Изобретение относится к комнатным играм с определенным количеством разномасштабных игровых элементов, используемых в рамках игрового поля.
Игра основана на «Доски Сегена», которая представляет собой разборные картинки разной степени сложности - доски с вкладышами. Игровой процесс используется для тренировки и исследования наглядно-действенного мышления детей. Недостатками данного устройства является невариативность игрового процесса, которые ограничены игровыми формами [Сеген, Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно-ненормальных детей. / Э. Сеген; Пер. с фр. М.П. Лебедевой под ред. В.А. Енько; [Ч. 1 в сокр. излож. М.Ю. Гольдштейна]: [в 5 ч.] СПб.: М.Л. Лихтенштадт - [Ч.1]. 8, XLVIII с.; [Ч.2]. 1-76 с.; [Ч.3-4]. 77-252 с.; [Ч.5]. 253-319 с.; 22,7х16 см. Оригинал 1846 г., перевод на русский 1903 г.].
В теоретической части в основе способов реабилитации пространственной агнозии лежат научные работы A.P. Лурии, E.П. Кока, Г. Экаэна, Д. Брауна, И.М. Тонконогого, Я.А. Меерсона. [Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1969., Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1973., Зрительные агнозии : синдромы расстройств высших зрительных функций при односторонних поражениях височно-затылочной и теменно-затылочной области мозга / Е.П. Кок. - Ленинград : Медицина, 1967. - 224 с., Роль Л.С. Выготского в развитии нейропсихологии / научный журнал / том 2, выпуск 4, Клиническая нейропсихология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2007. - 526, [1] с. : ил., табл.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-469-01288-7 ,О.Б. Чепурова, Т.А. Путинцева, О.П. Тарасова, Д.М. Туйсина. Дизайн реабилитационно-развивающих настольных игр для людей с нарушением двигательных и когнитивных функций / О.Б. Чепурова, Т.А. Путинцева, О.П. Тарасова, Д.М. Туйсина, // ОГУ - 2019. - 10с.]
Игровая терапия основана на труде «Компендиума методов нейропсихологического исследования» А.П. Бизюка [Бизюк, Александр Павлович. Компендиум методов нейропсихологического исследования: [метод. пособие] / А.П. Бизюк. - СПб. : Речь, 2005 (ППП Тип. Наука). - 399 с. : ил.; 24 см. - (Психологический практикум).; ISBN 5-9268-0381-0 (в пер.),]:
1. Вербализация пространственных отношений
- пациенту дается ряд иллюстраций, на которых изображены несколько объектов. Необходимо устно описать эти иллюстрации по определенным характеристикам (выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, сбоку, между, ближе, дальше, перед, сзади, от, слева, справа, левее, правее и т.д.). Объекты, изображенные на иллюстрациях реалистичны для более лучшего восприятия.
2. Мысленное вращение изображения
- пациенту предоставляется фронтальное изображение с вспомогательными элементами (мальчик с забинтованной ногой), и дается задание мысленно повернуть его в горизонтальной плоскости и выбрать из списка картинок ту, что является верной.
3. Сопоставление плоских и объемных фигур
- пациенту последовательно предоставляются изображения разверток нескольких фигур, каждую из которых необходимо соотнести с трехмерным изображением. В среднем пациенты с поражением теменно-затылочных отделов левого полушария допускают более 4х ошибочных ответов.
Данные упражнения не обладают возможностью анализа окружающего пространства, взаимодействия пациента и среды для развития необходимых бытовых навыков, так как используются только плоскостные изображения. Игровой процесс частично ориентирован на тренировку понятий соразмерности, удаленности, взаиморасположения объектов относительно друг друга, пациенту в большей степени нужно додумывать образ объекта в том или ином положении, что может быть проблематично на ранних стадиях реабилитации. Имеющиеся методические упражнения не обладают вариативностью игрового процесса.
Предлагаемая игра имеет составное поле полукруглой формы и объемные игровые элементы. Формат, размер поля, форма, объем и высота игровых элементов обусловлены антропометрическими особенностями людей, перенесших инсульт, последствием которого является пространственная агнозия. Полукруглый формат поля был выбран с целью включения в игровой процесс лево-правой ориентировки, т.е. процесс игры построен не только фронтально перед пациентом, как это происходит стандартно в настольных играх. Размер поля обусловлен радиусом досягаемости рук пациента. Игровое поле имеет полукруглую форму и разделено на 3 сектора разных цветов, которые вместе составляют единое игровое поле и единое графическое изображение - условная городская карта. На каждом секторе имеется по 3 отверстия под игровые элементы. Игровые элементы имеют разную граненую форму и графические изображения на гранях и выполнены с возможностью вставки в соответствующие отверстия на игровом поле, причем верхняя и нижняя плоскости игрового элемента окрашены в цвет соответствующего сектора, что позволяет улучшить захват фигуры, несмотря на возможные физические ограничения. Минимальный и максимальный размер игровых элементов подбирался в соответствии с эргономическими требованиями - игровые элементы должны без труда помещаться в ладони пациента при захвате сверху, не должно возникать дискомфорта при сжатии и поднятии.
Настольная игра для реабилитации и развития пространственного восприятия у людей с пространственной агнозией состоит из трех уровней, за счет разделения игрового поля на секторы. На первом уровне пациент взаимодействует только с одним сектором и с одним набором игровых элементов (в зависимости от стадии нарушения), таким образом исключая возможную дезориентацию от большого количества графики и элементов. Далее прибавляются дополнительные наборы игровых элементов и еще один сектор. Последний уровень - взаимодействие с полным комплектом игровых элементов и собранным полем. Также прогресс будет определяться степенью самостоятельности игрового процесса - отсутствие подсказок врача, а лишь озвучивание задания и контроль выполнения.
На фиг. 1 - представлена схема настольной игры для реабилитации и развития пространственного восприятия у людей с диагнозом пространственной агнозии (вид сверху) в разобранном виде без игровых элементов;
на фиг. 2 - представлена схема настольной игры для реабилитации и развития пространственного восприятия у людей с диагнозом пространственной агнозии (вид сбоку) в разобранном виде без игровых элементов;
на фиг. 3 - представлена схема настольной игры для реабилитации и развития пространственного восприятия у людей с диагнозом пространственной агнозии (вид сверху) в собранном виде;
на фиг. 4 - представлена схема настольной игры для реабилитации и развития пространственного восприятия у людей с диагнозом пространственной агнозии (вид сбоку) в собранном виде;
на фиг. 5 - схема игровых элементов первого уровня для реабилитации и развития пространственного восприятия у людей с диагнозом пространственной агнозии (вид сбоку);
на фиг. 6 - схема игровых элементов второго уровня для реабилитации и развития пространственного восприятия у людей с диагнозом пространственной агнозии (вид сбоку);
на фиг. 7 - схема игровых деталей третьего уровня для реабилитации и развития пространственного восприятия у людей с диагнозом пространственной агнозии (вид сбоку).
Устройство на фиг. 2 в разобранном виде содержит поле, состоящее из трех секторов с тремя отверстиями под игровые элементы в каждом секторе.
Устройство на фиг. 4 в собранном виде с игровыми элементами содержит составное поле с полным набором игровых элементов.
Устройство работает следующим образом:
В отверстия составного полукруглого поля на фиг. 2 в определенной последовательности вставляются объемные игровые элементы, представленные на фиг. 5, 6, 7. Поле разделено на 3 сектора разных цветов. Каждому сектору соответствует объемные игровые элементы по 6 штук, из которых 3 имеют вес 10 г., а другие 3 имеют вес 40 г. Утяжеление набора фигур обусловлено особенностями реабилитации. Общее количество игровых элементов суммарно составляет 18 штук.
У игровых элементов верхняя и нижняя плоскости игрового элемента окрашены в цвет соответствующего сектора для игрового процесса лево-правой ориентировки.
Первый уровень подразумевает использование 1 сектора игрового поля с 3 отверстиями под игровые элементы (в игре используются 6 игровых элементов: 3 штуки весом 10 г и 3 штуки весом 40 г), второй уровень - использование 2-х секторов с 6 отверстиями под игровые элементы (в игре используются 12 игровых элементов: 6 штук весом 10 г и 6 штук весом 40 г), третий уровень - использование всех 3 секторов и полного комплекта игровых элементов (в игре используются 18 игровых элементов: 9 штук весом 10 г и 9 штук весом 40 г).
Игровая логика состоит в следующем:
Цель - последовательная реабилитация пространственного восприятия через развитие таких понятий как расстояние до объекта/между объектами, размер, форма, высота, тяжесть.
Ход игры:
Пациенту необходимо расставить объемные игровые элементы в соответствующие отверстия на игровом поле. Например, необходимо расставить все элементы в последовательности удаления от пациента, начиная от самой маленькой фигуры, заканчивая самой большой. Далее, после расставления на поле игровых элементов, происходит устный игровой процесс. Необходимо отвечать на ряд вопросов, связанных с игрой, к примеру: «Вы расставили игровые элементы на поле, теперь скажите, какая из игровых элементов к вам ближе всех/дальше всех/крайняя слева/крайняя справа? (пациент должен будет либо указать, либо взять в руки); Перед вами поле двух цветов: голубое и желтое - какое поле находится левее? Расположите на нем все игровые элементы, которые соответствуют ему по цвету; Перед вами поле двух цветов и двойной набор фигур (6 легких, 6 тяжелых). Одновременно левой рукой складывайте легкие на желтое поле (в любом порядке), а правой рукой тяжелые фигуры на зеленое поле».
Игра вариативна, задания могут дополняться, подстраиваться индивидуально под каждого пациента. В зависимости от состояния пациента, врач может корректировать игру, добавлять новые задания и вопросы.
В процессе апробации с фокус-группой (Таблица 1) в количестве 10 человек настольной игры для реабилитации и развития пространственного восприятия окружающей среды у людей с диагнозом пространственной агнозии наблюдались улучшения в показателях. Сроки апробационного периода 3 месяца. Каждый уровень игрового процесса определяется в зависимости от сложности восприятия окружающего пространства и интенсивность занятий.
Таким образом, данная настольная игра для реабилитации и развития пространственного восприятия окружающей среды у людей с диагнозом пространственной агнозии позволяет ориентироваться на тренировку понятий соразмерности, удаленности, взаиморасположения объектов относительно друг друга, в результате чего в процессе игры происходит последовательная реабилитация пространственного восприятия через развитие таких понятий как расстояние до объекта/между объектами, размер, форма, высота, тяжесть.
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для реабилитации и развития пространственного восприятия окружающей среды у людей с диагнозом пространственной агнозии. Настольная игра для реабилитации и развития пространственного восприятия у людей с диагнозом пространственной агнозии включает составное игровое поле и 18 штук объемных игровых элементов. Составное игровое поле выполнено полукруглой формы и разделено на 3 сектора разных цветов, которые вместе составляют единое игровое поле и единое графическое изображение - условная городская карта и в которых выполнено по 3 отверстия под игровые элементы на каждом секторе. Объемные игровые элементы выполнены по 6 штук на каждый сектор, из которых 3 имеют вес 10 г, а другие 3 имеют вес 40 г. Игровые элементы имеют разную граненую форму и графические изображения на гранях и выполнены с возможностью вставки в соответствующие отверстия на игровом поле. Верхняя и нижняя плоскости игрового элемента окрашены в цвет соответствующего сектора. Данная настольная игра для реабилитации и развития пространственного восприятия у людей с диагнозом пространственной агнозии вариативна, задания могут дополняться, подстраиваться индивидуально под каждого пациента. Игра позволяет ориентироваться на тренировку понятий соразмерности, удаленности, взаиморасположения объектов относительно друг друга, в результате чего в процессе игры происходит последовательная реабилитация пространственного восприятия через развитие таких понятий, как расстояние до объекта/между объектами, размер, форма, высота, тяжесть. 7 ил., 1 табл.
Настольная игра для реабилитации и развития пространственного восприятия у людей с диагнозом пространственной агнозии, включающая составное игровое поле полукруглой формы, разделенное на 3 сектора разных цветов, которые вместе составляют единое игровое поле и единое графическое изображение - условная городская карта, и в которых выполнено по 3 отверстия под игровые элементы на каждом секторе, а также объемные игровые элементы по 6 штук на каждый сектор, из которых 3 имеют вес 10 г, а другие 3 имеют вес 40 г, общее количество игровых элементов суммарно составляет 18 штук, при этом указанные игровые элементы имеют разную граненую форму и графические изображения на гранях и выполнены с возможностью вставки в соответствующие отверстия на игровом поле, причем верхняя и нижняя плоскости игрового элемента окрашены в цвет соответствующего сектора.
Сеген, Э | |||
Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно-ненормальных детей | |||
/ Э | |||
Сеген; Пер | |||
с фр | |||
М.П | |||
Лебедевой под ред | |||
В.А | |||
Енько; [Ч | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
излож | |||
М.Ю | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Спускная труба при плотине | 0 |
|
SU77A1 |
Прибор для измерения угла наклона | 1921 |
|
SU253A1 |
Униполярная машина | 1920 |
|
SU1846A1 |
Авторы
Даты
2023-04-25—Публикация
2022-09-16—Подача