей лазерных сканеров осуществляют с различным показателем длины волны, модуль из трех лазерных сканеров работает в режиме снятия профиля колеса с вершины его гребня, а модуль из двух лазерных сканеров контролирует поверхность катания колеса. Достигается повышение точности измерения износа колеса, оцениваемого по геометрическим параметрам гребня. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 794 230 C1

1. Способ лазерного сканирования колесной пары движущегося локомотива, заключающийся в облучении поверхности колеса модулями лазерных сканеров и приеме отраженных от этой поверхности сигналов приемными устройствами соответствующих датчиков, отличающийся тем, что облучение осуществляют посредством модулей из трех лазерных сканеров, расположенных с внутренней стороны рельса, и модулей из двух лазерных сканеров, расположенных с внешней стороны рельса, облучение каждым из модулей лазерных сканеров осуществляют с различным показателем длины волны, при этом модуль из трех лазерных сканеров работает в режиме снятия профиля колеса с вершины его гребня, а модуль из двух лазерных сканеров контролирует поверхность катания колеса.

2. Способ лазерного сканирования колесной пары движущегося локомотива по п. 1, отличающийся тем, что каждый из модулей лазерных сканеров, расположенных с внутренней и внешней сторон рельса, характеризуется показателем длины, равным соответственно в диапазоне длин волн красного цвета и в диапазоне длин волн инфракрасного излучения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2794230C1

JP 2013205045 A, 07.10.2013
JP 2019095228 A, 20.06.2019
EP 3275762 A1, 31.01.2018
US 2013313372 A1, 28.11.2013
CN 108639098 A, 12.18.2018
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ КОЛЕС ДВИЖУЩЕГОСЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА 2013
  • Дубнищев Юрий Николаевич
  • Сотников Вадим Витальевич
RU2550380C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОЛЕСА КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЛОКОМОТИВА В ДВИЖЕНИИ 2009
  • Ерилин Евгений Сергеевич
  • Рахманов Лев Алексеевич
  • Сорокин Сергей Вениаминович
  • Доков Дмитрий Сергеевич
RU2430849C2

RU 2 794 230 C1

Авторы

Анохин Артем Викторович

Даты

2023-04-13Публикация

2022-08-29Подача