Заявленное изобретение относится к медицинской технике, в частности к приборам для офтальмологии, и может быть использовано в качестве тренировки бинокулярного зрения при косоглазии.
Косоглазием считается отклонение одного из глаз от совместной точки фиксации, которое при этом сопровождается нарушением бинокулярного зрения.
Мозг косящих получает несимметричную зрительную информацию и у 90% из них вырабатывает привычку к «косоглазому зрению». Чем раньше болезнь возникла, чем позже начато ее лечение, тем эта привычка сильнее. Попытки устранить такое косоглазие только операцией обречены на неудачу. После нее мозг, не владеющий навыком «прямоглазого зрения», по имеющейся у него привычке к «косоглазому зрению» даст команду глазным мышцам на восстановление исходной, привычной для него «косой» позиции глаз. Поэтому перед операцией у такого пациента нужно максимально ослабить ненормальную привычку путем постоянного перекрывания (окклюзии) то одного, то другого глаза и на этом фоне обучить его нормальному, «прямоглазому зрению». Обучение начинают с использования метода последовательных образов.
Если сначала некоторое время посмотреть правым глазом в центр яркого, расположенного горизонтально, линейного источника света, а затем левым - в центр расположенного вертикально, то сразу после такого засвета не косившие лица с хорошим зрением при закрытых глазах в течение некоторого периода времени (от нескольких секунд до 1-5 минут) видят светлые полоски, которые образуют фигуру креста. Имеющие косоглазие, осложненное «косоглазым зрением», видят либо только одну из полосок, либо обе полоски, расположенные в разных местах.
Известен метод проф. Поспелова, направленный на развитие правильного зрения двумя глазами, выполненный, например, на основе лампы-фотовспышки (далее - лампы) [https://zreni.ru/articles/narodnaya-medicina/708-roditelyam-i-pacientam-o-sliyanii-posledovatelnyh-obrazov-po-metodu-prof-vi-pospelova.html].
Световой проем лампы закрывают сначала белой бумагой - калькой, затем, поверх нее, непрозрачным экраном, выполненным, например, из картона. В экране предварительно проделывают отверстие в виде замочной скважины для двустороннего ключа. Диаметр центрального круга в этом отверстии делают величиной 5-10 мм, ширина боковых прорезей должна быть меньше - 3-5 мм, размер длины прорезей значения не имеет. В центре круглой части отверстия на бумагу - кальку карандашом или ручкой наносят метку для фиксации взгляда в виде хорошо заметной точки.
Тренировку осуществляют следующим образом. Пациент плотно закрывает левый глаз, перед ним на расстоянии 15-20 см от правого глаза помещают лампу так, чтобы прорези отверстия в экране расположились горизонтально. Пациенту предлагают фиксировать правым глазом метку для фиксации, после чего, нажимая на включатель лампы, делают вспышку. Затем пациент плотно закрывает засвеченный правый глаз и открывает левый. Лампу поворачивают на 90° так, чтобы прорези отверстия в экране расположились вертикально. Пациенту предлагают фиксировать взглядом метку для фиксации левым глазом и делают такую же вспышку.
После засвета пациент закрывает оба глаза и наблюдает так называемый последовательный образ. При этом возможны 3 варианта его восприятия. При нормальном «прямоглазом» восприятии он видит вертикальную и горизонтальную полоски, которые образуют фигуру креста. При подавлении нормального восприятия он видит то горизонтальную полоску, то вертикальную. При этом полоски сменяют друг друга в одном месте. При «косоглазом зрении» вертикальная и горизонтальная полоски видны одновременно, однако они располагаются в разных местах. Через какое-то время пациент перестает видеть либо весь последовательный образ, либо его часть (горизонтальную или вертикальную полоску). Так заканчивается один засвет.
В начале лечения нужно определить длительность видения последовательного образа, чтобы затем определить количество проводимых ежедневно засветов. Например, если последовательный образ сохраняется в течение 2-х минут, а лечение рекомендуется проводить по 60 минут, то, следовательно, ежедневно нужно делать по 30 засветов (60:2=30).
При «косоглазом зрении» пациент должен заниматься ежедневно в общей сложности не менее 60 минут. Закрыв глаза после засвета, он должен стремиться как можно быстрее фиксировать свое внимание то на центре вертикальной, то на центре горизонтальной полоски так, чтобы каждая из них во время фиксации на ней внимания воспринималась как расположенная не только прямо перед глазом, но и прямо перед собой. В некоторых случаях этому можно помочь так. На лицо пациента направляют свет настольной лампы. Пациент, сохраняя глаза закрытыми, дополнительно перекрывает то один, то другой глаз рукой. В других случаях лучше получается, если пациент оба глаза дополнительно плотно закрывает ладонями. По мере увеличения скорости попеременной фиксации полоски приближаются друг к другу и через какое-то время «сливаются», образовав в целом фигуру «крест». Как только это произойдет, пациент должен продолжить попеременную фиксацию полосок, но теперь ему нужно смотреть не на их центр, а на боковые выступы (концы креста), например, так: верхний - правый - нижний - левый - верхний и так далее. Через какое-то время фигура «крест» начнет возникать у него сразу после засвета и закрытия глаз. Для закрепления полученного нормального восприятия ежедневные упражнения нужно продолжить с той же длительностью (не менее 60 минут в день) еще в течение месяца, после чего время занятий уменьшают в 3-4 раза. Далее эти упражнения проводят по 15-20 минут ежедневно до конца лечения косоглазия и еще около 3 лет после отмены окклюзии.
Недостатком известного метода является необходимость участия второго лица (врача или родителей) для осуществления лечения вследствие отсутствия автоматизации процесса тренировки.
Известны упражнения для глаз методом проф. Т.П. Кащенко [http://vizhusuper.ru/uprazhneniya-dlya-glaz-po-kashhenko/?ysclid=ljbw6euhqr74284034] - это система тренировок для глаз при содружественном (сходящемся) косоглазии, которое сопровождается диплопией. Сущностью является метод, при котором под контролем врача проводятся засветы больного глаза при помощи специального медицинского аппарата «Мираж». На стол ставят аппарат, пациента усаживают на стул перед ним и просят прикрыть здоровый глаз, чтобы на него не попадал свет. Больным глазом нужно смотреть вперед. Далее аппарат включают, происходит вспышка, и сетчатка глаза засвечивается. Длительность занятия составляет несколько минут.
Известен патент на полезную модель на аппарат «Мираж» RU № 113655 «Устройство для тренировки бинокулярного зрения», сущностью является устройство для тренировки бинокулярного зрения методом отрицательных последовательных зрительных образов, включающее два независимых источника света с наклеенными на них светонепроницаемыми марками в форме ракеток, «ручки» которых обращены в противоположные стороны, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено экраном, осветителем экрана, органами управления источниками света и осветителем экрана в виде кнопочных переключателей, размещенных на основании устройства, при этом источники света и осветитель экрана выполнены на плоских светодиодных матрицах, закрытых матовой рассеивающей маской, и размещены в отдельных прямоугольных корпусах, закрепленных в вертикальной плоскости, перпендикулярной основанию и параллельной экрану, с возможностью углового перемещения каждого из них вокруг продольной оси.
Недостатком известного метода проф. Т.П. Кащенко и, соответственно, известного патента RU № 113655 является недостаточное качество и удобство процесса тренировки вследствие:
- частичного отсутствия автоматизации процесса тренировки из-за отсутствия блока управления с установленной программой ЭВМ;
- невозможности проведения тренировки в универсальных условиях, так как делать засветы нужно обязательно в темном помещении из-за отсутствия корпуса устройства;
- отсутствия подставки под подбородок и упора под лоб, что неудобно для пациента, при этом приводит к риску «бракованных» засветов (в которых присутствуют двойные образы) из-за непроизвольного движения головы пациента;
- невозможности использования при любой величине угла косоглазия, что уменьшает круг пациентов, так как при наличии угла косоглазия более 5 градусов может развиться аномальная корреспонденция сетчатки и патологическое (асимметричное) бинокулярное зрение.
Известны фотовспышки с прикладываемыми фильтрами для выполнения слияния последовательных отрицательных образов по методу проф. Поспелова, например:
- лампы-вспышки для диагностики и лечения аномалий ретино-кортикальной корреспонденции (г. Красноярск) и зрительной фиксации по Кюпперсуг: Краснодар, Лаборатория охраны и реабилитации зрения - U20 «Compact Mini», V24 «Home+», P30 «Prof Clinic», V36 «Maxi Light» [http://zreniedetey.ru/?page_id=45];
- вспышка с меняющимися насадками, г. Ульяновск, изготовитель Софронова Оксана Ивановна [https://oftalab.ru/11-2/zasvet];
- лампы-вспышки [https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=uWtDjiqOqUU], изготовитель Михаил Смолин.
Недостатком известных приборов (вспышек) является то, что они позволяют лишь создать образ, в отличие от заявленного технического решения, позволяющего повысить удобство тренировки путем автоматизации ее процесса.
Выявленные аналоги совпадают с заявленным техническим решением по отдельным совпадающим признакам, поэтому прототип не выявлен и формула изобретения составлена без ограничительной части.
Техническим результатом заявленного технического решения является разработка устройства для тренировки бинокулярного зрения, повышающее качество и удобство тренировки бинокулярного зрения по сравнению с известными аналогами вследствие:
- автоматизации процесса тренировки благодаря заявленной конструкции и электронной схеме блока управления, работающей по программе ЭВМ заявителя, что позволяет:
настроить определенное время мигания светодиодных лент, при этом автоматическим таймером ведется обратный отсчет времени и производится звуковое извещение об окончании цикла мигания, при этом на счетчике отражается суммарное количество циклов мигания и время текущего цикла мигания,
• установить яркость, а также частоту мигания или постоянное свечение световых лент,
• вывести на дисплей все данные и настройки, например, время цикла мигания, количество пройденных циклов мигания, настройки яркости, интервала между миганиями и др. (при использовании ранее описанных приборов - фотовспышек в аналогах) таймер заводят вручную или переворачивают песочные часы и следят за ними, при этом отмечают на бумаге вручную общее количество циклов миганий),
• установить любимую мелодию пациента (особенно важно для ребенка) после выполнения всех циклов мигания, что стимулирует его на выполнение всего курса, чтобы побыстрее услышать мелодию;
- сведения до минимума участия второго лица в процессе выполнения тренировки - пациент может успешно производить ее самостоятельно благодаря наличию блока управления, работающего по программе ЭВМ;
- возможности проводить тренировки в универсальных условиях, позволяющих делать засветы в помещении с любым освещением, в том числе в светлое время, благодаря наличию корпуса устройства;
- возможности фиксации головы пациента за счет наличия подставки под подбородок 8 и упора под голову 9, что удобно для пациента и дополнительно приводит к уменьшению риска «бракованных» засветов (в которых присутствуют двойные образы) из-за отсутствия риска непроизвольного движения руки второго лица (например, врача), держащего вспышку, или вздрагивания головы пациента;
- возможность использования при любой величине косоглазия, что расширяет круг пациентов, в отличие от прибора «Мираж», при использовании которого при наличии угла косоглазия более 5 градусов может развиться аномальная корреспонденция сетчатки и патологическое (асимметричное) бинокулярное зрение.
Сущностью заявленного технического решения является устройство для тренировки бинокулярного зрения, содержащее аппарат для тренировки бинокулярного зрения и блок управления; при этом аппарат для тренировки бинокулярного содержит рабочую часть и опорную плиту, соединенные между собой шпильками с возможностью перемещения рабочей части и подставки для подбородка вверх-вниз по шпилькам для регулировки под размер лица пациента; на шпильках размещены крепежные элементы с возможностью фиксации рабочей части и подставки для подбородка; рабочая часть содержит корпус с продольной перегородкой и съемной крышкой, на передней панели корпуса выполнены два отверстия для глаз и отверстие для носа, передняя часть дна корпуса и крышки имеет вогнутый упор для головы с возможностью плотного прилегания лица пациента к передней панели корпуса; задняя стенка корпуса выполнена тройной с образованием двух вертикальных щелей, при этом в ближней вертикальной щели размещена подвижная насадка, выполненная с двумя прямыми прорезями, одна из которых выполнена вертикально, а другая горизонтально, при этом посередине прямых прорезей выполнены прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа; при этом в дальней вертикальной щели задней стенки корпуса размещены прожекторы; с внутренней стороны задней стенки корпуса прикреплены светодиодные ленты с возможностью обеспечения их мигания; с обеих сторон продольной перегородки к дну корпуса прикреплены светодиоды подсветки с возможностью подсветки прорезей подвижной насадки; ниже корпуса на передних шпильках расположена подвижная подставка для подбородка пациента; на передней части опорной плиты выполнен зажим для крепления аппарата для тренировки бинокулярного зрения на горизонтальную поверхность; блок управления содержит электронную схему, обеспечивающую работу устройства для тренировки бинокулярного зрения по программе ЭВМ, при этом электронная схема содержит плату Arduino, дисплей с возможностью визуального контроля за параметрами тренировки и настройками, энкодер с возможностью изменения данных и настроек, пьезоизлучатель с возможностью подачи звукового сигнала об окончании цикла мигания и воспроизведения музыки в конце сеанса, соединительный кабель, подключенный к прожекторам, светодиодным лентам, светодиодам подсветки; адаптер питания; на переднюю панель блока управления выведены: дисплей, вал энкодера, кнопки управления прожекторами, кнопки управления текущим циклом мигания; блок управления подключен к сети 220 В электрическим шнуром; адаптер питания выполнен с возможностью преобразования напряжения 220 В в напряжение 5 В, необходимые для работы электронной схемы. Устройство для тренировки бинокулярного зрения по п.1., характеризующееся тем, что шпильки выполнены гладкими или с резьбой. Устройство для тренировки бинокулярного зрения по п.1., характеризующееся тем, что крепежные элементы выполнены в виде винтов или гаек-барашков. Способ использования устройства для тренировки бинокулярного зрения по п.1, заключающийся в том, что настраивают высоту рабочей части и подставки для подбородка под размер лица пациента посредством их передвижения по шпилькам с их последующей фиксацией крепежными элементами; с помощью вращения энкодера производят перемещение по пунктам меню и настраивают на блоке управления необходимые для тренировки параметры: яркость светодиодных лент; время, в течение которого сохраняются последовательные образы - время засвета; количество необходимых циклов мигания; интервал между ними; затем выходят из меню настроек и сохраняют их посредством нажатия на энкодер, при этом настройки записываются во внутреннюю память платы Arduino и не стираются при перезагрузке; при этом перемещение по пунктам меню, их изменение и сохранение отражаются на дисплее; включение и выключение прожекторов осуществляется с кнопок управления прожекторами, а тип текущего цикла мигания - либо поочередное моргание, либо совместное моргание, либо отсутствие моргания, настраивается кнопками управления текущим циклом мигания с поочередным миганием, управления текущим циклом мигания с совместным миганием, управления текущим циклом мигания с отсутствием мигания, соответственно, в соответствии с алгоритмом программы ЭВМ; пациент ставит подбородок на подставку для подбородка, при этом движение лба ограничивается упором для головы, при этом глаза пациента смотрят в отверстия для глаз, а нос помещается в отверстие для носа; при подключении аппарата для тренировки бинокулярного зрения в сеть автоматически загораются светодиоды подсветки; пациент смотрит каждым глазом в центр прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа, расположенной в центре прямой прорези на подвижной насадке, и делает два «засвета» - по одному на каждый глаз, для чего включает-выключает соответствующие кнопки управления прожекторами на передней панели блока управления на необходимое время, при этом включаются прожекторы и свет проходит от них через прорезь в виде замочной скважины для двустороннего ключа до глаза пациента; затем пациент включает соответствующие кнопки управления текущим циклом мигания на заданное заранее время, при этом включаются светодиодные ленты, за счет чего обеспечивается мигание последовательных образов, и запускается обратный таймер, при этом, если нажата кнопка управления текущим циклом мигания с поочередным миганием - светодиодные ленты начинают мигать поочередно, если нажата кнопка управления текущим циклом мигания с совместным миганием - светодиодные ленты начинают мигать вместе, если нажата кнопка управления текущим циклом мигания с отсутствием мигания в случае если в результате засвета с помощью прожекторов образ получился размытым - светодиодные ленты не мигают; по истечении заданного времени с помощью пьезоизлучателя издается звуковой сигнал, извещающий об окончании текущего цикла мигания, а к количеству засветов, который равен нулю при включении устройства для тренировки бинокулярного зрения, прибавляется 1, при этом если нажата кнопка управления текущим циклом мигания с отсутствием мигания, то прибавления к количеству засветов не происходит; после того, как количество засветов доходит до установленного в настройках количества засветов, пьезоизлучатель издает настроенный сигнал, извещающий об окончании курса засветов на сегодняшний день, при этом информация об оставшемся времени текущего цикла мигания, а также количество уже пройденных циклов мигания автоматически выводится на дисплей с возможностью самоконтроля пациентом хода тренировки в соответствии с алгоритмом программы ЭВМ; после достижения необходимого количества засветов из пьезоизлучателя начинает играть заранее выбранная музыка.
Заявленное техническое решение иллюстрируется Фиг.1 - Фиг.4.
На Фиг.1 приведен общий вид заявленного устройства.
На Фиг.2 приведен вид заявленного устройства со снятой крышкой: слева - вид сверху, справа - вид ¾ сбоку.
На Фиг.3 приведена электронная схема блока управления.
На Фиг.4 приведено заключение хирурга-офтальмолога.
Позиции на Фиг.1 - Фиг.3 обозначают:
1 - аппарат для тренировки бинокулярного зрения,
2 - блок управления,
3 - рабочая часть,
4 - опорная плита,
5 - шпильки,
6 - подставка для подбородка,
7 - крепежные элементы,
8 - корпус,
9 - продольная перегородка,
10 - съемная крышка,
11 - отверстия для глаз,
12 - отверстие для носа,
13 - упор для головы,
14 - подвижная насадка,
15 - прожекторы,
16 - светодиодные ленты,
17 - светодиоды подсветки,
18 - зажим для крепления,
19 - плата Arduino,
20 - дисплей,
21 - энкодер,
22 - пьезоизлучатель,
23.1, 23.2 - кнопки управления прожекторами 15,
23.3 - кнопка управления текущим циклом мигания с поочередным миганием,
23.4 - кнопка управления текущим циклом мигания с совместным миганием,
23.5 - кнопка управления текущим циклом мигания с отсутствием мигания,
24 - соединительный кабель.
25 - адаптер питания.
Далее заявителем приведено описание заявленного технического решения.
Заявленное устройство для тренировки бинокулярного зрения (далее - заявленное устройство) содержит (Фиг.1, Фиг.2):
- аппарат для тренировки бинокулярного зрения 1 (далее - аппарат),
- блок управления 2.
При этом аппарат 1 содержит рабочую часть 3 и опорную плиту 4, соединенные между собой шпильками 5 с возможностью перемещения рабочей части 3 и подставки для подбородка 6 вверх-вниз по шпилькам 5 для регулировки под размер лица пациента. На шпильках 5 размещены крепежные элементы 7 с возможностью фиксации рабочей части 3 и подставки для подбородка 6.
В частных случаях выполнения шпильки 5 могут быть гладкими или с резьбой, а крепежные элементы выполнены в виде винтов или гаек-барашков соответственно.
Рабочая часть 3 содержит корпус 8 с продольной перегородкой 9 и съемной крышкой 10. Детали корпуса 8 выполнены, например, из пластика, дерева, и др. и соединены между собой, например, склеиванием, винтовым соединением, и др. В частном случае выполнения рабочая часть может быть выполнена методом аддитивной технологии на 3D-принтере.
На передней панели корпуса 8 выполнены два отверстия для глаз 11 и отверстие для носа 12, передняя часть дна корпуса 8 и крышки 10 имеет вогнутый упор для головы 13 с возможностью плотного прилегания лица пациента к передней панели корпуса 8.
Задняя стенка корпуса 8 выполнена тройной с образованием двух вертикальных щелей. В ближней вертикальной щели размещена сочленением подвижная насадка 14, выполненная с двумя прямыми прорезями, одна из которых выполнена вертикально, а другая горизонтально, при этом посередине прямых прорезей выполнены прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа (далее - «замочные скважины») (данная подвижная насадка при дальнейшем лечении, после достижения развития бинокулярности, может быть заменена на другую, с иными формами прорезей).
В дальней вертикальной щели задней стенки корпуса 8 размещены прожекторы 15, например, приклеиванием, с возможностью засвета глаз пациента.
С внутренней стороны задней стенки корпуса 8 прикреплены светодиодные ленты 16, например, приклеиванием, с возможностью обеспечения их мигания, что стимулирует мигание последовательных образов у пациента.
С обеих сторон перегородки 9 к дну корпуса 8 прикреплены светодиоды подсветки 17, например, приклеиванием, винтовым соединением и др., с возможностью подсветки прорезей подвижной насадки 14.
Ниже корпуса 8 на передних шпильках 5 расположена подвижная подставка 6 для размещения подбородка пациента.
На передней части опорной плиты 4 выполнен зажим 18 с возможностью жесткого крепления аппарата для тренировки бинокулярного зрения 1 на горизонтальную поверхность, например, стол.
Блок управления 2 содержит электронную схему (Фиг.3), обеспечивающую работу заявленного устройства по разработанной заявителем программе ЭВМ, защищенной Свидетельством о государственной регистрации программы ЭВМ № 2023664515 от 05.07.2023 «Программа для автоматизации процесса выполнения слияния последовательных образов по методу профессора Поспелова».
Электронная схема содержит: плату Arduino 19 с возможностью изменения данных и настроек, например, времени цикла мигания, количества пройденных циклов мигания, настройки яркости, интервала между миганиями и др.; дисплей 20 с возможностью визуального контроля за параметрами тренировки и настройками; энкодер 21 с возможностью управления настройками платы Arduino 19; пьезоизлучатель 22 с возможностью подачи звукового сигнала об окончании цикла мигания и воспроизведения музыки в конце сеанса; соединительный кабель 24, подключенный к прожекторам 15, светодиодным лентам 16, светодиодам подсветки 17; адаптер питания 25.
На переднюю панель блока управления 2 выведены: дисплей 20, вал энкодера 21, кнопки 23.1, 23.2 управления прожекторами 15, кнопки 23.3, 23.4, 23.5 управления текущим циклом мигания.
Блок управления подключен к сети 220 В электрическим шнуром (на Фиг. позицией не указан).
Адаптер питания 25 выполнен с возможностью преобразования напряжения 220 В в напряжение 5 В, необходимые для работы электронной схемы.
Далее заявителем приведен заявленный способ использования заявленного устройства.
Собирают заявленное устройство по алгоритму, описанному выше.
Опорную плиту 4 крепят к горизонтальной поверхности, например, столу с помощью зажима 18. Блок управления 2 соединяют с корпусом 8 с помощью шнура 24.
Настраивают высоту рабочей части 3 и подставки 6 под размер лица пациента посредством их передвижения по шпилькам 5 с их последующей фиксацией крепежными элементами 7.
С помощью вращения энкодера 21 осуществляют перемещение по пунктам меню и настраивают на блоке управления 2 необходимые для тренировки параметры: яркость светодиодных лент 16; время, в течение которого сохраняются последовательные образы (время засвета); количество необходимых циклов мигания; интервал между ними; затем выходят из меню настроек и сохраняют их посредством нажатия на энкодер 21. При этом настройки записываются во внутреннюю память микроконтроллера и не стираются при перезагрузке. Перемещение по пунктам меню, их изменение и сохранение отражаются на дисплее 20. Включение и выключение прожекторов 15 осуществляется с кнопок 23.1 и 23.2, а тип текущего цикла мигания (либо поочередное моргание, либо совместное моргание, либо отсутствие моргания) настраивается кнопками 23.3, 23.4, 23.5, расположенными на передней панели блока управления 2, в соответствии с алгоритмом программы ЭВМ, защищенной Свидетельством о государственной регистрации программы ЭВМ № 2023664515 от 05.07.2023.
Пациент ставит подбородок на подставку 6, при этом движение лба ограничивается упором 13. При этом глаза пациента смотрят в отверстия 11, а нос помещается в отверстие 12. При этом благодаря наличию корпуса 8 тренировку возможно проводить в любое время суток, в том числе в светлое время.
При подключении аппарата в сеть автоматически загораются светодиоды подсветки 17.
За счет светодиодов подсветки 17 подсвечиваются «замочные скважины», пациент смотрит каждым глазом в центр такой «замочной скважины», расположенной в центре прорези на насадке 14, и делает два «засвета» - по одному на каждый глаз, для чего включает-выключает соответствующие кнопки 23.1, 23.2 на передней панели блока управления 2 на необходимое, рекомендованное врачом-офтальмологом, время, при этом автоматически включаются прожекторы 15 и свет проходит от них через «замочную скважину» насадки 14 до глаза пациента.
Затем пациент включает соответствующие кнопки 23.3, 23.4, 23.5 на заданное в настройках время, при этом включаются светодиодные ленты 16, за счет чего обеспечивается мигание последовательных образов, и запускается обратный таймер, при этом, если нажата кнопка 23.3 - светодиодные ленты 16 начинают мигать поочередно, если нажата кнопка 23.4 - мигать вместе, если нажата кнопка 23.5 в случае если в результате засвета с помощью прожекторов 15 образ получился размытым - светодиодные ленты 16 не мигают. По истечении заданного в настройках времени с помощью пьезоизлучателя 22 издается звуковой сигнал, извещающий об окончании текущего цикла мигания, прекращается мигание светодиодных лент 16, и заново включаются светодиоды подсветки 17, а к количеству засветов на дисплее 20 прибавляется 1 (при включении устройства количество засветов на дисплее 20 равно нулю). При этом если нажата кнопка 23.5, то прибавления к общему количеству засветов не происходит.
После того, как количество засветов доходит до установленного в настройках, пьезоизлучатель 22 издает настроенный сигнал, извещающий об окончании курса засветов на сегодняшний день.
При этом информация об оставшемся времени текущего цикла мигания, а также количество уже пройденных циклов автоматически выводится на дисплей 20 с возможностью самоконтроля пациентом хода тренировки в соответствии с алгоритмом программы ЭВМ.
После достижения необходимого (настроенного) количества засветов из пьезоизлучателя 22 начинает играть заранее выбранная музыка.
Далее заявителем приведены примеры конкретного осуществления заявленного технического решения.
Пример 1. Использование заявленного устройства по заявленному способу при выполнении шпилек выполнены гладкими, крепежных элементов в виде винтов.
Собрали заявленное устройство по описанному выше алгоритму, при этом шпильки были выполнены гладкими, а крепежные элементы выполнены в виде винтов.
Пациентка В., 12 лет, косоглазие 15 градусов. Прописано врачом-офтальмологом выполнение упражнений по методу проф. Поспелова ежедневно в течение 60 минут.
Пациентка В. занималась ежедневно по 60 минут по описанному выше алгоритму, при этом тренировки на заявленном устройстве по заявленному способу позволили ей самостоятельно:
• настроить с помощью энкодера определенное время мигания светодиодных лент, например, 3 минуты, при этом автоматическим таймером велся обратный отсчет времени и производилось звуковое извещение об окончании цикла мигания, при этом на дисплее отражалось суммарное количество циклов мигания, например, 20 циклов, и время текущего цикла мигания по обратному отсчету от 3 мин. до 0 мин;
• установить с помощью энкодера яркость, например, 50% от максимальной рекомендованной врачом-ортоптистом,
• установить с помощью энкодера частоту мигания, например, 3.5 миганий/сек, или установить отсутствие мигания, если в результате засвета глаза прожекторами образ получился размытым,
• установить любимую мелодию, например, «Улыбка», после выполнения всех циклов мигания, что стимулировало ее на выполнение всего курса, чтобы побыстрее услышать мелодию.
При этом на дисплей выводились все данные и настройки, например, время цикла мигания, например, 3 минуты, количество пройденных циклов мигания, например, 20 циклов, настройки яркости, например, 50% от максимально рекомендованной врачом-ортоптистом, частоту мигания, например, например, 3.5 миганий/сек, и др.
При этом пациентке В. не потребовалось участие второго лица в процессе выполнения тренировки - пациентка успешно провела ее самостоятельно благодаря наличию блока управления, работающего по программе ЭВМ.
При этом пациентка В. проводила тренировки ежедневно в любых световых условиях - и в темное, и в светлое время, благодаря наличию корпуса устройства.
При этом пациентке В. было удобно проводить тренировки благодаря наличию упора под голову, что дополнительно привело к уменьшению риска «бракованных» засветов (в которых присутствуют двойные образы) из-за отсутствия риска непроизвольного движения руки второго лица, держащего вспышку или вздрагивания головы пациента.
При этом осуществлена возможность использования при величине косоглазия более 5 градусов (у пациентки В. - 15 градусов), в отличие от метода проф. Т.П. Кащенко, где при наличии угла косоглазия более 5 градусов может развиться аномальная корреспонденция сетчатки и патологическое (асимметричное) бинокулярное зрение.
Пример 2. Использование заявленного устройства по заявленному способу при выполнении шпилек выполнены с резьбой, крепежных элементов в виде гаек-барашков.
Собрали заявленное устройство по описанному выше алгоритму, при этом шпильки были выполнены с резьбой, а крепежные элементы выполнены в виде гаек-барашков.
Пациент М., 17 лет, косоглазие 12 градусов. Прописано врачом-офтальмологом выполнение упражнений по методу проф. Поспелова ежедневно в течение 60 минут.
Пациент М. занимался ежедневно по 60 минут по описанному выше алгоритму, при этом тренировки на заявленном устройстве по заявленному способу позволили ему самостоятельно:
• настроить с помощью энкодера определенное время мигания светодиодных лент, например, 2,5 минуты, при этом автоматическим таймером велся обратный отсчет времени и производилось звуковое извещение об окончании цикла мигания, при этом на дисплее отражалось суммарное количество циклов мигания, например, 24 цикла, и время текущего цикла мигания по обратному отсчету от 2,5 мин. до 0 мин;
• установить с помощью энкодера яркость, например, 75% от максимально рекомендованной врачом-ортоптистом,
• установить с помощью энкодера частоту мигания, например, 3.0 миганий/сек, или установить отсутствие мигания, если в результате засвета глаза прожекторами образ получился размытым,
• установить мелодию, например, фанфары.
При этом на дисплей выводились все данные и настройки, например, время цикла мигания, например, 2,5 минуты, количество пройденных циклов мигания, например, 24 цикла, настройки яркости, например, 75% от максимально рекомендованной врачом-ортоптистом, частоту мигания, например, например, 3.0 миганий/сек, и др.
При этом пациенту М. не потребовалось участие второго лица в процессе выполнения тренировки - пациент успешно провел ее самостоятельно благодаря наличию блока управления, работающего по программе ЭВМ.
При этом пациент М. проводил тренировки ежедневно в любых световых условиях - и в темное, и в светлое время, благодаря наличию корпуса устройства.
При этом пациенту М. было удобно проводить тренировки благодаря наличию упора под голову, что дополнительно привело к уменьшению риска «бракованных» засветов (в которых присутствуют двойные образы) из-за отсутствия риска непроизвольного движения руки второго лица, держащего вспышку или вздрагивания головы пациента.
При этом осуществлена возможность использования при величине косоглазия более 5 градусов (у пациента М. - 12 градусов), в отличие от метода проф. Т.П. Кащенко, где при наличии угла косоглазия более 5 градусов может развиться аномальная корреспонденция сетчатки и патологическое (асимметричное) бинокулярное зрение.
Из описанного выше можно сделать вывод, что заявителем достигнут заявленный технический результат, а именно, разработано устройство для тренировки бинокулярного зрения, повышающее качество и удобство тренировки бинокулярного зрения по сравнению с известными аналогами, вследствие:
- автоматизации процесса тренировки благодаря заявленной конструкции и электронной схеме блока управления, работающей по программе ЭВМ заявителя, что позволяет:
• настроить определенное время мигания светодиодных лент, при этом автоматическим таймером ведется обратный отсчет времени и производится звуковое извещение об окончании цикла мигания, при этом на счетчике отражается суммарное количество циклов мигания и время текущего цикла мигания,
• установить яркость, а также частоту мигания или постоянное свечение световых лент,
• вывести на дисплей все данные и настройки, например, время цикла мигания, количество пройденных циклов мигания, настройки яркости, интервала между миганиями и др. (при использовании ранее описанных приборов (фотовспышек в аналогах) таймер заводят вручную или переворачивают песочные часы и следят за ними, при этом отмечают на бумаге вручную общее количество циклов миганий),
• установить любимую мелодию пациента (особенно важно для ребенка) после выполнения всех циклов мигания, что стимулирует его на выполнение всего курса, чтобы побыстрее услышать мелодию;
- сведения до минимума участия второго лица в процессе выполнения тренировки - пациент может успешно производить ее самостоятельно благодаря наличию блока управления, работающего по программе ЭВМ;
- возможности проводить тренировки в универсальных условиях, позволяющих делать засветы в помещении с любым освещением, в том числе в светлое время, благодаря наличию корпуса устройства;
- наличия упора под голову, что удобно для пациента и дополнительно приводит к уменьшению риска «бракованных» засветов (в которых присутствуют двойные образы) из-за отсутствия риска непроизвольного движения руки второго лица, держащего вспышку или вздрагивания головы пациента;
- возможность использования при любой величине косоглазия, что расширяет круг пациентов, в отличие от метода проф. Т.П. Кащенко, где при наличии угла косоглазия более 5 градусов может развиться аномальная корреспонденция сетчатки и патологическое (асимметричное) бинокулярное зрение.
Характеристики заявленного технического решения и конструкция прорезей и вспышки безопасны для сетчатки глаза и не наносят вред зрению. Получено положительное заключение хирурга-офтальмолога Нижегородской клиники Визус-1 Щербакова Александра Владимировича (Фиг.4), что, по мнению заявителя, подтверждает достижение условия патентоспособности «промышленная применимость».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ | 1999 |
|
RU2192239C2 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЦЕНКИ ХАРАКТЕРИСТИК ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА ЧЕЛОВЕКА И ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИНОКУЛЯРНЫХ И ВЫСШИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ | 2011 |
|
RU2480142C2 |
Цифровые очки для восстановления и эмуляции бинокулярного зрения | 2022 |
|
RU2792536C1 |
ПОРТАТИВНЫЙ БЕЗЛИНЗОВЫЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ГЛАЗ | 2015 |
|
RU2587963C1 |
ПРИБОР ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ | 2017 |
|
RU2670138C1 |
УСТРОЙСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ СВЕТОМ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2359644C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2549314C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ КОСОГЛАЗИЯ | 2014 |
|
RU2595793C2 |
Бинокулярный оптометрический комплекс для лечения амблиопии | 2022 |
|
RU2807141C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ БЫСТРЫХ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ И ОТКЛОНЕНИЙ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2352244C2 |
Группа изобретений относится к медицине, в частности к устройству для тренировки бинокулярного зрения и способу тренировки с его помощью. Устройство включает аппарат для тренировки бинокулярного зрения и блок управления. Аппарат содержит рабочую часть и подставку для подбородка с возможностью регулировки под размер лица пациента, а также опорную плиту. На передней панели корпуса рабочей части выполнены два отверстия для глаз и отверстие для носа. Передняя часть дна корпуса и крышки имеет вогнутый упор для головы. В задней стенке корпуса образованы две вертикальные щели, при этом в ближней вертикальной щели размещена подвижная насадка, выполненная с двумя прямыми прорезями, одна из которых выполнена вертикально, а другая горизонтально. Посередине прямых прорезей выполнены прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа. В дальней вертикальной щели задней стенки корпуса размещены прожекторы. С внутренней стороны задней стенки корпуса прикреплены светодиодные ленты с возможностью обеспечения их мигания. С обеих сторон продольной перегородки к дну корпуса прикреплены светодиоды подсветки с возможностью подсветки прорезей подвижной насадки. Блок управления содержит электронную схему, обеспечивающую работу устройства по программе ЭВМ, которая включает плату, энкодер с возможностью изменения данных и настроек, пьезоизлучатель с возможностью подачи звукового сигнала, соединительный кабель, подключенный к прожекторам, светодиодным лентам, светодиодам подсветки и адаптер питания. На переднюю панель блока управления выведены: дисплей, вал энкодера, кнопки управления прожекторами и текущим циклом мигания. Для тренировки бинокулярного зрения настраивают высоту рабочей части и подставки для подбородка под размер лица пациента. Затем настраивают на блоке управления яркость светодиодных лент; время засвета; количество циклов мигания светодиодных лент; интервал между ними. Устанавливают подбородок пациента на подставку для подбородка, движение лба ограничивают упором для головы, положение глаз и носа соотносят с предназначенными для них отверстиями. При положении пациента, в котором взгляд каждого глаза направлен в центр прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа, расположенной в центре прямой прорези на подвижной насадке, делают два засвета – по одному на каждый глаз путем включения прожекторов, для чего включают-выключают соответствующие кнопки управления прожекторами на передней панели блока управления на заданное время. Включают светодиодные ленты и запускают обратный таймер путем включения соответствующих кнопок управления текущим циклом мигания на заданное заранее время. После того, как количество засветов доходит до установленного в настройках количества засветов, пьезоизлучатель издает настроенный сигнал, извещающий об окончании курса засветов. Достигается повышение качества и удобства тренировки бинокулярного зрения за счет конструктивных особенностей прибора и возможности автоматизации процесса тренировки. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил., 2 пр.
1. Устройство для тренировки бинокулярного зрения, содержащее аппарат для тренировки бинокулярного зрения и блок управления;
при этом аппарат для тренировки бинокулярного зрения содержит рабочую часть и опорную плиту, соединенные между собой шпильками с возможностью перемещения рабочей части и подставки для подбородка вверх-вниз по шпилькам для регулировки под размер лица пациента; на шпильках размещены крепежные элементы с возможностью фиксации рабочей части и подставки для подбородка;
рабочая часть содержит корпус с продольной перегородкой и съемной крышкой, на передней панели корпуса выполнены два отверстия для глаз и отверстие для носа, передняя часть дна корпуса и крышки имеет вогнутый упор для головы с возможностью прилегания лица пациента к передней панели корпуса;
задняя стенка корпуса выполнена тройной с образованием двух вертикальных щелей, при этом в ближней вертикальной щели размещена подвижная насадка, выполненная с двумя прямыми прорезями, одна из которых выполнена вертикально, а другая горизонтально, при этом посередине прямых прорезей выполнены прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа; при этом в дальней вертикальной щели задней стенки корпуса размещены прожекторы;
с внутренней стороны задней стенки корпуса прикреплены светодиодные ленты с возможностью обеспечения их мигания;
с обеих сторон продольной перегородки к дну корпуса прикреплены светодиоды подсветки с возможностью подсветки прорезей подвижной насадки;
ниже корпуса на передних шпильках расположена подвижная подставка для подбородка пациента;
на передней части опорной плиты выполнен зажим для крепления аппарата для тренировки бинокулярного зрения на горизонтальную поверхность;
блок управления содержит электронную схему, обеспечивающую работу устройства для тренировки бинокулярного зрения по программе ЭВМ, при этом электронная схема содержит плату, дисплей с возможностью визуального контроля за параметрами тренировки и настройками, энкодер с возможностью изменения данных и настроек, пьезоизлучатель с возможностью подачи звукового сигнала об окончании цикла мигания и воспроизведения музыки в конце сеанса, соединительный кабель, подключенный к прожекторам, светодиодным лентам, светодиодам подсветки; адаптер питания;
на переднюю панель блока управления выведены: дисплей, вал энкодера, кнопки управления прожекторами, кнопки управления текущим циклом мигания;
блок управления выполнен с возможностью подключения к сети 220 В электрическим шнуром;
адаптер питания выполнен с возможностью преобразования напряжения 220 В в напряжение 5 В.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что шпильки выполнены гладкими или с резьбой.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что крепежные элементы выполнены в виде винтов или гаек-барашков.
4. Способ тренировки бинокулярного зрения с использованием устройства по п. 1, заключающийся в том, что
настраивают высоту рабочей части и подставки для подбородка под размер лица пациента посредством их передвижения по шпилькам с их последующей фиксацией крепежными элементами;
с помощью вращения энкодера производят перемещение по пунктам меню и настраивают на блоке управления параметры: яркость светодиодных лент; время засвета, в течение которого сохраняются последовательные образы; количество циклов мигания светодиодных лент; интервал между ними; затем выходят из меню настроек и сохраняют их посредством нажатия на энкодер; включение и выключение прожекторов осуществляют с кнопок управления прожекторами, а тип текущего цикла мигания – либо поочередное мигание, либо совместное мигание, либо отсутствие мигания, настраивают кнопками управления текущим циклом мигания с поочередным миганием, управления текущим циклом мигания с совместным миганием, управления текущим циклом мигания с отсутствием мигания, соответственно, в соответствии с алгоритмом программы ЭВМ;
устанавливают подбородок пациента на подставку для подбородка, движение лба ограничивают упором для головы, положение глаз и носа соотносят с предназначенными для них отверстиями;
подключают аппарат для тренировки бинокулярного зрения к сети;
при положении пациента, в котором взгляд каждого глаза направлен в центр прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа, расположенной в центре прямой прорези на подвижной насадке, делают два засвета – по одному на каждый глаз путем включения прожекторов, для чего включают-выключают соответствующие кнопки управления прожекторами на передней панели блока управления на заданное время,
включают светодиодные ленты и запускают обратный таймер путем включения соответствующих кнопок управления текущим циклом мигания на заданное заранее время;
по истечении заданного времени с помощью пьезоизлучателя издается звуковой сигнал, извещающий об окончании текущего цикла мигания;
после того, как количество засветов доходит до установленного в настройках количества засветов, пьезоизлучатель издает настроенный сигнал, извещающий об окончании курса засветов.
Способ приготовления водных полихроматных растворов | 1957 |
|
SU113655A1 |
Металлическое решето для соломотряса | 1929 |
|
SU36972A1 |
0 |
|
SU154114A1 | |
Устройство, позволяющее использовать двух проводные осветительные сети постоянного и переменного тока для одновременной передачи абонентам радиовещательных программ, помощью звуковых частот | 1927 |
|
SU12715A1 |
WO 2017015603 A1, 26.01.2017 | |||
CN 201469509 U, 19.05.2010. |
Авторы
Даты
2023-09-15—Публикация
2023-07-13—Подача