Изобретение относится к машиностроению, а именно к бесступенчатым передачам, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в устройствах, в которых необходимо бесступенчатое изменение скорости.
Известен вариатор скорости [Пат. 2331002, опубл. 10.08.2008., Бюл. №22], содержащий ведущий и ведомый валы, пальцы, жестко связанные с одним из валов, захваты, размещенные по направляющей другого вала, кулисы, установленные на захватах и взаимодействующие с пальцами, пружины, установленные на кулисах и взаимодействующие с цилиндрической поверхностью вала. Ведущий и ведомый валы соединены упругим элементом, ведомый вал подвижно установлен между поперечной осью симметрии ведущего вала и зоной включения захватов.
Недостатком данного вариатора скорости является износ поверхностей контакта пальцев и кулис, и, как следствие, низкая долговечность и надежность.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является вариатор скорости, содержащий ведущий и ведомый валы, пальцы, жестко связанные с одним из валов, механизмы свободного хода, размещенные на втором валу, и криволинейные кулисы, установленные на каждом из механизмов свободного хода в одной плоскости и взаимодействующие с пальцами [АС 892059, опубл. 23.12.1981., Бюл. №47]. Недостатком данного вариатора скорости является повышенный износ трущихся поверхностей пальцев и криволинейных кулис, низкая долговечность и надежность.
Техническая задача - снижение износа трущихся поверхностей пальцев и криволинейных кулис, повышение плавности хода, увеличение долговечности и надежности вариатора скорости.
Техническая задача достигается тем, что в вариаторе скорости, содержащем ведущий и ведомые валы, пальцы, жестко связанные с одним из валов, механизмы свободного хода, размещенные на втором валу в одной плоскости с криволинейными кулисами, новым является то, что пальцы снабжены втулками, образующими с пальцами шарнирное соединение, при этом наружный диаметр втулок равен диаметру пальцев.
Технический результат изобретения заключается в снижении износа трущихся поверхностей пальцев и криволинейных кулис, повышении плавности хода, увеличении долговечности и надежности вариатора скорости.
На фиг. 1 изображен вариатор скорости при соосном расположении ведущего и ведомого валов, вид сбоку; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.1, на фиг. 3 - выносной элемент Б - расположение втулки на пальце.
Вариатор скорости содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, пальцы 3 жестко связанные с валом 1, снабженные втулками 4, образующими с пальцами 3 шарнирное соединение, при этом наружный диаметр втулок 4 равен диаметру пальцев 3, механизмы свободного хода 5, размещенные на валу 2, криволинейные кулисы 6 установленные на каждом из механизмов свободного хода 5, пальцы 3 жестко связаны с валом 1 посредством рычагов 7. Втулки 4 удерживаются на пальцах 3 известными способами, например, при помощи упорных быстросъемных шайб 8.
Вариатор скорости работает следующим образом. Крутящий момент при вращении ведущего вала 1 через рычаги 7 с пальцами 3 снабженными втулками 4, образующими с пальцами 3 шарнир, криволинейные кулисы 6, механизмы свободного хода 5 передается на ведомый вал 2. При взаимодействии втулок 4, расположенных на пальцах 3 и образующих с ними шарнирное соединение, с кулисами 6 осуществляется процесс трения-качения, а не трения-скольжения, что имело место в прототипе. Наружный диаметр втулок 4 равен диаметру пальцев 3, что не повлечет каких-либо дополнительных конструктивных изменений в предлагаемое устройство. Осевому перемещению втулок 4 в процессе передачи крутящего момента будут препятствовать упорные быстросъемные шайбы 8.
Конструкция и использование предлагаемого устройства имеет ряд преимуществ:
- во-первых, за счет трения-качения износ втулок будет незначительным, что положительным образом скажется на прочности, и, как следствие, надежности работы устройства;
- во-вторых, за счет трения-качения увеличится плавность хода, уменьшатся динамические нагрузки, что также положительным образом скажется на прочности, долговечности и надежности устройства;
- в-третьих, за счет трения-качения значительно снизится износ поверхностей криволинейных прорезей кулис, что увеличит долговечность и работоспособность устройства, а, следовательно, его надежность;
- в-четвертых, заменить втулки легче и дешевле, чем заменить пальцы с рычагами и кулисы т.к. в прототипе при наличии терния-скольжения в процессе работы они подвергаются интенсивному износу.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вариатор Н.П.Ефимова | 1981 |
|
SU1199674A1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 1991 |
|
RU2011075C1 |
Вариатор скорости | 1974 |
|
SU892059A1 |
Вариатор Н.П.Ефимова | 1987 |
|
SU1430646A1 |
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ | 2013 |
|
RU2531854C2 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2002 |
|
RU2229643C2 |
КУЛАЧКОВЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2007 |
|
RU2352840C1 |
СПОСОБ БЕССТУПЕНЧАТОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ ДВИЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2391587C1 |
Импульсный вариатор | 1986 |
|
SU1350422A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2124661C1 |
Изобретение относится к машиностроению. Вариатор скорости содержит ведущий и ведомые валы, пальцы, жестко связанные с одним из валов, и механизмы свободного хода, размещенные на втором валу в одной плоскости с криволинейными кулисами. Пальцы снабжены втулками, образующими с пальцами шарнирное соединение, при этом наружный диаметр втулок равен диаметру пальцев. Обеспечивается повышение надежности устройства, увеличение плавности хода, снижение динамических нагрузок вариатора, а также упрощение технического обслуживания вариатора. 3 ил.
Вариатор скорости, содержащий ведущий и ведомые валы, пальцы, жестко связанные с одним из валов, механизмы свободного хода, размещенные на втором валу в одной плоскости с криволинейными кулисами, отличающийся тем, что пальцы снабжены втулками, образующими с пальцами шарнирное соединение, при этом наружный диаметр втулок равен диаметру пальцев.
ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 2007 |
|
RU2331002C1 |
Вариатор скорости | 1974 |
|
SU892059A1 |
KR 1020120135843 A, 17.12.2012. |
Авторы
Даты
2023-12-21—Публикация
2023-06-01—Подача