Устройство для тренировки бинокулярного зрения Российский патент 2025 года по МПК A61F9/00 A61H5/00 

Описание патента на изобретение RU2835324C1

Изобретение относится к медицинской технике, в частности - к приборам для офтальмологии, и может быть использовано в качестве тренировки бинокулярного зрения при косоглазии.

Косоглазием считается отклонение одного из глаз от совместной точки фиксации, которое при этом сопровождается нарушением бинокулярного зрения.

Мозг косящих получает несимметричную зрительную информацию и у 90% из них вырабатывает привычку к «косоглазому зрению». Чем раньше возникла болезнь, чем позже начато ее лечение, тем эта привычка сильнее. Попытки устранить такое косоглазие только операцией обречены на неудачу. После нее мозг, не владеющий навыком «прямоглазого зрения», по имеющейся у него привычке к «косоглазому зрению» даст команду глазным мышцам на восстановление исходной, привычной для него «косой» позиции глаз. Поэтому перед операцией у такого пациента нужно максимально ослабить ненормальную привычку путем постоянного перекрывания (окклюзии) то одного, то другого глаза и на этом фоне обучить его нормальному, «прямоглазому зрению». Обучение начинают с использования метода последовательных образов.

Если сначала некоторое время посмотреть правым глазом в центр яркого, расположенного горизонтально, линейного источника света, а затем левым - в центр расположенного вертикально, то сразу после такого засвета не косившие лица с хорошим зрением при закрытых глазах в течение некоторого периода времени (от нескольких секунд до 1-5 минут) видят светлые полоски, которые образуют фигуру креста. Имеющие косоглазие, осложненное «косоглазым зрением», видят либо только одну из полосок, либо обе полоски, расположенные в разных местах.

Известен метод проф. Поспелова, направленный на развитие правильного зрения двумя глазами, выполненный, например, на основе лампы фотовспышки (далее лампы) [https://zreni.ra/articles/narodnaya-medicina/708-roditelyam-i-pacientam-o-sliyanii-posledovatelnyh-obrazov-po-metodu-prof-vi-pospelova.html].

Световой проем лампы закрывают сначала белой бумагой - калькой, затем, поверх нее, непрозрачным экраном, выполненным, например, из картона. В экране предварительно проделывают отверстие в виде замочной скважины для двустороннего ключа. Диаметр центрального круга в этом отверстии делают величиной 5-10 мм, ширина боковых прорезей должна быть меньше - 3-5 мм, размер длины прорезей значения не имеет. В центре круглой части отверстия на бумагу - кальку карандашом или ручкой наносят метку для фиксации взгляда в виде хорошо заметной точки.

Тренировку осуществляют следующим образом. Пациент плотно закрывает левый глаз, перед ним на расстоянии 15-20 см от правого глаза помещают лампу так, чтобы прорези отверстия в экране расположились горизонтально. Пациенту предлагают фиксировать правым глазом метку для фиксации, после чего, нажимая на включатель лампы, делают вспышку. Затем пациент плотно закрывает засвеченный правый глаз и открывает левый. Лампу поворачивают на 90° так, чтобы прорези отверстия в экране расположились вертикально. Пациенту предлагают фиксировать взглядом метку для фиксации левым глазом и делают такую же вспышку.

После засвета пациент закрывает оба глаза и наблюдает так называемый последовательный образ. При этом возможны 3 варианта его восприятия. При нормальном «прямоглазом» восприятии он видит вертикальную и горизонтальную полоски, которые образуют фигуру креста. При подавлении нормального восприятия он видит то горизонтальную полоску, то вертикальную. При этом полоски сменяют друг друга в одном месте. При «косоглазом зрении» вертикальная и горизонтальная полоски видны одновременно, однако они располагаются в разных местах. Через какое-то время пациент перестает видеть либо весь последовательный образ, либо его часть (горизонтальную или вертикальную полоску). Так заканчивается один засвет.

В начале лечения нужно определить длительность видения последовательного образа, чтобы затем определить количество проводимых ежедневно засветов. Например, если последовательный образ сохраняется в течение 2-х минут, а лечение рекомендуется проводить по 60 минут, то, следовательно, ежедневно нужно делать по 30 засветов (60:2=30).

При «косоглазом зрении» пациент должен заниматься ежедневно в общей сложности не менее 60 минут. Закрыв глаза после засвета, он должен стремиться как можно быстрее фиксировать свое внимание то на центре вертикальной, то на центре горизонтальной полоски так, чтобы каждая из них во время фиксации на ней внимания воспринималась как расположенная не только прямо перед глазом, но и прямо перед собой. В некоторых случаях этому можно помочь так. На лицо пациента направляют свет настольной лампы. Пациент, сохраняя глаза закрытыми, дополнительно перекрывает то один, то другой глаз рукой. В других случаях лучше получается, если пациент оба глаза дополнительно плотно закрывает ладонями. По мере увеличения скорости попеременной фиксации полоски приближаются друг к другу и через какое-то время «сливаются», образовав в целом фигуру «крест». Как только это произойдет, пациент должен продолжить попеременную фиксацию полосок, но теперь ему нужно смотреть не на их центр, а на боковые выступы (концы креста), например, так: верхний-правый-нижний-левый-верхний и так далее. Через какое-то время фигура «крест» начнет возникать у него сразу после засвета и закрытия глаз. Для закрепления полученного нормального восприятия ежедневные упражнения нужно продолжить с той же длительностью (не менее 60 минут в день) еще в течение месяца, после чего время занятий уменьшают в 3-4 раза. Далее эти упражнения проводят по 15-20 минут ежедневно до конца лечения косоглазия и еще около 3 лет после отмены окклюзии.

Из уровня техники известны устройства для тренировки по методу профессора Поспелова.

Наиболее близким по количеству совпадающих существенных признаков, выбранным заявителем в качестве прототипа, является изобретение заявителя по патенту №2803543 «Устройство для тренировки бинокулярного зрения и способ его использования», сущностью является устройство для тренировки бинокулярного зрения, содержащее аппарат для тренировки бинокулярного зрения и блок управления; при этом аппарат для тренировки бинокулярного содержит рабочую часть и опорную плиту, соединенные между собой шпильками с возможностью перемещения рабочей части и подставки для подбородка вверх-вниз по шпилькам для регулировки под размер лица пациента; на шпильках размещены крепежные элементы с возможностью фиксации рабочей части и подставки для подбородка; рабочая часть содержит корпус с продольной перегородкой и съемной крышкой, на передней панели корпуса выполнены два отверстия для глаз и отверстие для носа, передняя часть дна корпуса и крышки имеет вогнутый упор для головы с возможностью прилегания лица пациента к передней панели корпуса; задняя стенка корпуса выполнена тройной с образованием двух вертикальных щелей, при этом в ближней вертикальной щели размещена подвижная насадка, выполненная с двумя прямыми прорезями, одна из которых выполнена вертикально, а другая горизонтально, при этом посередине прямых прорезей выполнены прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа; при этом в дальней вертикальной щели задней стенки корпуса размещены прожекторы; с внутренней стороны задней стенки корпуса прикреплены светодиодные ленты с возможностью обеспечения их мигания; с обеих сторон продольной перегородки к дну корпуса прикреплены светодиоды подсветки с возможностью подсветки прорезей подвижной насадки; ниже корпуса на передних шпильках расположена подвижная подставка для подбородка пациента; на передней части опорной плиты выполнен зажим для крепления аппарата для тренировки бинокулярного зрения на горизонтальную поверхность; блок управления содержит электронную схему, обеспечивающую работу устройства для тренировки бинокулярного зрения по программе ЭВМ, при этом электронная схема содержит плату, дисплей с возможностью визуального контроля за параметрами тренировки и настройками, энкодер с возможностью изменения данных и настроек, пьезоизлучатель с возможностью подачи звукового сигнала об окончании цикла мигания и воспроизведения музыки в конце сеанса, соединительный кабель, подключенный к прожекторам, светодиодным лентам, светодиодам подсветки; адаптер питания; на переднюю панель блока управления выведены: дисплей, вал энкодера, кнопки управления прожекторами, кнопки управления текущим циклом мигания; блок управления выполнен с возможностью подключения к сети 220 В электрическим шнуром; адаптер питания выполнен с возможностью преобразования напряжения 220 В в напряжение 5 В. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что шпильки выполнены гладкими или с резьбой. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что крепежные элементы выполнены в виде винтов или гаек-барашков.

Недостатками прототипа является меньшая эффективность при тренировке вследствие:

- низких функциональных возможностей тренировки вследствие выполнения подвижной насадки сплошной, что не позволяет менять местами вертикальные и горизонтальные прорези по сравнению с двумя квадратными подвижными насадками в заявленном техническом решении;

- яркого узконаправленного светового потока прожекторов и светодиодных лент, оставляющего свет в глазах пациента, по сравнению с равномерным комфортным светом вследствие наличия рассеивателей прожекторов и светодиодных лент в заявленном техническом решении;

- большей вероятности того, что свет от светодиодов подсветки попадет в глаз к пациенту и в глазу останется образ от них, вследствие их расположения на дне корпуса, по сравнению с расположением светодиодов подсветки в заявленном техническом решении, направленными на подвижную насадку на тыльной стороне задней стенки корпуса, ближней к пациенту;

- отсутствия возможности контроля за закрытием/открытием глаз и управления процессом тренировки из-за отсутствия видеокамеры со звуковым оповещением;

- меньшего удобства тренировки вследствие размещения носа пациента в фиксированном отверстии, в отличие от заявленного технического решения с возможностью свободного размещения носа под корпусом;

- опасности ранения глаз вследствие наличия острых верхних граней шпилек;

- меньшей безопасности занятий вследствие питания прожекторов от сети 220 вольт, что повышает опасность поражения электрическим током, по сравнению с питанием 12 В через блок питания в заявленном техническом решении.

Исходя из указанного, технической проблемой, решаемой настоящим изобретением, и его техническим результатом является разработка устройства, расширяющего арсенал средств указанного назначения, при этом достигается большая эффективность при тренировке вследствие:

- расширения функциональных возможностей тренировки вследствие выполнения подвижной насадки из двух частей - отдельно с вертикальной и горизонтальной прорезью, при этом подвижные насадки, прожектора и отверстия для прохождения света от прожекторов выполнены квадратными, что позволяет устанавливать подвижные насадки в любую из щелей и отверстий, предназначенных для этого, меняя местами расположение вертикальной и горизонтальной прорезей;

- создания более равномерного потока света, не оставляющего следа в глазах пациента, и повышающего комфорт для глаз пациента вследствие выполнения рассеивателей прожекторов и светодиодных лент, расположенных между прожекторами и подвижной насадкой и между светодиодными лентами и глазами пациента, с возможностью рассеивания узконаправленного светового потока от прожекторов и светодиодных лент;

- меньшей вероятности того, что свет от светодиодов подсветки попадет в глаз к пациенту и в глазу останется образ от них, вследствие их расположения в направлении подвижной насадки - на тыльной стороне задней стенки корпуса, ближней к пациенту;

- возможности контроля за закрытием/открытием глаз и управления процессом тренировки благодаря наличию видеокамеры со звуковым сигналом с возможностью ее подключения к компьютеру с установленной программой ЭВМ, защищенной Свидетельством о государственной регистрации программы ЭВМ №2024661941 «Программа для контроля закрытия глаз во время выполнения слияния последовательных образов по методу профессора Поспелова», позволяющей полностью избавиться от необходимости во втором лице во время тренировки;

- большего удобства тренировки вследствие возможности свободного размещения носа пациента под корпусом благодаря заявленной конструкции;

- отсутствия опасности ранения глаз вследствие наличия изолирующего элемента, закрывающего острые верхние грани стержней (в прототипе - шпилек), при этом в частных случаях выполнения изолирующий элемент выбирают из ряда: закругленные наконечники, перемычка с закругленными краями, пластина с закругленными краями;

- большей безопасности занятий вследствие питания прожекторов через блок питания 12 В, что снижает опасность поражения электрическим током, при этом повышается также универсальность и автономность питания за счет возможности подключения устройства, например, к портативному аккумулятору.

Сущностью заявленного технического решения является устройство для тренировки бинокулярного зрения, содержащее аппарат для тренировки бинокулярного зрения и блок управления; при этом аппарат для тренировки бинокулярного зрения содержит рабочую часть, опорную плиту и подставку для подбородка, соединенные между собой стержнями с возможностью перемещения рабочей части и подставки для подбородка вверх-вниз по стержням для регулировки под размер лица пациента; на стержнях размещены крепежные элементы с возможностью фиксации рабочей части и подставки для подбородка; рабочая часть содержит корпус с продольной перегородкой и съемной крышкой; на передней панели корпуса выполнены два отверстия для глаз; задняя стенка корпуса выполнена тройной; между второй и третьей задними стенками, считая от пациента, размещены прожекторы с возможностью засвета глаз пациента; с внутренней стороны ближней к пациенту задней стенки корпуса прикреплены светодиодные ленты с возможностью обеспечения их мигания; подвижная подставка для подбородка пациента расположена ниже корпуса на передних стержнях; на передней части опорной плиты выполнен зажим с возможностью крепления аппарата для тренировки бинокулярного зрения на горизонтальную поверхность; блок управления содержит электронную схему, обеспечивающую работу заявленного устройства по программе ЭВМ, при этом электронная схема содержит плату Arduino, дисплей с возможностью визуального контроля за параметрами тренировки и настройками; энкодер с возможностью управления настройками платы Arduino; пьезоизлучатель с возможностью подачи звукового сигнала об окончании цикла мигания и воспроизведения музыки в конце сеанса; соединительный кабель, подключенный к прожекторам, светодиодным лентам, светодиодам подсветки; адаптер питания; на переднюю панель блока управления выведены: дисплей, вал энкодера, кнопки управления прожекторами, кнопки управления текущим циклом мигания, характеризующееся тем, что сверху стержней выполнены изолирующие элементы с возможностью предотвращения ранения глаз; отверстия для глаз размещены по высоте с обеспечением возможности свободного размещения носа пациента под корпусом; в съемной крышке между первой и второй стенками, считая от пациента, расположены две вертикальные щели, в которых размещены сочленением две подвижные насадки, при этом одна насадка выполнена с вертикальной прямой прорезью, а другая - с горизонтальной прямой прорезью, при этом посередине прямых прорезей выполнены прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа; на ближней и средней к пациенту задней стенке корпуса выполнены отверстия для подвижных насадок с возможностью размещения в них подвижных насадок и прохождения света прожекторов через прорези указанных насадок; при этом прожекторы, отверстия для подвижных насадок, и подвижные насадки выполнены квадратными с возможностью установки подвижных насадок в любое из двух отверстий для подвижных насадок, и свободного прохождения света прожекторов через прорези подвижных насадок при их расположении в любом отверстии для подвижных насадок; светодиоды подсветки, направленные на подвижные насадки с возможностью подсветки их прорезей, прикреплены с тыльной стороны задней стенки корпуса, ближней к пациенту; между светодиодными лентами и глазами пациента расположены рассеиватели светодиодных лент, а между прожекторами и подвижными насадками расположены рассеиватели прожекторов, выполненные из листового пластика с возможностью рассеивания узконаправленного светового потока от светодиодных лент и прожекторов; на ближней к пациенту задней стенке корпуса расположена видеокамера, направленная на глаза пациента, соединенная с компьютерным устройством, содержащим программу ЭВМ, с возможностью видеоконтроля и голосового управления процессом тренировки, а именно - возможностью автоматического отслеживания закрытия/открытия глаза пациента и, в случае их открытия, возможностью сообщения о необходимости закрыть глаза соответствующей надписью на экране компьютерного устройства и звуковым сигналом; блок управления дополнительно содержит блок питания, который подключен к сети 220 В и к блоку управления с возможностью преобразования напряжения, необходимого для работы электронной схемы, с 220 В в 12 В; адаптер питания выполнен с возможностью преобразования напряжения, необходимого для работы платы Arduino и компонентов блока управления, с 12 В в 5 В. Устройство по п. 1, характеризующееся тем, что стержни выполнены гладкими или с резьбой. Устройство по п. 1, характеризующееся тем, что крепежные элементы выполнены в виде винтов или гаек-барашков. Устройство по п. 1, характеризующееся тем, что изолирующие элементы выбраны из ряда: закругленные наконечники, перемычка с закругленными краями, пластина с закругленными краями.

Заявленное техническое решение иллюстрируется Фиг. 1 - Фиг. 5.

На Фиг. 1 приведен общий вид заявленного устройства с крышкой.

На Фиг. 2 приведен вид заявленного устройства со снятой крышкой: 2а - вид сверху, 2б - вид 3/4 спереди.

На Фиг. 3 приведены частные случаи выполнения изолирующих элементов: 3а - перемычка с закругленными краями, 3б - закругленные наконечники, 3в - пластина с закругленными краями.

На Фиг. 4 приведена структурная схема устройства.

На Фиг. 5 приведена принципиальная схема устройства.

Позиции на Фиг. 1 - Фиг. 5 обозначают:

1 - аппарат для тренировки бинокулярного зрения,

2 - блок управления,

3 - рабочая часть,

4 - опорная плита,

5 - стержни,

6 - подставка для подбородка,

7 - крепежные элементы,

8 - изолирующие элементы,

9 - корпус,

10 - продольная перегородка,

11 - съемная крышка,

12 - отверстия для глаз,

13-1, 13-2 - подвижные насадки,

14 - прожекторы,

15 - отверстия для подвижных насадок;

16 - светодиодные ленты,

17 - светодиоды подсветки,

18 - рассеиватели светодиодных лент,

19 - рассеиватели прожекторов,

20 - видеокамера,

21 - зажим для крепления,

22 - плата Arduino,

23 - дисплей,

24 - энкодер,

25 - пьезоизлучатель,

26 - соединительный кабель,

27 - адаптер питания,

28 - блок питания,

29.1, 29.2 - кнопки управления прожекторами,

29.3 - кнопка управления текущим циклом мигания с поочередным миганием,

29.4 - кнопка управления текущим циклом мигания с совместным миганием,

29.5 - кнопка управления текущим циклом мигания с отсутствием мигания.

Далее заявителем приведено описание заявленного технического решения.

Заявленное устройство для тренировки бинокулярного зрения (далее - заявленное устройство) содержит (Фиг. 1, Фиг. 2):

- аппарат для тренировки бинокулярного зрения 1 (далее - аппарат),

- блок управления 2.

При этом аппарат 1 содержит рабочую часть 3, опорную плиту 4 и подставку для подбородка 6, соединенные между собой стержнями 5 с возможностью перемещения рабочей части 3 и подставки для подбородка 6 вверх-вниз по стержням 5 для регулировки под размер лица пациента. На стержнях 5 размещены крепежные элементы 7 с возможностью фиксации рабочей части 3 и подставки для подбородка 6.

В частных случаях выполнения стержни 5 могут быть гладкими или с резьбой, а крепежные элементы выбраны из ряда: винты или гайки-барашки соответственно.

Сверху стержней выполнены изолирующие элементы 8 с возможностью предотвращения ранения глаз.

В частных случаях выполнения изолирующие элементы 8 выбраны из ряда: закругленные наконечники, перемычка с закругленными краями, пластина с закругленными краями (Фиг. 3).

Рабочая часть 3 содержит корпус 9 с продольной перегородкой 10 и съемной крышкой 11. Детали корпуса 9 выполнены, например, из пластика, дерева, и др. и соединены между собой, например, склеиванием, винтовым соединением, и др. В частном случае выполнения рабочая часть 3 может быть выполнена методом аддитивной технологии на 3D-принтере.

На передней панели корпуса 9 выполнены два отверстия для глаз 12, которые размещены по высоте с обеспечением возможности свободного размещения носа пациента под корпусом 9.

Задняя стенка корпуса 9 выполнена тройной, при этом в съемной крышке 11 между первой и второй стенками (считая от пациента) расположены две вертикальные щели (на Фиг. позиций не обозначены). В щелях размещены сочленением две подвижные насадки 13-1 и 13-2, при этом насадка 13-1 выполнена с вертикальной прямой прорезью, а насадка 13-2 - с горизонтальной прямой прорезью, при этом посередине прямых прорезей выполнены прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа (далее - «замочные скважины») (указанная подвижная насадка при дальнейшем лечении, после достижения развития бинокулярности, может быть заменена на другую, с иными формами прорезей).

Между второй и третьей задними стенками (считая от пациента) размещены прожекторы 14, например, приклеиванием, с возможностью засвета глаз пациента. На ближней и средней к пациенту задней стенке корпуса 9 выполнены отверстия 15 с возможностью размещения в них подвижных насадок 13-1 и 13-2 и прохождения света прожекторов 14 через прорези указанных насадок.

При этом прожекторы 14, отверстия для размещения подвижных насадок 13-1, 13-2, и подвижные насадки 13-1 и 13-2 выполнены квадратными с возможностью установки подвижных насадок 13-1 и 13-2 в любое из двух отверстий 15, и свободного прохождения света прожекторов 14 через прорези подвижных насадок 13-1 и 13-2 при их расположении в любом отверстии 15.

С внутренней стороны ближней к пациенту задней стенки корпуса 8 прикреплены светодиодные ленты 16, например, приклеиванием, с возможностью обеспечения их мигания, что стимулирует мигание последовательных образов у пациента.

С тыльной стороны задней стенки корпуса, ближней к пациенту, прикреплены светодиоды подсветки 17, например, приклеиванием, винтовым соединением и др., направленные на подвижные насадки 13-1, 13-2, с возможностью подсветки их прорезей.

Между светодиодными лентами 16 и глазами пациента расположены рассеиватели светодиодных лент 18, а между прожекторами 14 и подвижными насадками 13-1 и 13-2 расположены рассеиватели прожекторов 19, выполненные из тонкого листового пластика, например, белого цвета, с возможностью рассеивания узконаправленного светового потока от светодиодных лент 16 и прожекторов 14, что делает их свет более равномерным и повышает комфорт для глаз пациента.

На ближней к пациенту задней стенке корпуса 9 расположена видеокамера 20, например, компьютерная веб-камера, направленная на глаза пациента, соединенная с компьютерным устройством кабелем с возможностью видеоконтроля и голосового управления процессом тренировки, а именно - возможностью автоматического отслеживания закрытия/открытия глаза пациента и, в случае их открытия, возможностью сообщения о необходимости закрыть глаза соответствующей надписью на экране компьютерного устройства и звуковым сигналом, при этом компьютерное устройство содержит программу ЭВМ, защищенную Свидетельством о государственной регистрации программы ЭВМ №2024661941 «Программа для контроля закрытия глаз во время выполнения слияния последовательных образов по методу профессора Поспелова».

Подвижная подставка 6 для размещения подбородка пациента расположена ниже корпуса 9 на передних стержнях 5.

На передней части опорной плиты 4 выполнен зажим 21 с возможностью жесткого крепления аппарата для тренировки бинокулярного зрения 1 на горизонтальную поверхность, например, стол.

Блок управления 2 содержит электронную схему (Фиг. 4, Фиг. 5), обеспечивающую работу заявленного устройства по разработанной заявителем программе ЭВМ, защищенной Свидетельством о государственной регистрации программы ЭВМ №2024662798 от 30.05.2024 «Программа для автоматизации процесса выполнения слияния последовательных образов по методу профессора Поспелова».

Электронная схема содержит: плату Arduino 22 с возможностью изменения данных и настроек, например, времени цикла мигания, количества циклов мигания, настройки яркости, интервала между миганиями и др.; дисплей 23 с возможностью визуального контроля за параметрами тренировки и настройками; энкодер 24 с возможностью управления настройками платы Arduino 22; пьезоизлучатель 25 с возможностью подачи звукового сигнала об окончании цикла мигания и воспроизведения музыки в конце сеанса; соединительный кабель 26, подключенный к прожекторам 14, светодиодным лентам 16, светодиодам подсветки 17; адаптер питания 27, блок питания 28.

На переднюю панель блока управления 2 выведены: дисплей 23, вал энкодера 24, кнопки 29.1, 29.2 управления прожекторами 14, кнопки 29.3, 29.4, 29.5 управления текущим циклом мигания.

Блок питания 28 подключен к сети 220 В электрическим шнуром (на Фиг. позицией не указан).

Блок питания 28 подключен к блоку управления 2 и выполнен с возможностью преобразования напряжения, необходимого для работы электронной схемы, с 220 В в напряжение 12 В.

Адаптер питания 27 выполнен с возможностью преобразования напряжения, необходимого для работы платы Arduino и компонентов блока управления, из 12 В в 5 В.

Далее заявителем приведен способ использования заявленного устройства.

Собирают заявленное устройство по алгоритму, описанному выше.

Настраивают высоту рабочей части и подставки для подбородка под размер лица пациента с размещением носа под корпусом, посредством их передвижения по стержням с их последующей фиксацией крепежными элементами;

устанавливают подвижные насадки в вертикальные щели для подвижных насадок: либо подвижную насадку с вертикальной прорезью в левую вертикальную щель, а с горизонтальной - в правую, либо подвижную насадку с вертикальной прорезью в правую вертикальную щель, а с горизонтальной - в левую, согласно рекомендациям врача, назначившего занятия;

подключают аппарат для тренировки бинокулярного зрения к сети 220 В через блок питания на 12 В, при этом, благодаря адаптеру питания, напряжение, необходимое для работы платы Arduino и компонентов блока управления, преобразуется из 12 В в 5 В;

с помощью вращения энкодера производят перемещение по пунктам меню и настраивают на блоке управления параметры: яркость светодиодных лент; время одного цикла мигания; количество циклов мигания светодиодных лент; интервал между ними; затем выходят из меню настроек и сохраняют их посредством нажатия на энкодер; включение и выключение прожекторов осуществляют с кнопок управления прожекторами, а тип текущего цикла мигания - либо поочередное мигание, либо совместное мигание, либо отсутствие мигания, настраивают кнопками управления текущим циклом мигания с поочередным миганием, управления текущим циклом мигания с совместным миганием, управления текущим циклом мигания с отсутствием мигания, соответственно, в соответствии с алгоритмом программы ЭВМ;

включают видеокамеру, соединенную с компьютерным устройством;

устанавливают подбородок пациента на подставку для подбородка, положение глаз соотносят с предназначенными для них отверстиями;

при положении пациента, в котором взгляд левого глаза направлен в центр прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа, расположенной в центре прямой прорези на левой подвижной насадке, пациент закрывает правый глаз и ему делают засвет в левый глаз путем включения прожекторов, для чего включают-выключают соответствующие кнопки управления прожекторами на передней панели блока управления на необходимое время, после чего повторяют те же действия для правого глаза, при этом поток света от прожекторов идет равномерный, комфортный для глаз пациента вследствие наличия рассеивателей прожекторов, а свет от светодиодов подсветки не попадает в глаз пациента вследствие их расположения в направлении подвижных насадок для подсветки их прорезей;

- включают светодиодные ленты и запускают обратный таймер путем включения соответствующих кнопок управления текущим циклом мигания на заданное заранее время, при этом поток света от светодиодных лент идет равномерный, комфортный для глаз пациента вследствие наличия рассеивателей светодиодных лент;

при открытии глаз пациента программа ЭВМ видеокамеры сообщает о необходимости закрыть глаза соответствующей надписью на экране компьютерного устройства и звуковым сигналом;

по истечении заданного времени с помощью пьезоизлучателя издается звуковой сигнал, извещающий об окончании текущего цикла мигания;

после того, как количество циклов мигания доходит до установленного в настройках количества циклов мигания, пьезоизлучатель издает настроенный сигнал, извещающий об окончании курса засветов.

Далее заявителем приведены примеры осуществления заявленного технического решения.

Пример 1. Использование заявленного устройства для тренировки бинокулярного зрения при косоглазии при выполнении стержней гладкими, крепежных элементов в виде винтов, изолирующих элементов в виде закругленных наконечников.

Собрали заявленное устройство по описанному выше алгоритму, при этом выполнили стержни гладкими, крепежные элементы в виде винтов, изолирующие элементы в виде закругленных наконечников.

Пациентка В., 8 лет, косоглазие 15 градусов. Прописано врачом-офтальмологом выполнение упражнений по методу проф. Поспелова ежедневно в течение 60 минут.

Собрали заявленное устройство по алгоритму, описанному выше.

Пациентка самостоятельно настроила высоту рабочей части 20 см и подставки для подбородка 15 см под размер лица посредством их передвижения по стержням с их последующей фиксацией крепежными элементами, при этом нос свободно разместился под корпусом, а стержни надежно закрыты закругленными наконечниками, что подтверждает достижение заявленного технического результата;

установила подвижные насадки в вертикальные щели и отверстия для подвижных насадок: подвижную насадку с вертикальной прорезью в левую вертикальную щель и отверстие, а с горизонтальной в правую, согласно рекомендациям врача, назначившего занятия;

подключила аппарат для тренировки бинокулярного зрения к сети 220 В через блок питания на 12 В, что снижает опасность поражения электрическим током и подтверждает достижение заявленного технического результата, при этом, благодаря адаптеру питания, напряжение, необходимое для работы платы Arduino и компонентов блока управления, преобразуется из 12 В в 5 В;

с помощью вращения энкодера произвела перемещение по пунктам меню и настроила на блоке управления параметры: яркость светодиодных лент, например, 50% от максимально возможной; время одного цикла мигания, например, 2 минуты; количество циклов мигания светодиодных лент, например, 30; интервал между ними, например, 0,5 секунды; затем вышла из меню настроек и сохранила их посредством нажатия на энкодер; включение и выключение прожекторов осуществляла с кнопок управления прожекторами, а тип текущего цикла мигания - либо поочередное мигание, либо совместное мигание, либо отсутствие мигания, настроила кнопками управления текущим циклом мигания с поочередным миганием, управления текущим циклом мигания с совместным миганием, управления текущим циклом мигания с отсутствием мигания, соответственно, в соответствии с алгоритмом программы ЭВМ;

включила видеокамеру, соединенную с компьютерным устройством;

установила подбородок на подставку для подбородка, положение глаз соотнесла с предназначенными для них отверстиями;

при положении, в котором взгляд левого глаза направлен в центр прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа, расположенной в центре прямой прорези на левой подвижной насадке, закрыла правый глаз и сделала засвет в левый глаз путем включения левого прожектора, далее те же действия произвела с правым глазом для чего нажимала соответствующие кнопки управления прожекторами на передней панели блока управления на необходимое время (около 1 секунды), при этом поток света от прожекторов шел равномерный вследствие наличия рассеивателей прожекторов, а свет от светодиодов подсветки не попадал в глаз пациента вследствие их расположения в направлении подвижной насадки для подсветки их прорезей, что повысило эффективность тренировки, создало комфорт для глаз пациента, что подтверждает достижение заявленного технического результата;

включила светодиодные ленты и запустила обратный таймер путем включения соответствующих кнопок управления текущим циклом мигания на заданное заранее время (2 минуты), при этом поток света от светодиодных лент шел равномерный вследствие наличия рассеивателей светодиодных лент, что повысило эффективность тренировки, создало комфорт для глаз пациента, что подтверждает достижение заявленного технического результата;

при открытии глаз пациента программа ЭВМ видеокамеры сообщала о необходимости закрыть глаза соответствующей надписью на экране компьютерного устройства и звуковым сигналом, что повысило эффективность тренировки, что подтверждает достижение заявленного технического результата;

по истечении заданного времени пьезоизлучатель издал звуковой сигнал, извещающий об окончании текущего цикла мигания;

после того, как количество циклов мигания дошло до установленного в настройках количества циклов мигания, например, 30, пьезоизлучатель издал настроенный сигнал, извещающий об окончании курса засветов.

При этом была замерена освещенность во время свечения светодиодных лент по прототипу и по заявленному техническому решению:

- освещенность по прототипу составила 273 лк,

- освещенность по заявленному техническому решению составила 182 лк, комфортных для пациента (погрешность измерений не более ±0,005%).

Замеры проводились на люксметре LD Didactic LuxSensor.

Пример 2. Использование заявленного устройства для тренировки бинокулярного зрения при косоглазии при выполнении стержней с резьбой, крепежных элементов в виде гаек-барашков, изолирующих элементов в виде перемычки с закругленными краями.

Собрали заявленное устройство по описанному выше алгоритму, при этом стержни были выполнены с резьбой, крепежные элементы в виде гаек-барашков, а изолирующий элемент в виде перемычки с закругленными краями.

Установили подвижные насадки в вертикальные щели и отверстия для подвижных насадок: подвижную насадку с вертикальной прорезью в правую вертикальную щель и отверстие, а с горизонтальной - в левую, согласно рекомендациям врача, назначившего занятия.

Проводят последовательность действий по Примеру 1.

В результате были подтверждены все заявленные технические результаты аналогично Примеру 1.

Пример 3. Использование заявленного устройства для тренировки бинокулярного зрения при косоглазии при выполнении стержней с резьбой, крепежных элементов в виде гаек-барашков, изолирующих элементов в виде пластины с закругленными краями.

Собрали заявленное устройство по описанному выше алгоритму, при этом стержни были выполнены с резьбой, крепежные элементы в виде гаек-барашков, а изолирующий элемент в виде пластины с закругленными краями.

Установили подвижные насадки в вертикальные щели и отверстия для подвижных насадок: подвижную насадку с вертикальной прорезью в правую вертикальную щель и отверстие, а с горизонтальной - в левую, согласно рекомендациям врача, назначившего занятия.

Проводят последовательность действий по Примеру 1.

В результате были подтверждены все заявленные технические результаты аналогично Примеру 1.

Таким образом, из описанного выше можно сделать вывод, что заявителем решена выявленная техническая проблема и достигнут заявленный технический результат, а именно, разработано устройство, расширяющего арсенал средств указанного назначения, при этом достигнута большая эффективность при тренировке вследствие:

- расширения функциональных возможностей тренировки вследствие выполнения подвижной насадки из двух частей - отдельно с вертикальной и горизонтальной прорезью, при этом подвижные насадки, прожекторы и отверстия для прохождения света от прожекторов выполнены квадратными, что позволяет устанавливать подвижные насадки в любую из щелей и отверстий, предназначенных для этого, меняя местами расположение вертикальной и горизонтальной прорезей, согласно рекомендациям врача, назначившего занятия - Примеры 1-3, Фиг. 1, 2;

- создания более равномерного потока света, повышающего комфорт для глаз пациента вследствие выполнения рассеивателей прожекторов и светодиодных лент, расположенных между прожекторами и подвижной насадкой и между светодиодными лентами и глазами пациента, с возможностью рассеивания узконаправленного светового потока от прожекторов и светодиодных лент, при этом освещенность во время свечения светодиодных лент была понижена с 273 лк по прототипу до 182 лк, комфортных для пациента (погрешность измерений не более ±0,005%) - Примеры 1-3, Фиг. 2;

- меньшей вероятности того, что свет от светодиодов подсветки попадет в глаз к пациенту и в глазу останется образ от них, вследствие их расположения в направлении подвижной насадки - на тыльной стороне задней стенки корпуса, ближней к пациенту - Примеры 1-3, Фиг. 2;

- возможности контроля за закрытием/открытием глаз и управления процессом тренировки благодаря наличию видеокамеры со звуковым сигналом с возможностью ее подключения к компьютеру с установленной программой ЭВМ, защищенной Свидетельством о государственной регистрации программы ЭВМ №2024661941 «Программа для контроля закрытия глаз во время выполнения слияния последовательных образов по методу профессора Поспелова», позволяющей полностью избавиться от необходимости во втором лице во время тренировки Примеры 13, Фиг. 2;

- большего удобства тренировки вследствие возможности свободного размещения носа пациента под корпусом благодаря заявленной конструкции - Примеры 1-3, Фиг. 1, 2;

- отсутствия опасности ранения вследствие наличия изолирующего элемента, закрывающего острые верхние грани стержней (в прототипе - шпилек), при этом в частных случаях выполнения изолирующий элемент выбирают из ряда: закругленные наконечники, перемычка с закругленными краями, пластина с закругленными краями - Примеры 1-3, Фиг. 3;

- большей безопасности занятий вследствие питания прожекторов через блок питания 12 В, что снижает опасность поражения электрическим током, при этом повышается также универсальность и автономность питания за счет возможности подключения устройства, например, к портативному аккумулятору - Примеры 1-3, Фиг. 4, 5.

Похожие патенты RU2835324C1

название год авторы номер документа
Устройство для тренировки бинокулярного зрения и способ его использования 2023
  • Смородинов Глеб Алексеевич
RU2803543C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ 1992
  • Абрамов Валерий Владимирович
  • Авученкова Татьяна Николаевна
  • Амельянова Светлана Григорьевна
  • Белозеров Александр Евгеньевич
  • Галич Василий Ильич
  • Кащенко Тамара Павловна
  • Розенблюм Юрий Захарович
  • Румянцева Людмила Константиновна
  • Русанова Евгения Львовна
  • Тимохова Галина Павловна
  • Шапиро Владимир Михайлович
RU2008867C1
ПРИБОР ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ 2017
  • Денисов Федор Трофимович
  • Кокуркин Геннадий Васильевич
RU2670138C1
ПОРТАТИВНЫЙ БЕЗЛИНЗОВЫЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ГЛАЗ 2015
  • Ошуркова Анастасия Евгеньевна
  • Ошуркова Ольга Николаевна
  • Ошурков Евгений Евгеньевич
RU2587963C1
Бинокулярный оптометрический комплекс для лечения амблиопии 2022
  • Азнаурян Игорь Эрикович
RU2807141C1
Способ восстановления бификсации и стереоскопического зрения на ранних этапах консервативного лечения содружественного косоглазия и разделитель полей зрения для осуществления способа 2015
  • Кюн Зоя Михайловна
  • Кюн Юлия Александровна
RU2614210C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФУНДУС-ТЕРАПИИ 2013
  • Малютин Анатолий Борисович
  • Овчинников Борис Валентинович
  • Панин Александр Михайлович
RU2545914C1
Способ измерения величины тортиколлиса у пациентов с косоглазием 2023
  • Матросова Юлия Владимировна
  • Катаев Михаил Германович
  • Фабрикантов Олег Львович
  • Обухов Артем Дмитриевич
RU2830641C1
Способ устранения диплопии при парезе взора 2021
  • Гладышева Галина Владимировна
  • Плисов Игорь Леонидович
  • Анциферова Наталья Геннадьевна
  • Мамулат Дарья Римовна
  • Пущина Варвара Борисовна
  • Шарохин Михаил Александрович
  • Белоусова Ксения Александровна
RU2753957C1
Цифровые очки для восстановления и эмуляции бинокулярного зрения 2022
  • Кожухов Илья Иванович
  • Милованов Юрий Александрович
  • Пономарев Дмитрий Леонидович
RU2792536C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 835 324 C1

Реферат патента 2025 года Устройство для тренировки бинокулярного зрения

Изобретение относится к медицине. Устройство для тренировки бинокулярного зрения содержит аппарат для тренировки бинокулярного зрения и блок управления; блок управления содержит электронную схему с программой ЭВМ, обеспечивающую работу указанного аппарата для тренировки бинокулярного зрения, при этом электронная схема содержит плату, дисплей с возможностью визуального контроля за параметрами тренировки и настройками; энкодер с возможностью управления настройками платы; пьезоизлучатель с возможностью подачи звукового сигнала об окончании цикла мигания и воспроизведения музыки в конце сеанса; в съемной крышке между первой и второй задними стенками корпуса аппарата расположены две вертикальные щели, в которых размещены сочленением две подвижные насадки, при этом одна насадка выполнена с вертикальной прямой прорезью, а другая – с горизонтальной прямой прорезью, при этом посередине прямых прорезей выполнены прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа; на первой и второй задней стенке корпуса выполнены отверстия для подвижных насадок с возможностью размещения в них подвижных насадок и прохождения света прожекторов через прорези указанных насадок; при этом прожекторы, отверстия для подвижных насадок и подвижные насадки выполнены квадратными; светодиоды подсветки, направленные на подвижные насадки с возможностью подсветки их прорезей, прикреплены с тыльной стороны первой задней стенки корпуса; между светодиодными лентами и глазами пациента расположены рассеиватели светодиодных лент, а между прожекторами и подвижными насадками расположены рассеиватели прожекторов; на первой задней стенке корпуса расположена видеокамера, направленная на глаза пациента, соединенная с компьютерным устройством, содержащим программу ЭВМ, выполненную с возможностью автоматического отслеживания закрытия/открытия глаз пациента и, в случае их открытия, выполненную с возможностью сообщения о необходимости закрыть глаза соответствующей надписью на экране компьютерного устройства и звуковым сигналом. Применение данного устройства позволит повысить эффективность при тренировке бинокулярного зрения. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 835 324 C1

1. Устройство для тренировки бинокулярного зрения, содержащее аппарат для тренировки бинокулярного зрения и блок управления;

при этом аппарат для тренировки бинокулярного зрения содержит рабочую часть, опорную плиту и подставку для подбородка, соединенные между собой стержнями с возможностью перемещения рабочей части и подставки для подбородка вверх-вниз по стержням для регулировки под размер лица пациента; на стержнях размещены крепежные элементы с возможностью фиксации рабочей части и подставки для подбородка;

рабочая часть содержит корпус с продольной перегородкой и съемной крышкой;

на передней панели корпуса выполнены два отверстия для глаз;

задняя стенка корпуса выполнена тройной, содержащей первую, вторую, третью задние стенки, считая от пациента;

между второй и третьей задними стенками размещены прожекторы с возможностью засвета глаз пациента;

с внутренней стороны первой задней стенки корпуса прикреплены светодиодные ленты с возможностью обеспечения их мигания;

подвижная подставка для подбородка пациента расположена ниже корпуса на передних стержнях;

на передней части опорной плиты выполнен зажим с возможностью крепления аппарата для тренировки бинокулярного зрения на горизонтальную поверхность;

блок управления содержит электронную схему с программой ЭВМ, обеспечивающую работу указанного аппарата для тренировки бинокулярного зрения, при этом электронная схема содержит плату, дисплей с возможностью визуального контроля за параметрами тренировки и настройками; энкодер с возможностью управления настройками платы; пьезоизлучатель с возможностью подачи звукового сигнала об окончании цикла мигания и воспроизведения музыки в конце сеанса; соединительный кабель, подключенный к прожекторам, светодиодным лентам, светодиодам подсветки; адаптер питания;

на переднюю панель блока управления выведены: дисплей, вал энкодера, кнопки управления прожекторами, кнопки управления текущим циклом мигания,

отличающееся тем, что

сверху стержней выполнены изолирующие элементы с возможностью предотвращения ранения глаз;

отверстия для глаз размещены по высоте с обеспечением возможности свободного размещения носа пациента под корпусом;

в съемной крышке между первой и второй задними стенками корпуса расположены две вертикальные щели, в которых размещены сочленением две подвижные насадки, при этом одна насадка выполнена с вертикальной прямой прорезью, а другая – с горизонтальной прямой прорезью, при этом посередине прямых прорезей выполнены прорези в виде замочной скважины для двустороннего ключа;

на первой и второй задней стенке корпуса выполнены отверстия для подвижных насадок с возможностью размещения в них подвижных насадок и прохождения света прожекторов через прорези указанных насадок;

при этом прожекторы, отверстия для подвижных насадок и подвижные насадки выполнены квадратными с возможностью установки подвижных насадок в любое из двух отверстий для подвижных насадок и свободного прохождения света прожекторов через прорези подвижных насадок при их расположении в любом отверстии для подвижных насадок;

светодиоды подсветки, направленные на подвижные насадки с возможностью подсветки их прорезей, прикреплены с тыльной стороны первой задней стенки корпуса;

между светодиодными лентами и глазами пациента расположены рассеиватели светодиодных лент, а между прожекторами и подвижными насадками расположены рассеиватели прожекторов, выполненные из листового пластика с возможностью рассеивания узконаправленного светового потока от светодиодных лент и прожекторов;

на первой задней стенке корпуса расположена видеокамера, направленная на глаза пациента, соединенная с компьютерным устройством, содержащим программу ЭВМ, выполненную с возможностью автоматического отслеживания закрытия/открытия глаз пациента и, в случае их открытия, выполненную с возможностью сообщения о необходимости закрыть глаза соответствующей надписью на экране компьютерного устройства и звуковым сигналом;

блок управления дополнительно содержит блок питания, который подключен к сети 220 В и к блоку управления с возможностью преобразования напряжения для работы электронной схемы с 220 В в 12 В;

адаптер питания выполнен с возможностью преобразования напряжения для работы платы и компонентов блока управления с 12 В в 5 В.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что стержни выполнены гладкими или с резьбой.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что крепежные элементы выполнены в виде винтов или гаек-барашков.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что изолирующие элементы выбраны из ряда: закругленные наконечники, перемычка с закругленными краями, пластина с закругленными краями.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2835324C1

Устройство для тренировки бинокулярного зрения и способ его использования 2023
  • Смородинов Глеб Алексеевич
RU2803543C1
Способ приготовления водных полихроматных растворов 1957
  • Карнаев Н.А.
  • Левин А.И.
  • Савельев С.С.
SU113655A1
Металлическое решето для соломотряса 1929
  • Л. Христиани
SU36972A1
0
SU154114A1
Устройство, позволяющее использовать двух проводные осветительные сети постоянного и переменного тока для одновременной передачи абонентам радиовещательных программ, помощью звуковых частот 1927
  • Виноградов А.В.
  • Гуревич Л.И.
SU12715A1
WO 2017015603 A1, 26.01.2017
CN 201469509 U, 19.05.2010.

RU 2 835 324 C1

Авторы

Смородинов Глеб Алексеевич

Даты

2025-02-24Публикация

2024-06-04Подача