Изобретение к относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления органоминеральных смесей для строительства и ремонта покрытий автомобильных дорог, и может быть использовано для получения холодных и органоминеральных смесей с одновременной утилизацией старого асфальтобетона при устройстве верхних слоев дорожных одежд и ремонте дорожных покрытий.
Органоминеральная смесь для дорожного строительства состоит из щебня в соответствии с требованиями ГОСТ 32703, отсев дробления по ГОСТ 31424, минеральный порошок по ГОСТ 32761, переработанного асфальтобетона фракций 5-15 (10) мм (РАП-щебень) и РАП фракции 0-5 мм в соотношении от 1:2 до 1:4 и эмульсии органо - битумной в количестве 2-3% от массы переработанного асфальтобетона (РАП), а также добавки в виде суспензии - вода и активный минеральный порошок – цемент, известь гашеная, активные порошкообразные местные материалы или отходы промышленности - в соотношении вода : активные порошкообразные материалы (АПМ) = 0,4-0,8.
Особенно актуально применение холодных органоминеральных смесей в зимний период, когда традиционные способы ремонта дорожного покрытия неприменимы.
Применение холодных асфальтобетонов - один из наиболее перспективных способов снижения энергозатрат в дорожном строительстве. Холодные асфальтобетоны можно транспортировать ть на большие расстояния без риска потери или изменения их потребительских свойств. Ремонтный сезон продлевается до температуры минус 20°C, при этом обеспечиваются высокая мобильность и оперативность ремонтных работ. Сокращается энерго- и механовооруженность ремонтных бригад.
Чаще всего, холодная асфальтобетонная смесь производится на основе битума, полимерных добавок и минеральных наполнителей или с применением классической битумной эмульсии и цемента (рисайклинг). Главный недостаток подобных составов - несоответствие показателей водонасыщения, водостойкости и остаточной пористости асфальтобетонов для покрытий автомобильных дорог требованиям ГОСТ 9128-97 к холодным асфальтобетонам и относительно высокая стоимость, что сильно ограничивает возможные сферы применения полученного таким способом асфальтобетона. Кроме того, в случае использования технологии холодного риайклинга набор прочности (формирование покрытия) происходит достаточно продолжительное время (обычно около месяца), что требует снижения скорости и регулирования движения по ширине покрытия.
Известен способ приготовления холодной асфальтобетонной смеси [авторское свидетельство СССР № 707945], который заключается в смешении жидкого нефтяного битума марок СГ 70/130, МГ 70/130, а также более вязкого битума БНД 200/300 с отходами дробления литого шлакового щебня, разогретого до температуры 105-120°С, в зависимости от вязкости используемого битума.
Известен также способ приготовления холодной асфальтобетонной смеси [патент RU № 2186746 на изобретение], включающий в себя нагрев щебенисто-песчаной смеси до 90-160°С и рассеянную на крупную и мелкую фракцию. Разжижители - мазут, нефтяной гудрон в количестве 1,6-3% с температурой 60°С перемешивают с крупной фракцией заполнителя 10 секунд, затем вводят вязкий нефтяной битум БНД 90/130, нагретый до 90-130°С, и перемешивают 15-20 секунд, туда же подают мелкий заполнитель и минеральный порошок, смесь перемешивают 30 секунд.
Способ получения вяжущего для холодного асфальтобетона предлагает патент RU 2531497, когда в битум вводятся две добавки органического происхождения – таловое масло и моноэфир жирной кислоты, возможна добавка небольшого количества модификатора СБС (до 2%).
Главным недостатком всех вышеперечисленных способов является необходимость подогрева участвующих в процессе приготовления смесей минеральных материалов, что требует дополнительных затрат энергии. Кроме того, разжижители, входящие в состав вяжущего, приходится полностью удалять для получения технических характеристик материала до требуемых при эксплуатации дорожного покрытия значений, что достаточно проблематично при использовании модифицированных эмульсий.
Патент RU 2351703 более близок к предлагаемому способу приготовления холодной органоминеральной смеси.
Однако и этому способу присущ тот же недостаток: расход энергии, связанный с необходимостью подогрева битума.
Изобретение направлено на улучшение технологических параметров и основных характеристик физико-механических свойств (сдвигоустойчивости, водоустойчивости, усталостных характеристик и других) холодной органоминеральной смеси, снижение расхода ее дорогостоящих компонентов: битума и полимерной добавки, а также уменьшения экологического ущерба за счет утилизации сфрезерованного переработанного асфальтобетона (РАП).
Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении качества холодных асфальтобетонных смесей за счет восстановления качества старого битума в переработанном асфальтобетоне (РАП), повышении устойчивости к воздействию шипованных шин, увеличении строительного сезона, возможности предварительного приготовления и транспортирования смеси на значительные расстояния без ухудшения её качества, а также возможность повторного использования асфальтобетона.
Технический результат достигается за счет того, что в качестве вяжущего предлагается применять органо-битумную эмульсию, в которой дисперсионной средой являются органические масла, разжижители или пластификаторы Она может использоваться как добавка – пластификатор в битум на этапе обработки щебня фракции 5-15 (10) мм из сфрезерованного асфальтобетона (приготовление черного щебня из РАП-щебня) и/или играть роль восстанавливающей добавки в сфрезерованную асфальтобетонную смесь (РАП).
Возможны два варианта внесения вяжущего – одно- и двухэтапный.
Двухэтапный способ приготовления состоит в том, что РАП-щебень обрабатывают вяжущим заранее (готовят, так называемый, «черный щебень»), который может храниться на складе более полугода. Затем его смешивают с остальными компонентами.
Однокомпонентный способ состоит в смешении всех компонентов по технологии холодного рисайклинга.
Смесь в обоих случаях приготавливается без нагрева компонентов и может храниться на складе в закрытой таре длительное время.
Компонентный состав смесей приведен в Таблице 1.
асфальтобетон, фракция 5-15мм
асфальтобетон, фракция 0-5мм
Результаты испытаний смеси на 3-е сутки показаны в таблице 2
(битум с добавкой
эмульсии FF)
при 50°С
при непрямом растяжении
(при 0°С)
водостойкости
Смесь состава 3, приготовленная по двухэтапному методу была уложена на опытном участке на дороге Москва – Минск при температуре воздуха плюс 3°С и влажном покрытии.
Визуальное наблюдение не выявило дефектов покрытия после 30 суток эксплуатации, несмотря на грузонапряженное движение, низкие температуры воздуха (до минус 10 С), мокрое покрытие, применение шипованных шин и противогололедных материалов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ РЕМОНТА ВЛАЖНОГО АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ | 2007 |
|
RU2340641C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДНОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ ИЗ ОТСЕВА ДРОБЛЕНИЯ ГРАНИТНОГО ЩЕБНЯ | 2016 |
|
RU2625353C1 |
ВИБРОУПЛОТНЯЕМАЯ ГОРЯЧАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2001 |
|
RU2196751C1 |
ЛИТОЙ АРМИРОВАННЫЙ ФИБРОАСФАЛЬТОБЕТОН | 2014 |
|
RU2564707C1 |
ПЛОТНАЯ ВИБРОЛИТАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2012 |
|
RU2504523C1 |
ХОЛОДНЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОНА ПОВЫШЕННОЙ ПРОЧНОСТИ ДЛЯ РЕМОНТА И СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2014 |
|
RU2558049C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОЛОДНОЙ ОРГАНОМИНЕРАЛЬНОЙ СМЕСИ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2008 |
|
RU2351703C1 |
Состав органоминерального материала для изготовления асфальтобетонного покрытия | 2018 |
|
RU2713025C1 |
Асфальтобетонная смесь | 2021 |
|
RU2777276C1 |
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ РЕМОНТА ВЛАЖНОГО АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ | 1998 |
|
RU2152963C2 |
Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления органоминеральных смесей для строительства и ремонта покрытий автомобильных дорог с одновременной утилизацией старого асфальтобетона при устройстве верхних слоев дорожных одежд и ремонте дорожных покрытий. Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении качества холодных асфальтобетонных смесей за счет восстановления качества старого битума в переработанном асфальтобетоне (РАП), повышении устойчивости к воздействию шипованных шин, увеличении строительного сезона, возможности предварительного приготовления и транспортирования смеси на значительные расстояния без ухудшения её качества, а также возможность повторного использования асфальтобетона. Холодная органоминеральная смесь приготовлена без нагревания компонентов и содержит в своем составе минеральные компоненты асфальтобетона, переработанный асфальтобетон фракций 5-15 мм и 0-5 мм и органо-битумную эмульсию в количестве 2% от массы указанных компонентов, причем минеральные компоненты и переработанный асфальтобетон находятся в соотношении от 1:2 до 1:4. Технический результат достигается за счет того, что в качестве вяжущего предлагается применять органо-битумную эмульсию, в которой дисперсионной средой являются органические масла, разжижители или пластификаторы. 2 табл.
Холодная органоминеральная смесь, характеризующаяся тем, что приготовлена без нагревания компонентов, содержащая в своем составе минеральные компоненты асфальтобетона, переработанный асфальтобетон фракций 5-15 мм и 0-5 мм и органо-битумную эмульсию в количестве 2% от массы указанных компонентов, причем минеральные компоненты и переработанный асфальтобетон находятся в соотношении от 1:2 до 1:4.
CN 114716226 A, 08.07.2022 | |||
Способ изготовления холодной асфальтобетонной смеси | 2021 |
|
RU2759141C1 |
CN 113563031 A, 29.10.2021 | |||
CN 107176808 A, 19.09.2017. |
Авторы
Даты
2023-09-26—Публикация
2023-02-10—Подача