Предложенный способ относится к области геодезии, аэрофотосъемки и может быть использован для определения кренов дымовых труб.
Известен способ высотного обследования дымовых труб с использованием беспилотного летательного аппарата (БПЛА) (Высотное обследование дымовых труб с использованием беспилотника [Текст] / Е.С. Радченко // Вестник промышленности, бизнеса и финансов. – 2020. – № 6. – С. 74–76), включающий в себя следующие этапы: проектирование маршрута в специализированном программном обеспечении (ПО), выполнение полета в автоматическом режиме, построение цифровой модели трубы, построение разверток в видимом и инфракрасном диапазонах, а также карты деформаций наружных стенок.
Недостатки данного способа:
– малое количество определяемых геометрических параметров дымовых труб;
– низкая точность определения геометрических параметров;
– не указаны значения продольного и поперечного перекрытия снимков, при которых возможно достоверное определение геометрических параметров.
Наиболее близким способом к заявленному по совокупности признаков является способ подготовки к оценке технического состояния зданий по внешним признакам (Патент № 2758806 Российская Федерация, МПК E04G 23/00 (2006.01) СПК E04G 23/00 (2021.08). Способ подготовки к оценке технического состояния зданий по внешним признакам: заявлено 10.12.2020: опубликовано: 02.11.2021 / Фомин Н.И., Бернгардт К.В., Орлова Е.А., Идиятшина Э.Н.; заявитель Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. – 5 с. – Текст: непосредственный) характеризующимся тем, что предварительно составляют комплекты эталонных изображений дефектов, выделяют категории дефектов, выполняют аэрофотосъемку наружных поверхностей оцениваемого здания с использованием беспилотного летательного аппарата, оборудованного цифровой фотокамерой, обрабатывают полученные изображения в автоматическом режиме, формируют трехмерную цифровую модель здания, сравнивают изображения модели с эталонными изображениями в автоматическом режиме и устанавливают наличие строительных дефектов в конструкциях здания, формируют в автоматическом режиме на цифровой модели здания карты дефектов с возможностью оценки их геометрических параметров, а также с указанием порядкового номера дефекта и его категории, выполняют автоматическую оценку вертикальности наружных стен на цифровой модели здания.
Недостатки технического решения, принятого за прототип:
– низкая точность плотного облака точек и цифровой модели;
– низкая точность определения геометрических параметров сооружения;
– недостаточная величина продольного и поперечного перекрытия снимков для достоверного определения геометрических сооружений.
Техническая задача заключается в определении кренов дымовых труб с помощью автоматического способа с применением БПЛА.
Технический результат, в сравнении с аналогом, заключается в возможности применения разработанного способа для определения значений сечений и кренов дымовых труб, повышении точности определяемых геометрических параметров, автоматизации и сокращении времени процесса камеральной обработки, а также создании развертки наружной поверхности и технического паспорта дымовой трубы в автоматическом режиме.
Указанная задача решается за счет того что, способ определения кренов дымовых труб с помощью беспилотного летательного аппарата (БПЛА), характеризуется тем, что перед аэрофотосъемкой в специализированном программном обеспечении выполняют проектирование маршрута полета с продольным и поперечным перекрытием с величиной от 80 % и создают полетное задание, импортируемое затем в БПЛА, на основе полетного задания в полуавтоматическом режиме выполняют аэрофотосъемку по заданному маршруту, по результатам аэрофотосъемки получают цифровые снимки, которые затем экспортируют в специализированное программное обеспечение, установленное на ПЭВМ, в котором в автоматическом режиме обрабатывают цифровые снимки и строят разряженное облако точек, на основе разряженного облака точек в автоматическом режиме дополнительно строят плотное облако точек и трехмерную цифровую модель дымовой трубы, на основе цифровой модели здания в автоматическом режиме создают развертку наружной поверхности дымовой трубы, далее осуществляют экспорт плотного облака точек в специализированное программное обеспечение, установленное на ПЭВМ, в котором выполняют автоматическое построение сечений на основе плотного облака точек, через настраиваемый интервал высот, в специализированном программном обеспечении, установленном на ПЭВМ, в автоматическом режиме вычисляют значения крена и создают технический паспорт дымовой трубы.
Предлагаемое изобретение поясняется схемой, представленной на фиг. 1, где:
1 – проектирование маршрута аэрофотосъемки с учетом параметров дымовой трубы и создание полетного задания;
2 – импорт полетного задания в БПЛА;
3 – выполнение аэрофотосъемки в полуавтоматическом режиме;
4 – экспорт цифровых снимков в специальное ПО;
5 – обработка цифровых снимков и построение разряженного облака точек;
6 – исключение ошибочных точек из разряженного облака точек;
7 – построение плотного облака точек:
7.1 – экспорт плотного облака точек в специализированное ПО;
7.2 – автоматическое построение сечений через настраиваемый интервал высот;
7.3 – автоматическое вычисление значений кренов;
7.4 – автоматическое создание паспорта дымовой трубы;
8 – построение трехмерной цифровой модели;
9 – автоматическое создание развертки наружной поверхности дымовой трубы.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.
В специализированном ПО осуществляют проектирование маршрута полета с учетом параметров дымовой трубы и создают полетное задание (1), при построении маршрута устанавливают продольное и поперечное перекрытие снимков более 80 %, затем импортируют созданное полетное задание (1) в БПЛА при помощи специализированного ПО (2), далее БПЛА в полуавтоматическом режиме выполняет аэрофотосъемку по заданному маршруту (3), полученные по результатам аэрофотосъемки цифровые снимки экспортируют из БПЛА в специализированное ПО, установленное на ПЭВМ и предназначенное для обработки этих снимков (4), далее в специализированное ПО, установленном на ПЭВМ, создается разряженное облако точек (5), из которого исключаются ошибочные измерения (6), на основе разряженного облака точек строится плотное облако точек (7) и экспортируется в специализированное ПО (7.1), установленное на ПЭВМ, где происходит построение сечений через настраиваемый интервал высот, в результате получают набор окружностей с известными координатами Хi, Уi, Нi центров и значениями радиусов (7.2), на основе сечений происходит автоматическое вычисление крена по формуле 1 (7.3), а на основе сечений и значений кренов в автоматическом режиме строится паспорт дымовой трубы (7.4).
где: Хi и Yi координаты сечения, а Х0 и Y0 координаты сечения при основании.
Дополнительно в специализированном ПО, установленном на ПЭВМ и предназначенном для обработки цифровых снимков на основе плотного облака точек (4) происходит автоматическое построение цифровой модели сооружения (8) с построением развертки наружной поверхности дымовой трубы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМОВ СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ НА ОТКРЫТЫХ СКЛАДАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВОЗДУШНОГО ОПТИЧЕСКОГО СКАНИРОВАНИЯ С БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ | 2016 |
|
RU2646538C1 |
БПЛА И СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ АЭРОФОТОСЪЕМКИ | 2022 |
|
RU2798604C1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРТОФОТОПЛАНА | 2022 |
|
RU2796697C1 |
Способ многофункциональной аэросъемки на основе беспилотных воздушных судов для планирования и сопровождения сейсморазведочных работ и многофункциональный аппаратно-программный комплекс для его реализации | 2021 |
|
RU2779707C1 |
Способ определения пространственных координат и углового положения удаленного объекта | 2018 |
|
RU2681836C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСОВ СТВОЛОВОЙ ДРЕВЕСИНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ ВОЗДУШНОЙ БЕСПИЛОТНОЙ СЪЕМКИ | 2021 |
|
RU2773144C1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2011 |
|
RU2583851C2 |
СПОСОБ МОНИТОРИНГА ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЗОНАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОБЛАКОВ ВУЛКАНИЧЕСКОГО ПЕПЛА | 2015 |
|
RU2650850C2 |
Способ аэроэлектроразведки с применением легкого беспилотного летательного аппарата | 2020 |
|
RU2736956C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ОТОБРАЖЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ ПАВОДКОВОЙ СИТУАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ | 2016 |
|
RU2633642C9 |
Способ относится к области геодезии, аэрофотосъемки и может быть использован для определения величины крена дымовых труб при помощи беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Технический результат заявленного изобретения в сравнении с прототипом заключается в возможности определения значений сечений и кренов дымовых труб, повышении точности определяемых геометрических параметров, сокращении времени процесса камеральной обработки полученных при помощи БПЛА данных, создании развертки наружной поверхности и формировании технического паспорта дымовой трубы в автоматическом режиме. 1 ил.
Способ определения кренов дымовых труб с помощью беспилотного летательного аппарата (БПЛА), включающий аэрофотосъемку наружных поверхностей дымовой трубы с использованием БПЛА, оборудованного цифровой фотокамерой, обработку полученных изображений в автоматическом режиме, формирование трехмерной цифровой модели дымовой трубы, отличающийся тем, что перед аэрофотосъемкой в специализированном программном обеспечении выполняют проектирование маршрута полета с продольным и поперечным перекрытием с величиной от 80% и создают полетное задание, импортируемое затем в БПЛА, на основе полетного задания в полуавтоматическом режиме выполняют аэрофотосъемку по заданному маршруту, по результатам аэрофотосъемки получают цифровые снимки, которые затем экспортируют в специализированное программное обеспечение, установленное на ПЭВМ, в котором в автоматическом режиме обрабатывают цифровые снимки и строят разряженное облако точек, из которого исключаются ошибочные измерения, на основе разряженного облака точек в автоматическом режиме дополнительно строят плотное облако точек и трехмерную цифровую модель дымовой трубы, на основе цифровой модели здания в автоматическом режиме создают развертку наружной поверхности дымовой трубы, далее осуществляют экспорт плотного облака точек в специализированное программное обеспечение, установленное на ПЭВМ, в котором выполняют автоматическое построение сечений на основе плотного облака, через настраиваемый интервал высот, в специализированном программном обеспечении, установленном на ПЭВМ, в автоматическом режиме вычисляют значения крена и создают технический паспорт дымовой трубы.
Высотное обследование дымовых труб с использованием беспилотника - электронный ресурс: https://www.geoscan.ru/ru/blog/vysotnoe-obsledovanie-dymovykh-trub-s-ispolzovaniem-bespilotnika, дата публикации 09.01.2020 | |||
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗДАНИЙ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ | 2020 |
|
RU2758806C1 |
WO 2014133646 A2, 04.09.2014 | |||
WO 2017127711 A1, 27.07.2017 | |||
US 0010788428 B2, 29.09.2020 | |||
Способ многофункциональной аэросъемки на основе беспилотных воздушных судов для планирования и сопровождения сейсморазведочных работ и многофункциональный аппаратно-программный комплекс для его реализации | 2021 |
|
RU2779707C1 |
Авторы
Даты
2023-11-28—Публикация
2023-04-04—Подача