Изобретение относится к способам получения многофункциональных присадок к автомобильным бензинам и позволяет получить присадку, обладающую антикоррозионными, антифрикционными и моющими свойствами.
Известен способ получения присадки к топливу, включающий стадию нагрева смеси из смешанных сложных эфиров жирных кислот, моногидроксиламинов, дигидрокcиалкиламинов или их смеси и эфира с низкой молекулярной массой, при этом отношение амина к сложному эфиру от 10 до 1 (заявка США №20020134007 «Способ улучшения свойств низкотемпературных растворов бензиновых модификаторов трения»). Недостатком изобретения является отсутствие антикоррозионных и моющих свойств присадки, полученной по способу.
Известен способ получения композиции, включающий взаимодействие жирной кислоты с диэтаноламином, при котором реакцию проводят при молярном избытке диэтаноламина по отношению к жирной кислоте и при давлении ниже 50000 Па, при температуре от 120 до 160°С (заявка США №20200332207 А1 «Композиция, используемая в качестве модификатора трения»). Композиция, полученная в соответствии с данным способом, обладает недостаточными антифрикционными свойствами, проявляющимися в способности улучшать топливную экономичность работы двигателя внутреннего сгорания, не обеспечивает улучшение моющих свойств автомобильных бензинов по отношению к впускным клапанам и характеризуется отсутствием заявленного и подтвержденного антикоррозионного воздействия на свойства топлив.
Известен способ получения солей жирных кислот, включающий смешение смеси олеиновой и пальмитиновой кислот (70:30), добавление при температуре 80-90 моноэтаноламина, добавление синтетических жирных кислот (Патент РФ №2037503 «Активатор-диспергатор резиновых смесей»). Недостатком данного способа является значительное содержание в продукте свободных жирных кислот, которые, не до конца сгорая в процессе эксплуатации бензинового двигателя внутреннего сгорания, могут взаимодействовать с моторным маслом и содержащимися в нем присадками, приводя к существенному ухудшению смазывающей способности масла.
Известен способ получения присадки (Патент РФ №2235119 «Моющая присадка к автомобильным бензинам»), согласно которому в смесителе с внешним обогревом смешивают дистиллированное талловое масло или фракцию жирных кислот таллового масла с диэтаноламином, взятых в молярном соотношении кислота : амин, равном 3:1 и растворитель - алкилбензолы в количестве от 0,5 до 1,5 раз кратном весу таллового масла. Далее проводят азеотропную отгонку образующейся реакционной воды в течение 1-4 часов. После окончания реакции растворитель частично отгоняют. Для ускорения отгонки растворителя может быть использована продувка азота через реакционную смесь. Недостатками способа являются проявление присадкой недостаточных моющих и антикоррозионных свойств, а также отсутствие заявленного антифрикционного действия.
Технический результат, на который направлено создаваемое изобретение, заключается в способе получения многофункциональной присадки к автомобильным бензинам из доступного сырья, которая проявляет антикоррозионные свойства и обладает моющей и антифрикционной эффективностью.
Технический результат достигается тем, что предлагаемый способ получения многофункциональной присадки к автомобильным бензинам, состоит из трех стадий: взаимодействие диэтаноламина и растительных масел при мольном соотношении реагентов от 3,0 к 1,0 до 3,6 к 1,0, температуре от 120 до 180°C; взаимодействие диэтаноламина и жирных кислот при мольном соотношении реагентов от 0,9 к 1,0 до 1,1 к 1,0, температуре от 30 до 70°C; смешение продуктов взаимодействия, полученных на стадиях 1 и 2, в массовом соотношении от 1,0 к 1,0 до 20,0 к 1,0 при температуре от 30 до 70°C.
Технический результат достигается также тем, что предлагаемый способ получения многофункциональной присадки к автомобильным бензинам, состоит из двух стадий в ходе совместного синтеза в одном аппарате: взаимодействие диэтаноламина и растительных масел при мольном соотношении реагентов от 3,0 к 1,0 до 3,6 к 1,0, температуре от 120 до 180°C, взаимодействие избыточного количества диэтаноламина, не вступившего в реакцию на первой стадии, и жирных кислот, добавляемых на второй стадии, при мольном соотношении реагентов от 0,9 к 1,0 до 1,1 к 1,0, температуре от 30 до 70°C.
При взаимодействии диэтаноламина и растительного масла преимущественно образуются диэтаноламиды жирных кислот, содержащихся в растительном масле. При взаимодействии диэтаноламина и жирных кислот образуются аммонийные соли диэтаноламина и жирных кислот.
В ходе исследований было обнаружено, что использование способа в соответствии с настоящим изобретением позволяет получить многофункциональную присадку, состоящую из синергетической композиции двух производных жирных кислот: амидов и аммонийных солей. Амиды являются эффективным антифрикционным компонентом, который одновременно с улучшением антифрикционных свойств положительно сказывается на моющей и антикоррозионной способности топлива, однако в рабочих концентрациях от 50 мг/кг до 500 мг/кг амид способен снизить коррозию до 1 балла (следы) по модифицированному методу ASTM D665 (ГОСТ 19199). В то же время аммонийные соли жирных кислот проявляют себя как эффективная присадка с антикоррозионными свойствами, чья рабочая концентрация для достижения оценки в 0 баллов (отсутствие коррозии) не превышает 50 мг/кг. При этом из-за сильных поверхностно-активных свойств при существенном перерасходе аммонийных солей выше их оптимальной концентрации применения (не выше 50 мг/кг) возможно увеличение эмульгирующей способности бензинов (образование стойких эмульсий при взаимодействии легированного бензина с водой) и проявление коррозии стального стержня за счет значительного увеличения проводимости водной среды из-за высокой концентрации аммонийных ионов диэтаноламина, что обуславливает наличие верхнего предела по концентрации вовлечения данных веществ. Учитывая озвученное ограничение важным является наличие синергетического эффекта между двумя компонентами присадки, полученной в соответствии со способом по настоящему изобретению: амиды обеспечивают большую часть моющего и антифрикционного действия присадки, в то же время обладая некоторыми антикоррозионными свойствами, что позволяет снизить расход антикоррозионной присадки, которая улучшает защитные свойства бензинов до уровня 0 баллов (отсутствие коррозии) и одновременно с этим положительно сказывается на моющих и антифрикционных свойствах.
При этом для проявления данного синергетического эффекта крайне важным является проведение процесса получения в условиях в соответствии с настоящим изобретением, так как они в наибольшей степени способствуют получению многофункциональной присадки с заданным уровнем функциональных свойств.
Реакцию между диэтаноламином и растительным маслом согласно настоящему изобретению ведут при мольном соотношении реагентов от 3,0 : 1,0 до 3,6 : 1,0, поэтому преимущественно образуются диэтаноламиды жирных кислот с минимальным остаточным количеством глицеридов жирных кислот. Реакцию ведут при температуре от 120 до 180°С при непрерывном перемешивании. Очистку целевого продукта от непрореагировавшего сырья, избытка диэтаноламина и побочных продуктов не осуществляют, поэтому помимо диэтаноламидов жирных кислот продукт взаимодействия диэтаноламина и растительного масла содержит глицерин, непрореагировавший диэтаноламин, а также может содержать три-, ди- и моноглицериды жирных кислот. Реакцию между диэтаноламином и растительным маслом согласно настоящему изобретению можно ввести в каталитическом и некаталитическом исполнении. Использование катализатора ускоряет протекание реакции, что выражается в возможности снизить продолжительность и температуру реакции при сохранение высокого уровня функциональных свойств. В качестве катализатора используют соединения щелочной природы, преимущественно гидроксиды и карбонаты щелочных и щелочноземельных металлов, такие как гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция, бикарбонат натрия, бикарбонат калия, бикарбонат кальция, в массовой доле от 0,01 до 0,5%.
Реакцию между диэтаноламином и жирной кислотой согласно настоящему изобретению ведут при мольном соотношении реагентов от 0,9: 1,0 до 1,1 : 1,0 с образованием целевого продукта - аммонийной соли диэтаноламина и жирной кислоты. Реакцию ведут при температуре от 30 до 70°С при непрерывном перемешивании Очистку целевого продукта от непрореагировавшего сырья, побочных продуктов и растворителя не осуществляют.
Третьей стадией способа согласно настоящему изобретению является приготовление многофункциональной присадки из продуктов взаимодействия диэтаноламина с растительным маслом и диэтаноламина с жирной кислотой. Присадку готовят путем смешения компонентов в необходимых пропорциях при температуре от 30 до 70°С при непрерывном перемешивании
Способ согласно настоящему изобретению может быть реализован в ходе единого технологического процесса, в котором стадию синтеза антикоррозионного компонента совмещают со стадией смешения компонентов таким образом, что первая стадия представляет собой реакцию между диэтаноламином и растительным маслом, протекающую в условиях согласно настоящему изобретению за тем исключением, что соотношение реагентов может быть изменено с целью внесения в реакционную массу избытка диэтаноламина, который после протекании реакции между диэтаноламином и растительным маслом останется непрореагировавшим и будет направлен в составе всего продукта первой стадии на вторую стадию. Вторая и заключительная стадия процесса представляет собой реакцию между диэтаноламином и жирной кислотой согласно настоящему изобретению за тем исключением, что в качестве диэтаноламина используется его избыточное количества, взятое на первой стадии и оставшееся после протекания реакции. Реакционная смесь после второй стадии данного процесса эквивалента по своим физико-химическим, эксплуатационным и функциональным свойствам присадке аналогичного состава, полученной в ходе смешения растворителя с продуктом взаимодействия диэтаноламина и растительного масла и продуктом взаимодействия диэтаноламина и жирной кислоты, полученными в ходе двух раздельных процессов синтеза.
Предпочтительно, реакцию взаимодействия диэтаноламина и растительного масла ведут от 2 до 10 часов при давлении от 1 до 5 атм, реакцию взаимодействия диэтаноламина и жирной кислоты ведут от 0,5 до 2,0 часов, а смешение продуктов взаимодействия - от 0,5 до 2,0 часов.
Предпочтительно, в качестве растительного масла используют рапсовое, подсолнечное, оливковое, соевое масла, а также их смеси.
Предпочтительно, в качестве жирных кислот используют жирные кислоты таловых масел (ЖКТМ), жирные кислоты растительных масел (ЖКРМ), олеиновую кислоту (ОК).
Для улучшения массообменных процессов реакцию взаимодействия диэтаноламина и жирной кислоты ведут в растворителе, доля которого составляет от 10 до 78% суммарной массы смеси.
Преимущественно, на заключительной стадии дополнительно добавляют растворитель таким образом, что его массовая доля составляет 10 - 78%.
Предпочтительно, в качестве растворителя используют различные углеводородные фракции, выкипающие в температурных интервалах, соответствующих бензину от 30 до 200°С и керосину от 120 до 300°С, в том числе товарные топлива; узкие фракции, используемые в качестве растворителей и для других целей, такие как Нефрас, ароматический растворитель, полиалкилбензольный растворитель (ПАБ), маловязкая углеводородная основа для буровых растворов (МУОБР); индивидуальные углеводороды и их смесевые фракции, такие как толуол, п-ксилол, о-ксилол, м-ксилол, смесь ксилолов, кумол, этилбензол; другие компоненты и фракции аналогичные по своим физико-химическим свойствами и составу. Помимо углеводородных фракций в качестве растворителя могут быть использованы различные высшие спирты и их смесевые фракции, такие как, н-бутанол, изо-бутанол, изо-пентанол, спиртоэфирный концентрат, 2-этилгексанол, кубовой остаток ректификации бутиловых спиртов (КОРБС).
Преимущественно, на заключительной стадии в смесь добавляют антиокислитель и деэмульгатор таким образом, что массовая доля каждого компонента не превышает 1%.
В качестве деэмульгаторов могут быть использованы промышленно производимые деэмульгаторы, применяющиеся в процессах обезвоживания нефти и представляющие собой неиногенные поверхностно-активные вещества на основе блоксополимеров оксидов пропилена и этилена, их производные с аминами, многоосновными спиртами, фенолформальдегидными и алкилфенолформальдегидными смолами.
Предпочтительно, в качестве антиокислителя используют доступные в промышленности антиокислители на основе пространственно затрудненных алкилзамещенных фенолов или алкилзамещенных ароматических аминов, в том числе оснований Манниха.
Осуществление изобретения иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1.
Первая стадия процесса осуществляется путем добавления в первую трехгорлую круглодонную колбу на 500 мл, снабженную механической мешалкой, обратным холодильником и термометром, 200,00 г подсолнечного масла и 71,27 г диэтаноламина (мольное соотношение 1 к 3), нагрева содержимого колбы до 150°С и выдержки при заданной температуре в течение 5 часов. После этого нагрев выключают и дают колбе остыть до комнатной температуры. Очистку реакционной массы от непрореагировавшего сырья, избытка диэтаноламина и побочных продуктов не осуществляют, поэтому весь образовавшийся продукт является целевым.
Вторая стадия процесса осуществляется путем добавления во вторую трехгорлую круглодонную колбу на 500 мл, снабженную механической мешалкой, обратным холодильником и термометром, 100,0 г жирных кислот растительного масла, 36,56 г диэтаноламина и 136,56 г толуола (мольное соотношение жирных кислот к ДЭА 1 к 1, доля растворителя 50% от массы смеси), нагрева содержимого колбы до 50°С и выдержки при заданной температуре в течение 1 часов при постоянном перемешивании. После этого нагрев выключают и дают колбе остыть до комнатной температуры. Очистку целевого продукта от непрореагировавшего сырья, побочных продуктов и растворителя не осуществляют.
Третья стадия процесса осуществляется путем добавления в третью трехгорлую круглодонную колбу на 500 мл, снабженную механической мешалкой, обратным холодильником и термометром, 136,25 г продукта взаимодействия диэтаноламина и растительного масла, полученного на стадии 1, 27,50 г продукта взаимодействия диэтаноламина и жирной кислоты, полученного на стадии 2, 86,25 г толуола: нагрева содержимого колбы до 50°С и выдержки при заданной температуре в течение 1 часов при постоянном перемешивании. После этого нагрев выключают и дают колбе остыть до комнатной температуры. Полученная смесь является целевым продуктом - многофункциональной присадкой, полученной в соответствии со способом по данному изобретению.
Пример 2.
Способ получения по примеру 2 аналогичен способу по примеру 1, но в качестве сырьевых компонентов использовались растительные масла, жирные кислоты и растворители, указанные в таблице 1, а условия проведения стадий процесса соответствуют таблице 2. При этом способ по примеру 2 был проведен в металлическом автоклаве, снабженном механической мешалкой и линией подвода инертного газа (азота) для поддержания повышенного давления. Все три стадии проводились в одном аппарате последовательно с выгрузкой продуктов предыдущей стадии и очисткой реактора.
Пример 3.
Способ получения по примеру 3 аналогичен способу по примеру 1, но в качестве сырьевых компонентов использовались растительные масла, жирные кислоты и растворители, указанные в таблице 1, а условия проведения стадий процесса соответствуют таблице 2. При этом способ по примеру 2 был реализован в металлическом реакторе, объемом 200 л, снабженным системой перемешивания и нагрева содержимого реактора, а также окнами для загрузки сырья. Помимо описанных в примере 1 компонентов в способе по примеру 3 используется катализатор NaOH в количестве 0,15% масс., который загружают в реактор на первой стадии, а также деэмульгатор и антиокислитель, которые добавляют в смесь на третьей стадии в количестве по 0,1% масс. каждый. Все три стадии проводились в одном аппарате последовательно с выгрузкой продуктов предыдущей стадии и очисткой реактора.
Пример 4.
Способ получения по примеру 4 аналогичен способу по примеру 2, но в качестве сырьевых компонентов использовались растительные масла, жирные кислоты и растворители, указанные в таблице 1, а условия проведения стадий процесса соответствуют таблице 2. Также в примере 4 используется катализатор Na2CO3 в количестве, 0,2% масс, который загружают в реактор на первой стадии
Пример 5.
Способ получения по примеру 5 аналогичен способу по примеру 1, но в качестве сырьевых компонентов использовались растительные масла, жирные кислоты и растворители, указанные в таблице 1, а условия проведения стадий процесса соответствуют таблице 2. На третьей стадии добавлены деэмульгатор и антиокислитель, в количестве 0,5% масс. каждый.
Пример 6.
Первая стадия процесса осуществляется путем добавления в трехгорлую круглодонную колбу на 500 мл, снабженную механической мешалкой, обратным холодильником и термометром, 129,02 г рапсового масла и 50,66 г диэтаноламина (мольное соотношение 1 к 3, а также избыток ДЭА для проведения взаимодействия на стадии 2), нагрева содержимого колбы до 120°С и выдержки при заданной температуре в течение 10 часов. После этого нагрев выключают и дают колбе остыть до температуры 50°С.
Вторая стадия процесса осуществляется путем добавления при постоянной температуре 50°С в ту же колбу 12,81 г жирных кислот таллового масла, 57,25 керосина, а также антиокислителя в количестве 0,1% масс. После этого нагрев выключают и дают колбе остыть до комнатной температуры. Полученная смесь является целевым продуктом - многофункциональной присадкой, полученной в соответствии со способом по данному изобретению
Примеры 7-15.
Способ получения по примерам 7-15 аналогичен способу по примеру 6, но в качестве сырьевых компонентов использовались растительные масла, жирные кислоты и растворители, указанные в таблице 1, а условия проведения стадий процесса соответствуют таблице 2.
Способы по примерам 7 и 8 были проведены в металлическом автоклаве, снабженном механической мешалкой и линией подвода инертного газа (азота) для поддержания повышенного давления. Все три стадии проводились в одном аппарате последовательно с выгрузкой продуктов предыдущей стадии и очисткой реактора.
Способ по примеру 13 был реализован в металлическом реакторе, объемом 200 л, снабженном системой перемешивания и нагрева содержимого реактора, а также окнами для загрузки сырья. Все три стадии проводились в одном аппарате последовательно с выгрузкой продуктов предыдущей стадии без очистки реактора.
Способ по примеру 11 был реализован в металлическом реакторе, объемом 10 м3, снабженном системой перемешивания и нагрева содержимого реактора, а также патрубками для загрузки сырья и выгрузки продуктов. Все три стадии проводились в одном аппарате последовательно с выгрузкой продуктов предыдущей стадии без очистки реактора.
Помимо описанных в примере 4 компонентов в способах по примерам 7-15 могут использоваться катализатор, добавляемый на первой стадии процесса, и деэмульгатор и антиокислитель, добавляемые на второй стадии процесса. Количество и тип катализатора, деэмульгатора и антиокислителя соответствуют таблице 2.
0,15
0,2
0,5
0,1
0,3
0,01
2 В качестве антиокислителя в примерах 3, 5, 11, 14 использован антиокислитель на основе 2,6-дитретбутил-4-метилфенола, в примерах 6, 10, 15 – на основе 2,2-метилен-бис(4-метил-6-третбутилфенол)а
Присадки, полученные способами по примерам 1-15, были использованы для приготовления опытных образцов топливной композиции автомобильного бензина путем ввода присадки в бензин в заданной концентрации, представленной в таблице 3, и перемешивания до полного растворения. Приготовленные таким образом образцы топливной композиции автомобильного бензина были испытаны на наличие функционального антикоррозионного и антифрикционного действия, а также отсутствие негативного влияния на свойства автомобильного бензина по наиболее важным показателям: эмульгируемости и количеству смол. Результаты испытаний представлены в таблице 3.
Антикоррозионные свойства опытных образцов топливной композиции автомобильного бензина оценивались по модифицированному методу ASTM D665 (ГОСТ 19199), который является общепринятым в мировой практике. Этот метод дает качественную оценку защитных свойств топлив, а также позволяет установить зависимость антикоррозионной эффективности присадок от их концентрации в топливе. Сущность метода заключается в качественной оценке коррозионного поражения отполированного стального стержня, погруженного во время испытания в водно-топливную эмульсию. Каждому стержню выставляется оценка в баллах, по которой максимальная степень коррозии (более 5 % поверхности стержня покрыты продуктами коррозии) оценивается в 3 балла (сильная коррозия); поверхность стержня, свободная от следов коррозии (чистый стержень), оценивается в 0 баллов (отсутствие); промежуточным состояниям присваивается 1 (следы коррозии) или 2 (умеренная коррозия) балла.
Для определения антифрикционных свойств топливной композиции автомобильного бензина отсутствуют стандартные методы испытаний, поэтому в качестве самого надежного способа подтверждения наличия и величины данных свойств определяют изменение топливной экономичности, мощности (и крутящего момента), а также динамики разгона для автомобильных бензинов с присадкой и без. Данные испытания являются технически сложными, требуют большого количества образца и являются сложно применимым для анализа большого количества образцов. Для косвенного определения антифрикционных свойств использует метод определения противоизносных свойств на высокочастотном вибростенде (HFRR - аппарате с возвратно-поступательным движением высокой частоты). Подобная методика (например, ГОСТ ISO 12156-1) используется для дизельных топлив в качестве стандартного метода оценки противоизносных свойств топлива. При этом в соответствии с данной методикой испытание проводят при температуре 60°С, поэтому для корректной оценки антифрикционной эффективности многофункциональной присадки согласно изобретению, в качестве базового топлива нельзя использовать бензин, а требует его замена на фракцию дизельного топлива, в качестве которой выбрана дизельная фракция гидрокрекинга, как обладающая сравнительно низкими противоизносными свойствами и эффект от наличия присадки в которой выражен наиболее явно.
Для оценки склонности бензинов к образованию эмульсии с водой применяется метод ASTM D1094. Согласно этому методу 20 мл воды добавляется к 80 мл топливной композиции в мерный цилиндр, смесь перемешивают в течение 2 минут. Затем смесь оседает и через 5 минут оценивается эмульсия. Оценка испытания проводится по шкале от 1 до 3-х, где: 1 - полное отсутствие эмульсии и/или осадков в любом слое или на поверхности слоя топлива; 2 - то же, что и 1, за исключением небольших воздушных пузырьков или мелких капелек воды в слое топлива; 3 - эмульсии, осадки в любом слое или на топливном слое, капельки в водяном слое или прилипшие к стенкам цилиндра, кроме стенок выше топливного слоя. Так же дополнительно оценивается поверхность раздела фаз по шкале от 1 до 4-х. В результатах испытания отражается состояние поверхности раздела фаз и оценка степени раздела.
Склонность бензинов к образованию смол определяют по стандартному методу ГОСТ 32404 с одновременным определением количества промытых и непромытых смол.
Из приведенных в таблице 3 данных видно, что при использовании многофункциональной присадки, полученной способом согласно настоящему изобретению, удается достичь показателя коррозии стального стержня по ASTM D665 на уровне 0 баллов без проявления негативного влияния на такие свойства бензинов как эмульгируемость и склонность к образованию смол.
Для достоверного установления наличия моющих и антифрикционных свойств многофункциональной присадки на свойства автомобильных бензинов были проведены моторно-стендовые испытания на бензиновом двигателе 4Ч8,2/7,56 (четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, шестнадцати клапанный, с двумя распределительными валами, маркировка предприятия-изготовителя ВАЗ-21126) с впрыском бензина во впускной трубопровод в составе испытательного стенда. Испытания заключались в снятии скоростной и нагрузочной характеристики двигателя, работающего на базовом топливе или топливной композиции автомобильного бензина с присадкой, проведении стадии накопления отложений в течении 30 моточасов и повторном снятии скоростной и нагрузочной характеристики двигателя. Помимо характеристик в начале и конце цикла происходит определение величины мощности механических потерь двигателя, которое осуществляется путем принудительного прокручивания коленчатого вала двигателя с помощью внешнего источника энергии, а также взвешивание впускных клапанов для определения массы образовавшегося на них нагара. В моторно-стендовых испытаниях приняли участие две топливных композиции автомобильных бензинов с многофункциональной присадкой: присадка, полученная способом по примеру 1 в концентрации 334 мг/кг, и присадка, полученная способом по примеру 6, в концентрации 280 мг/кг. Результаты сравнительных моторно-стендовых испытаний представлены в таблицах 4-5.
2 Накопленный эффект - сравнение показателей до наработки на базовом бензине и после наработки на бензине с присадкой
Из результатов моторно-стендовых испытаний, представленных в таблицах 4-5, видно, что вовлечение многофункциональной присадки согласно изобретению в состав автомобильных бензинах бензинов позволяет снизить количество отложений на впускных клапанах на 39-42%, а также достичь мощностных, экономичностных и экологических преимуществ по сравнению с базовым бензином, представленных в таблице 5, что позволяет характеризовать присадку как эффективную моющую и антифрикционную и в совокупности с результатами испытаний в таблице 3 подтверждает ее многофункциональный характер.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам и топливная композиция на ее основе | 2022 |
|
RU2796678C1 |
Способ получения многофункциональной топливной присадки и многофункциональная топливная присадка | 2023 |
|
RU2815840C1 |
Способ получения моющего компонента топливной присадки и моющий компонент топливной присадки | 2023 |
|
RU2815903C1 |
Топливная композиция авиационного неэтилированного бензина | 2022 |
|
RU2802183C1 |
Способ получения комплексного маслорастворимого ингибитора коррозии черных металлов предпочтительно для ружейных масел | 2020 |
|
RU2735018C1 |
МОЮЩАЯ ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ И МОТОРНОЕ ТОПЛИВО, ЕЕ СОДЕРЖАЩЕЕ | 2008 |
|
RU2355735C1 |
Многоцелевая пластичная смазка | 2019 |
|
RU2698463C1 |
ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2008 |
|
RU2355734C1 |
Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам | 2016 |
|
RU2616624C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 2005 |
|
RU2288943C1 |
Изобретение относится к способам получения многофункциональных присадок. Предложен способ получения присадки, включающий три стадии: взаимодействие диэтаноламина и растительных масел при мольном соотношении реагентов от 3,0:1,0 до 3,6:1,0, температуре от 120 до 180°C; взаимодействие диэтаноламина и жирных кислот при мольном соотношении реагентов от 0,9:1,0 до 1,1:1,0, температуре от 30 до 70°C; и смешение продуктов взаимодействия, полученных на стадиях 1 и 2, в массовом соотношении от 1,0:1,0 до 20,0:1,0 при температуре от 30 до 70°C. Также предложен способ, включающий проведение двух стадий в ходе совместного синтеза в одном аппарате: взаимодействие диэтаноламина и растительных масел при мольном соотношении реагентов от 3,0:1,0 до 3,6:1,0, температуре от 120 до 180°C; и взаимодействие избыточного количества диэтаноламина, не вступившего в реакцию на первой стадии, и жирных кислот, добавляемых на второй стадии, при мольном соотношении реагентов от 0,9:1,0 до 1,1:1,0, температуре от 30 до 70°C. Технический результат – получение многофункциональной присадки, которая проявляет антикоррозионные свойства и обладает моющей и антифрикционной эффективностью. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 табл., 15 пр.
1. Способ получения многофункциональной присадки к автомобильным бензинам, состоящий из трех стадий:
- взаимодействие диэтаноламина и растительных масел при мольном соотношении реагентов от 3,0:1,0 до 3,6:1,0, температуре от 120 до 180°C,
- взаимодействие диэтаноламина и жирных кислот при мольном соотношении реагентов от 0,9:1,0 до 1,1:1,0, температуре от 30 до 70°C,
- смешение продуктов взаимодействия, полученных на стадиях 1 и 2, в массовом соотношении от 1,0:1,0 до 20,0:1,0 при температуре от 30 до 70°C.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что реакцию взаимодействия диэтаноламина и жирной кислоты ведут в растворителе, доля которого составляет от 10 до 78% суммарной массы смеси.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что смешение продуктов взаимодействия ведут от 0,5 до 2,0 ч.
4. Способ получения многофункциональной присадки к автомобильным бензинам, состоящий из двух стадий в ходе совместного синтеза в одном аппарате:
- взаимодействие диэтаноламина и растительных масел при мольном соотношении реагентов от 3,0:1,0 до 3,6:1,0, температуре от 120 до 180°C,
- взаимодействие избыточного количества диэтаноламина, не вступившего в реакцию на первой стадии, и жирных кислот, добавляемых на второй стадии, при мольном соотношении реагентов от 0,9:1,0 до 1,1:1,0, температуре от 30 до 70°C.
5. Способ по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что на заключительной стадии в смесь дополнительно добавляют растворитель таким образом, что его массовая доля составляет от 10 до 78%.
6. Способ по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что первую стадию проводят в присутствии катализатора щелочной природы при его массовой доле от 0,01 до 0,50%.
7. Способ по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что на заключительной стадии в смесь дополнительно добавляют антиокислитель и деэмульгатор таким образом, что массовая доля каждого компонента не превышает 1%.
8. Способ по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что реакцию взаимодействия диэтаноламина и растительного масла ведут от 2 до 10 ч при давлении от 1 до 5 атм, реакцию взаимодействия диэтаноламина и жирной кислоты ведут от 0,5 до 2,0 ч.
9. Способ по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что в качестве растительного масла используют рапсовое, подсолнечное, оливковое, соевое масла, а также их смеси.
10. Способ по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что в качестве жирных кислот используют жирные кислоты таловых масел, жирные кислоты растительных масел, олеиновую кислоту.
11. Способ по пп. 2, 4, отличающийся тем, что в качестве растворителя используют различные углеводородные фракции, выкипающие в температурных интервалах, соответствующих бензину от 30 до 200°С и керосину от 120 до 300°С, в том числе товарные топлива; узкие фракции, такие как Нефрас, ароматический растворитель, полиалкилбензольный растворитель, маловязкая углеводородная основа для буровых растворов; индивидуальные углеводороды и их смесевые фракции, такие как толуол, п-ксилол, о-ксилол, м-ксилол, смесь ксилолов, кумол, этилбензол; высшие спирты и их смесевые фракции, такие как н-бутанол, изо-бутанол, изо-пентанол, спиртоэфирный концентрат, 2-этилгексанол, кубовой остаток ректификации бутиловых спиртов.
12. Способ по п. 6, отличающийся тем, в качестве катализатора щелочной природы используют гидроксиды и карбонаты щелочных и щелочноземельных металлов, такие как гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция, бикарбонат натрия, бикарбонат калия, бикарбонат кальция.
МОЮЩАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 2003 |
|
RU2235119C1 |
WO 2010065232 A3, 12.08.2010 | |||
US 4729769 A, 08.03.1988 | |||
US 20020134007 A1, 26.09.2002 | |||
US 9017430 B2, 28.04.2015. |
Авторы
Даты
2023-06-23—Публикация
2022-10-19—Подача