Изобретение относится к транспортированию горной массы из карьера на обогатительную фабрику и может быть использовано при транспортировании сильно увлажненных, налипающих и примерзающих горных масс на днища и борта думпкаров и другого подвижного транспортного средства.
Очистка днища особенно бортов кузова подвижного транспортного средства от прилипшей горной массы занимает много времени и представляет трудную задачу, которая еще более усложняется при очистке от примерзшей горной массы, так как прочность примерзания на два порядка выше прочности прилипания. Суровые климатические условия, в которых разрабатываются месторождения северных районов, еще более обостряют эту проблему.
Известно подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова, содержащее кузов с днищем, разгрузочный край днища кузова, стационарные борта с боковыми и верхними краями, размещенную с зазором над днищем кузова гибкую ленту с разомкнутыми концами, приводные барабаны, поддерживающие ленту ролики, стопорное устройство. (Патент 2526934. Грузовой кузов. Опубл. 217.08.2014. Бюл. № 24)
Этот вариант предназначен для перевозок штучных грузов и не предназначен для насыпной горной массы. Не решен вопрос предотвращения налипания и примерзания сырьевого материала.
Известно также подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова, включающее днище, стационарные борта с боковыми и верхними краями, поворотные борта, размещенную с зазором над днищем кузова и над поворотными бортами основную гибкую ленту с разомкнутыми концами, приводные барабаны, на которые закреплены гибкие ленты с возможностью их намотки в рулон, поддерживающие ленты ролики и очистные устройства. (Патент № 2784553 Российская Федерация. Подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова. - 2022120901; заявл.01.08.2022; опубл. 28.11.2022. Бюл. № 34).
В предложенном варианте подвижного транспортного средства укрытие выполнено поперек кузова думпкара, то есть, защищены днище и продольные откидные борта. Поперечные стационарные борта при этом остались без защиты.
Техническим результатом является защита от прилипания и примерзания горной массы не только днища, но и бортов думпкаров. Использование покрытия позволяет исключить контакт днища и бортов подвижного транспортного средства с горной массой и обеспечить движение вместе с лентой под действием ее собственного веса. Обеспечение полной разгрузки кузова от налипшей и примерзшей горной массы при небольшом наклоне или вообще без наклона кузова уменьшает время разгрузки, что позволяет увеличить количество рейсов. При необходимости обеспечивается съем предлагаемого покрытия и установка его на другое подвижное транспортное средство. Исключение контакта днища и бортов с горной массой значительно уменьшит их абразивной износ, также время на их на очистку.
Технический результат достигается тем, что в подвижном транспортном средстве с покрытием днища и бортов кузова, включающем днище, стационарные борта с боковыми и верхними краями, поворотные борта, размещенную с зазором над днищем кузова и над поворотными бортами основную гибкую ленту с разомкнутыми концами, приводные барабаны, на которые закреплена основная гибкая лента с возможностью ее намотки в рулон, поддерживающие основную гибкую ленту ролики и очистные устройства, на боковых краях стационарных бортов установлены дополнительные приводные барабаны, на которые закреплены дополнительные гибкие ленты с возможностью их намотки на барабаны, которые подвешены в вертикальном положении над поверхностью основной гибкой ленты днища на опорных подшипниковых узлах, закрепленных на верхних краях стационарных бортов.
На фиг. 1 изображен думпкар в наклоненном положении до разгрузочного состояния; на фиг. 2 - думпкар с покрытием днища и боковых бортов; на фиг. 3 - схема (вид сверху) покрытия днища и боковых бортов думпкара; на фиг. 4 - вид по стрелке А схемы покрытия днища и боковых бортов думпкара; на фиг. 5 представлен установленный на свои упорные подшипниковые узлы съемный вертикальный приводной барабан с намотанной в рулон гибкой лентой; на фиг. 6 - упорный подшипниковый узел приводного барабана.
Подвижное транспортное средство (думпкар) с покрытием днища и бортов кузова содержит поворотный кузов 1, включающий днище 2, и закрепленные на днище продольные поворотные и поперечные стационарные борта 3 и 4 (фиг. 1) с боковыми и верхними краями. Основная гибкая лента 5 (фиг. 2) с разомкнутыми концами размещена над днищем кузова 1 и над его продольными поворотными (откидывающимися) бортами 3 с зазором 7 к ним (фиг. 4). Дополнительные ленты 6 установлены на поперечных стационарных бортах 4 также с зазором 7 к ним (фиг. 3, 4). Ролики 8, поддерживающие ленты 5 и 6 с зазором 7, установлены как на днище 2, так и на бортах 3 и 4 кузова. Основная гибкая лента 5 закреплена на приводных барабанах 9 (фиг. 4), которые установлены на откидных разгрузочных бортах 3 с возможностью намотки этой ленты в рулоны. Отклоняющие (натяжные) барабаны 10 установлены на разгрузочных краях 15 днища 2 кузова.
На каждом поперечном стационарном борту 4 кузова 1 думпкара по его высоте установлены дополнительные приводные барабаны 11 (фиг. 4) с очистными устройствами (на фигурах не показаны) и поддерживающие ленты 6 ролики 8. Для процесса разгрузки кузова думпкара дополнительные гибкие ленты 6 закреплены на дополнительных приводных барабанах 11 с возможностью их намотки в рулоны 12 (фиг. 5) при включении приводов этого думпкара (на фигурах не показаны).
Дополнительные приводные барабаны 11 установлены над поверхностью основной гибкой ленты 5 и закреплены в вертикальном положении по краям 13 поперечных стационарных бортов 4 на свои упорные подшипниковые узлы 14 (фиг. 5 и 6). (Подшипники упорные шариковые одинарные и двойные. Технические условия. ГОСТ 7872-89 (СТ СЭВ 4944 -84, СТ СЭВ 6430 - 88) Разомкнутые концы каждой гибкой ленты 6 закреплены на дополнительных вертикальных приводных барабанах 11 с возможностью поочередной намоткой в рулон 12. Вертикальные приводные барабаны 11 со своими упорными узлами подшипников 14 крепятся к верхнему краю 16 стационарных бортов 4 с помощью крепежных элементов.
В процессе загрузки думпкара горная масса заполняет пустое пространство кузова 1 и оказывается между гибкими лентами 5 и 6. В период загрузки и движения думпкара приводные барабаны 9 и 11 заторможены. Для разгрузки думпкара один из поворотных бортов 3 со стороны разгрузочного края 15 кузова откидывается вместе с барабаном 9 (фиг. 4). Противоположный поворотный борт 3 в этом случае застопорен. Кузов 1 наклоняется. Барабаны 9 и 11 не застопорены, и горная масса вместе с лентами 5 и 6 движется в сторону разгрузочного края 15. Лента 5 наматывается на один барабан 9 откинутого разгрузочного борта 3 (фиг. 4) в рулон 12 (фиг. 5), а с противоположного барабана 9 застопоренного борта лента 5 сматывается с рулона 12. Одновременно с лентой 5 ленты 6 наматываются на свои барабаны 11 со стороны процесса разгрузки (фиг. 4), а противоположно размещенные ленты 6 вертикальных приводных барабанов 11 сматываются со своих рулонов 12 (фиг. 5) барабанов 11.
Таким образом, в процессе разгрузки, свободно лежащая на роликах 8 лента 5 и опирающаяся лента 6 на роликах движутся вместе с горной массой в сторону разгрузочного края 15 днища грузового транспортного средства (думпкара) и наматывается на барабаны 9 и 11. На противоположном борту лента 5 сматывается с барабана.
Каждая дополнительная лента 6 стационарных бортов 4 в процессе разгрузки наматывается на барабаны 11 в рулоны 12 со стороны разгрузочного края 15 и разматывается с других рулонов барабанов противоположного края.
После разгрузки горной массы включается привод (не показан) барабана 9 застопоренного борта и лента наматывается на этот барабан в рулон, а с другого барабана со стороны разгрузки лента сматывается. После завершения разгрузки горной массы поворачивается борт 3 в транспортное положение. Приводные барабаны 9 и 11 поочередно включаются. Движение лент 5 и 6 происходит возвратно-поступательно.
В случае использования грузового транспортного средства без наклона кузова разгрузка горной массы производится за счет движения лент 5 и 6 от своих приводных барабанов. Для очистки лент от загрязнений приводные барабаны 9 и 11 снабжены очистными устройствами (не показано), которые срабатывают в момент намотки лент на барабаны. Необходимо учитывать то, что разгрузка горной массы может происходить как с одной стороны, так и противоположной стороны разгрузочного края 15 днища 1 кузова, что отражается на направлении движения лент 5 и 6.
Таким образом, использование предлагаемого варианта обеспечивает защиту всех внутренних поверхностей думпкаров. Предотвращение налипания и примерзания сырьевого материала позволяет исключить контакт днища и бортов подвижного транспортного средства с горной массой и обеспечить движение вместе с лентой под действием ее собственного веса. Обеспечение полной разгрузки кузова от налипшей и примерзшей горной массы при небольшом наклоне или вообще без наклона кузова уменьшает время разгрузки, что позволяет увеличить количество рейсов. При необходимости обеспечивается съем предлагаемого покрытия и установка его на другое подвижное транспортное средство. Исключение контакта с горной массой значительно уменьшит абразивной износ днища и бортов думпкара, а также время на их очистку.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова | 2022 |
|
RU2784553C1 |
Подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова | 2022 |
|
RU2794390C1 |
Грузовое транспортное средство с покрытием днища и бортов кузова | 2023 |
|
RU2815460C1 |
Грузовое транспортное средство с защитой днища для перевозки кусковых материалов | 2023 |
|
RU2818942C1 |
ПРИЕМНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ДУМПКАРОВ | 2005 |
|
RU2289541C1 |
ПРИЕМНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ДУМПКАРОВ | 2005 |
|
RU2291098C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ДУМПКАРОВ | 2005 |
|
RU2291077C1 |
ПРИЕМНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ДУМПКАРОВ | 2005 |
|
RU2293035C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ЗАЧИСТКИ КУЗОВОВ ДУМПКАРОВ ПРИ ИХ РАЗГРУЗКЕ | 2008 |
|
RU2380254C1 |
СПОСОБ РАЗГРУЗКИ КОВША ДРАГЛАЙНА И РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДРАГЛАЙНА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА | 2000 |
|
RU2184190C1 |
Изобретение относится к транспортированию горной массы из карьера на обогатительную фабрику и может быть использовано при транспортировании сильно увлажненных, налипающих и примерзающих горных масс. Подвижное транспортное средство с покрытием днища (2) и бортов (3, 4) кузова (1) включает днище (2), над которым и над поворотными бортами (3) размещена основная гибкая лента с разомкнутыми концами, закрепленными на приводные барабаны с возможностью намотки в рулон, поддерживающие ленту ролики и очистные устройства. Боковые края стационарных бортов (4) снабжены дополнительными приводными барабанами с закрепленными на них дополнительными гибкими лентами с возможностью их намотки в рулон. Дополнительные приводные барабаны подвешены над поверхностью основной ленты вертикально на опорных подшипниковых узлах, закрепленных на верхних краях стационарных бортов. Изобретение обеспечивает защиту внутренних поверхностей думпкаров, предотвращает налипание и примерзание горной массы, исключает ее контакт с днищем и бортами подвижного транспортного средства и обеспечивает полную разгрузку кузова. 6 ил.
Подвижное транспортное средство с покрытием днища и бортов кузова, включающее днище, стационарные борта с боковыми и верхними краями, поворотные борта, размещенную с зазором над днищем кузова и над поворотными бортами основную гибкую ленту с разомкнутыми концами, приводные барабаны, на которые закреплена основная гибкая лента с возможностью ее намотки в рулон, поддерживающие основную гибкую ленту ролики и очистные устройства, отличающееся тем, что на боковых краях стационарных бортов установлены дополнительные приводные барабаны, на которые закреплены дополнительные гибкие ленты с возможностью их намотки на барабаны, которые подвешены в вертикальном положении над поверхностью основной гибкой ленты днища на опорных подшипниковых узлах, закрепленных на верхних краях стационарных бортов.
CN 108556717 A, 21.09.2018 | |||
Подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова | 2022 |
|
RU2784553C1 |
Подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова | 2022 |
|
RU2794390C1 |
Способ приготовления лака | 1924 |
|
SU2011A1 |
Хранилище для сыпучих материалов | 1990 |
|
SU1792888A1 |
Авторы
Даты
2023-11-08—Публикация
2023-04-20—Подача