СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА Российский патент 2024 года по МПК F25B11/00 F04B41/00 F17D1/04 

Описание патента на изобретение RU2814145C1

Изобретение относится к области нефтегазовой промышленности и может быть применено при транспортировке компримированного природного газа (далее - газа) по магистральным трубопроводам, участки которого пересекают водные преграды в северных климатических зонах с участками вечномерзлых грунтов.

Газ, транспортируемый по магистральным газопроводам подземного типа, пролегающим на участках с вечномерзлыми грунтами, должен иметь круглогодичную отрицательную температуру по шкале Цельсия для предотвращения растепления прилегающего грунта. Для снижения температуры газа в летний и межсезонный (апрель-май, сентябрь-октябрь) периоды применяются различные установки - аппараты воздушного охлаждения (АВО) газа и станции охлаждения газа (СОГ). В зимний период снижение температуры газа обеспечивается только за счет (АВО) газа.

Известны различные способы и установки для охлаждения газа, компримированного газоперекачивающими агрегатами (ГПА) на компрессорных станциях (КС): Установка для охлаждения природного газа на компрессорных станциях [Установка для охлаждения природного газа на компрессорных станциях, заявка: (21)2019115630, (22)21.05.2019 (19)RU (11)2709998 (13)С1], Способ охлаждения сжатого газа [Способ охлаждения сжатого газа, заявка: (21)1289290, (22)11.12.1968 (19)SU (11)299668 (13)А1], Система охлаждения природного газа на компрессорной станции [Система охлаждения природного газа на компрессорной станции, заявка: (21)4759289, (22)14.11.1989 (19)SU (11)1702122 (13)А1], Способ охлаждения природного газа [Способ охлаждения природного газа, заявка: (21)3533786, (22)06.01.1983 (19)SU (11)1158829 (13)А1], Установка для охлаждения природного газа [Установка для охлаждения природного газа, (21)2651002, (22)31.08.1978 (19)SU (11)7233221 (13)А1].

Наиболее близкое по технической сущности к заявленному способу - Установка для охлаждения природного газа на компрессорных станциях [RU 2709998].

Недостатком всех вышеперечисленных известных способов и установок для охлаждения газа, является то, что для понижения температуры газа, необходимо расходовать дополнительную энергию на снижение температуры газа, осуществляя отбор топливного газа на собственные нужды, а также использовать дополнительные установки такие как АВО газа и СОГ на КС. При этом увеличиваются материальные затраты на их содержание и обслуживание.

Задача, на решение которой направлено заявленное решение, заключается в попеременном охлаждении газа на участках магистрального газопровода в основной и резервной нитках подводных переходов в северных климатических зонах, в межсезонные периоды: апрель-май и сентябрь-октябрь. Эти периоды характеризуются тем, что температура воды на глубинах проложенного магистрального газопровода находится в диапазоне от плюс 1°С до плюс 1,8°С. Транспорт газа, по одной из ниток подводного перехода магистрального газопровода останавливается, охлаждается до температуры воды на глубине пролегания газопровода, и в последующем дополнительно охлаждается за счет дросселирования через байпасные краны, например перепад давления из трубы диаметром 300 мм в трубу диаметром 1000 мм, что позволяет получить дополнительное снижение температуры газа до отрицательных значений в диапазоне от минус 0,1°С до минус 1,6°С.

Технические результаты заявленного изобретения:

- уменьшение времени работы установок, участвующих в процессе охлаждения газа в межсезонные периоды;

- уменьшение материальных и топливо-энергетических затрат на транспортировку природного газа.

Указанный технический результат достигается тем, что в межсезонные периоды, транспортируемый природный газ получает дополнительное охлаждение от естественной окружающей среды - водной преграды, через которую проложен подводный участок магистрального газопровода и процесса дросселирования.

Способ поясняется с помощью фиг. 1-3. На фиг. 1 представлена схема работы магистрального газопровода через основную нитку. На фиг. 2 представлена схема работы магистрального газопровода при дросселировании. На фиг. 3 представлена схема работы магистрального газопровода через резервную нитку.

Транспортируемый газ останавливается в резервной нитке 1 (фиг. 1) путем закрытия крана Кр22Р 2 и находится в таком положении, охлаждаясь до температур из диапазона от плюс 1,0°С до плюс 1,8°С. Транспорт природного газа при этом осуществляется через основную нитку 3, кран Кр2 4 открыт.

Когда температура газа в резервной нитке 1 (фиг. 2) достигает диапазона от плюс 1,0°С до плюс 1,8°С, используется процесс дросселирования -открывается байпасный кран Кр22Б 5, и происходит дальнейшее понижение температуры газа до отрицательных температур в диапазоне от минус 0,1°С до минус 1,6°С. Затем схема работы меняется на транспорт природного газа из основной нитки 3 (фиг. 3), при этом газ в основной нитке 3 перекрывается (краны Кр2 4 и Кр2Б 6 закрыты) и оставляется, охлаждаясь до температур из диапазона от плюс 1,0°С до плюс 1,8°С. Охлажденный газ из резервной нитки 1 поступает в основной магистральный газопровод через кран Кр22Р 2. Процесс дросселирования через байпасный кран Кр2РБ 5 работает аналогично байпасному крану Кр2Б 6 по схеме на фиг. 1.

Вне зависимости от применяемой схемы работы магистрального газопровода краны Кр22РБ 7, Кр22Р 8, Кр12Р 9 - закрыты; краны Kp1P 10, Kp11P 11 и Kp1 12 - открыты.

Такой попеременный останов и отбор газа из резервной нитки 1 и основной нитки 3 по схемам на фиг. 1-3 позволяет непрерывно транспортировать газ в отрицательных значениях температур на протяжении длительного времени, обусловленного пониженной температурой водной преграды в межсезонном периоде. Дальнейшее повышение температуры воды в подводном переходе выше плюс 1,8°С не позволяет транспортировать газ в отрицательном диапазоне температур на выходе из перехода. В этом случае задействуются дополнительные АВО газа и СОГ.

Новизна заявленного технического решения обусловлена тем, что охлаждение транспортируемого газа через водные преграды, происходит за счет естественных условий окружающей среды - низкой температуры воды на участке подводного перехода. В отличие от известных способов и установок для охлаждения газа, заявленный способ в межсезонные периоды не требует дополнительных материальных и топливо-энергетических затрат на охлаждение транспортируемого газа, а также не требует включения установок АВО газа, СОГ на КС.

По данным научно-технической и патентной литературы авторам не известна заявленная совокупность признаков, направленная на достижение поставленной задачи снижения температуры транспортируемого газа без использования дополнительных установок и топливо-энергетических затрат на их работу, и это решение не вытекает с очевидностью из известного уровня техники.

Пример практического применения.

Описанный способ охлаждения природного газа, находящегося в подводном переходе, был применен в весенний период с 29.04.2022 по 07.05.2022 на участке подводного перехода км123,3 - км194,8 «Байдарацкая губа» системы магистрального газопровода «Бованенково-Ухта» на крановом узле КУ6 в течении 191 часа. Попеременно останавливался транспорт газа в резервных и основных участках МГ подводного перехода. Температура газа при этом на КУ6 находилась в диапазоне от минус 0,1°С до минус 0,6°С, что позволило отложить пуск 4-х ГПА на КС «Ярынская» в расчетом периоде.

За период использования на КС «Ярынская» расход топливного газа на четырех ГПА составил 0 м3/час, а без применения предложенного способа за равный период использования расход ранее составил 3274 м3/час.

За счет снижения расхода топливного газа ГПА на КС «Ярынская» был получен фактический экономический эффект в размере 9,98 млн рублей.

Похожие патенты RU2814145C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБОГРЕВА ПРИРОДНОГО ГАЗА ПРИ РЕДУЦИРОВАНИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2021
  • Карусевич Аркадий Владимирович
  • Седов Владислав Андреевич
  • Чихичина Елена Петровна
RU2756829C1
СИСТЕМА ТЕПЛОВОДОСНАБЖЕНИЯ КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ 2016
  • Чучкалов Михаил Владимирович
  • Галикеев Артур Рифович
RU2686249C2
Способ откачки природного газа из отключенного участка газопровода 2022
  • Зеваков Александр Николаевич
  • Цишевский Кирилл Анатольевич
  • Попов Павел Викторович
  • Горячев Дмитрий Николаевич
  • Смоляков Андрей Николаевич
  • Фёдоров Виктор Анатольевич
RU2785793C1
Нефтегазохимический кластер 2017
  • Мнушкин Игорь Анатольевич
RU2652028C1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ КОМПРИМИРОВАННОГО ГАЗА 2020
  • Дмитрук Владимир Владимирович
  • Касьяненко Алексей Александрович
  • Кравченко Игорь Владимирович
  • Ковинченко Евгений Борисович
  • Балько Роман Валерьевич
RU2757518C1
СПОСОБ ОТКАЧКИ ГАЗА ИЗ ОТКЛЮЧЕННОГО УЧАСТКА ГАЗОПРОВОДА И МОБИЛЬНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОТКАЧКИ ГАЗА 2007
  • Жуков Александр Викторович
RU2330182C1
Многоцеховая компрессорная станция 1981
  • Юнкер Борис Мартынович
SU1008567A1
Способ откачки газа из отключенного участка коридора магистральных газопроводов 2022
  • Усманов Рустем Ринатович
  • Чучкалов Михаил Владимирович
  • Сорвачев Александр Владимирович
RU2787080C1
СПОСОБ ВЫТЕСНЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИХ УСТРОЙСТВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ В МНОГОНИТОЧНОМ ИСПОЛНЕНИИ 2019
  • Бантос Андрей Сергеевич
  • Кибердин Дмитрий Васильевич
  • Сюлемез Сергей Николаевич
RU2728112C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОТКАЧКИ ГАЗА ИЗ ОТКЛЮЧЕННОГО УЧАСТКА ГАЗОПРОВОДА В ДЕЙСТВУЮЩИЙ ГАЗОПРОВОД 1997
  • Бадашканов Т.К.
  • Бадашканов К.Б.
RU2135885C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 814 145 C1

Реферат патента 2024 года СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА

Изобретение относится к области нефтегазовой промышленности и может быть применено при транспортировке компримированного природного газа по магистральным трубопроводам, участки которых пересекают водные преграды в северных климатических зонах с участками вечномерзлых грунтов в межсезонные климатические периоды апрель-май и сентябрь-октябрь. Природный газ, находящийся в основной и резервных нитках в подводном участке магистрального газопровода, попеременно охлаждается до температуры воды на глубине залегания газопровода в диапазоне от плюс 1°С до плюс 1,8°С в одной из ниток. При дальнейшем дросселировании - отборе охлажденного газа через байпасный кран - температура транспортируемого газа снижается до отрицательных температур из диапазона от минус 0,1°С до минус 1,6°С. Технические результаты заявленного изобретения - уменьшение времени работы установок, участвующих в процессе охлаждения газа в межсезонные периоды, и уменьшение материальных и топливно-энергетических затрат на транспортировку природного газа. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 814 145 C1

Способ охлаждения природного газа, заключающийся в снижении температуры транспортируемого природного газа в межсезонные периоды в северных климатических зонах до температур из диапазона от минус 0,1°С до минус 1,6°С за счет попеременного останова и отбора транспортируемого газа в резервных и основных нитках подводного перехода, его охлаждения в подводном переходе с последующим процессом дросселирования при отборе в основной магистральный газопровод.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2814145C1

МАГНИТОСТРИКЦИОННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ОБРАТНОЙ АКУСТИЧЕСКОЙ СВЯЗЬЮ 0
SU148609A1
Способ транспорта природного газа 1976
  • Галиуллин Загидулла Талипович
  • Ибрагимов Габдрауф Закирович
  • Карпов Сергей Всеволодович
  • Чириков Кирилл Юрьевич
SU652406A1
Система компримирования и охлаждения газа 1990
  • Косачев Владимир Петрович
  • Изотов Николай Иванович
  • Барцев Игорь Владимирович
SU1753184A1
Динамометр для испытания, например, шелковой нити 1960
  • Фаерман В.Т.
SU133252A1
CN 0207599346 U, 10.07.2018.

RU 2 814 145 C1

Авторы

Салтыков Роман Игоревич

Каплин Иван Александрович

Костюков Максим Викторович

Каспиев Георгий Валерьевич

Коротков Антов Владимирович

Саломатин Петр Андреевич

Даты

2024-02-22Публикация

2023-05-18Подача