Изобретение относится к психологии, мануальной медицине и может быть использовано в психотерапевтической и неврологической практике, педиатрии, терапии, спортивной медицине, а также в социальной реабилитации.
Прототипом заявляемого способа в психологическом контексте является публикация Л.Майкла Холла (L.Michael Hall) «Основные постулаты НЛП» [1]. В данной работе отражена суть методики нейролингвистического программирования (НЛП); представлены "базовые пресуппозиции НЛП", с помощью которых устанавливается контроль над собственным сознанием.
Под пресуппозициями в НЛП принято понимать идеи или предположения, которые человек принимает без доказательств, чтобы придать смысл коммуникации. С помощью пресуппозиции происходит управление когнитивными процессами.
Другим прототипом психологической стороны изобретения является публикация Эрик Берн (Eric Berne) «Откуда происходит человеческая энергия» [2]. В данной работе рассматривается теория управления энергией в организме человека, посредством определенного функционирования желез внутренней секреции и головного мозга. Предполагается, что для процесса высвобождения энергии в организме первостепенное значение имеют когнитивные процессы головного мозга, в отличие от желез внутренней секреции, деятельность которых зависит от работы головного мозга, и имеет вторичное отношение к способу высвобожденной энергии в организме.
Наиболее близким прототипом по технической сущности является способ подбора лекарственных препаратов, использующий мануальное мышечное тестирование через индикаторную мышцу (RU 2283028).
Под термином «неадекватность психоэмоциональных переживаний» в первую очередь нужно понимать силу воздействия неадекватных эмоций на собственный организм, что является пусковым фактором в патогенезе многих болезней, в т.ч. болевого синдрома.
Человек в зависимости от характерологических особенностей своей личности, воспринимает окружающую действительность по-своему, с присущими только ему эмоциями и переживаниями. Как показывает практика, неадекватность переживаний генерируется пациентом не столько под воздействием явного стрессового фактора (катастрофа, авария и т.п.), сколько под влиянием собственных умозаключений, на любое субъективное восприятие событий, из окружающей пациента реальности.
Именно поиск способа по определению неоптимального психологического состояния пациента в режиме реального времени и по возможности быстрой ликвидации-нейтрализации «накрученного» психологического фона, который мешает развитию саногенетических процессов и механизмов, натолкнуло автора на создание данного способа.
Целью заявляемого изобретения является диагностика неадекватных психоэмоциональных переживаний (в дальнейшем - переживаний) и коррекция их определенным лечебно-коррекционным воздействием, с использованием в диагностических целях мануального мышечного теста.
Суть способа: Врач использует мануальный мышечный тест для выявления неадекватных эмоций пациента и определения биологически активных точек и фраз, нейтрализующих эту неадекватность, что составляет основу лечебно-коррекционного/гетеросуггестивного воздействия, которое проводится первично в течение 30 секунд, оптимизируя общее состояние пациента и его эмоциональную сферу в частности, с последующим повторением в зависимости от силы неадекватных эмоций.
Мануальный мышечный тест (ММТ) проводится с использованием индикаторной мышцы, отвечающей определенным критериям: мгновенным изменением тонуса мышцы - из силы в слабость и наоборот - при положительной провокации [3].
В заявляемом способе для проведения ММТ используется m.Serratus anterior; пациента просят занять исходное положение: стоя (можно сидя), не сгибая верхнюю конечность в локтевом суставе, пациента просят удерживать ее в положении абдукции в 90°, и небольшой супинацией в 30° - положение, при котором данная мышца находится в состоянии сокращения максимального числа волокон. Из исходного положения, пациента просят увеличивать абдукцию с силой ниже средневозможной, равномерно, в течение 3-5 с, на 10-15° - на столько возможно увеличение аддукции с помощью m.Serratus ant., которая происходит за счет ротации лопатки. Врач, стоя лицом к пациенту, фиксирует своей ладонной поверхностью дистальную треть предплечья пациента, препятствуя увеличению угла абдукции пациентом, уравновешивает мускульные усилия с ним, тем самым происходит изометрическое напряжение, в первую очередь, тестируемой мышцы; через 1-2 с врач быстро увеличивает на 5-10% мускульное усилие в направлении аддукции верхней конечности пациента, тем самым определяется способность m.Serratus ant. к противодействию.
Провокация считается положительной, если сильная индикаторная мышца, находясь в изометрическом сокращении, теряет способность уравновешивать возросшую на 5-10% нагрузку и мгновенно слабеет.
Заявляемый способ состоит из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых используется мануальный мышечный тест.
На первом этапе: устанавливают контакт с пациентом, в целях распознавания явно демонстрируемых и трудно прослеживаемых переживаний; с сочувствием выслушивают все жалобы пациента, с позиции уважения к его «модели мира» - его взгляду на реальную действительность;
доступным способом объясняют пациенту, что собственные, но неадекватные по силе переживания, являются серьезным психотравмирующим фактором, которые вызывают различные нарушения в здоровье, в т.ч. болевой синдром; объясняют ситуации, которые симулируют «нагнетание» неадекватных эмоций, как правило, сопряженные с отсутствием опыта по решению и/или выходу из определенной ситуации; объясняют пациенту суть мануального мышечного теста; все выявленные у пациента переживания оцениваются на неадекватность.
Непосредственно перед проведением мануального мышечного теста (ММТ), пациента просят сконцентрировать свое внимание на одном из предполагаемых переживаний, которое, по мнению пациента или врача, может иметь свойства неадекватности. Если конкретное переживание, воспроизведенное пациентом, вызвало положительную реакцию ММТ, то выносится заключение о неадекватности данного переживания.
Затем пациента просят сконцентрировать свое внимание на другом переживании, и вновь проводят ММТ на определение неадекватности данного переживания. Таким образом, проводят исследование всех переживаний пациента на неадекватность.
Если неадекватных эмоций больше одной, проводят второй этап заявляемого способа - диагностируют доминирующую неадекватную эмоцию: путем простого перечисления всех выявленных неадекватных переживаний и отслеживанием явной положительной реакции мануального мышечного теста только на одно из них. Данное переживание будет считаться доминирующим, среди всех выявленных на неадекватность.
На третьем этапе - проводят подбор фраз, нейтрализующих положительную реакцию мануального мышечного теста, спровоцированную доминирующей неадекватной эмоцией. Подбор фраз осуществляют из связки личных местоимений и глаголов, характеризующих предполагаемое эмоциональное состояние пациента, например,: «Я боюсь», «Я переживаю», «Я надеюсь», «Я хочу», «Я стремлюсь», «Я могу» и т.д., которые произносит пациент, вдумываясь в содержание произносимых фраз. Обычно достаточно трех-четырех фраз, для достижения лечебно-коррекционного результата.
По фразам, на которые произошла нейтрализация положительного мануального мышечного теста, проводят оценку предполагаемых мотиваций и доминирующей генерации эмоциональной сферы пациента.
На четвертом этапе - проводят подбор биологически активных точек (БАТ), нейтрализующих выявленную доминирующую неадекватность переживания. Как правило, такие БАТ расположены на дистальных участках конечностей: на каналах-меридианах предплечья и кисти - P, Gi, C, Ig, MC, TR; голени и стопы - Е, RP, R, V, VB, F, соответственно.
Существует тесная связь между БАТ, распложенных в энергетических каналах-меридианах, и психоэмоциональной сферой; отмечено, что в состоянии различного эмоционального напряжения площадь отдельных точек настолько увеличивается, что образуются целые участки на поверхности конечностей (RU 2100998).
На пятом этапе - проводят гетеросуггестивное (оно же лечебно-коррекционное) воздействие, состоящее из фраз и БАТ, нейтрализующих доминирующую эмоциональную неадекватность.
В зависимости от силы выраженности неадекватных эмоций, проводят гетеросуггестивное воздействие троекратно, по 30 секунд, в зависимости от выраженности неадекватных эмоций, с перерывом на 1-2 мин для осмысления пациентом полученной информации и промежуточной оценки результата, после чего выдают заключение с рекомендациями по использованию лечебно-коррекционных воздействий, проводимых в дальнейшем пациентом самостоятельно.
Если неадекватная эмоция была нейтрализована за первое 30-и секундное воздействие, то выносят заключение о слабой силе эмоциональной неадекватности.
При нивелировании эмоциональной неадекватности после двукратного гетеросуггестивного воздействия, выносят заключение об умеренной эмоциональной неадекватности.
При ликвидации неадекватных переживаний только после троекратного лечебно-корректирующего воздействия, выносят заключение о сильной эмоциональной неадекватности.
При сохранении свойств неадекватных эмоций после троекратного гетеросуггестивного воздействия, выносят заключение о чрезмерной силе неадекватности психоэмоциональных переживаний.
В рекомендациях отражают приемы аутогетеросуггестии, которые пациент будет проводить самостоятельно, с лечебно-профилактической целью, в зависимости от «всплытия» - воспоминания в сознании пациента неадекватных эмоций; в этот момент времени пациент должен массировать рекомендуемые БАТ и вербально или невербально воспроизводить фразы, до тех пор, пока сознание не освободится от данного эмоционального переживания или не «переключится» на другую мысль.
Достигнутые результаты: в большинстве случаев отмечалось клиническое улучшение уже после 1 сеанса, в т.ч. происходило значительное снижение болевого синдрома. Как правило, доминирующая неадекватность нивелировалась за 2-3 сеанса.
Максимальная выраженность лечебного эффекта напрямую зависела от выполнения пациентом аутогетеросуггестивных воздействий, направленных на нейтрализацию неадекватных эмоций, и силы неадекватных эмоций.
Заявляемый способ особенно эффективен в нейтрализации неадекватных эмоций, связанных с событиями, в результате которых человек утерял жизненные позиции: смысл жизни, работа, любимые, семья, друзья.
Осложнений от применения заявляемого способом - не отмечено.
После проведения диагностически-лечебных мероприятий, выносят заключение о: силе неадекватности эмоциональных переживаний («слабая неадекватность», «умеренная неадекватность», «сильная неадекватность», «чрезмерная неадекватность»), значимости эмоциональных переживаний («доминирующая неадекватность», «недоминирующая неадекватность») и дают рекомендации пациенту по частоте («редкое», «периодическое», «частое» и «достаточно частое») и продолжительности («краткое» - 10-30 сек, «средней длительности» - 1-1,5 мин, «длительное» - 2-3 мин и более) применения лечебно-коррекционных воздействий, в зависимости от силы и значимости неадекватности эмоциональных переживаний, соответственно.
При использовании заявляемого способа положительный эффект в коррекции - лечении среднесложных психоэмоциональных состояний пациентов достигался в 97%; только при негативном отношении пациента к данному способу, и более сложных в патогенетическом плане случаях, статистические показатели снижались.
Пример: Пациентка с ДЗ: Люмбоишиалгический синдром 3-4 степени (по 5-балльной шкале) клинических проявлений, на фоне грыжевой парамедиальной 6 мм протрузии межпозвонкового диска LIV и раздражением корешка L5.
После сбора анамнеза и диагностики неадекватного и доминирующего эмоционального переживания, связанного с выраженным болевым синдромом и предполагаемой жизненной перспективой, были определены нейтрализующие неадекватную силу эмоций фразы: «Я устала», «Я боюсь», «Я могу», которые были рекомендованы пациентке для повторения, с одновременным массированием биологически активных точек Gill, билатерально. Неадекватность эмоций нейтрализовалась после троекратного гетеросуггестивного воздействия.
После 1 сеанса - произошло снижение выраженности болевого синдрома до 2 степени (т.е. на 1 степень). На повторных сеансах, на фоне проводимого в домашних условиях аутогетеросуггестивного воздействия, отмечена «нейтрализация» неадекватных эмоций. Через неделю при дополнительном неврологическом исследовании отмечено значительное снижение раздражения корешка L5, снижение выраженности болевого синдрома до 1-2 степени клинических проявлений, что соответствовало значительному улучшению качества жизни.
Данное изобретение является новым патогенетическим методом диагностики и коррекции неадекватных по силе психоэмоциональных переживаний (ПЭП). В данном случае ПЭП рассматривается как разновидность внутриличностного конфликта, посттравматического стрессового расстройства, хронического невротического расстройства.
Заявляемый способ отличается информативностью, безопасностью, относительной простотой в применении не только в практике мануального терапевта, что позволяет повысить эффективность лечения пациентов с неадекватными эмоциональными переживаниями, в т.ч. протекающими с болевым синдромом, как в стационарных, так и в амбулаторных условиях, и помогает пациенту формировать: психоустойчивость по отношению к неадекватным эмоциям, навыки по выходу из эмоционально неадекватных состояний.
Ближайшим аналогом является способ коррекции психологического состояния, который включает психодиагностику путем определения оператором жизненных целей пациента; оператор, выслушивая рассказ пациента о волнующих его проблемах, устанавливает иерархию открыто демонстрируемых жизненных целей пациента, выделяет из этой иерархии 1-5 доминирующих жизненных целей, открыто демонстрируемых пациентом в процессе рассказа, затем оператор выявляет скрытые жизненные цели пациента, связанные с выделенными открыто демонстрируемыми жизненными целями, устанавливает иерархию значимости для пациента выявленных скрытых жизненных целей, определяет доминирующую скрытую жизненную цель пациента и предлагает пациенту реализацию этой цели (RU 2285545).
В отличие от данного способа (RU 2285545), в заявляемом способе иерархия целей, мотивов и неадекватных эмоций диагностируют с помощью мануального мышечного теста, что является в выявлении причин, поддерживаемых патогенез заболевания, более точной оценкой и менее субъективной.
Известен способ психологического воздействия, заключающийся в том, что оператор-ритмолог сначала проводит беседу с пациентом, концентрируя его внимание на проблеме здоровья в данный момент времени, в ходе беседы фиксирует повторяемые пациентом слова и определяет характер причины проблемы здоровья - обида или страх, или то и другое одновременно, после чего в зависимости от характера причины проблемы оператор-ритмолог выбирает соответствующие звукосочетания-ритмы, в которых упоминается зафиксированное оператором слово, и вместе с пациентом прочитывает его вслух (RU 2002118752).
Главный недостаток данного способа (RU 2002118752) способ не предусматривает анализ и осознание причины существования проблемы.
Известен способ оздоровления человека путем коррекции психологического состояния, технический результат которого состоит в разрыве психологической связи отрицательных событий в жизни пациента с его настоящим состоянием и последующем обучении выбору правильных решений. Сущность изобретения: способ состоит из трех этапов, на каждом из которых используют приемы введения пациента в состояние измененного сознания. На первом этапе добиваются явного снижения эмоциональной и детальной окраски воспроизведения в памяти пациента психотравмирующей ситуации. На втором этапе развивают сенсорные ощущения и обучают соотносить их с фактом подтверждения правильности предлагаемой информации. На третьем этапе обучают самостоятельно выбирать модель поведения и прослеживают достижения положительного результата (RU 2096046).
Недостатком известного способа (RU 2096046) лечения больных с невротическими расстройствами является его длительность, формирование зависимости от психотерапевта, необходимость введения пациента в состояние измененного сознания.
Известен способ психотерапии заболеваний, который включает три этапа: на первом - проведение психодиагностических тестов, выявление особенностей личности, проведение восстановительной терапии, корректирующей соматическое состояние больного. На втором этапе сеансы коллективной психотерапии проводят ежедневно в течение шести дней, при этом каждый сеанс состоит из трех частей: в первой части проводят тематическую дискуссию, во второй части осваивают элементы аутогенной тренировки, в третьей части - гипнотерапию с суггестивным закреплением рациональных выводов тематической дискуссии. При этом в первый день сеанс коллективной психотерапии посвящен теме осознания пациентами наличия у них психической зависимости и необходимости ее подавления, во второй день - теме переориентации сознания на жизнь баз психической зависимости и личностную ответственность за сделанный выбор, в третий день - теме выявления и предупреждения предстрессовых состояний и стресса, в четвертый день - теме одиночества, в пятый день - теме осознания смысложизненных ориентаций, поиску и мотивации индивидуальной жизненной цели, в шестой день - теме профилактики и предупреждения возможности рецидива, при этом аутогенная тренировка в шестой день включает имаго терапевтический процесс выявления алкогольной субличности пациента, ее "смерти" и "захоронения" (RU 2198690).
Этот способ характеризуется исключительной сложностью и длительностью; обязательным является введение в гипнотическое и трансовое состояния, пациенты должны овладеть специальными, весьма непростыми, методиками; существует также вполне реальная опасность негативных последствий в результате гипнотических сеансов, как правило, возникает выраженная зависимость пациента от психотерапевта.
Заявляемый способ, в отличие от двух предыдущих (RU 2096046) и (RU 2198690), достаточно эффективен в лечении пациентов с психоэмоциональными расстройствами средней степени выраженности, при относительно малых временных затратах, прост для пациента в воспроизведении рекомендаций. Способ позволяет исключить введение пациента в состояние измененного сознания, кодировку и т.п., предотвращая связанное с этим возникновение возможных негативных последствий.
Наиболее близким по технической сущности выполнения мануального мышечного тестирования (ММТ) является способ подбора лекарственных препаратов с помощью ММТ, когда ослабленная мышца используется в качестве индикатора для подбора лекарственных средств (RU 2283028).
В заявляемом способе так же используется ММТ, но в отличие от (RU 2283028) проводится оценка не химической, а ментальной/психической составляющей «триады здоровья» [3], а также приведено описание ММТ по конкретной индикаторной мышце - m.Serratus anterior.
Источники информации
1. Л.Майкл Холл (L. Michael Hall) Основные постулаты НЛП // Элитариум - Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru). от 28 февраля 2006.
2. Эрик Берн (Eric Berne) Откуда происходит человеческая энергия. // Элитариум - Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru). от 20 апреля 2006.
3. Шмидт И.Р. Введение в прикладную кинезиологию (Лекция первая) // Мануальная терапия. - Новокузнецк, 1994. - №8. - с.30-36.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ | 2014 |
|
RU2561004C1 |
СПОСОБ ГАРМОНИЗАЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2008 |
|
RU2373965C1 |
Способ коррекции психоэмоционального состояния пациента | 2021 |
|
RU2789961C1 |
Способ лечения психосоматических проявлений дорсопатий при заболеваниях опорно-двигательного аппарата | 2024 |
|
RU2823158C1 |
Способ информационного, психоэмоционального и ассоциативного воздействия на состояние человека | 2018 |
|
RU2715190C2 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ | 2002 |
|
RU2233179C1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | 2011 |
|
RU2474439C1 |
Способ выбора тактики лечения психического расстройства | 2019 |
|
RU2697976C1 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ | 2009 |
|
RU2429025C2 |
Способ интегративной психологической коррекции психоэмоционального состояния | 2022 |
|
RU2812845C1 |
Изобретение относится к психологии, мануальной медицине и может быть использовано в психотерапевтической и неврологической практике, педиатрии, терапии, спортивной медицине, а также в социальной реабилитации. Проводят мануальный мышечный тест, выявляют неадекватные по силе эмоции пациента с помощью мануального мышечного теста и определяют биологически активные точки (БАТ) и фразы, нейтрализующие эту неадекватность. Проводят суггестивное воздействие, состоящее из произношения выявленных фраз, а также оказывают воздействие на БАТ, нейтрализующие доминирующую эмоциональную неадекватность, что составляет основу лечебно-коррекционного воздействия, которое повторяют в зависимости от выраженности неадекватности психоэмоциональных переживаний. Способ заключается в формировании психоустойчивости по отношению к неадекватным эмоциям, навыков по выходу из эмоционально неадекватных состояний и обеспечивает эффективность в лечении пациентов с психоэмоциональными расстройствами при малых временных затратах.
Способ диагностики и коррекции неадекватных психоэмоциональных переживаний человека, отличающийся тем, что проводят мануальный мышечный тест (ММТ) с индикаторной мышцей m. Serratus anterior, диагностируют неадекватные переживания человека, выявляют доминирующее неадекватное переживание при наличии положительной реакции ММТ, затем проводят подбор фраз, нейтрализующих положительную реакцию ММТ, спровоцированную доминирующей неадекватной эмоцией, причем подбор фраз осуществляют из связки личных местоимений и глаголов, характеризующих предполагаемое состояние пациента, по фразам, на которые произошла нейтрализация положительного ММТ; после чего проводят подбор биологических активных точек (БАТ), расположенных на дистальных участках конечностей, воздействие на которые позволяет нейтрализовать выявленную доминирующую неадекватность переживания; проводят суггестивное воздействие троекратно, по 30 с, состоящее из произношения выявленных фраз, а также оказывают воздействие на БАТ, нейтрализующие доминирующую эмоциональную неадекватность.
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2004 |
|
RU2285545C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПУТЕМ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 1997 |
|
RU2096046C1 |
1999 |
|
RU2158612C1 | |
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ Ю.А | |||
Психические пограничные расстройства | |||
- M., 2000 | |||
СОБЧИК Л.Н | |||
Психодиагностика и психотерапия | |||
- М., 2001. |
Авторы
Даты
2009-09-10—Публикация
2007-11-14—Подача