Способ сооружения двухпутного тоннеля Российский патент 2017 года по МПК E21D9/06 

Описание патента на изобретение RU2625064C1

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам сооружения тоннелей большого диаметра глубокого и мелкого заложения.

Известен способ сооружения тоннеля большого диаметра, включающий проходку тоннеля с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса, после завершения проходки тоннеля на всю длину возводят жесткое основание тоннеля (С.В. Мазеин, Х. Йоханнис. Устройство дорожного полотна Лефортовского тоннеля. Метро и тоннели, №2, 2003).

Недостатками данного способа являются большие сроки строительства и большие трудозатраты.

Известен способ сооружения тоннеля большого диаметра, включающий проходку тоннеля с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса, затем возведение жесткого основания тоннеля и установку опалубки для вентиляционного перекрытия (Swiss Tunnelling Society STS & vdf Hochschulvertag AG an der ETH Zurich, 2013, 193).

Недостатками данного способа являются большие сроки строительства и большие трудозатраты.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является способ возведения двухпутного тоннеля, включающий проходку тоннеля с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса, которая заканчивается возведением коммуникаций, затем возводят жесткое основание тоннеля с перекладкой коммуникаций и устанавливают опалубку для сооружения вентиляционного перекрытия (А.Ю. Старков. Технология строительства двухпутного перегонного тоннеля Санкт-Петербургского метрополитена, Метро и тоннели, №2, 2011, с. 8-9).

Недостатками данного способа также являются большие сроки строительства и большие трудозатраты.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является снижение трудозатрат и снижение сроков строительства за счет пространственного распределения выполнения технологических операций процесса, одновременного выполнения не связанных между собой операций.

Технический результат - снижение трудозатрат и снижение сроков строительства двухпутного тоннеля.

Технический результат достигается тем, что в способе сооружения двухпутного тоннеля, включающем проходку тоннеля с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса, установку опалубки для сооружения вентиляционного перекрытия, возведение жесткого основания тоннеля, к тоннелепроходческому механизированному комплексу присоединяют многоуровневую монтажную тележку портальной конструкции, опирающуюся на катки, с помощью которой возводят коммуникации на проектной высоте во время проходки тоннеля и монтаж опалубки для возведения вентиляционного перекрытия, при возведении жесткого основания тоннеля сооружают боковые бетонные выступы, по ним передвигают технологическую тележку, состоящую из двух пандусов и транспортной эстакады, опирающейся на металлические лыжи, предназначенную для пересечения зоны ведения работ по укладке центральной части жесткого основания мультисервисным транспортным средством, которое проходит под многоуровневой монтажной тележкой, доставляя материалы и блоки обделки к тоннелепроходческому механизированному комплексу при проходке тоннеля, с помощью многоуровневой монтажной тележки и технологической тележки одновременно с проходкой тоннеля осуществляют возведение вентиляционного перекрытия и возведение жесткого основания тоннеля.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен поперечный разрез двухпутного тоннеля с многоуровневой монтажной тележкой, на фиг. 2 изображен поперечный разрез двухпутного тоннеля с технологической тележкой, на фиг. 3 изображен продольный разрез тоннеля с многоуровневой монтажной тележкой, на фиг. 4 изображен продольный разрез тоннеля с технологической тележкой.

Многоуровневая монтажная тележка 1 (фиг. 1, 3) портальной конструкции содержит три уровня монтажных площадок 2, 3, 4, соединенных между собой металлическими соединениями 5, опирающимися на катки 6, лестницу 7 для подъема и спуска.

Технологическая тележка 8 (фиг. 2, 4) выполнена из металлоконструкций, содержит два пандуса 9, 10, соединенные с транспортной эстакадой 11, опирающейся на металлические лыжи 12. В тоннеле сооружают боковые бетонные выступы 13. Технологическая тележка 8 предназначена для пересечения зоны ведения работ по укладке центральной части жесткого основания 14 мультисервисным транспортным средством (МТС) 15, посредством которого к тоннелепроходческому механизированному комплексу (ТПМК) 16 (например, ТПМК (А.Ю. Старков. Технология строительства двухпутного перегонного тоннеля Санкт-Петербургского метрополитена, Метро и тоннели, №2, 2011, с. 9)) производится доставка материалов и блоков обделки при ведении проходческих работ. Передвижение технологической тележки 8 происходит на лыжах 12. Боковые выступы жесткого основания 14 служат опорой для технологической тележки 8, которую тянут с помощью лебедок (на чертеже не показаны).

Способ сооружения двухпутного тоннеля осуществляют следующим образом. К ТПМК 16 присоединяют многоуровневую монтажную тележку 1 (фиг. 1, 2). В процессе проходки тоннеля с помощью ТПМК 16 выполняются следующие операции: доставка тампонажного раствора и блоков обделки от стартового котлована к ТПМК 16 посредством МТС 15, разработка грунта и его транспортировка в отвал, нагнетание тампонажного раствора за обделку, возведение обделки тоннеля. С нижнего уровня 2 многоуровневой монтажной тележки 1 выполняют наращивание постоянных коммуникаций 17 тоннеля на проектную высоту, с верхнего уровня 4 многоуровневой монтажной тележки 1 осуществляют монтаж опалубки для последующего бетонирования вентиляционного перекрытия тоннеля 18. Многоуровневая монтажная тележка 1 портальной конструкции позволяет осуществлять пропуск МТС 15 к ТПМК 16 для транспортировки блоков обделки тоннеля и тампонажного раствора. С отставанием 20-30 м от многоуровневой монтажной тележки 1 производят монтаж инвентарной секционной опалубки для возведения боковых бетонных выступов 13 жесткого основания 14. Технологическая тележка 8 осуществляет функцию моста для проезда МТС 15 к ТПМК 16, поставляющего блоки обделки тоннеля и тампонажный раствор. МТС 15 движется по пандусам 9, 10 и транспортной эстакаде 11. Под защитой данных конструкций ведется бетонирование центральной части жесткого основания тоннеля 14 без прерывания процесса проходки.

По сравнению с прототипом, в котором осуществлялась проходка тоннеля, затем установка опалубки для сооружения вентиляционного перекрытия, затем возведение жесткого основания, данный способ сооружения двухпутного тоннеля позволил снизить трудозатраты и сроки строительства за счет одновременного выполнения проходческих работ в тоннеле, возведения вентиляционного перекрытия и возведения жесткого основания тоннеля.

Похожие патенты RU2625064C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННИХ КОНСТРУКЦИЙ ТОННЕЛЯ, КОМПЛЕКС ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННИХ КОНСТРУКЦИЙ ТОННЕЛЯ И ПЕРЕДВИЖНЫЕ ПОДМОСТИ 2022
  • Бусов Константин Павлович
  • Каретников Юрий Викторович
  • Климов Алексей Алексеевич
  • Колпаков Павел Александрович
  • Прокофьев Юрий Николаевич
RU2801520C1
ОДНОСВОДЧАТАЯ МНОГОУРОВНЕВАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА И СПОСОБ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (КОНСТРУКЦИЯ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2014
  • Юркевич Павел Борисович
RU2562359C2
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена с двухпутным средним станционным тоннелем и боковыми станционными залами с пассажирскими платформами 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2779168C1
Способ сооружения колонной станции метрополитена глубокого заложения 2022
  • Новиков Анатолий Леонидович
  • Коньков Александр Николаевич
  • Сокорнов Антон Александрович
RU2785718C1
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с боковым расположением пассажирских платформ и с двухпутным перегонным тоннелем 2018
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2692518C1
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ЛИНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2012
  • Абрамсон Валерий Михайлович
  • Земельман Александр Маркович
  • Соболев Павел Петрович
  • Туренский Сергей Никандрович
RU2514865C1
Способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ с двухпутным перегонным тоннелем 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2704414C1
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2
Способ строительства линии метрополитена закрытого способа производства работ с использованием обделки постоянного поперечного сечения и единым типом применяемого тоннелепроходческого механизированного комплекса 2020
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Бойцов Дмитрий Анатольевич
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2754694C1
ЛИНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 2023
  • Рубинчик Эдуард Борисович
  • Джантимиров Христофор Авдеевич
  • Звездов Андрей Иванович
  • Новиков Андрей Евгеньевич
  • Панкратенко Александр Никитович
  • Рубинчик Дмитрий Александрович
  • Рудометкин Владимир Викторович
RU2808273C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 625 064 C1

Реферат патента 2017 года Способ сооружения двухпутного тоннеля

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам сооружения тоннелей большого диаметра глубокого и мелкого заложения. Способ сооружения двухпутного тоннеля включает проходку тоннеля с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса, установку опалубки для сооружения вентиляционного перекрытия, возведение жесткого основания тоннеля. К тоннелепроходческому механизированному комплексу присоединяют многоуровневую монтажную тележку портальной конструкции, опирающуюся на катки, с помощью которой возводят коммуникации на проектной высоте во время проходки тоннеля и монтаж опалубки для возведения вентиляционного перекрытия. При возведении жесткого основания тоннеля сооружают боковые бетонные выступы, по ним передвигают технологическую тележку, состоящую из двух пандусов и транспортной эстакады, опирающейся на металлические лыжи, предназначенную для пересечения зоны ведения работ по укладке центральной части жесткого основания мультисервисным транспортным средством, которое проходит под многоуровневой монтажной тележкой, доставляя материалы и блоки обделки к тоннелепроходческому механизированному комплексу при проходке тоннеля. С помощью многоуровневой монтажной тележки и технологической тележки одновременно с проходкой тоннеля осуществляют возведение вентиляционного перекрытия и возведение жесткого основания тоннеля. Технический результат состоит в снижении трудозатрат и снижении сроков строительства двухпутного тоннеля за счет одновременного выполнения не связанных между собой операций. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 625 064 C1

Способ сооружения двухпутного тоннеля, включающий проходку тоннеля с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса, установку опалубки для сооружения вентиляционного перекрытия, возведение жесткого основания тоннеля, отличающийся тем, что к тоннелепроходческому механизированному комплексу присоединяют многоуровневую монтажную тележку портальной конструкции, опирающуюся на катки, с помощью которой возводят коммуникации на проектной высоте во время проходки тоннеля и монтаж опалубки для возведения вентиляционного перекрытия, при возведении жесткого основания тоннеля сооружают боковые бетонные выступы, по ним передвигают технологическую тележку, состоящую из двух пандусов и транспортной эстакады, опирающейся на металлические лыжи, предназначенную для пересечения зоны ведения работ по укладке центральной части жесткого основания мультисервисным транспортным средством, которое проходит под многоуровневой монтажной тележкой, доставляя материалы и блоки обделки к тоннелепроходческому механизированному комплексу при проходке тоннеля, с помощью многоуровневой монтажной тележки и технологической тележки одновременно с проходкой тоннеля осуществляют возведение вентиляционного перекрытия и возведение жесткого основания тоннеля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2625064C1

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ РТУТНАЯ ЛАМПА 1934
  • Мухин В.М.
SU46300A1
Передвижная опалубка 1979
  • Иванов Валентин Александрович
  • Ходош Владимир Александрович
  • Павельев Валентин Николаевич
  • Шенкман Михаил Яковлевич
  • Кирбатов Владимир Львович
  • Иванов Вячеслав Георгиевич
  • Власов Сергей Николаевич
  • Оржеховский Анатолий Александрович
  • Марченко Алексей Александрович
  • Хохлов Григорий Иванович
SU883464A1
ОДНОСВОДЧАТАЯ МНОГОУРОВНЕВАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА И СПОСОБ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (КОНСТРУКЦИЯ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2014
  • Юркевич Павел Борисович
RU2562359C2
Щит для проходки тоннеля в слабых обводненных породах 1990
  • Ларичев Николай Николаевич
  • Лакомкин Владимир Ильич
SU1798509A1
ПЕРЕДВИЖНАЯ ОПАЛУБКА ДЛЯ БЕТОНИРОВАНИЯ ПЕРЕКРЫТИЙ 1994
  • Хихлуха Б.А.
  • Котлов В.В.
  • Молодцов Г.В.
  • Можаев А.И.
RU2061181C1
Бетоноукладчик для бетонирования обделок тоннеля 1983
  • Шаматава Левтер Кондратьевич
  • Годжиашвили Ушанги Иванович
  • Цискаришвили Михаил Апполонович
  • Чаава Мовели Никифорович
SU1130692A1

RU 2 625 064 C1

Авторы

Александров Николай Вадимович

Старков Алексей Юрьевич

Кузнецов Валерий Дмитриевич

Власов Николай Иванович

Даты

2017-07-11Публикация

2016-05-24Подача