Изобретение относится к транспортированию горной массы из карьера на обогатительную фабрику и может быть использовано при транспортировании сильно увлажненных, налипающих и примерзающих горных масс на днища и борта самосвалов, а также радиоактивных материалов, грузового автомобильного транспорта и другого подвижного транспортного средства.
Известно подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова, содержащее поворотный кузов, его днище и головной борт с козырьком, вертикальные борта с верхними краями, разгрузочный край днища кузова, приводное устройство, гибкий элемент, покрытие, угол кузова между головным бортом и его днищем. (Патент № 2313460. Автомобиль-самосвал. Опубл. 27.12.2007. Бюл. 36)
Основным недостатком является непосредственное взаимодействие днища с горной массой. Присутствует принудительный сдвиг и срезание примерзшей и прилипшей горной массы к днищу самосвала.
Известно подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова, содержащее кузов с днищем, разгрузочный край днища кузова, приводное устройство, размещенную с зазором над днищем кузова гибкую ленту с разомкнутыми концами, приводной головной и хвостовой барабаны, охватывающий прорезиненной лентой отклоняющий барабан, поддерживающие ленту ролики, стопорное устройство, угол кузова между головным бортом и его днищем. (Патент 2526934. Грузовой кузов. Опубл. 217.08.2014. Бюл. № 24)
Этот вариант предназначен для перевозок штучных грузов и не предназначен для перевозки насыпной горной массы.
Известно подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова, содержащее поворотный кузов, днище кузова, его разгрузочный край, приводное устройство, набегающую и сбегающую ветви ленты отклоняющего барабана, приводной головной барабан и приводной хвостовой барабан, рулоны ленты и скребок, угол кузова между головным бортом и его днищем. (Патент 2784553. Подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова. Опубл. 28.11.2022. Бюл. № 34)
Предлагаемый вариант подвижного транспортного средства предназначен для перевозок горной массы в думпкарах. Отсутствие защиты стенок стационарных боковых бортов не освобождает от работ по зачистке от прилипшей горной массы.
Известно также транспортное средство с покрытием днища кузова, содержащее поворотный кузов, головной борт с козырьком, продольные борта с верхними и боковыми краями, размещенную с зазором над днищем кузова основную гибкую ленту с разомкнутыми концами, закрепленными на приводные барабаны с возможностью поочередной их намотки в рулоны при включении привода, отклоняющий барабан, приводное устройство, приводные головной и хвостовой и барабаны, угол кузова между головным бортом и его днищем, рулоны лент и скребок. (Патент 2794390. Подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова. Заявлено 30.12.2022)
Нет защиты стенок стационарных бортов и стенки борта за кабиной как от примерзшего, так и от радиационного груза. Отсутствие защиты стенок стационарных боковых бортов и стенки борта за кабиной не освобождает от работ по зачистке от прилипшей горной массы.
Техническим результатом является исключение контакта не только днища, но и бортов кузова с горной массой и радиоактивными материалами при загрузке, движении, разгоне и торможении подвижного транспортного средства. Обеспечивается защита головного борта кузова со стороны кабины от рентгеновского излучения радиоактивного материала с использованием композиционного материала на основе полимерной матрицы из поливинилбутираля с наполнителем из окиси свинца. Обеспечение полной разгрузки кузова от налипшей и примерзшей горной массы при небольшом его наклоне увеличивает количество ходок самосвалов. Имеется возможность разгрузки горной массы без наклона кузова. Возможность регулировки скольжения горной массы при использовании торможения барабанов. Обеспечена защита зазора между продольными бортами и дополнительными гибкими лентами от просыпи горной массы. При необходимости обеспечивается съем предлагаемых покрытий и установка их на другие транспортные средства.
Технический результат достигается тем, что в грузовом транспортном средстве с покрытием днища и бортов кузова, содержащем поворотный кузов, его днище и головной борт с козырьком, продольные вертикальные борта с верхними краями, размещенную зазором над днищем кузова среднюю часть основной ленты и размещенные с зазором над продольными вертикальными бортами кузова дополнительные гибкие ленты с разомкнутыми концами, закрепленными на приводных барабанах, угол кузова между головным бортом и его днищем и отклоняющий барабан, приводной барабан с закрепленной одним концом гибкой лентой установлен на козырьке головного борта, а средняя часть основной ленты расположена под отклоняющим барабаном, установленным в углу кузова, при этом верхние края вертикальных продольных бортов снабжены защитными щитками, перекрывающими зазор между продольными бортами и верхними краями дополнительных гибких лент.
На фиг. 1 представлен вид со стороны защищенного покрытием кузова грузового транспортного средства (самосвала); на фиг. 2 дана схема покрытия днища кузова подвижного транспортного средства; на фиг. 3 - вид Б сверху на покрытие кузова; на фиг. 4 представлен установленный на опоры днища и борта кузова съемный головной барабан с гибкой лентой; на фиг. 5 - сечение А-А на фиг. 2.
Грузовое транспортное средство, например самосвал с покрытием днища и бортов кузова (фиг. 2) содержит днище 1 поворотного кузова, головной борт 2 со стороны водителя и продольные вертикальные борта 3 (фиг. 1, 3) с верхними и боковыми краями. Головной борт 2 снабжен козырьком 20, на котором установлен головной приводной барабан 4. Основная гибкая прорезиненная лента 5 закреплена на приводном барабане 4 козырька 20 головного борта 2 и намотана в рулон 6 (фиг. 4).
Другой конец этой ленты закреплен на хвостовом барабане 7 также с возможностью намотки в рулон 6 при включении привода (не показан). Головной и хвостовой барабаны 4 и 7 снабжены приводами для реверсивного движения ленты 5 и с возможностью поочередной намотки этой ленты в рулоны 6 (фиг. 4) на барабаны 4, 7 и 13. Хвостовой барабан 7 установлен под днищем 1 кузова. В углу между днищем 1 и головным бортом 2 установлен головной отклоняющий барабан 8 со скребком 9 для очистки ленты 5 от прилипшей горной массы. Лента 5 проведена под отклоняющим барабаном 8. Отклоняющий хвостовой барабан 10 со скребком 11 установлен на торце разгрузочного края 12 днища 1 кузова.
Внутренние края продольных вертикальных бортов 3 снабжены вертикально установленными дополнительными приводными барабанами 13, на которые закреплены с возможностью намотки в рулоны 6 дополнительные гибкие прорезиненные ленты 14. Опорные ролики 15 обеспечивают зазор 16 между боковыми бортами 3 и дополнительными гибкими лентами 14.
Барабаны 4, 7, 8, 10 и поддерживающие гибкую ленту 5 опорные ролики 19 установлены поперек днища 1 и продольных бортов 3 кузова. Опоры 17 (фиг. 4) выполнены с возможностью съема гибких лент 5 и 14 вместе с рулонами 6 барабанов.
С целью удержания горной массы от сдвига во время движения самосвала, его торможения и разгона головной барабан 4 головного борта 2 кузова и хвостовой барабан 7 снабжены стопорными устройствами (на фигурах не показаны). Защитные щитки 18 (фиг. 5) закреплены к верхним краям продольных бортов 3, перекрывающие зазор 16 между боковыми бортами 3 и дополнительными гибкими лентами 14.
При загрузке самосвала липкая горная масса попадает на прорезиненную ленту 5, при этом головной и хвостовой барабаны 4 и 7 застопорены. Стопорятся и дополнительные барабаны 13 боковых продольных бортов 3. Ленты 5 и 14 находится в заторможенном состоянии в процессе движения, разгона и торможения самосвала.
Для разгрузки горной массы включается привод (на фигурах не показан) самосвала, благодаря чему кузов занимает наклонное положение (фиг. 1). В процессе разгрузки кузова ленты 5 и 14 находится в расторможенном состоянии. Кузов наклоняется на небольшую величину угла. Горная масса под действием собственного веса самотеком по наклонной плоскости увлекает за собой и ленты 5 и 14 и вместе с ними идет в сторону разгрузки кузова без скольжения по днищу 1. Опирающаяся на ролики 19 лента 5 вместе с лежащей на ней горной массой движется по наклонной плоскости в сторону разгрузочного края 12 кузова. В сторону разгрузки движутся за счет сил трения с горной массы и дополнительные гибкие ленты 14. При этом лента 5 и ленты 14 разматываются со своих рулонов, движутся с горной массой по опорным роликам днища 1 и продольных бортов 3 и разгружаются через отклоняющий хвостовой барабан 10 разгрузочного края 12.
Очищенные от прилипшей горной массы скребками 11, 9, 6 и 21 ленты 5 и 14 наматываются в рулоны своих барабанов при включённых приводах (на фигурах не показаны). В это же время происходит размотка лент 5 и 14 с барабанов 7 и 13 при включённых их приводах (на фигурах не показаны). За счет взаимного воздействия лент 5 и 14 с горной массой процесс обрушения горной массы значительно облегчается. Совместное воздействие ленты и горной массы обеспечивает ускоренное полное освобождение кузова самосвала от находящейся в нем горной массы. Для очистки лент 5 и 14 от прилипшей горной массы используются скребки 11, 9, 6 и 21. При необходимости для приведения в движение прорезиненных лент 5 и 14 подключаются приводные головной и хвостовой барабаны 4, 7 к электрооборудованию самосвала (не показано). Головные и хвостовые барабаны 4, 13 и 7, 13 (фиг. 2 и 3) поочередно включаются, и движение лент 5 и 14 происходит возвратно-поступательно. В процессе возвращения кузова в транспортное положение включаются головные барабаны 4 и 13. Ленты 5 и 14 наматываются на головные 4 и 13 и разматываются с хвостовых барабанов 7 и 13, вторично очищаются скребками 11, 9 и 21. В процессе движения самосвала барабаны 4 и 7 заторможены. В случае использования транспортного средства без наклона кузова разгрузка горной массы производится за счет движения лент от приводных барабанов. Наличием щитков 18 обеспечена защита зазора 16 между продольными бортами 3 и дополнительными гибкими лентами 14 от просыпи горной массы.
Обеспечивается защита головного борта кузова со стороны кабины от рентгеновского излучения радиоактивного материала. Для защиты от рентгеновского излучения используется прорезиненная лента с использованием композиционного материала на основе полимерной матрицы из поливинилбутираля с наполнителем из окиси свинца. Устойчивость суспензии оксида свинца в растворе полимера в значительной степени определяется наличием поверхностно-активного вещества (ПАВ). При этом наиболее эффективным ПАВ в исследованной композиции является оксид КД-6. Его введение не только повышает устойчивость суспензии, но и позволяет сократить время диспергирования. Поливинилбутираль характеризуется высокой радиационной стойкостью, отличной адгезией к различным материалам, относительно высокой влагостойкостью, пластичностью и, что очень важно, способностью формировать плёнки.
Таким образом, использование данной разработки позволяет исключить контакт не только днища, но и бортов кузова с горной массой и радиоактивными материалами при загрузке, движении, разгоне и торможении подвижного транспортного средства. Обеспечивается защита головного борта кузова со стороны кабины от рентгеновского излучения радиоактивного материала с использованием композиционного материала на основе полимерной матрицы из поливинилбутираля с наполнителем из окиси свинца. Обеспечение полной разгрузки кузова от налипшей и примерзшей горной массы при небольшом его наклоне увеличивает количество ходок самосвалов. Имеется возможность разгрузки горной массы без наклона кузова. Возможность регулировки скольжения горной массы при использовании торможения барабанов. Обеспечена защита зазора между продольными бортами и дополнительными гибкими лентами от просыпи горной массы. При необходимости обеспечивается съем предлагаемых покрытий и установка их на другие транспортные средства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова | 2022 |
|
RU2794390C1 |
Подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова | 2022 |
|
RU2784553C1 |
Грузовое транспортное средство с защитой днища для перевозки кусковых материалов | 2023 |
|
RU2818942C1 |
Подвижное транспортное средство с покрытием днища и бортов кузова | 2023 |
|
RU2806881C1 |
Транспортное средство | 1986 |
|
SU1418120A1 |
САМОСВАЛЬНЫЙ КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2607036C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ КУЗОВОВ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ | 2008 |
|
RU2356762C1 |
Машина для уборки кочанной капусты | 2021 |
|
RU2777780C1 |
Транспортное средство с устройством для укладки и разгрузки легкоповреждаемой сельскохозяйственной продукции | 1986 |
|
SU1350059A1 |
Самосвальное транспортное средство для перевозки жидких строительных материалов | 1979 |
|
SU960058A1 |
Изобретение относится к транспортированию горной массы. Грузовое транспортное средство с покрытием днища и бортов кузова содержит поворотный кузов, его днище и головной борт с козырьком, продольные вертикальные борта с верхними краями. Над днищем кузова размещена с зазором средняя часть основной ленты. Над продольными вертикальными бортами кузова размещены с зазором дополнительные гибкие ленты с разомкнутыми концами, закрепленными на приводных барабанах. Приводной барабан с закрепленной одним концом гибкой лентой установлен на козырьке головного борта. Средняя часть основной ленты расположена под отклоняющим барабаном, установленным в углу кузова. Верхние края вертикальных продольных бортов снабжены защитными щитками, перекрывающими зазор между продольными бортами и верхними краями дополнительных гибких лент. Достигается исключение контакта кузова с горной массой и радиоактивными материалами, обеспечение защиты головного борта кузова со стороны кабины от рентгеновского излучения радиоактивного материала и обеспечение полной разгрузки кузова от налипшей и примерзшей горной массы. 5 ил.
Грузовое транспортное средство с покрытием днища и бортов кузова, содержащее поворотный кузов, его днище и головной борт с козырьком, продольные вертикальные борта с верхними краями, размещенную зазором над днищем кузова среднюю часть основной ленты и размещенные с зазором над продольными вертикальными бортами кузова дополнительные гибкие ленты с разомкнутыми концами, закрепленными на приводных барабанах, угол кузова между головным бортом и его днищем и отклоняющий барабан, отличающееся тем, что приводной барабан с закрепленной одним концом гибкой лентой установлен на козырьке головного борта, а средняя часть основной ленты расположена под отклоняющим барабаном, установленным в углу кузова, при этом верхние края вертикальных продольных бортов снабжены защитными щитками, перекрывающими зазор между продольными бортами и верхними краями дополнительных гибких лент.
Подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова | 2022 |
|
RU2794390C1 |
Подвижное транспортное средство с покрытием днища кузова | 2022 |
|
RU2784553C1 |
Применение охарактеризованного в патенте по заяв. свид. № 34414. Диван с выдвижным сиденьем | 1929 |
|
SU18381A1 |
САМОСВАЛЬНЫЙ КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2607036C2 |
US 9333894 B1, 10.05.2016 | |||
US 2006192407 A1, 31.08.2006 | |||
CN 102133906 A, 27.07.2011 | |||
KR 200269918 Y1, 27.03.2002. |
Авторы
Даты
2024-03-18—Публикация
2023-08-30—Подача