Система оповещения обслуживающего персонала о приближении поезда Российский патент 2023 года по МПК B61L29/00 B61L27/40 

Описание патента на изобретение RU2803222C1

Заявляемое устройство относится к информационным системам, применяемым на железнодорожном транспорте и предназначено для определения факта приближения подвижного состава к месту установки средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава (например, КТСМ, ПАК, КТИ и др.) или месту проведения работ на железнодорожных путях и своевременного оповещения персонала об опасности дальнейшего проведения работ на путях.

Известно устройство оповещения обслуживающего персонала о приближении поезда, которое включает блок обработки информации с подключенными к нему звуковым и информационным сигнализаторами, и датчиками определения месторасположения поезда, установленными на путях (патент РФ №67534, МПК B61L 23/06, опубл. 27.10.2007 г.) - прототип.

Недостатками прототипа являются:

- отсутствие возможности контроля свободности более двух путей и использования устройства при производстве работ на путях в местах, не имеющих стационарного поста;

- низкая надежность работы устройства в части его защищенности от атмосферных электрических воздействий при использовании бесконтактных петлевых датчиков в качестве источников извещения;

- отсутствие интеллектуальной системы самодиагностики состояния устройства;

- стрелочный тип обозначения направления движения подвижного состава на информационном табло.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое решение, является повышение надежности работы и достоверности оповещения о приближении поезда к контролируемому участку, при расширении функциональных возможностей.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство оповещения обслуживающего персонала о приближении поезда включает блок обработки информации связанный со звуковыми и световыми информаторами и датчиками определения месторасположения поезда, установленными на путях контролируемого участка, причем блок обработки информации содержит платы фильтров, блока питания, индикации, процессора, входную и выходную платы, звуковой модуль, регистратор событий и кнопку подтверждения, входная плата входом/выходом связана с платой процессора, на которой размещен регистратор событий, плата процессора входом/выходом связана также с платой индикации и выходной платой с размещенным на ней звуковым модулем, один из входов выходной платы связан с выходом платы блока питания, а два других выхода платы блока питания связаны с входом платы процессора и входной платы соответственно, вход платы блока питания связан с выходом платы фильтров, а плата индикации связана с кнопкой подтверждения.

Устройство, характеризующееся тем, что выполнено с возможностью контроля свободности участка, имеющего до четырех путей.

Заявляемое устройство конкретизировано на фиг. 1 и 2, где на фиг. 1 представлена его функциональная схема, а на фиг. 2 схематичное изображение блока обработки информации с обозначением входящих в его состав элементов и связей между ними.

На фиг. 1 изображены: место размещения 1 блока обработки информации 2, звуковых 8, 9 и световых 3 информаторов заявляемого устройства, например, это может быть отдельно стоящий шкаф уличного исполнения, шкаф управления, пост средства автоматического контроля подвижного состава и т.д. Заявляемое устройство содержит также соединительную панель 4, световой информатор номера занявшегося пути 6, световой информатор направления движения поезда 7, речевой информатор приближения поезда звуковой сигнализатор исправности устройства 8, звуковой сигнализатор приближения поезда/исправности устройства 9, концевой выключатель 10, датчики 14 определения месторасположения поезда на путях 13 участка контроля. В свою очередь, блок обработки информации 2 содержит кнопку подтверждения 11, регистратор событий 12, плату процессора 15, входную плату 16, плату индикации 17, звуковой модуль 18, выходную плату 19, плату блока питания 20 и плату фильтров 21. При этом входная плата 16 входом/выходом связана с платой процессора 15, на которой размещен регистратор событий 12. Плата процессора 15 входом/выходом связана также с платой индикации 17 и выходной платой 19, с размещенным на ней звуковым модулем 18. Один из входов выходной платы 19 связан с выходом платы блока питания 20, а два других выхода платы блока питания 20 связаны - один с входом платы процессора 15, а другой с входом входной платы 16, причем вход платы блока питания 20 связан с выходом платы фильтров 21, а плата индикации 17 связана с кнопкой подтверждения 11.

Устройство работает следующим образом.

Устройство анализирует показания датчиков определения месторасположения поезда в зоне контроля и в случае его появления, обеспечивает своевременное оповещение персонала об опасности дальнейшего проведения работ на путях.

Блок 2 обработки информации осуществляет управление всем устройством. Принимает на входную плату 16 информацию от датчиков 14 определения месторасположения поезда и контакта концевого выключателя 10 активации системы, анализирует ее процессором, который в свою очередь, управляя выходной платой, формирует выходные звуковые, посредством звукового модуля 18, и световые информационные сигналы. При этом процессор циклически производит опрос исправности критически важных элементов входной 16 и выходной 19 плат и в случае выявления неисправности, информирует об этом персонал по всем доступным каналам оповещения. Работоспособность каждого из выходных каналов звуковой и световой сигнализации, и звукового и светового информирования схемотехнически не зависит от исправности остальных каналов оповещения. События активации системы, захода и выхода подвижного состава с контролируемого участка пути, нажатия кнопки 11 подтверждения, а также выявления неисправности критически важных элементов системы и/или датчиков определения месторасположения поезда с указанием даты и времени фиксируются встроенным регистратором 12 событий, расположенным на плате 15 процессора. Плата 17 индикации отображает текущее время и состояние устройства, а также в случае выявленной, по результатам самодиагностики, неисправности - соответствующий ей код. Кроме того, на плате 17 индикации размещены органы управления устройством для его настройки и кнопка 11 подтверждения принятого персоналом оповещения. Электропитание всего устройства обеспечивает плата 20 питания, электроснабжение для которой, в свою очередь, подготавливает плата 21 фильтров.

При подаче электропитания на блок 2 обработки информации устройство переходит в пассивный режим («спящий»). Устройство контролирует прохождение поездов по участку. Световое информационное табло 3 выключено. Звуковое информирование отключено.

При активации устройства, например, при открытии двери шкафа или крышки светового информационного табло (в зависимости от варианта размещения) устройство переходит в активный режим (ожидания поезда). Звуковой сигнализатор исправности устройства 8 каждые 10-12 сек. подает контрольный тональный сигнал с частотой 320±5 Гц и длительностью 1,5-2,5 сек. Устройство готово к работе и обслуживающий персонал может приступать к работам на путях. Контрольный сигнал информирует обслуживающий персонал о работоспособности устройства. Отсутствие контрольного сигнала от звукового сигнализатора исправности 8 говорит о неработоспособности устройства и его показания не достоверны. При этом обслуживающий персонал на показания прибора не ориентируется и при вхождении поезда на участок приближения, должен немедленно покинуть место работы.

При заходе поезда в зону контроля устройство переходит в режим наличия поезда. На световом информационном табло 3 начинает мигать световой сигнализатор 5 наличия поезда, отображается информация о его направлении движения 7 и номере занявшегося им пути 6. Звуковые сигнализаторы 9 приближения поезда (сирены) звучат каждые 2-4 сек длительностью 1-2 сек. Речевой информатор 8 воспроизводит речевое сообщение о приближающемся поезде, которое содержит информацию о номере пути, по которому он приближается и направлении его движения. Речевое сообщение повторяется каждые 8-10 сек. в паузах между включениями звуковых сигнализаторов 9. При включении звуковых сигнализаторов 9 и речевого информатора 8 о приближении поезда обслуживающий персонал должен покинуть место работы на путях и, нажав кнопку «Подтверждение» 11 на блоке 2 обработки информации, подтвердить, что сигнал о приближении поезда услышан. С момента нажатия кнопки «Подтверждение» 11 сигнал звуковых сигнализаторов 9 прекращается, но речевой информатор 8 продолжает оповещать о приближении поезда. Речевое информирование выключается только после того, как последняя единица подвижного состава покинет пределы зоны контроля и только после этого, обслуживающий персонал может продолжить работы на путях.

Одновременно с открытием/закрытием двери шкафа или крышки светового информационного табло (в зависимости от варианта размещения) включается/выключается регистратор 12 событий. В активном режиме устройства, регистратор 12 во встроенную память автоматически производит запись происходящих событий: активация устройства, заход поезда, нажатие кнопки «Подтверждение» 11, уход поезда, сбои блока 2 обработки информации, деактивация устройства (спящий режим). В памяти регистратора 12 событий хранится более 2000 событий с фиксацией даты и времени каждого. При превышении количества записанных событий в памяти регистратора 12, каждые новые события записываются на место наиболее старых. Для просмотра записанных регистратором 12 событий и передачи информации о них в компьютер необходимо его подключение и установка связи с устройством с помощью специализированного программного обеспечения.

Применение заявляемого устройства, по сравнению с прототипом, обеспечивает следующие преимущества:

- повышение надежности работы устройства и достоверности оповещения персонала о приближении поезда;

- повышение защищенности устройства от атмосферных электрических воздействий;

- наличие интеллектуальной системы самодиагностики состояния устройства;

- в случае технической целесообразности, возможность размещения устройства как в отдельно стоящих шкафах уличного исполнения, шкафах управления средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава, не имеющих стационарного поста, так и в помещениях постов;

- повышение безопасности производства работ за счет расширения зоны контроля устройства до четырех путей;

- увеличение количества событий, фиксирующихся в памяти встроенного регистратора;

- упрощение пусконаладочных работ за счет буквенного обозначения направления движения подвижного состава на информационном табло;

- возможность работы как с бесконтактными петлевыми датчиками в качестве источников извещения, так и с рельсовыми цепями.

Похожие патенты RU2803222C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОПОВЕЩЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ 2021
  • Алексеев Михаил Борисович
RU2773550C1
Система контроля и оповещения при проведении работ в опасной зоне 2020
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Меркулов Павел Михайлович
RU2747307C1
Интегрированная система пожарной безопасности и информационного оповещения о загораниях в вагонах электропоезда и оповещения дежурного по депо при нахождении электропоезда в отстое 2015
  • Макаренков Анатолий Андреевич
RU2611476C1
СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ СТАНЦИИ 2012
  • Ананьев Дмитрий Викторович
  • Андриенко Вадим Сергеевич
  • Баландин Владимир Иванович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Захаров Сергей Николаевич
  • Корпусенко Евгений Геннадьевич
  • Павлов Алексей Сергеевич
  • Слюняев Александр Николаевич
RU2529578C2
Робот-сигналист и система ограждения места работ и оповещения работающих на перегоне при капитальном ремонте пути 2022
  • Автаев Дмитрий Иванович
  • Блиндер Илья Давидович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Вихрова Нина Юрьевна
  • Долгий Александр Игоревич
  • Кудюкин Владимир Валерьевич
  • Розенберг Ефим Наумович
RU2791772C1
Автоматизированная система ограждения места работ по текущему содержанию железнодорожного пути с оповещением работающих о приближении подвижного состава без использования сигналистов (СОРБИС-М1) 2020
  • Шарипов Ренат Мазгарович
RU2733452C1
Робот-сигналист и система ограждения места работ и оповещения работающих на перегоне при капитальном ремонте пути 2023
  • Автаев Дмитрий Иванович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Вихрова Нина Юрьевна
  • Долгий Александр Игоревич
  • Кудюкин Владимир Валерьевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Хатламаджиян Агоп Ервандович
  • Шурдак Андрей Владимирович
RU2817645C1
СИСТЕМА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2012
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Уманский Владимир Ильич
RU2519322C1
Способ ограждения места работ по текущему содержанию железнодорожного пути с оповещением работающих о приближении подвижного состава без использования сигналистов 2020
  • Шарипов Ренат Мазгарович
RU2739090C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРОТУШЕНИЕМ В ПОДВИЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ 2021
  • Баев Сергей Николаевич
  • Чащина Елена Павловна
  • Близнюк Игорь Петрович
  • Лавринов Алексей Андреевич
RU2760106C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 803 222 C1

Реферат патента 2023 года Система оповещения обслуживающего персонала о приближении поезда

Заявляемое устройство относится к средствам определения приближения подвижного состава к месту установки средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава и местам проведения работ на железнодорожных путях с оповещением работающего на путях персонала. Устройство включает блок обработки информации (2), соединительную панель (4), световой информатор номера занявшегося пути (6), световой информатор направления движения поезда (7), речевой информатор приближения поезда звуковой сигнализатор исправности устройства (8), звуковой сигнализатор приближения поезда/исправности устройства (9), концевой выключатель (10), датчики (14) определения месторасположения поезда на путях (13) участка контроля. При этом блок обработки информации (2) содержит кнопку подтверждения (11), регистратор событий (12), плату процессора (15), входную плату (16), плату индикации (17), звуковой модуль (18), выходную плату (19), плату блока питания (20) и плату фильтров (21). Устройство выполнено с возможностью контроля свободности участка, имеющего до четырех путей. Достигается повышение надежности и достоверности оповещения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 803 222 C1

1. Устройство оповещения обслуживающего персонала о приближении поезда, включающее блок обработки информации, связанный со звуковыми и световыми информаторами и датчиками определения месторасположения поезда, установленными на путях контролируемого участка, отличающееся тем, что блок обработки информации содержит платы фильтров, блока питания, индикации, процессора, входную и выходную платы, звуковой модуль, регистратор событий и кнопку подтверждения, причем входная плата входом/выходом связана с платой процессора, на которой размещен регистратор событий, плата процессора входом/выходом связана также с платой индикации и выходной платой с размещенным на ней звуковым модулем, один из входов выходной платы связан с выходом платы блока питания, а два других выхода платы блока питания связаны с входом платы процессора и входной платы соответственно, вход платы блока питания связан с выходом платы фильтров, а плата индикации связана с кнопкой подтверждения.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что выполнено с возможностью контроля свободности участка, имеющего до четырех путей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2803222C1

Устройство для предупреждения ложной работы релейной защиты в сетях с изолированной нулевой точкой 1945
  • Сатаров В.А.
SU67534A1
СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ О ПРИБЛИЖЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ОГРАЖДЕНИЯ УЧАСТКА РАБОТ, РАЗМЕЩАЕМАЯ НА ПУТЕВОЙ МАШИНЕ (СОМП) 2020
  • Шарипов Ренат Мазгарович
RU2737976C1
Способ уменьшения пускового момента поршневых компрессоров 1958
  • Зеликовский И.Х.
  • Коноров Н.Н.
  • Райский Э.К.
  • Шварц И.Н.
SU121218A1
Электронно-лучевая трубка для скоростной импульсно-кодовой модуляции 1959
  • Ликиардопуло А.Г.
SU146763A1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОГРАЖДЕНИЯ МЕСТА РАБОТ И ОПОВЕЩЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ О ПРИБЛИЖЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИГНАЛИСТОВ (СОРБИС-М) найдено в сети

RU 2 803 222 C1

Авторы

Седов Владимир Валерьевич

Щелобов Дмитрий Евгеньевич

Зайцев Игорь Александрович

Каменев Александр Викторович

Макарычева Ольга Александровна

Даты

2023-09-11Публикация

2023-03-17Подача