СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННИХ КОНСТРУКЦИЙ ТОННЕЛЯ, КОМПЛЕКС ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННИХ КОНСТРУКЦИЙ ТОННЕЛЯ И ПЕРЕДВИЖНЫЕ ПОДМОСТИ Российский патент 2023 года по МПК E21D9/06 

Описание патента на изобретение RU2801520C1

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Настоящее изобретение относится к области сооружения тоннелей, в частности к способу возведения внутренних конструкций тоннеля и к передвижным подмостям.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Традиционно сооружение двухпутных тоннелей включает следующие этапы: проходку тоннеля, возведение внутренних конструкций тоннеля, в том числе возведение жесткого основания тоннеля. В известных решениях для проходки тоннеля используют тоннелепроходческие комплексы, оснащенные транспортно-технологическими средствами, обеспечивающими доставку материалов и блоков, необходимых при выполнении проходческих работ. Для возведения внутренних конструкций тоннеля, как правило, обеспечивают технологическое оборудование, предназначенное для размещения рабочих, инструментов и материалов при выполнении монтажных работ. В частности, такое оборудование может представлять собой технологические тележки различных конструкций, передвигаемые вдоль тоннеля. Возведение жесткого основания включает этап бетонирования, выполняемый за различное количество циклов, определяемое длиной бетонируемой захватки.

Наиболее близким аналогом настоящего изобретения является способ сооружения двухпутного тоннеля, раскрытый в патенте RU 2625064 C1 (опубл. 11.07.2017). Согласно RU 2625064 C1, способ сооружения двухпутного тоннеля включает проходку тоннеля с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК), сооружение вентиляционного перекрытия, возведение жесткого основания тоннеля. В указанном способе возведение внутренних конструкций, в частности возведение вентиляционного перекрытия, осуществляется посредством многоуровневой монтажной тележки портальной конструкции, которую присоединяют к ТПМК, а бетонирование жесткого основания при возведении жесткого основания осуществляют в два этапа. На первом этапе сооружают боковые бетонные выступы, а на втором этапе укладывают центральную часть жесткого основания. В известном способе указанные боковые бетонные выступы обеспечивают для передвижения технологической тележки, содержащей два пандуса и транспортную эстакаду, под которой ведутся работы по укладке центральной части жесткого основания, и предназначенной для пересечения зоны ведения работ по укладке центральной части жесткого основания мультисервисным транспортным средством (МТС), которое доставляет необходимые материалы и блоки обделки к ТПМК при осуществлении проходческих работ.

Недостатками наиболее близкого аналога являются большие сроки строительства тоннеля и большие трудозатраты. В частности, большие сроки строительства обусловлены тем, что монтажную тележку, предназначенную для возведения коммуникаций на проектной высоте и монтажа металлоконструкций вентиляционного перекрытия, присоединяют к ТПМК, таким образом обеспечивая, согласно способу по RU 2625064 C1, ее передвижение. Следовательно, темп работ по возведению вентиляционного перекрытия оказывается жестко связан с режимом работы ТПМК. В частности, при остановке проходки тоннеля, выполняемой ТПМК, работы по монтажу металлоконструкций вентиляционного перекрытия также приостанавливаются, а при ускорении проходки тоннеля рабочие не успевают монтировать металлоконструкции вентиляционного перекрытия, что приводит к пропускам участков, подлежащих монтажу конструкций и влечет за собой необходимость повторно возвращаться к пройденным участкам работ. В свою очередь, такие остановки при монтаже металлоконструкций и повторные возвраты к пройденным участкам приводят к увеличению времени и трудозатрат, затрачиваемых на монтаж металлоконструкций и, как следствие, на последующее возведение вентиляционного перекрытия. Таким образом, при применении технических средств и способа, раскрытого в RU 2625064 C1, характерно увеличение времени, затрачиваемого на возведение вентиляционного перекрытия тоннеля.

Вместе с тем работы по возведению вентиляционного перекрытия связаны с темпом работ по возведению боковых частей жесткого основания, предназначенных для перемещения технологической тележки, опирающейся на лыжи, с помощью лебедок, что также приводит к увеличению времени, затрачиваемому на возведение вентиляционного перекрытия. Кроме того, согласно RU 2625064 C1, бетонирование жесткого основания включает в себя подготовительные работы для возведения жесткого основания и само возведение жесткого основания. В частности, бетонирование центральной части жесткого основания осуществляют только после возведения боковых частей жесткого основания под транспортной эстакадой технологической тележки. Более того, конструкция транспортной эстакады ограничивает длину бетонируемой захватки, что приводит к увеличению времени подготовительных работ к бетонированию, связанному с увеличением количества циклов бетонирования. Также, учитывая, что бетонирование центрального основания осуществляют в ограниченном по высоте пространстве, под технологической тележкой, время производства работ по бетонированию увеличивается. Таким образом, бетонирование жесткого основания согласно известному способу осуществляется в два этапа, что также является фактором увеличения трудозатрат и времени на возведение жесткого основания.

Необходимо отметить, что, согласно известному решению, технологическую тележку для пропуска многотонных МТС передвигают на лыжах с помощью лебедок, что дополнительно приводит к увеличению затрат на строительство, так как указанная эстакада имеет большой вес, что влечет за собой необходимость использования крупногабаритных лебедок. Также необходимо отметить, что в известном способе осуществляют прокладку бетоновода по всей длине тоннеля для регулярной подачи большого количества бетона, укладываемого в жесткое основание, что требует постоянного размещения и обслуживания в тоннеле бетононасосов на все время проходки ТПМК. Это приводит к усложнению и удорожанию строительства.

Немаловажно и то, что трасса тоннелей прокладывается с учетом горно-геологических условий и имеет большое количество поворотов, а согласно RU 2625064 C1, ходовая часть многоуровневой монтажной тележки, представляет собой ролики или катки. При передвижении монтажной тележки в местах, где тоннель имеет повороты, будет происходить ее смещение относительно горизонтальной оси, что приводит к необходимости выравнивать положение указанной тележки. Указанные особенности предложенных в RU 2625064 C1 технических средств также обуславливают увлечение времени строительства и появление дополнительных трудозатрат.

Таким образом, ввиду имеющихся недостатков известных способов и технических средств, существует необходимость в средствах и способах тоннелестроительства, которые могли бы не только снизить затраты, связанные с трудоемкостью и дороговизной применяемых средств, но и обеспечивали бы возможность более быстрого сооружения тоннеля, а в частности ускорения возведения внутренних конструкций тоннеля без потери качества выполняемого объекта.

РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТИ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Указанная техническая проблема решена предлагаемыми передвижными подмостями, комплексом для возведения внутренних конструкций тоннеля и способом для возведения внутренних конструкций тоннеля. Согласно первому аспекту изобретения, предлагаемые передвижные подмости портального типа для возведения внутренних конструкций тоннеля содержат ходовую часть, выполненную с возможностью движения по рельсам и приводимую в движение приводом, опорную часть, соединенную с ходовой частью, и рабочую площадку, соединенную с опорной частью и расположенную в верхней части передвижных подмостей. В свою очередь, рабочая площадка содержит по меньшей мере одну выдвижную площадку, обеспечивающую увеличение площади рабочей площадки, причем выдвижная площадка выполнена с возможностью смещения относительно препятствий, расположенных в тоннеле.

Технический результат заключается в обеспечении независимости выполнения технологических процессов при сооружении тоннеля, а именно независимости возведения внутренних конструкций тоннеля и возведения жесткого основания тоннеля от процесса проходки тоннеля, что приводит к уменьшению сроков сооружения тоннеля, а именно возведения внутренних конструкций тоннеля, а также к снижению трудозатрат, связанных с возведением внутренних конструкций тоннеля. Указанный технический результат достигается в частности благодаря тому, что передвижные подмости для возведения внутренних конструкций тоннеля содержат привод. В частности, благодаря тому, что передвижные подмости содержат привод, осуществление работ по возведению вентиляционного канала не зависит от режима работы ТПМК, что обеспечивает возможность цикличного возведения вентиляционного перекрытия во время проходки тоннеля посредством ТПМК, во время технологических остановок ТПМК и при изменении скорости проходки тоннеля посредством ТПМК. Следовательно, исключается необходимость возвращения к пропущенным участкам, связанная с изменением скорости работы ТПМК, благодаря чему снижаются трудозатраты и обеспечивается уменьшение сроков возведения внутренних конструкций тоннеля и сооружения тоннеля в целом.

Портальный тип передвижных подмостей позволяют производить работы, не останавливая проходку, поскольку позволяет свободно проходить под рабочей площадкой передвижных подмостей любому транспортному средству, направляющемуся к ТПМК и обратно.

Возможность перемещения передвижных подмостей по рельсам позволяет жестко зафиксировать их направление движения в тоннеле, в том числе на поворотах, что исключает необходимость выравнивания указанных передвижных подмостей.

Передвижные подмости также содержат рабочую площадку, расположенную в их верхней части. В частности, вся работа по возведению внутренних конструкций осуществляется с рабочей площадки, расположенной выше зоны движения транспортных средств, что в свою очередь снижает риск получения рабочими травм, поскольку нет необходимости отвлекаться на движение транспорта. Рабочая площадка также содержат выдвижную площадку, обеспечивающую увеличение площади рабочей площадки. Выдвижная площадка выполнена с возможностью смещения относительно препятствий, расположенных в тоннеле. Таким образом, выдвижная площадка обеспечивает возможность обхода элементов коммуникаций для ТПМК и исключает необходимость выполнения дополнительных операций, связанных с перестановкой и/или перемещением передвижной подмости для обхода элементов коммуникаций для ТПМК, что позволяет уменьшить сроки возведения внутренних конструкций тоннеля.

Согласно одному из вариантов реализации изобретения, привод передвижных подмостей представляет собой гидропривод или электромеханический привод. Предлагаемые приводы просты в управлении и обслуживании.

Согласно еще одному варианту реализации изобретения, рабочая площадка выполнена с возможностью расположения на ней внутренних конструкций тоннеля, что позволяет минимизировать складирование материалов на проходных и рабочих местах тоннеля, что особенно важно в стесненных условиях.

Согласно второму аспекту изобретения, способ возведения внутренних конструкций тоннеля, разрабатываемого тоннелепроходческим механизированным комплексом, включает возведение вентиляционного канала с использованием по меньшей мере одних передвижных подмостей, предлагаемых согласно первому аспекту изобретения, которые перемещают по рельсам, закрепленным посредством кронштейнов на обделке тоннеля, причем перемещение указанных передвижных подмостей выполняют независимо от перемещения тоннелепроходческого механизированного комплекса. Способ также включает возведение жесткого основания тоннеля, которое выполняют после прохождения передвижных подмостей, во время остановок тоннелепроходческого механизированного комплекса и по окончании им проходки, причем жесткое основание тоннеля возводят за один проход так, чтобы бетонирование боковых и центральной части жесткого основания тоннеля выполнялось одновременно.

Указанный способ упрощает работы по подготовке к возведению жесткого основания и по возведению внутренних конструкций тоннеля, чем способствует их ускорению и снижению трудозатрат при их выполнении. Перемещение предлагаемой передвижной подмости по рельсам, закрепленным посредством кронштейнов непосредственно на криволинейной обделке тоннеля, исключает необходимость в сооружении каких-либо дополнительных выравнивающих оснований на обделке тоннеля, например боковых частей жесткого основания, как предложено в приведенном аналоге. Стоит отметить, что отсутствие боковых частей жесткого основания или каких-либо других конструкций, препятствующих передвижению транспортных средств, исключают необходимость в дополнительном выполнении транспортных эстакад. Предлагаемое решение не требует установки сложных дополнительных конструкций для перемещения передвижных подмостей, что исключает потерю времени на их возведение. Кроме того, исключается зависимость скорости перемещения передвижных подмостей от скорости возведения сложных дополнительных конструкций.

Независимость перемещения предлагаемых передвижных подмостей обеспечена также благодаря наличию в них привода, что позволяет независимо от скорости перемещения ТПМК выполнять работы по возведению вентиляционного канала, как это было пояснено ранее.

Возведение жесткого основания выполняется после прохождения передвижной подмости, которая в свою очередь перемещается независимо от движения ТПМК. Таким образом, возведение жесткого основания также может выполняться независимо от движения ТПМК, поскольку при остановке ТПМК передвижные подмости могут продолжать движение не тормозя процесс возведения жесткого основания. Таким образом, независимое перемещение передвижных подмостей обеспечивает снижение трудозатрат сооружения тоннеля и сокращение времени, затрачиваемого на возведение внутренних конструкций тоннеля, в том числе на возведение жесткого основания.

Предлагаемое решение позволяет возводить жесткое основание тоннеля за один проход так, чтобы бетонирование боковых и центральной части жесткого основания тоннеля выполнялось одновременно, что существенно сокращает время на подготовку жесткого основания тоннеля под бетонирование и само бетонирование. В частности, одновременное бетонирование боковых и центральной частей жесткого основания тоннеля снижает количество циклов бетонирования. Кроме того, отсутствие транспортных эстакад и других дополнительных конструкций, связанных с раздельным бетонированием боковых и центральных частей, увеличивает длину бетонируемой захватки.

Согласно одному из вариантов осуществления изобретения, доставку средств для возведения внутренних конструкций тоннеля от стартового котлована к ТПМК выполняют посредством транспортного средства, которое проходит под рабочей площадкой передвижных подмостей, во время возведения вентиляционного канала и при остановках возведения жесткого основания тоннеля, что не мешает работе по возведению внутренних конструкций тоннеля.

Согласно третьему аспекту изобретения, комплекс для возведения внутренних конструкций тоннеля содержит передвижные подмости, вилочный погрузчик, выполненный с возможностью доставки материалов от стартового котлована и подъема указанных материалов на передвижные подмости, автобетоносмеситель на спецшасси, выполненный с возможностью доставки бетонной смеси от стартового котлована к месту укладки, бетононасос. Указанные передвижные подмости содержат привод.

Наличие передвижных подмостей с приводом обеспечивает независимость возведения внутренних конструкций тоннеля и возведения жесткого основания тоннеля от процесса проходки тоннеля. Как следствие, может быть обеспечено уменьшение сроков сооружения тоннеля, а именно уменьшение сроков возведения внутренних конструкций тоннеля, а также снижение трудозатрат, связанных с возведением внутренних конструкций тоннеля. Указанный технический результат обусловлен в частности благодаря тому, что передвижные подмости для возведения внутренних конструкций тоннеля, входящие в состав указанного комплекса для возведения внутренних конструкций тоннеля, содержат привод.

Согласно одному из вариантов осуществления изобретения, привод представляет собой гидропривод.

Согласно еще одному варианту осуществления изобретения, привод представляет собой электромеханический привод.

Таким образом, предлагаемые передвижные подмости, комплекс для возведения внутренних конструкций тоннеля и способ возведения внутренних конструкций тоннеля, разрабатываемого ТПМК, обеспечивают уменьшение сроков сооружения тоннеля, а именно возведения внутренних конструкций тоннеля, а также снижение трудозатрат, связанных с их возведением.

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ НА ЧЕРТЕЖАХ

1 - передвижные подмости;

2 - ходовая часть подмости;

3 - опорная часть подмости;

4 - рабочая площадка;

5 - бетононасос;

6 - автобетоносмеситель на спецшасси;

7 - вентиляционное перекрытие.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Сущность изобретения более подробно поясняется со ссылкой на прилагаемые чертежи:

на фиг. 1 показаны передвижные подмости;

на фиг. 2 показан поперечный разрез тоннеля;

на фиг. 3 показана технологическая схема предлагаемого способа сооружения тоннеля.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В соответствии с вариантами осуществления настоящего изобретения, передвижные подмости 1 представляют собой пространственную конструкцию портального типа и предназначены для возведения внутренних конструкций тоннеля. В одном из вариантов осуществления передвижные подмости 1 предназначены для работы по сооружению вентиляционного канала, которое включает: монтаж опорных столиков, балок, кронштейнов, опалубки, армирование вентиляционной плиты, монтаж талрепов, бетонирование вентиляционной плиты, укладку пленки по забетонированной вентиляционной плите, укладку минеральной ваты, демонтаж опалубки и перемещение ее к следующей заходке, монтаж огнезащитных плит, армирование и бетонирование стяжки по минеральной вате, затирку стяжки, оформление водоотводных лотков, монтаж огнезащитных чехлов и др.

Выполнение передвижных подмостей 1 в виде портальной конструкции позволяет осуществлять пропуск МТС от стартового котлована к ТПМК и обратно для транспортировки блоков обделки тоннеля, тампонажного раствора и прочих материалов в процессе сооружения тоннеля, что, в свою очередь, обеспечивает возможность беспрерывного осуществления технологических процессов по проходке тоннеля и возведению внутренних конструкций тоннеля.

Передвижные подмости 1 содержат ходовую часть 2, опорную часть 3 и рабочую площадку 4. В одном из предпочтительных вариантов осуществления настоящего изобретения ходовая часть 2, опорная часть 3 и рабочая площадка 4 выполнены из металла. В других вариантах осуществления, в которых необходимо снизить вес конструкции, ходовая часть 2, опорная часть 3 и рабочая площадка 4 передвижных подмостей 1 могут быть выполнены из любого обеспечивающего достаточную прочность композитного материала, дерева и пр.

Также, согласно одному из предпочтительных вариантов осуществления, опорная часть 3 состоит из профильных труб, скрепленных между собой фермами. Рабочая площадка 4 содержит металлический каркас и рабочие настилы, выполненные из сухой древесины хвойных и лиственных пород не ниже 2-го сорта по ГОСТ 8486-86, подвергнутой антисептической защите и обработанной огнезащитным составом. При необходимости рабочие настилы могут быть выполнены из другого подходящего материала.

Рабочая площадка 4 также содержит одну основную площадку и четыре выдвижные площадки. Выдвижные площадки выдвигаются из-под основной площадки по металлическим направляющим и также представляют собой плоскую металлоконструкцию, застеленную деревянным настилом. Стоит отметить, что рабочая площадка 4 может иметь меньшее или большее количество выдвижных площадок. Количество площадок зависит от конкретного назначения передвижных подмостей 1, размера и формы тоннеля, количества работников и пр.

Подвижность выдвижных площадок позволяет обходить элементы коммуникаций для ТПМК или, например, цепи, на которых подвешена конвейерная лента. Могут быть использованы два варианта монтажа конвейерной ленты: подвешивание на цепях или монтаж на кронштейнах. Предлагаемая конструкция подмостей 1 позволяет обходить как цепи, так и кронштейны. Таким образом исключается необходимость введения дополнительных операций по обходу каких-либо препятствий, требующих перемещение передвижных подмостей посредством ручных, механических или других средств, что позволяет уменьшить время, затрачиваемое на возведение внутренних конструкций, и снизить соответствующие трудозатраты.

Согласно различным вариантам осуществления настоящего изобретения, подвижность выдвижных площадок обеспечена посредством использования гидроцилиндров, обеспечивающих возможность приведения выдвижной площадки в выдвинутое положение и/или в убранное положение. Указанные гидроцилиндры приводятся в действие маслостанцией, запускаемой оператором со шкафа управления с помощью ручного гидравлического распределителя.

Подъем на рабочую площадку 4 осуществляется по лестнице с лотка тоннеля через промежуточную площадку. Также переход на промежуточную площадку возможен с людского ходка.

Передвижные подмости 1 также содержат привод. В одном из предпочтительных вариантов осуществления привод представляет собой электромеханический привод, который предполагает наличие шкафа управления приводами, переносной пульт управления, два электропривода с редуктором, причем указанный электропривод соединен с ведущими колесами посредством звездочек и цепей. Необходимо отметить, что электромеханический привод обеспечивает плавность хода при передвижении передвижных подмостей 1 по рельсам. Работает указанный электромеханический привод следующим образом: оператор переносным пультом подает электропитание на электродвигатель хода подмостей. Вращение через редукторы, звездочки и цепи передается на звездочки приводных колес. После окончания движения под колеса подмостей устанавливаются стопора.

В другом варианте осуществления может быть использован гидравлический привод, который предполагает наличие шкафа управления маслостанцией, маслостанции с электроприводом, ручного гидравлического распределителя и двух гидроцилиндров, прикрепленных с одной стороны пальцами к подмостям, а с другой стороны - к захватам ходового рельса. Согласно настоящему изобретению, передвижение подмостей 1 состоит из циклов, равных рабочему ходу гидроцилиндров, при этом указанный ход цилиндров равен ширине кольца обделки. В одном из предпочтительных вариантов осуществления настоящего изобретения ход цилиндров равен 1, 8 м. Ниже описан один цикл работы гидравлического цилиндра. Оператор запускает маслостанцию со шкафа управления, ручным гидравлическим распределителем приводит в действие гидроцилиндры, которые, упираясь в захваты, приводят в движение подмости 1. После этого оператор снимает захваты с рельс, перемещает гидроцилиндры при помощи маслостанции с гидравлическим распределителем в крайнее положение, устанавливает захваты на рельсы и убирает стопора из-под колес. После этого перемещает подмости в нужное направление. После окончания движения подмостей 1 оператор устанавливает стопора под колеса подмостей 1.

В соответствии с одним из неограничивающих вариантов осуществления настоящего изобретения, ходовая часть 2 передвижных подмостей 1 содержит шесть колес, выполненных из металла. Колеса имеют форму, позволяющую перемещаться по рельсам, закрепленным посредством кронштейнов на обделке тоннеля. Движение передвижных подмостей 1 по рельсам позволяет жестко зафиксировать необходимое положение подмостей 1 в тоннеле и обеспечивает возможность самостоятельного поворота подмостей 1 в тоннеле в местах, где тоннель имеет повороты. Таким образом, нет необходимости выравнивать положение подмостей и, следовательно, затрачивать дополнительное время при возведении внутренних конструкций тоннеля.

Кронштейны заранее устанавливаются на обделку тоннеля и крепятся с помощью арматурных стержней, анкер-шурупов или любых других подходящих крепежных элементов, бурение отверстий под установку которых производится твердосплавным буром. Рельсы укладываются на кронштейны перед передвижными подмостями по мере продвижения фронта работ. На участке тоннеля, где все работы завершены, рельсы и кронштейны демонтируются и переносятся вперед.

Для возведения внутренних конструкций тоннеля предпочтительно использовать трое предлагаемых передвижных подмостей 1. Первые передвижные подмости 1 могут быть использованы для складирования кронштейнов и опорных столиков, для монтажа балок, столиков и кронштейнов. Вторые передвижные подмости 1 могут быть использованы для складирования кронштейнов и монтажа опалубки, армирования и последующего производства работ по бетонированию вентиляционного перекрытия 7 тоннеля. Третьи передвижные подмости 1 предназначены для демонтажа и складирования на них опалубки, монтажа фасонных элементов и огнезащитных плит, а также для перевозки опалубки ко вторым подмостям 1.

Для доставки материалов от стартового котлована и подъема указанных материалов на передвижные подмости может быть использован любой подходящий погрузчик, например вилочный погрузчик. Для доставки бетонной смеси от стартового котлована к месту укладки используют автобетоносмеситель 6 на спецшасси.

В соответствии с одним вариантом осуществления настоящего изобретения, предложен комплекс для возведения внутренних конструкций тоннеля, в состав которого включены описанные выше передвижные подмости 1, погрузчик и автобетоносмеситель 6. В связи с этим описание конструкции, принципов работы указанных элементов, входящих в состав комплекса для возведения внутренних конструкций, приведенное выше и далее, также относится к комплексу.

Согласно осуществлению настоящего изобретения комплекс также содержит бетононасос 5.

Согласно одному варианту осуществления, комплекс для возведения внутренних конструкций содержит по меньшей мере одни передвижные подмости 1. Указанные передвижные подмости 1 содержат привод.

В одном из вариантов осуществления привод представляет собой электромеханический привод.

В другом варианте осуществления может быть использован гидравлический привод.

В процессе проходки тоннеля с помощью ТПМК осуществляют следующие операции: посредством МТС осуществляют доставку тампонажного раствора, блоков обделки и других необходимых материалов от стартового котлована к ТПМК, разработку грунта с помощью ТПМК и последующую его транспортировку посредством конвейерной ленты в отвал, возведение обделки тоннеля, нагнетание тампонажного раствора за обделку.

Одновременно с проходкой тоннеля с помощью ТПМК передвижные подмости 1 передвигают к необходимому участку ведения работ по возведению внутренних конструкций вдоль рельсов посредством привода. В процессе продвижения вдоль тоннеля выдвижные площадки задвигаются для обхода элементов коммуникаций ТПМК. Вилочный погрузчик доставляет материалы от стартового котлована и обеспечивает подъем указанных материалов на передвижные подмости 1, а бетонная смесь для последующей укладки с помощью бетононасоса 5 перевозится посредством автобетоносмесителя 6 от стартового котлована к месту укладки.

Доставку материалов к передвижным подмостям 1, осуществляемую посредством вилочного погрузчика, выполняют вслед за МТС, доставляющим материалы к ТПМК. Разгрузка вилочного погрузчика и подъем материалов на подмости 1 осуществляют в момент разгрузки МТС у ТПМК, при этом время разгрузки вилочного погрузчика и последующего подъема материалов на подмости не превышает время разгрузки МТС. Таким образом время нахождения рабочих в лотке тоннеля, по которому перемещаются транспортные средства, минимизируется.

Передвижные подмости 1 для возведения внутренних конструкций передвигаются независимо от перемещения ТПМК, таким образом, возведение вентиляционного канала может быть осуществлено независимо от режима работы ТПМК. В частности, работы по возведению вентиляционного канала могут осуществляться как в процессе проходки, так и в моменты остановки проходки и по окончании проходки.

Необходимо отметить, что вся работа по возведению вентиляционного канала осуществляется с технологических подмостей, выше зоны движения транспортных средств, что, в свою очередь, снижает риск получения рабочими травм и исключает необходимость отвлекаться на движение транспорта.

Возведение жесткого основания тоннеля выполняют после прохождения передвижных подмостей 1. В частности, возведение жесткого основания тоннеля возможно в технологические окна во время остановок ТПМК, когда прекращается движение МТС по тоннелю и по окончании проходки ТПМК.

Боковые и центральную часть жесткого основания тоннеля возводят за один проход, так что бетонирование боковых и центральной частей жесткого основания тоннеля выполняется одновременно. В частности, это возможно благодаря тому, что для перемещения передвижных подмостей 1 не требуется возведения бетонных конструкций и, таким образом, бетонирование может быть осуществлено после проходки на все поперечное сечение тоннеля за один проход.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет вести работы в одном темпе, без разрывов, единым фронтом, что существенно упрощает возведение внутренних конструкций тоннеля.

Настоящее изобретение не ограничено конкретными вариантами осуществления, раскрытыми в описании в иллюстративных целях, и охватывает все возможные модификации и альтернативы, входящие в объем настоящего изобретения, определенный формулой изобретения.

Похожие патенты RU2801520C1

название год авторы номер документа
Способ сооружения двухпутного тоннеля 2016
  • Александров Николай Вадимович
  • Старков Алексей Юрьевич
  • Кузнецов Валерий Дмитриевич
  • Власов Николай Иванович
RU2625064C1
ОДНОСВОДЧАТАЯ МНОГОУРОВНЕВАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА И СПОСОБ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (КОНСТРУКЦИЯ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2014
  • Юркевич Павел Борисович
RU2562359C2
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена с двухпутным средним станционным тоннелем и боковыми станционными залами с пассажирскими платформами 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2779168C1
УЧАСТОК СОПРЯЖЕНИЯ С КОТЛОВАНОМ ТОННЕЛЯ В ПЕРИОД ЕГО СООРУЖЕНИЯ 2021
  • Дорошенко Александр Васильевич
  • Крымов Борис Алексеевич
  • Конюхов Дмитрий Сергеевич
RU2760448C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЯ 2001
RU2181414C1
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с боковым расположением пассажирских платформ и с двухпутным перегонным тоннелем 2018
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2692518C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЯ 2001
RU2181416C1
Способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ с двухпутным перегонным тоннелем 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2704414C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЯ 2001
RU2181417C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 801 520 C1

Реферат патента 2023 года СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННИХ КОНСТРУКЦИЙ ТОННЕЛЯ, КОМПЛЕКС ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННИХ КОНСТРУКЦИЙ ТОННЕЛЯ И ПЕРЕДВИЖНЫЕ ПОДМОСТИ

Группа изобретений относится к области сооружения тоннелей, в частности к способу возведения внутренних конструкций тоннеля, к передвижным подмостям, а также к комплексу для возведения внутренних конструкции тоннеля. Передвижные подмости портального типа для возведения внутренних конструкций тоннеля содержат ходовую часть, выполненную с возможностью движения по рельсам и приводимую в движение приводом. Передвижные подмости включают опорную часть, соединенную с ходовой частью. Передвижные подмости содержат рабочую площадку, соединенную с опорной частью и расположенную в верхней части передвижных подмостей. Рабочая площадка содержит по меньшей мере одну выдвижную площадку, обеспечивающую увеличение площади рабочей площадки. Выдвижная площадка выполнена с возможностью смещения относительно препятствий, расположенных в тоннеле. Технический результат предлагаемого изобретения заключается в обеспечении независимости возведения внутренних конструкций тоннеля и возведения жесткого основания тоннеля от процесса проходки тоннеля. 3 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 801 520 C1

1. Передвижные подмости портального типа для возведения внутренних конструкций тоннеля, содержащие

ходовую часть, выполненную с возможностью движения по рельсам и приводимую в движение приводом,

опорную часть, соединенную с ходовой частью, и

рабочую площадку, соединенную с опорной частью и расположенную в верхней части передвижных подмостей, причем рабочая площадка содержит по меньшей мере одну выдвижную площадку, обеспечивающую увеличение площади рабочей площадки, причем выдвижная площадка выполнена с возможностью смещения относительно препятствий, расположенных в тоннеле.

2. Передвижные подмости по п. 1, в которых привод представляет собой гидравлический привод или электромеханический привод.

3. Передвижные подмости по п. 1, в которых рабочая площадка выполнена с возможностью расположения на ней элементов внутренних конструкций тоннеля.

4. Способ возведения внутренних конструкций тоннеля, разрабатываемого тоннелепроходческим механизированным комплексом, включающий

возведение вентиляционного канала с использованием по меньшей мере одних передвижных подмостей по п. 1, которые перемещают по рельсам, закрепленным посредством кронштейнов на обделке тоннеля, причем перемещение указанных передвижных подмостей выполняют независимо от перемещения тоннелепроходческого механизированного комплекса, и

возведение жесткого основания тоннеля, которое выполняют после прохождения передвижных подмостей, во время остановок тоннелепроходческого механизированного комплекса и по окончании им проходки, причем

бетонирование боковых и центральной частей жесткого основания тоннеля возводят за один проход.

5. Способ по п. 4, в котором доставку средств для возведения внутренних конструкций тоннеля от стартового котлована к тоннелепроходческому механизированному комплексу выполняют посредством транспортного средства, которое проходит под рабочей площадкой передвижных подмостей во время возведения вентиляционного канала и при остановках работ по возведению жесткого основания тоннеля.

6. Комплекс для возведения внутренних конструкций тоннеля, содержащий:

передвижные подмости,

вилочный погрузчик, выполненный с возможностью доставки материалов от стартового котлована и подъема указанных материалов на передвижные подмости;

автобетоносмеситель на спецшасси, выполненный с возможностью доставки бетонной смеси от стартового котлована к месту укладки;

бетононасос,

причем указанные передвижные подмости содержат привод.

7. Комплекс для возведения внутренних конструкций тоннеля по п. 6, в котором привод представляет собой гидропривод.

8. Комплекс для возведения внутренних конструкций тоннеля по п. 6, в котором привод представляет собой электромеханический привод.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2801520C1

Передвижные подмости 1979
  • Канунников Юрий Сергеевич
  • Коротков Юрий Константинович
  • Конухин Владимир Пантелеймонович
  • Потапов Юрий Федорович
  • Степанов Ермил Васильевич
  • Сахаров Сергей Борисович
  • Большаков Владимир Алексеевич
SU866083A1
Подмости для обслуживания куполообразныхСООРужЕНий 1979
  • Новиков Виктор Титович
  • Дворников Виктор Сергеевич
  • Соколов Владимир Анатольевич
  • Родионов Виктор Александрович
SU842173A2
Способ сооружения двухпутного тоннеля 2016
  • Александров Николай Вадимович
  • Старков Алексей Юрьевич
  • Кузнецов Валерий Дмитриевич
  • Власов Николай Иванович
RU2625064C1
Подмости для обслуживания куполообразныхСООРужЕНий 1979
  • Новиков Виктор Титович
  • Дворников Виктор Сергеевич
  • Соколов Владимир Анатольевич
  • Родионов Виктор Александрович
SU842173A2
Тоннелепроходческий агрегат 1987
  • Легкобыт Станислав Ефимович
  • Котляревский Владимир Эммануилович
  • Нестеренко Владимир Иванович
SU1583615A1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЯ 2001
  • Антипов В.В.
  • Антипов Ю.В.
  • Браккер И.И.
  • Бессолов П.П.
RU2231644C2
Матрица для прессования изделий с ребрами 1974
  • Захаров Михаил Федорович
  • Никонов Евгений Георгиевич
  • Лукашенко Виктор Никитович
  • Сударенков Юрий Иванович
  • Булгаков Анатолий Яковлевич
SU560660A1
ДМИТРИЙ К., Вилочные погрузчики в строительных работах, размещено 26.08.2014, Найдено из сети Интернет:

RU 2 801 520 C1

Авторы

Бусов Константин Павлович

Каретников Юрий Викторович

Климов Алексей Алексеевич

Колпаков Павел Александрович

Прокофьев Юрий Николаевич

Даты

2023-08-10Публикация

2022-03-03Подача