СИСТЕМА ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ И ЕГО ЦИФРОВЫМ ДВОЙНИКОМ Российский патент 2023 года по МПК B64C99/00 G06F3/00 G06F13/00 

Описание патента на изобретение RU2796694C1

Изобретение относится к системам обмена информацией и позволяет организовать двустороннюю информационную связь между летательным аппаратом и цифровой моделью летательного аппарата.

В соответствии с ГОСТ Р 57700.37-2021 под понятием «цифровой двойник» понимается система, состоящая из цифровой модели изделия и двусторонних информационных связей с изделием и его составными частями, а под цифровой моделью изделия - система математических и компьютерных моделей, а также электронных документов изделия, описывающая структуру, функциональность и поведение вновь разрабатываемого или эксплуатируемого изделия на различных стадиях жизненного цикла, для которой на основании результатов испытаний по ГОСТ 16504 оценена выполнимость предъявляемых к изделию требованиям.

Таким образом, для создания цифрового двойника (ЦД) летательного аппарата (ЛА) необходимо организовать двустороннюю информационную связь между летательным аппаратом и его цифровой моделью. Решение этой задачи в то время, когда ЛА находится на земле не вызывает никаких сложностей и может быть решено с помощью различных известных из уровня техники устройств, например, по проводным каналам связи или с помощью мобильной связи с применение технологий 3G/4G по сети Интернет. Однако организация канала связи для приема и передачи информации с борта ЛА во время полета требует установки на борт дополнительных устройств, мобильная связь становится недоступна (без установки на борту дополнительных специальных средств связи), и организация информационной связи между ЛА и его цифровой моделью возможна при помощи спутниковых систем передачи данных или специальной бортовой аппаратуры, организующей отдельный канал передачи данных «борт-земля». При этом различные экземпляры ЛА могут быть оборудованы различным составом технических средств передачи данных, а сам процесс передачи данных в полете с борта ЛА отличается частыми разрывами соединений и задержками связи.

Предлагаемое устройство позволяет организовать двустороннюю информационную связь между летательным аппаратом и цифровой моделью летательного аппарата по протоколам, толерантным к задержкам, и тем самым способствовать решению задачи бесперебойной передачи информации о между ЛА и его цифровой модели. Решение задачи по организации процесса передачи данных в гетерогенной сети «летательный аппарат-цифровой двойник» в предлагаемом устройстве решается путем реализации технической возможности применения для передачи информации протокола DTN.

Для решения проблем ТСР/IP протокола в сетях с большими временами задержки передачи сообщений разработан протокол сетевого уровня DTN (Disruption-Tolerant Networking - протокол, толерантный к задержкам) [Special issue on DTN // Journal of Communications. - 2010. - V. 5. - No 2. - P. 106-130]. Этот протокол основан на принципе «хранить данные и перенаправлять их дальше». Этот протокол оперирует специальными единицами информации - bundle, представляющими собой сообщение, содержащее не только значимое для приложения содержимое, но и информацию, необходимую для маршрутизации. Узлы DTN, обмениваясь bundle, хранят их. По мере появления связи со следующим узлом данный bundle пересылается дальше, пока не будет достигнут узел назначения или время жизни bundle'a истечет.

При этом, наиболее близким аналогом, известным из уровня техники, является изобретение «Предоставление сетевой связности и доступа к контенту и передачи данных через движущиеся объекты» (патент на изобретение RU 2696260), которое включает первый движущийся объект, который обеспечивает сетевую связность, содержащий: первое устройство восходящей линии связи первого движущегося объекта, чтобы соединять первый движущийся объект с публично доступной компьютерной сетью; первое устройство нисходящей линии связи первого движущегося объекта, которое должно быть связано с возможностью обмена данными с удаленным устройством на конкретном сегменте по маршруту первого движущегося объекта, при этом удаленное устройство должно предоставлять данные, принимаемые через первое устройство нисходящей линии связи, пользователю; кэш-память, связанную с возможностью обмена данными с первым устройством восходящей линии связи и первым устройством нисходящей линии связи; модуль связи для попытки устанавливать соединение для передачи обслуживания между первым движущимся объектом и вторым движущимся объектом и, в ответ на установление соединения для передачи обслуживания, переносить маршрутизацию данных к и от удаленного устройства на второе устройство нисходящей линии связи и второе устройство восходящей линии связи на втором движущемся объекте с первого устройства нисходящей линии связи; и если соединение для передачи обслуживания не установлено, сохранять часто запрашиваемый интернет-контент в кэш-памяти; и ждать соединение для передачи обслуживания, которое должно быть установлено, чтобы предоставить часто запрашиваемый интернет-контент удаленному устройству через второе устройство нисходящей линии связи.

Недостатком этого технического решения является то, что система, в силу ограниченных функциональных возможностей в части организации каналов связи для передачи с борта ЛА, не использует спутниковую систему связи и специальные каналы связи с борта ЛА и не может быть использована напрямую для организации двусторонней информационной связи между летательным аппаратом и его цифровым двойником по каналам спутниковой связи, по каналам мобильной связи или по каналам специализированных бортовых систем передачи данных.

Технической задачей заявляемого изобретения является расширение арсенала устройств, применяемых для внедрения технологии цифровых двойников при испытаниях авиационной техники.

Решение технической задачи достигается тем, что система обмена информацией между летательным аппаратом и его цифровым двойником выполнена в корпусе, имеющем форму прямоугольного параллелепипеда, в который встроены: три порта для подключения к локальной вычислительной сети летательного аппарата, соединенные соответственно с первым, вторым и третьим входами-выходами системной шины, блок резервного копирования, соединенный с четвертым входом-выходом системной шины, блок формирования информации, один вход-выход которого соединен с пятым входом-выходом системной шины, а второй - соединен с входом-выходом блока хранения информации; блок питания, соединенный с шестым входом-выходом системной шины, блок управления и индикации, соединенный с седьмым входом-выходом системной шины, перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство, соединенное с восьмым входом-выходом системной шины, три порта для подключения к внешней сети передачи данных, соединенные, соответственно, с девятым, десятым и одиннадцатым входами-выходами системной шины, постоянное запоминающее устройство, соединенное с двенадцатым входом-выходом системной шины, процессор, соединенный с тринадцатым входом-выходом системной шины, оперативное запоминающее устройство, соединенное с четырнадцатым входом-выходом системной шины, причем корпус выполнен в пылезащитном, влагозащитном, пожаровзрывобезопасном исполнении, разъемы встроены заподлицо внешней поверхности корпуса, в корпус встроена метка радиочастотной идентификации, а одна из боковых граней корпуса выполнена из материала, обладающего магнитными свойствами.

Технический результат, достигаемый совокупностью признаков заявляемого изобретения, заключается в обеспечении возможности организации двусторонней информационной связи между летательным аппаратом и его цифровым двойником по каналам спутниковой связи, по каналам мобильной связи или по каналам специализированных бортовых систем передачи данных.

Функционирование изобретения поясняется фигурой, на которой обозначены:

Контур А - корпус, внутри которого на многослойной печатной плате с наружными и внутренними проводящими слоями припаяны блоки и элементы (1-16);

1, 2, 3 - порты подключения к локальной сети ЛА (порты LAN), (LAN - Local Area Network);

4 - оперативное запоминающее устройство (ОЗУ);

5 - процессор;

6 - постоянное запоминающее устройство (ПЗУ)

7 - системная шина;

7.1 - 7.14 - входы-выходы системной шины (7);

8 - перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ);

9 - блок формирования информации (блок формирования Bundle);

10 - блок хранения информации (блок хранения Bundle, КЭШ память);

11 - блок резервного копирования

12 - блок управления и индикации

13 - блок питания

14, 15, 16 - порты подключения к внешней сети передачи данных (порты WAN), (WAN- World Areal Network);

Блоки 1, 2, 3 - порты подключения к локальной сети ЛА (LAN - Local Area Network).

Блок 4 - оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), представляет собой микросхему энергозависимой памяти с произвольным доступом. Содержимое ОЗУ стирается после выключения питания устройства. Используется для хранения промежуточных данных во время работы устройства.

Блок 5 - процессор является центральным блоком устройства, тип которого определяется при проектировании устройства. Основная задача процессора заключается в обработке входящих пакетов для принятия решения об их дальнейшей маршрутизации, при этом скорость с которой процессор способен обрабатывать информацию, напрямую зависит от типа.

Блок 6 - постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) представляет собой микросхему с энергонезависимой памятью, используемой для хранения загрузочного программного обеспечения, которое запускается первым в момент включения устройства и отвечает за его загрузку.

Блок 7 - системная шина выполнена в виде наружных и внутренних проводящих слоев на многослойной печатной плате и соединяет блоки устройства информационными связями через входы-выходы системной шины 7.1 - 7.12. Также по системной шине организовано питание блоков устройства от блока питания (13).

Блок 8 - перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) представляет собой микросхему с энергонезависимой памятью, используемой для хранения дополнительных конфигурации устройства, которые считываются при последующих загрузках.

Блок 9 - блок формирования информации (блок формирования Bundle) представляет собой микросхему, реализующую в устройстве DTN - протокол.

Блок 10 - блок хранения информации (блок хранения Bundle, КЭШ память) представляет собой микросхему с энергонезависимой памятью, которая хранит сформированные в (9) пакеты до момента успешной передачи пакета получателю;

Блок 11 - блок резервного копирования представляет собой микрочип твердотельного накопителя информации (SSD-диск), подключенного к системной шине. Позволяет осуществлять запись и резервное хранение передаваемой информации. Считывание информации из (11) возможно с USB -разъема блока (12).

Блок 12 - блок управления и индикации представляет собой микросхему управления, блок светодиодов, индицирующие режимы работы, и кнопки управления режимами работы (на фигуре не обозначены, размещены заподлицо на поверхности корпуса устройства).

Блок 13 - блок питания представляет собой адаптер питания от бортовой сети постоянного тока 27 В,

Блок 14, 15, 16 - порты подключения к локальной сети Л A (LAN - Local Area Network) порты подключения к внешней сети передачи данных.

Названные компоненты заявляемого устройства соединены между собой сборочными операциями и находятся в функционально-конструктивном единстве.

Функционирование изобретения заключается в следующем.

Информация от систем ЛА, сформированная для передачи в цифровую модель изделия, которая размещается на наземном пункте управления цифровым двойником на серверах специализированных ЭВМ, поступает в устройство через порты LAN (1, 2, 3) по протоколу 1000Base - ТХ. Откуда через системную шину (7) под управлением операционной системы (предназначена для управления активным сетевым оборудованием) осуществляется маршрутизация пакетов.

Информация от приложений, представленная в виде сообщений произвольной длины (ADU, англ. Application Data Unit), трансформируется в специальные пакеты (Bundle) в блоке (9), предназначенные для пересылки в гетерогенных сетях через порты WAN (блоки 14, 15, 16). Bundle состоит из не менее двух блоков, каждый из которых может содержать либо только информацию из приложений, либо только служебные данные, необходимые для доставки (https://www.rfc-editor.org/info/rfc9171).

Как и в IP-сетях, используется подход «Сохрани и передай», (анг. Store-and-forward), предполагающий сохранение пакетов при отсутствии возможности их немедленной успешной отправки. Однако, в DTN время хранения значительно дольше вследствие того, что канал может быть недоступен на момент передачи и к тому же сам по себе ненадежен. Кроме того, в сетях DTN сложнее своевременно отследить состояние канала из-за значительной задержки на передачу сигналов. Поэтому для ожидающих отправки пакетов используется блок хранения «Bundle» (10).

Для увеличения вероятности успешной передачи сообщения на всех узлах DTN создаются копии сообщения, чтобы они дошли до адресата. Это возможно только в сетях с большими объемами локального хранилища и широкой полосы пропускания относительно ожидаемого трафика. В предлагаемом устройстве таким хранилищами являются блоки 10 и 11.

Важной составной частью системы являются блоки 6 и 8 в которых хранятся конфигурационные файлы. Рабочая конфигурация располагается в блоке 6 устройства и определяет его текущие настройки. Загрузочная конфигурация расположена в 8 и содержит команды операционной системы, которые выполняются в момент его загрузки.

Операционная система предназначена для управления работой системы путем организации программно-аппаратного взаимодействия между блоками 4, 5, 6, 9, 10, 11, соединенных системной шиной 7.

Для обеспечения возможности применения системы на борту летательного аппарата корпус выполнен в пылезащитном, влагозащитном, пожаровзрывобезопасном исполнении.

Поскольку разъемы встроены заподлицо внешней поверхности корпуса, при его транспортировке минимизируются риски повреждения разъемов.

Метка радиочастотной идентификации, встроенная в корпус, упрощает учет и поиск нужного корпуса при проведении испытаний авиационной техники.

Для удобства закрепления корпуса одна (любая) из его боковых граней выполнена из материала, обладающего магнитными свойствами.

Похожие патенты RU2796694C1

название год авторы номер документа
ИНТЕРФЕЙС ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЕГО ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА 2023
  • Солдатов Алексей Сергеевич
RU2799282C1
КИБЕРФИЗИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2023
  • Солдатов Алексей Сергеевич
RU2804548C1
КИБЕРФИЗИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2023
  • Солдатов Алексей Сергеевич
RU2804550C1
КИБЕРФИЗИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СИНТЕЗА ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2023
  • Солдатов Алексей Сергеевич
RU2809462C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОСТАВА И ХАРАКТЕРИСТИК ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕГО ЦИФРОВЫХ ДВОЙНИКОВ 2023
  • Солдатов Алексей Сергеевич
RU2796165C1
КИБЕРФИЗИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОЗДАНИЯ И ВАЛИДАЦИИ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОЛУНАТУРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 2023
  • Солдатов Алексей Сергеевич
RU2804677C1
СИСТЕМА СБОРА И ОБРАБОТКИ ПОЛЁТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ВАЛИДАЦИИ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛЁТНЫХ ИСПЫТАНИЙ 2022
  • Солдатов Алексей Сергеевич
RU2780244C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКИМ МОДУЛЕМ 2023
  • Солдатов Евгений Сергеевич
RU2813380C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ КРИОГЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ 2023
  • Солдатов Евгений Сергеевич
RU2812373C1
КОМПЛЕКС СВЯЗИ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА, СОДЕРЖАЩИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕРМИНАЛ 2022
  • Кейстович Александр Владимирович
  • Комяков Алексей Владимирович
  • Войткевич Константин Леонидович
  • Большаков Дмитрий Сергеевич
  • Степанов Александр Сергеевич
RU2791279C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 796 694 C1

Реферат патента 2023 года СИСТЕМА ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ И ЕГО ЦИФРОВЫМ ДВОЙНИКОМ

Система обмена информацией между летательным аппаратом и его цифровым двойником содержит встроенные в корпус, выполненный в форме прямоугольного параллелепипеда, три порта для подключения к локальной вычислительной сети летательного аппарата, оперативное запоминающее устройство, процессор, постоянное запоминающее устройство, системную шину с 14 входами-выходами, перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство, блок формирования информации (блок формирования Bundle), блок хранения информации (блок хранения Bundle, КЭШ память), блок резервного копирования, блок управления и индикации, блок питания, три порта подключения к внешней сети передачи данных. Обеспечивается возможность двусторонней информационной связи между летательным аппаратом и его цифровым двойником по каналам спутниковой связи, по каналам мобильной связи или по каналам специализированных бортовых систем передачи данных. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 796 694 C1

Система обмена информацией между летательным аппаратом и его цифровым двойником, характеризующаяся тем, что она выполнена в корпусе, имеющем форму прямоугольного параллелепипеда, в который встроены:

три порта для подключения к локальной вычислительной сети летательного аппарата, соединенные соответственно с первым, вторым и третьим входами-выходами системной шины,

блок резервного копирования, соединенный с четвертым входом-выходом системной шины,

блок формирования информации, один вход-выход которого соединен с пятым входом-выходом системной шины, а второй - соединен с входом-выходом блока хранения информации;

блок питания, соединенный с шестым входом-выходом системной шины,

блок управления и индикации, соединенный с седьмым входом-выходом системной шины,

перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство, соединенное с восьмым входом-выходом системной шины,

три порта для подключения к внешней сети передачи данных, соединенные, соответственно, с девятым, десятым и одиннадцатым входами-выходами системной шины,

постоянное запоминающее устройство, соединенное с двенадцатым входом-выходом системной шины,

процессор, соединенный с тринадцатым входом-выходом системной шины,

оперативное запоминающее устройство, соединенное с четырнадцатым входом-выходом системной шины,

причем корпус выполнен в пылезащитном, влагозащитном, пожаровзрывобезопасном исполнении, разъемы встроены заподлицо внешней поверхности корпуса, в корпус встроена метка радиочастотной идентификации, а одна из боковых граней корпуса выполнена из материала, обладающего магнитными свойствами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2796694C1

СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ 2010
  • Будянский Олег Федорович
  • Киселев Вячеслав Михайлович
  • Сосипатров Сергей Петрович
  • Селезнев Станислав Леонидович
  • Тарасов Владимир Владимирович
RU2423671C1
РЕЗЬБОНАРЕЗНОЕ УСТРОЙСТВО 0
SU212024A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНИКОМ 2020
  • Куделькин Владимир Андреевич
RU2770251C1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО КОНТАКТА С УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМ РАЗМЫКАНИЕМ 2012
  • Коттон Ги
RU2598539C2
US 11488268 B2, 01.11.2022.

RU 2 796 694 C1

Авторы

Солдатов Алексей Сергеевич

Даты

2023-05-29Публикация

2023-01-24Подача